Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класс (Школа 2100)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа по ИЗО для 1 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования примерной основной образовательной программы "Изобразительное искусство" (авторы: О.А.Куревина;Е.Д.Ковалевская)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_klassshkola_2100.docx | 70.51 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п.г.т. Уренгой Пуровского района
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 А. тел.(факс) 34934 9-31-77
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 1», п.г.т. Уренгой Пуровского района _________ / А.С. Волокитина / Приказ № 178 от « 01 » сентября 2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Искусству (изобразительное искусство),
1 класс (Школа 2100)
Учитель: Рыкова Наталья Николаевна,
первая квалификационная категория
«Согласовано» Рассмотрено на заседании
Заместитель директора по методического объединения
воспитательной работе учителей ИЗО, музыки
___________/Е.В.Федака/ технологии и черчения
Руководитель МО:
____________/Н.Н. Рыкова/
Протокол №____от
«______» августа 2012 г.
2012 – 2013 учебный год
II. Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования примерной основной образовательной программы «Изобразительное искусство». Авторы программы: О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская.
Актуальность: программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Характеристика особенностей программы:
Предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально – ценностного отношения к миру. Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го класса представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития школьников, воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительного искусства.
- Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
- Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических знаний.
Основной способ получения знаний – деятельный подход . Ребёнок должен понимать значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом первоклассник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально – образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
- Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
- Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий.
- Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Цель курса: общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно – творческой деятельности школьников:
- Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
- Воспитания в детях эстетического вкуса;
- Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте;
- Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства;
- Развитие воображения и зрительной памяти;
- Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности;
- Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах;
- Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Задачи курса:
- Расширение художественно – эстетического кругозора;
- Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;
- Приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контакте с различных видов искусства;
- Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе и экспериментирование и работа в смешанной технике;
- Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
- Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства;
- Воспитание зрительской культуры.
Программа по изобразительному искусству направлена на формирование личностных, метапредметных и универсальных учебных действий.
Программа изучается на базовом уровне
Методы, формы и технологии решения поставленных задач.
Основными принципами обучения являются:
- сознательность, активность и самостоятельность;
- наглядность;
- системность, последовательность и комплексность;
- обучение на высоком уровне трудности;
- прочность формирования знаний, умений, навыков;
- групповой и индивидуальный принципы в обучении.
Формы организации учебно-воспитательной деятельности:
- Урок: вводный, изучение нового материала, комбинированный, обобщающий, учетно-повторительный.
Методы обучения:
- Устное изложение учебного материала. Виды: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.
- Обсуждение изучаемого материала. Виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.
- Демонстрация.
- Упражнение.
- Самостоятельная работа.
Основные методы воспитания: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.
Педагогические технологии:
- Личностно – ориентированная;
- Здоровьесберегающие технологии (ЗОТ): организационно-педагогические технологии (ОПТ); психолого-педагогические технологии (ППТ); учебно-воспитательные технологии (УВТ).
Обоснование выбора УМК
Учебно – методический комплект, выпускаемый издательством «Баласс» (Москва), включает в себя учебники для учащихся и методическое пособие для учителя, авторы: О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Выбранный УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Изобразительное искусство» в средней школе. В яркой, образной форме учебники последовательно раскрывают содержание предмета, соответствуют принципу системности изучения материала. Данный УМК рассмотрен и рекомендован к использованию методическим объединением учителей музыки, ИЗО, технологии и черчения (протокол заседания МО №5, от 06.04. 2011 г)
Программа рассчитана на 33 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение коллективных творческих работ - 5; практических творческих работ – 16; исследовательских работ - 1; самостоятельных работ – 1.
