РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 02.ЛИТЕРАТУРА для 10,11 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02 «Литература»
для специальности среднего профессионального образования технического профиля 112201.01 специальность «Хозяйка усадьбы», 110800.01 специальность «Мастер сельскохозяйственного производства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 02.ЛИТЕРАТУРА для 10,11 класса | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена Рекомендована Методическим
на заседании Методической комиссии советом ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)
общих гуманитарных и социально- «ТК ММП»
экономических дисциплин Заместитель директора по НМР
Председатель МК __________Н.И.Пониматкина ______________Н.Н.Байшева
«___»____________2013 г. «____»____________2013г.
Протокол №_____от__________2013г. Протокол №_____от_______2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02 «Литература»
для специальности среднего профессионального образования технического профиля 112201.01 специальность «Хозяйка усадьбы», 110800.01 специальность «Мастер сельскохозяйственного производства».
Составитель: Попова Н.И., преподаватель общеобразовательных дисциплин, первая категория
Рабочая программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Литература», одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10 апреля 2008 года и соответствует с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ( письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобнауки России от 29.05.2007 г. №03-1180).
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) Жуковский филиал «ТК ММП», 2013
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение) Жуковский филиал
«Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ 02.ЛИТЕРАТУРА
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования 112201.01 специальность «Хозяйка усадьбы», 110800.01 специальность «Мастер сельскохозяйственного производства».
Жуково 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4,5 |
| 6-10 |
| 11 |
| 12,13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 02. «Литература»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО 110800. 01. «Хозяйка усадьбы» .
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__195__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __195_ часов;
в том числе:
уроки развития речи ___20___ часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 195 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 195 |
в том числе: | |
уроки развития речи | 20 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Итоговая аттестация в форме (указать) - экзамен |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: «ЛИТЕРАТУРА»
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Характеристика литературного процесса начала ХХ века | 1 | 1 |
Русская литература первой половины XIX века | Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. | 14 | 1 |
Русская литература второй половины XIX века | Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. | 74 | 1 |
Зарубежная литература (обзор) | Произведения зарубежных писателей: В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек», Г. Флобер «Саламбо», поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.). | 1 | 3 |
Резерв учебного времени | Литература для самостоятельного чтения | 5 | 2 |
Введение | Характеристика литературного процесса начала ХХ века | 1 | 1 |
Русская литература на рубеже веков | Творчество И.А.Бунина, А.И.Куприна. | 5 | 1 |
Поэзия начала ХХ века | Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева. | 16 | 2 |
Литература 20-х г.г. (обзор) | Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин). Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого). Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака). Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.). Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова). Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.). | 12 | 2-3 |
Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор). | Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого. Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). | 22 | 3 |
Литература русского Зарубежья | Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения. | 4 | 2 |
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. | 20 | 1-2 |
Литература 50–80-х годов (обзор) | Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...». Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр». Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. | 12 | 1 |
Русская литература последних лет (обзор). | Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. | 1 | 2 |
Зарубежная литература (обзор). | И.-В.Гете. «Фауст», Э. Хемингуэй. «Старик и море»,Э.- М. Ремарк. «Три товарища», Г. Маркес. «Сто лет одиночества», П. Коэльо. «Алхимик». | 1 | 2 |
Произведения для бесед по современной литературе. | А. Арбузов «Годы странствий», В. Розов «В поисках радости», А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы», В. Ерофеев «Москва – Петушки» | 1 | 3 |
Резерв учебного времени. | Литература для самостоятельного чтения | 5 | 2 |
Всего: | 195 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литературы».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству учащихся;
рабочее место преподавателя;
учебники и учебные пособия;
наборы плакатов;
демонстрационный стенд;
Технические средства обучения:
компьютер с выходом в сеть Интернет с лицензионным программным обеспечением;
лицензионные видеофильмы;
мультимедийные обучающие программы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.
Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
Дополнительные источники:
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.
Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения учащимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь | |
воспроизводить содержание литературного произведения; | фронтальный опрос, пересказ фрагментов |
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | исследовательские работы, доклады |
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | исследовательские работы, сочинения |
определять род и жанр произведения; | исследовательские работы, фронтальный опрос |
сопоставлять литературные произведения; | групповой опрос, тестирование, литературные викторины |
выявлять авторскую позицию; | дискуссии, фронтальный опрос |
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы | рецензии, сочинения |
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | устные ответы, доклады |
Знать | |
образную природу словесного искусства; | фронтальный опрос |
содержание изученных литературных произведений; | устные ответы, сочинения |
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; | доклады, рефераты |
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | исследовательские работы, устные ответы |
основные теоретико-литературные понятия; | устные ответы, литературные викторины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса по программе В. Я. Коровиной
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2011) и программы общеобразовательных учреждений ...
Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс
Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс...
Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса
Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 6 класс
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 7 класс
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Корови,4 В.П. Журавлев, В.И....