Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx | 62.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры Согласовано УТВЕРЖДЕНО
гуманитарного образования директор приказом № 461 Протокол № / С.А. Сидорова/ « » 05. 2013 г. « 16 » 05. 2013 г. « » 05.2013г.
Руководитель кафедры
/Гудукас И.М./
Рабочая программа учебного курса по литературе
7 «В» класса
Составитель:
Казанцева Клавдия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку (Москва, «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы для 5 – 11 классов Г.С. Меркина, 2010 г., которая соответствует образовательным стандартам по литературе.
Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию образовательной программы:
1. Литература. Учебник для 7 класса. Г.С. Меркин, М., «Русское слово», 2010
2. Ф.Е. Соловьёва Уроки литературы, 7 класс, методическое пособие под редакцией Г.С. Меркина, М., «Русское слово», 2012
Цель: совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающее установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- формировать историзм мышления;
- обогащать культурно-историческую память учащихся;
- воспитывать активное отношение школьников к действительности, выявлению места художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
Особенности обучающихся, изучающих данную программу.
Программа предназначена для обучения учеников 7 в класса, имеющих разный темп чтения, что затрудняет осмысление прочитанного текста, разный уровень начитанности, самостоятельной работы, творческих способностей. Большая группа обучающихся имеет кратковременную память, с трудом запоминает стихи наизусть, не стремится к поиску дополнительной информации.
Условия реализации данной программы.
Особым направлением на уроках литературы является формирование историко-культурной эрудиции учащихся, включение литературного произведения в историко-литературный контекст.
Система индивидуальных и групповых заданий ориентирована на формирование исторических знаний и взглядов, а формы работы на уроке (ролевые игры, учебные мини-проекты и др.) – на сохранение преемственности с основными видами деятельности учащихся на уроках литературы в 5- 6 классах.
Большое внимание уделяется реализации межпредметных связей литературы, музыки и изобразительного искусства.
При реализации программы используются разные формы работы: групповые, коллективные, фронтальные, индивидуальные, традиционные (беседа, практикум, семинар, самостоятельная работа), нетрадиционные (игра, диспут, конференция, соревнование и т. д.).
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование CD дисков. Данная программа реализуется на базе учебного кабинета 317, который оборудован мультимедийной аппаратурой, интерактивной доской.
Количество учебных часов, на основе которых разработано календарно-тематическое планирование
Программа в соответствии с БУП 2004 г. и учебным планом на текущий год рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом.
В результате изучения литературы обучающиеся должны:
Знать/понимать:
- нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
- на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
- произведение как художественное целое, с учётом его специфики;
- сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.
Уметь:
•создавать высказывание на заданную тему;
• создавать устные и письменные сочинения;
• составлять цитатные и тезисные планы статьи учебника;
• владеть художественным пересказом, пересказом от лица участника событий;
• владеть самостоятельным выбором критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации художественных образов;
• уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
• объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;
• владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);
• определять собственное отношение к явлениям прошлого и современной жизни;
• уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, поэтому компетентность читателя предполагает:
- Способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры.
- Готовность к самостоятельному общению с произведениями искусства, к диалогу с автором через текст.
- Овладение системой знаний, умений и навыков по предмету, развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей.
- Освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации обучающихся.
- Понимание литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
Внеклассное чтение | Развитие речи | |||
Введение | 2 | |||
Из устного народного творчества | 4 | 1 | ||
Из древнерусской литературы | 2 | 1 | ||
Из литературы 18 века | 7 | 1 | 1 | |
Из литературы 19 века | 25 | 4 | 1 | |
Из литературы 20 века | 21 | 3 | 1 | |
Из зарубежной литературы | 6 | |||
Повторение изученного | 3 | |||
ИТОГО | 70 | 8 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п./п | Сроки проведения | Основное содержание программного материала | Кол-во часов | Основные знания, умения, навыки | Теория литературы | Развитие речи | Домашнее задание | |
1 | 1 неделя | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературный сюрприз | 1 | кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить учеников со структурой и кратким содержанием учебника, обратить внимание на вопросы к текстам и справочные материалы | Подготовить рассказ на тему «Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение» | |||
2 | Литературные роды (лирика, эпос, драма). Творческий отчёт о летнем чтении | 1 | кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что прочитано за лето | Литературные роды | 1. Прочитать былину»Святогор и Микула Селянинович» 2.Составить цитатный план былины | |||
Из устного народного творчества – 4 часа | ||||||||