III. Учебно – тематический план
№ п\п | Тема раздела, урока (тип урока) | К-во час. | Дата урока | Цели и задачи раздела, урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Используемые пед. технологии | Примечание (Элементы содержания, Вид контроля. Измерители. Практическая работа на уроке в раб. тетради) |
1 | «Дружные соседи». Рисование цветными карандашами (комбинир.) | 1 | Цель: научить наносить штриховку цветными карандашами. Задачи: 1. Формировать навыки и умения организации рабочего места; 2. Развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве; 3. Воспитывать интерес к предмету. | Знать: названия художественно-графических материалов, их свойства и назначение. Уметь: -самостоятельно аккуратно выполнять графические приёмы (обводить линии) с помощью цветных карандашей, фломастеров; -под контролем учителя организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы; -правильно пользоваться средствами художественной деятельности; -объяснять какие цвета любимые и почему нравятся; - рисовать забавные фигурки, вырезать и наклеивать их. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Художественно-графические материалы, их названия, свойства, назначения. Виды деятельности: раскрашивание клеток, обводка линий, рисование забавных фигурок, вырезание и наклеивание. Составление рассказов о дружных соседях. Текущий. Практи-ческая работа. Анализ работ С.2-3 | |
2 | «Городок». Рисование животных простым карандашом с последующей обводкой фломастером (комбинированный) | 1 | Цель: научить технике работы фломастерами. Задачи: 1. Формировать навыки и умения организации рабочего места; 2. Развивать графические навыки и умения; 3. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и ножницами | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисунку Текущий. Практическая работа. С.4-5 | ||
3 | «Загадочный фазан». Рисование цветными карандашами (введение новых знаний) | 1 | Цель: учить технике акварельной живописи. Задачи: 1. Формировать навыки и умения при смешивании красок (основные цвета); 2. Развивать художественные навыки и умения, наблюдательность; 3. Содействовать воспитанию эстетической восприимчивости. | Знать: -название главных и составных цветов; -стишок-подсказку о семи цветах радуги. Уметь: -самостоятельно аккуратно выполнять графические приёмы; - выполнять задания по цветоведению, на размышление; - передавать характерные особенности цветов радуги, форму перьев хвостовой части фазана; -наносить штриховку по направлению стрелок; - закрашивать квадраты любимым цветом; -рассуждать и объяснять выбор цвета фигуры птички и фона изображения. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, узор, приёмы рисования. Знакомство с основами цветоведения. Виды деятельности: раскрашивание рисунка; обводка линий. Составление рассказа о радуге. Текущий. Практическая индивидуальная работа С.5-6 | |
4 | «Чудо-дерево». Рисование карандашами и фломастерами. (закрепление учебных действий) | 1 | Цель: научить детей правилам симметрии и композиционного размещения выполняемой работы. Задачи: -формировать навыки композиционного решения; -развивать графические и художественные навыки; -способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия; -воспитывать чувство коллективизма. | Знать: цвета радуги Уметь: -рисовать фазана и раскрашивать; -воплотить замысел в своей творческой работе; -использовать в работе разнообразные художественные материалы и инструменты ( простой, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей); -определять тему работы и способы её выполнения; -располагать вырезанные заготовки(листочки и фазан) на рисунке (ветка) | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Декоративное оформление и отделка изделий. Процесс труда: планирование, организация рабочего места. Творческая работа по замыслу и способы её выполнения. Чувство симметрии. Цветоведение Практи-ческая коллективная работа – создание панно. Анализ работ С.7-8 | |
5 | «Коврик». Изучение линий. (введение новых знаний) | 1 | Цель: дать понятие линии(«мягкие» и «жёсткие»). Задачи: -учить изображать линией на плоскости; -развивать умение видеть линии в окружающем нас мире; -воспитывать бережное отношение к своему труду | Знать: цвета радуги, чем отличается орнамент от узора. Уметь: - передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета; -самостоятельно аккуратно выполнять графические приёмы, раскрашивания коврика, узора на нём; -применять в работе цветные карандаши. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Использование линий разной толщины и характера. Обводка, описание, сравнение линий. Повторение цветов радуги. Работа по схеме. Выполнение узора для коврика и раскрашивание по цветам радуги. Текущий. Индивидуальная работа. Рисунок коврик с узором – творческое задание С.8-9 | |
6 | «Солнечный денёк». Работа с линиями. Сюжетный рисунок – сценка с животными. (комбинированный) | 1 | Цель: продолжить знакомство с понятием линии («мягкие» и «жёсткие»), орнамент и узор. Задачи: -учить изображать линией на плоскости; -развивать умение видеть линии в окружающем нас мире; -воспитывать бережное отношение к своему труду | Знать: цвета радуги, чем отличается орнамент от узора. Уметь: -использовать художественные материалы (цветные карандаши, фломастеры); -наносить линии, выполнять штриховку, обводку, раскрашивание, рисунок-сценку с животными; -передавать форму, пропорции тела, несложные движения животного; -красиво располагать рисунок на листе бумаги альбомного листа; -самостоятельно выбирать изобразительные средства. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Нанесение линий, штриховка. Приёмы работы цветными карандашами, фломастерами. Выполнение задания на размышление. Текущий. Индивидуальная работа. Рисунок-сценка с животными С.10-11 | |
7 | «Любимая игрушка». Работа с линиями. Кукла. Робот. (комбинированный) | 1 | Цель: показать приёмы работы по контуру. Задачи: -научить выполнять аппликацию куклы или робота по схеме; -развитие графических навыков и умений, воображение; -воспитывать эстетическую восприимчивость. | Знать: -приёмы работы по контуру; -округлые и угловатые геометрические фигуры. Уметь: -выполнять штриховку внутри контура; -соединять геометрические фигуры и их названия; -называть фигуры, из которых состоит игрушка; -вырезать симметричные части одежды из бумаги, мелкие детали | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Название геометрических фигур. Приёмы работы по контуру, штриховка внутри контура. Обводка геометрических фигур. Выполнение аппликации куклы или робота по схеме. Текущий. Рисунок куклы, робота. Аппликационная работа С.12-13 | |
8-9 | «Осень». Аппликация из листьев. Понятие о симметрии. (введение новых знаний) | 2 | Цель: познакомить с одним из видов декоративно-прикладного искусства – аппликацией. Задачи: -учить приёмам выполнения аппликации, обучать навыкам композиционного решения рисунка; -расширить представления детей о красках осени; -воспитывать аккуратность и чувство коллективизма при работе в группах. | Знать: форму листьев различных деревьев Уметь: -высказывать отношение к природе осенью; -отражать свои впечатления от красоты осенней природы; -передавать в рисунке характерные черты объекта-натуры, используя средства художественной выразительности, колорит золотой осени, образ листьев в аппликации; -использовать в работе цветную бумагу, клей, ножницы, природный материал, простой карандаш; -вырезать листья из бумаги, сложенной вдвое; -выполнять приёмы резания по прямой, по кассой; -создавать коллективную композицию-панно. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Характерные особенности осенних листьев. Обучение отбору изобразительных материалов, заполнению всего пространства листа. Симметрия. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисунку. Вырезание и приклеивание листьев. Аппликация. Текущий С.14-15 | |
10-11 | «Осенний букет». Понятие «орнамент», «геометрический орнамент». (комбинированный) | 2 | Цель: дать понятие «орнамент» в декоративном искусстве. Задачи: -научить составлять из отдельных графических элементов орнамент; -развивать эстетический вкус, художественное воображение; -воспитывать аккуратность, уважение к труду. | Знать: форму листьев различных деревьев Уметь: -отражать в рисунке, аппликации впечатления, полученные от наблюдения за осенними листьями; -использовать разнообразные художественные материалы; -выполнять простейшие узоры в полосе, круге, овале; -располагать рисунок на полосе, в круге симметрично, гармонично; -называть элементы, составляющие орнамент; -использовать разный нажим карандаша для получения оттенков цветов; Закрашивать карандашом аккуратно, не выходя за контур листа. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Рассматривание узоров на листьях. Выявление элементов, составляющих орнамент. Обводка и раскрашивание орнаментов. Дорисовка центрального панно. Изготовление своего листа и украшение его своим орнаментом по замыслу. Создание коллективного панно. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации. Текущий, индивидуальный (рисунок), коллективный (панно) С.16-17 | |
12 | «Разноцветные узоры». Знакомство с гуашью. Рисование кистью. (введение новых знаний) | 1 | Цель: познакомить учащихся с работой в новой технике – гуашь. Задачи: -научить работать художественными инструментами и принадлежностями для гуаши; -развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусству; -воспитывать интерес к предмету. | Знать: приёмы работы с гуашевыми красками Уметь: -организовать своё рабочее место в соответствии с рисунками; -использовать художественные материалы (гуашь) и инструменты (кисти); -применять основные средства выразительности в рисунке; -передавать форму отдельных частей, деталей, их величину и расположение относительно всего пространства листа, характерные особенности узора, колорит; -выполнять графические и штриховые упражнения любимым цветом краски; -смешивать краски на палитре, создавая оттенки цветов; -использовать приёмы примакивания, рисования концом кисти. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Многообразие материалов и область их применения. Гуашь. Упражнения в рисовании гуашью. Узор и его особенности. Расположение рисунка на листе бумаги. Выполнение упражнений кистью и любимым цветом по образцу. Текущий. С.18-19 | |
13-14 | «Орнамент». Построение разных по композиции орнаментов. (комбинированный) | 2 | Цель: дальнейшее знакомство учащихся с работой в новой технике – гуашь. Задачи: -совершенствование работы художественными инструментами и принадлежностями для гуаши; -развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусству; -воспитывать интерес к предмету. | Знать: -основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция; --приёмы работы и технологию составления композиции; -правила рисования. Уметь: -создавать композицию рисунка на основе орнамента; -использовать приобретённые знания для самостоятельной творческой деятельности; -применять приёмы рисования несколькими цветами красок (гуашь), цветоведение; -располагать элементы орнамента и сам орнамент симметрично, пропорционально, красиво. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция. Выявление эстетического в простом материале. Совершенствование навыков работы красками, расположение рисунка (орнамента) на квадрате, в круге. Использование знакомых элементов орнаментов. Создание рисунка на основе орнамента по одной из схем (по выбору) и творческому замыслу. Текущий. Индивидуальный (рисунок орнамента по схеме). Коллективный. С.20-21 | |