3 4 | 2 неделя | «Святогор и Микула Селянинович» Событие в былине, поэтическая речь былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Отражение в былине народных представлений о нравственности) | 1 1 | актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин. совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста; познакомить учеников с иллюстрациями к былинам известных художников. | Эпические жанры в фольклоре Блина(эпическая песня) Тематика былин Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине | Отзыв на эпизод Письменные ответы на вопросы | 1.План-конспект статьи «Былинные герои» 2.стр.14. вопросы 1-3 Подготовиться к теоретическому диктанту. 3. стр 25 Задание 1-5 Подготовиться к письменному отзыву | |
5 | 3 неделя | Р.Р. Обучение написанию тезисного плана по статье учебника «Былинные герои» | 1 | Совершенствовать навыки работы над планом. | ||||
6 | Русская народная песня. Виды обрядовых песен, особенности их поэтики | 1 | Уметь определять лирическое и эпическое начало в песне; Раскрыть многозначность поэтического образа в народной песне | Песенные жанры в фольклоре Многообразие жанра обрядовой поэзии Лироэпическая песня | Стр.39 задания 1-4, 5 – письменно. | |||
Из древнерусской литературы – 2 часа | ||||||||
7 | 4 неделя | Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность. | 1 | Познакомить с особенностями жанра древнерусской литературы; Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в «Повести…», почувствовать нравственную красоту и силу героев | Работа над планом Выразительное чтение Беседа по вопросам Элементы анализа текста | Подробный пересказ Изложение с элементами сочинения | 1. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 2. Подготовить выразительное чтение фрагмента повести; Составить план пересказа повести; стр.54, задание №1; Подготовиться к изложению с элементами сочинения | |
8 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения по «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 1 | Проверить творческие способности учащихся, знания «Повести о Петре и Февронии Муромских» | План статьи и пересказ по плану стр.56-57 | ||||
Из литературы XVIII века– 7 часов | ||||||||
9 | 5неделя | М.В. Ломоносов. Судьба поэта и учёного. Теория трёх штилей. | 1 | Познакомить учащихся с особенностями литературы VIII века и с фактами биографии М.В.Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской литературы; Дать понятие о жанре оды. | Ода Тема и мотив | наизусть | 1.Выучить оду стр.60 2.составить план статьи о «Трёх штилях» и пересказать | |
10 | В.Ч. Час размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист» | 1 | Проверить знания наизусть текстов М.Ломоносова; Поговорить о его заслугах перед наукой. | Подготовить план сочинения | ||||
11 | 6 неделя | Г.Р.Державин. Факты биографии (по страницам книги В.Ходасевича «Державин») | 1 | Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Г.Р.Державина. | Чтение наизусть | 1. задания №8, 9-11 | ||
12 | Особенности поэтического слова. «Властителям и судиям» (тема поэта и власти) | 1 | Показать новаторское значение его стихотворческой деятельности, развивать навыки анализа поэтического текста. | Лирическое стихотворение Отличие лирического стихотворения от оды Тематическое разнообразие лирики | ||||
13- 14 | 7неделя | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Основной конфликт пьесы. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии «Недоросль» | 2 | Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Д.И.Фонвизина, Рассмотреть систему образов и основной конфликт В комедии «Недоросль» помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в комедии. | Юмор Сатира Сарказм Драма как литературный род Жанр комедии Говорящие фамилии; Литературное направление; классицизм | Чтение по ролям Инсценировка Устное сочинение | 1. Пересказ статьи «Классицизм» стр.79-80; прочитать комедию «Недоросль» 2.задание №1-8 3. стр.128 «Живое слово» | |
15 | 8 неделя | Р.Р. Размышление над вопросом «Почему комедия Д.И.Фонвизина названа «Недоросль» ?» | 1 | Развивать мышление обучающихся | .Индивидуальное сообщение о Пушкине | |||
Из литературы XIX века– 25 часов | ||||||||
16 17 | 9 неделя | После Лицея. Пушкин в Санкт-Петербурге. Художественная идея стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» | 1 1 | Углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора) Жанровое своеобразие – дружеское послание | Выразительное чтение Чтение наизусть Сочинение с элементами рассуждения | Пересказ статьи Юрия Тынянова. Ответить на вопросы стр.135. 2. Наизусть «Во глубине сибирских руд» 3. Вопросы и задания стр.148. Знать, что такое баллада 4.Прочитать «Полтаву»; стр.158, вопросы №1-5. 5. стр.159 задание 1. 6. Подготовиться к сочинению | |
18 | В.Ч. «Час в литературной гостиной «Мой Пушкин» | 1 | Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи А.С.Пушкина | Сообщение о творчестве М.Ю.Лермонтова. Конспект статьи Андронникова | ||||
19 20 | 10 неделя | «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина; «Полтава»: образ Петра и тема России в поэме. Изображение «массы» и персоналий поэмы. | 1 1 | Познакомить с лирикой и летописным источником произведения Пушкина Углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | Поэма Отличие поэмы от баллады Образный мир поэмы Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора) Жанровое своеобразие – дружеское послание | Выразительное чтение Чтение наизусть Сочинение с элементами рассуждения | Пересказ статьи Юрия Тынянова. Ответить на вопросы стр.135. 2. Наизусть «Во глубине сибирских руд» 3. Вопросы и задания стр.148. Знать, что такое баллада 4.Прочитать «Полтаву»; стр.158, вопросы №1-5. 5. стр.159 задание 1. 6. Подготовиться к сочинению | |
21 | 11 неделя | Р.Р. Сочинение «Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 1 | Проверить творческие способности учащихся | Подготовить выразительное чтение и чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. | |||