15 | Натюрморт «Фрукты на тарелочке». Смешение краски на палитре. (комбинированный) | 1 | Цель: ознакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Задачи: -учить выполнять изображение с натуры, различать оттенки краски; -развивать умение анализировать форму и цветовую окраску фруктов; -воспитывать эстетическое восприятие. | Знать: элементарные правила смешивания цветов. Уметь: -смешивать жёлтую и красную, жёлтую и голубую краски; -узнавать изображённые на картине или иллюстрации предметы; -вырезать предметы круглой формы(фрукты) и вклеивать их в тетрадь; -выполнять работу по схеме. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Смешивание красок на палитре по заданию в тетради. Вырезание круглых фруктов, вклеивание в тетрадь. Изготовление панно по схеме. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. Текущий. Практическая работа. Анализ работ. С.22-23 | |
16 | «Плоды на столе». Взаимодействие цветов. (комбинированный) | 1 | Цель: дальнейшее знакомство с основами изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция. Задачи: -продолжение обучению выполнять изображение с натуры, различать оттенки краски; -развивать умение анализировать форму и цветовую окраску фруктов; -воспитывать эстетическое восприятие и чувство коллективизма. | Знать: различные приёмы рисования кистью. Уметь: -раскрашивать по цветным схемам; -рисовать фрукты, вырезать и наклеивать на нужное место; -применять основные средства выразительности в рисунке; -передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; -отражать в рисунке впечатления, полученные летом. | Раскрашивание листа по одной из цветовых схем. Сравнение: фрукты и похожие на них геометрические фигуры; рисование фруктов, вырезание и вклеивание на центральную картинку(создание панно). Основы изобразительного языка. Гуашь, аппликация. Практическая работа. Индивидуальный, коллективное панно С.24-25 | ||
17 | «Зимний лес». Знакомство с графикой. Рисование кистью. (комбинированный) | 1 | Цель: знакомство с новым видом изо – графикой. Задачи: -научить графическим приёмам рисования дерева; -формирование графических навыков и умений и развитие наблюдательности, умения самостоятельно решать изобразительную задачу; -содействовать воспитанию у детей любви к живой природе. | Знать: различные приёмы рисования кистью. Уметь: -изображать зимние деревья по памяти и представлению; -применять приёмы рисования в соответствии с замыслом рисунка; -рисовать контур простым карандашом, не нажима сильно, не проводя линии дважды, чёрной краской различные ветки; -сделать эскиз панно и выполнить его белилами на тёмном фоне; -работать по схеме; -использовать кальку для передачи рисунка. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Приёмы рисования кистью. Рисование чёрной краской веток и деревьев. Выполнение эскиза панно белилами на тёмном фоне. Применение кальки для переноса рисунка. Работа по схеме. Многообразие материалов и область их применения. Виды художественных кистей. Закрепление навыков рисования дерева, передачи колорита зимнего леса. Текущий. Практическая работа. Анализ работ. С.26-27 | |
18-19 | «С Новым годом!». Декоративное панно. (комбинированный) | 2 | Цель: дальнейшее знакомство с цветовой палитрой. Задачи: -научить передавать в рисунке сходство с еловой веткой; -развитие техники приёмов работать кистями различной толщины; -воспитывать чувство прекрасного в жизни и эстетическое восприятие. | Знать: состав краски зелёного цвета. Уметь: -рисовать еловую ветку; -изготовить игрушку из цветной бумаги; -раскрашивать игрушку гуашью известными приёмами; -перечислять из каких частей состоит ёлка; -передавать впечатление от прочитанного стихотворения о празднике; -создавать на основе своей ветки и игрушки декоративное панно; -изготовить из цветной бумаги снежинки по схеме и замыслу; -с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Смешивание красок для получения зелёного цвета. Рисование еловой ветки. Совершенствование приёмов росписи гуашью. Изготовление новогодней ёлочной игрушки из цветной бумаги. Поддержание настроения приближающегося праздника. Текущий. Индивидуальная работа, коллективное панно. С.28-29 | |
20 | «Новогодняя ёлка». Декоративная открытка (аппликация) (комбинированный) | 1 | Цель: дальнейшее знакомство с одним из видов декоративно-прикладного искусства – аппликацией. Задачи: -учить приёмам выполнения аппликации, обучать навыкам композиционного решения рисунка; -расширить представления детей о зимних (новогодних) красках; -воспитывать аккуратность и чувство коллективизма при работе в группах | Знать: особенности изобразительных материалов, используемых в своей деятельности Уметь: -создавать в аппликации образ нарядной ёлки; -составлять праздничную композицию для открытки; -вырезать одинаковые снежинки из бумаги, сложенной вдвое; -передавать впечатления от праздника; -реализовать замысел образа с помощью полученных на уроках изо знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Рассматривание образца ёлочки и определение, из каких частей она состоит, вырезание ёлка из бумаги зелёного цвета т наклеивание. Изготовление снежинок из цветной бумаги по схеме. Декоративное оформление и отделка изделий. Процесс труда, планирование и организация рабочего места. Текущий.Индивидуальный. Практическая работа. Анализ работ С.30-31 | |
21 | «Морозные узоры». Понятие «тон».Часть и целое. (введение новых знаний) | 1 | Цель: дать понятие о тоне Задачи: -продолжить освоение работы с гуашью; -формирование графических навыков; -развивать наблюдательность, посредством привития детям чувство прекрасного. | Знать: особенности изобразительных материалов, используемых в своей деятельности Уметь: -выразить в своём рассказе-описании отношение к зимней русской природе; -передавать в рисунке впечатления от поэтических произведений(«Рисует узоры мороз на окне\Чудесные могут присниться только в сне\:Диковинные разводы,чудные цветы…\Рисунки невиданной красоты» (Г.Попова); -рисовать снежинку по клеточкам в квадрате; -выполнять собственный рисунок узора, располагая пропорционально и красиво на листе. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Представление композиции как части и целом. Соотношение частей. Освоение работы гуашью. Упражнение в смешивании красок с белилами в технике рисования. Текущий. Индивидуальный. Практическая работа. С.32-33 | |
22 | «Чудесная радуга». Учимся рисовать акварелью (введение новых знаний) | 1 | Цель: познакомить с приёмами работы, материалами и инструментами для работы в новой технике – акварель. Задачи: -научить работать акварелью; -формировать навыки и умения в работе в новой технике; -воспитывать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве | Знать: -семь цветов радуги; -приёмы цветоведения; -элементы геометрического орнамента Уметь: - использовать художественные материалы (акварель); -применять основные средства художественной выразительности в рисунке; -выполнять собственный замысел в рисунке; -заполнять всё пространство листа, не оставляя белых мест; -передавать в рисунке характерные особенности геометрического орнамента, композицию, цветовые оттенки; -рисовать широкой и тонкой кистями; -анализировать свою работу и рисунки одноклассников; -использовать декоративные элементы, растительные узоры для украшения своих изделий. | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Организация рабочего места (рис.1,стр.36 учебника), подготовка бумаги к работе: закрепление скотчем; выравнивание влажной губкой (алгоритм на рис.2-5, с.36). многообразие материалов и область их применения, акварель. Повторение стишка-подсказки о цветах радуги. Выполнение задания по цветоведению: нанесение разноцветных полос широкой кистью на бумагу. Примеры геометрических орнаментов-выполнение творческого задания. Практическая работа. Индивидуальное творческое задание. Анализ работ, выбор удачной части. С.34-35 | |
23 | «Витраж». Свойства акварельных красок. (комбинированный) | 1 | Цель: познакомить с новым понятием – «витраж» и техникой работы над витражной композицией Задачи: -продолжить учение работы с акварелью; -формировать навыки и умения в работе в новой технике; -воспитывать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве | Знать: свойства акварельных красок и особенности работы с ними Уметь: -правильно работать с акварельными красками: разводить и смешивать, покрывать поверхность бумаги; -составлять узоры на витраже-образце, на собственном витраже по схеме; -использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи; -давать оценку своей работе и работам товарищей; -наносить пятна акварельной краски неправильной формы на лист бумаги; -дорисовывать узоры на витраже чёрным фломастером; -рисовать витраж по замыслу; Различать виды художественной деятельности | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Подготовка листа для работы с акварелью. Художественно-графические материалы и их свойства. Акварель, фломастеры. Последовательность и способы исполнения работы (обобщение). Упражнение в нанесении пятна акварельной краски на лист бумаги. Текущий. Индивидуальная работа С.36-37 | |
24 | «Рыбка в море». Насыщенность цвета. (комбинированный) | 1 | Цель: познакомить с новой техникой работы - монотипией Задачи: -учить видеть красоту разнообразных поверхностей; -развивать творческое воображение и эстетический вкус при украшении узорами рыб; -прививать любовь к живой природе | Знать:
Уметь:
и главное изображение);
| Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Работа по мокрому листу. Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи. Разведе ние акварельной краски на палитре. Последовательное нанесение слоев краски на бумагу по рис. 1-4. Упраж нение в рисовании рыбок на бумаге в клетку по образцу (с. 40). Рисование своей рыбки в тетради (с. 41). Выполнение творческого задания - рисование компози ции по схеме с использованием одного цвета краски Текущий. Практиче ская. индивидуальная работа С.38-39 | |
25 | «Наши друзья». Рисование кистью (комбинированный) | 1 | Цель: познакомить учащихся с анималистическим жанром в изобразительном искусстве Задачи: -научить передавать в рисунке образ животного; -развивать художественные навыки и умения; -воспитывать доброту и бережное отношение к животному миру | Уметь:
| Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Приемы работы с кистью. Определе ние формы, разме ров, последователь ности изготовления изделий по рисунку. Приемы вырази тельной передачи образа животного. Упражнение в рисо вании животных карандашом. Рас крашивание Текущий. Практическое твор ческое задание. Индиви дуальная работа с.40-41 | |
26-27 | Открытка «Букет» в технике аква рели (комбинированный) | 2 | Цель: дальнейшее знакомство и расширение знаний в работе техникой акварели Задачи: -научить передавать характерные особенности цветов в букете; -развивать эстетический вкус и творческое воображение; -воспитывать любовь к природе. | Знать: элементарные правила смешения цветов. Уметь:
с акварелью, используя освоенные спосо бы и приемы (примакивание, рисование концом кисти);
| Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Выполнение задания на размышление: анализ схемы изо бражения разных цветов (с. 44). Рисо вание цветов на клетках простым ка рандашом. Выполне ние рисунка букета по образцу с исполь зованием формы квадрата (в альбоме). Оформление панно для подарочного ва рианта: рисование цветов, подготовка листа бумаги, залив ка фона, закрашива ние середины цвет ков, лепестков Текущий. Практиче ская индивидуальная работа. Анализ работ С.42-43 | |
28 | Открытка- поздравление «Праздничный салют». Рисование гуашью на синем фоне. Аппликация (комбинированный) | 1 | Цель: продолжить знакомство работы в стиле смешанных техник Задачи: -научить детей работать различными художественными материалами, совмещая их в одной работе; -развитие пространственного мышления; -воспитывать чувство патриотизма и уважительное отношение к памятным датам в нашей стране. | Знать:
| Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Процесс труда: пла нирование, организа ция рабочего места. Декоративное оформление и отдел ка изделий. Упраж нения в вырезании предметов круглой, овальной, квадратной формы. Повторение приемов рисования кистью (с. 46). Рисо вание фрагмента са люта гуашевыми {фасками на темной цветной бумаге. По следовательность изготовления открыт ки, под бор изобрази тельных материалов в соответствии с дан ным образцом; рисо вание гуашью салю та, карандашом - моряка, вырезание деталей и снятие с них выкройки, прорисовывание полос на тельняшке канцелярским штрихом, составление композиции Практическая индивидуальная работа. Творче ское зада ние С.44-45 | |
29 | Открытка с эле ментами объема в технике аппли кации «С Днем 8 Марта!» (комбинированный) | 1 | Цель: дать представление об использовании объёмности как средства изображения Задачи: -продолжить обучение в технике аппликации; -развитие графических навыков и умений; развивать воображение и аналитические способности глаза, поэтического видения; -воспитывать аккуратность | Знать:
Уметь:
| Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Технология изго товления изделий из различных мате риалов (опыт прак тической деятельно сти). Анализ схемы (с. 48); изготовление по схеме цветка. Рассматривание цен тральной картинки. Задание на размыш ление: из каких час тей она состоит? За дание «Догадайся» (схемы на рис. 1-5, с. 49). Построение и вырезание цветов. Творческая работа - изготовление цве тов, составление композиции, соче тание цветов, форма лепестков и их ко личество, оформле ние открытки в празд ничном формате Текущий. Практиче ская (ин дивиду альная, коллек тивная) работа. Анализ работ С.46-47 | |
30-31 | «Рисунок на ска ле». Стилизован ное изображение животного в сме шанной технике. (введение новых знаний) | 2 | Цель: познакомить с искусством первобытного общества Задачи: -научить стилизованно изображать животное в смешанной технике; -развитие пространственного и логического мышления; -прививать интерес к истории через изобразительное искусство | Знать:
способы изображения животных Уметь:
выполнять рисунок различными изобра зительными материалами в смешанной технике | Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Искусство перво бытного общества как утилитарная необходимость (рас сказ учителя). Сме шанная техника. Способы изображе ния животных. Упражнение в изо бражении животно го. С.48-49 | |
32-33 | Рисунок на ска ле» (продолже ние). Стилизован ное изображение человека в сме шанной технике (повторение и обобщение) | Цель: продолжить знакомство с искусством первобытного общества и подвести итоги года Задачи: -научить стилизованно изображать человека в смешанной технике; -развитие пространственного и логического мышления; -прививать интерес к истории через изобразительное искусство | Знать, из каких частей состоит фигура Обсуждение: из каких частей состо ит животное, какой оно формы. человека. Уметь:
| Лич.-ориентир, здоровьесберегающая | Рисова ние эскизов подхо дящим способом. Выполнение творче ского задания. То нирование бумаги акварелью. Рисова ние животного про стым карандашом, обводка - цветными карандашами, фло мастером, гуашью, акварелью (по вы бору). Оформление работы Итоговый. Коллек тивная работа С.50-51 Итого: 33 часа |
IV. Содержание тем учебного курса
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема | К-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н)-на необходимом уровне, (П)-на программном уровне |
1-2 | Кто такой художник. Фантазируем и учимся. Тренируем наблю дательность. Детали. | 2 | Знать, какими качествами должен обладать художник (Н). Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). Уметь характеризовать предмета по этим признакам (П). Выполнить практическую работу стр. 2-3 рабочей тетради на освоение этих понятий (Н). Коллективная творческая работа «Городок» : учиться работать в группах. Применять полученные знания(П). |
3-5 | Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность. Цвет. «Живое письмо ». Тренируем наблю дательность: тепло и холод. | 3 | Уметь называть порядок цветов спектра (Н). Иметь представление о живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь представление о тёплых и холодных цветах (Н). Практическая работа на закрепление материала на стр. 6-9 рабочей тетради (Н). Коллективная творческая работа «Чудо-дерево» . Учиться согласованно работать в группе (П). |
6-7 | Линии - какие они бывают. Изучаем работу мастера. Линия и форма. | 2 | Иметь представление о разных типах линий (Н) и уметь определять их характер (П). Знать, что такое замкнутая линии Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 10-11 рабочей тетради (Н). Коллективная творческая работа «Солнечный денёк» Уметь применять полученные знания на практике. Согласованно работать в группах. |
8-9 | Какие бывают фигуры. Тренируем наблюдательность. Аппликация. | 2 | Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н). Практическая работа на стр. 14-15 рабочей тетради (Н). Творческая работа «Любимая игрушка». Уметь применять полученные знания (П). |
10- ll | Что такое симметрия. Тренируем наблю дательность; симметрия в жизни. | 2 | Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии (Н). Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных (Н). Уметь определять симметричность фигуры. Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них композиции (Н). |
12- 14 | Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты | 3 | Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Практическая творческая работа на закрепление знаний (стр. 18-19 рабочей тетради). Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать (П). Коллективная творческая работа «Осенний букет» (Н). |
15- 16 | Смешиваем краски (гуашь). Тренируем наблю дательность; до полнительные цвета. Закрепление знаний о геометрическом орнаменте | 2 | Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании (Н). Иметь представление о родственных и дополнительных цветах (Н). Исследовать, какими цветами написаны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление (П). Выполнить гуашью или акварелью задание на стр. 20-21 рабочей тетради. Факультативно (в группах продлённого дня или дома) можно выполнить задание по композиции орнамента на стр. 22-23 рабочей тетради (П). |
17- 18 | Мир вещей. Твоя мастерская: «тепло» и «холод». Что такое компо зиция. Тренируем наблю дательность: фон | 2 | Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что хотел показать нам художник (П). Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета) (Н) Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего (П). Знать, что такое композиция и её простейшие правила (Н). Уметь использовать в своих работах фон (П). Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе», которая может проводиться в малых (2-4 человека) группах (Н). |
19-20 | Графика. Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация. | 2 | Иметь понятие о графике и её основных изобразительных средствах. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач (П). Уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора (Н). Творческая работа «Зимний лес» (П). Практическая работа на закрепление изученного на стр. 28-29 рабочей 1 тетради. |
21 | Пейзаж. | 1 | Уметь объяснять, что такое пейзаж (Н). Исследовать, какие задачи решал художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже (П). Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета (П). |
22- 23 | Народные художники. | 3 | Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах (Н). Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое творческое задание «Морозные узоры» (П). |
24- 26 | Прозрачность акварели. Секреты акварели: работа слоями. | 2 | Иметь представление об основных свойствах акварельных красок (Н). Практическая работа: выполнение задания на стр. 36-37 рабочей тетради (Н) или практическая творческая работа «Витраж» (П). Уметь работать акварелью слоями. Практическая работа: выполнение заданий на стр. 40-41 рабочей тетради (Н). Практическая творческая работа «Рыбка в море» (П). |
27 | Цвета и цветы. | 1 | Исследовать на примере приведённых на стр. 36 учебника натюрмортов с цветами влияние цвета на настроение живописного произведения (Н). Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно «Букет», постаравшись передать Е нём своё настроение (П). |
28 | Картины о жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность. | 1 | Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 42-43 рабочей тетради. Творческая работа: выполнение набросков животных (дома или на улице) (П) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»). |
29- 30 | Из истории искусства. Древний мир | 2 | Иметь представление о зарождении искусства (Н). Творческая работа «Рисунок на скале» (П). Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (П) (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках). |
31- 33 | Проекты | 3 | Самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам (рабочая тетрадь). |
Результаты освоения учебного курса ИЗО
Личностные результаты:
- Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других детей;
- Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- Формирование духовных и эстетических потребностей;
- Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- Воспитание готовности к освоению своего эстетического идеала;
- Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
- Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ, а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и математикой. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор от источников информации: ориентироваться в учебнике.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
- Уметь пользовать языком изобразительного искусства: довести свою позицию до собеседника, оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе: планировать работу в группе; распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
V. Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса за курс изобразительного искусства.
Результаты обучения и развития учащихся
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических категориях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое
Должны знать:
- особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа, что такое линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Должны уметь:
- работать с гуашью (подготовка, смешивание красок, способы нанесения: от светлого к тёмному, по спектру, фоновое и главное изображение);
- реализовать замысел образа с помощью полученных на уроках знаний в контакте (связи) художественно – творческой и трудовой деятельности;
- изображать отдельные и многодетальные предметы;
- работать в технике аппликации, бумагопластики.
Под контролем учителя:
- организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы;
- правильно пользоваться средствами художественной деятельности.
С помощью учителя:
- анализировать, планировать предстоящую практическую работу;
- осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Самостоятельно:
- аккуратно выполнять графические приёмы, работать с акварелью, гуашью
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не только найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определения понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.
Объём заданий определяется исходя из уровня знаний и возможностей учеников.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших законов, понятий и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводиться блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
Каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради.
В первом классе четырёхлетней начальной школы исключается система бального (отметочного)оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, солнышки и т.д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме того нельзя при неправильном ответе ученика говорить: «не думал», «не старался», «неверно». Лучше обходиться репликами: «ты так думаешь – это твоё мнение, давай послушаем других».
Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и т.д.).
В течении первого полугодия контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля, в день можно провести не более одной контрольной работы.
В первом классе четырёхлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся 1 класса четырёхлетней начальной школы на второй год не оставляются.
VI. Учебно – методическое обеспечение
УМК учителя:
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.-Изд.2-е, испр.-М.:Баласс,2011.
- О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Учебник по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир».-Изд.2 перераб.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»).
- О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир».-Изд.2 перераб.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»).
УМК обучающегося:
- О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Учебник по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир».-Изд.2 перераб.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»).
- О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир».-Изд.2 перераб.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»).
Оборудование
- Учебные столы.
- Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Технические средства обучения
- Диапроектор
- Экран
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Телевизор
- Видеомагнитофон
Таблицы
- Узоры (геметрический орнамент, элементы растительного мита)
- Введение в цветоведение.
- Декоративно-прикладное искусство.
Методический фонд
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Диапозитивы по изобразительному искусству
- Дымковские игрушки
- Гжель
- Жостово
- Слайды картин отечественных художников
Инструменты, принадлежности и материалы для работы:
- Кисти.
- Графические материалы (простые и цветные карандаши, пастель, восковые мелки или карандаши).
- Краски (гуашь, акварель).
- Чертёжные принадлежности (линейка, угольник, циркуль).
- Аппликативные принадлежности (цветной и белый картон, цветная бумага, ножницы, клей).
- Бумага для рисования различных форматов.
VII.Список литературы
Для учащихся:
- Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Учебник по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир».-Изд.2 перераб.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир».-Изд.2 перераб.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»).
Для учителя:
- Фельдштейн Д.И. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы.-М.:Баласс,2011.
- Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Учебник по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир».-Изд.2 перераб.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир».-Изд.2 перераб.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Николаева С.В. изобразительная деятельность. 1-4 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Куревиной О.А.,Ковалевской Е.Д. Волгоград: Учитель,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по географии 5 класс "Школа 2100"
Рабочая программа курса - важнейшая часть работы учителя. Именно она представляет собой синтез учебных программ, стандарта, учебника. Показателем компетентности учителя является умение планировать сво...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по математике 6 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по математике 6 класс "Школа 2100"...
Рабочая программа по математике 5 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по математике 5 класс "Школа 2100"...