22-23-24 | 12 неделя | М.Ю.Лермонтов. Талантливый человек – загадка для окружающих. (Поэт в воспоминаниях современников) Патриотическая тема в лирике М.Ю. Лермонтова («Родина») Проблематика, основные образы «Песни про купца Калашникова…» | 3 | Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова; помочь ученикам выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…», совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста | Жанры лирики Лирический сюжет Композиция лирического стихотворения Фольклорные элементы в авторском произведении; Приём контраста Вымысел и верность исторической правде; Градация | Рассказ о событии рецензия | 1. Наизусть «Родина» 2.Конспект стр.167-168. 3.Прочитать «Песню…» 4.Вопросы стр.184 5. Написать рецензию стр.187. Индив. Презентации к экскурсии | |
25-26 | 13 неделя | Н.В.Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» | 2 | Углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя; Дать представление об изображении чиновничества, образе «маленького человека» | Сатирическая повесть Юмористические ситуации «говорящие фамилии» | Различные виды пересказа Подбор цитат для характеристики персонажа сочинение | 1. Прочитать «Шинель» 2.Перезказ эпизодов. 3. Задания №1-5;3, 6 – письменно. 4. Подготовиться к сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича» | |
27 | 14 неделя | В.Ч. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино) | 1 | Посмотреть кинофрагменты «Петербург. Повест» | 1.Индии. Сообщение о Тургеневе. 2. По тургеневским местам – конспект и пересказ | |||
28-29 | 15 неделя | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника» Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант. | 2 | Познакомить с творческой и жизненной биографией И.С.Тургенева, с такими понятиями как портрет и характер, стихотворения в прозе; Вызвать интерес к творчеству поэта Рассмотреть особенности композиции и сюжета; | Портрет и характер Стихотворение в прозе | 1.Прочитать и пересказать «Хорь и Калиныч» 2.Задания №1-9 стр.252 + Живое слово 3.Письменно ответить на вопрос № 5 стр.255 4. Пересказ «Певцы», №5 письменно | ||
30-31 | 16 неделя | Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; | 2 | Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Некрасова, помочь ученикам выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя. | Диалоговая речь Развитие представлений о жанре поэмы | Чтение наизусть Выписки для характеристики героев Цитатный план Элементы тезисного плана | 1.Презентация и сообщение о Н.А.Некрасове. 2.Наизусть отрывок «Размышления у парадного подъезда 3.Цитатный план статьи на стр.300-302, Вопросы с 1-10. 4.Вопросы на стр.311-312. Индив. Задание – презентация и сообщение по творчеству и биографии М.Е.Салтыкова-Щедрина | |
32-33 | 17 неделя | М.Е.Салтыков - Щедрин. Своеобразие сюжета сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Проблематика сказки «Дикий помещик». | 2 | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина; показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; совершенствовать навыки анализа текста. | Сатира Сатирический образ Сатирический персонаж Сатирический тип Мораль Тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория) | Различные виды пересказа Письменный отзыв | 1. стр.325 №1-5 Пересказ от лица помещика, автора. 2. стр.334 задания. 3. Написать отзыв по сказке «Дикий помещик» Индив. Задание- презентация и сообщение по творчеству Л.Н.Толстого. | |
34-35 | 18 неделя | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце». | 2 | Познакомить с биографией и литературным творчеством Л.Н.Толстого. Выявить особенность героев «Севастопольских рассказов» | Рассказ Книга рассказов | Составление цитатного плана Составление рассказа очевидца | 1.Прочитать и составить цитатный план стр.340-358. 2. Вопросы стр.359-360; Живое слово. Наизусть «Зреет рожь над жаркой нивой» | |
36 | А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой». | 1 | Раскрыть поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет. | Лирика природы Тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие) | Чтение наизусть | 1.Стр.364 задания 1-6 2.Выучит наизусть стихи поэтов XIX века о природе | ||
37 | 19 неделя | В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной « Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века» | 1 | Прослушать стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова; определить общее отношение к природе и индивидуальность каждого автора в раскрытии характера картины | Прочитать сказ «Левша» | |||
38 | Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. | 1 | Проникнуть в образный мир произведения; Выявить черты характера главного героя | Своеобразия стиля повести Расширение представлений о сказе | Индив. Задание – презентация и сообщение о Чехове. | |||
39 | 20 неделя | Антон Павлович Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. | 1 | Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова; Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности | Психологический портрет сюжет | Пересказ, близкий к тексту; Составление словаря языка персонажа | 1.Литературная игра стр.378 2. Наизусть стихи о России поэтов XIX – XX веков. | |
40 | В.Ч. «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков. | 1 | Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов XX века | Чтение стихотворений наизусть | Индив. Задание – презентация и сообщение о творчестве и биографии М.Горького. Прочитать «Детство» М.Горького. | |||
Из литературы XX века – 21 час | ||||||||
41-42 | 21 неделя | М.Горький. «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической повести . «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»: контраст как основной приём раскрытия замысла. | 1 | Познакомить учеников с автобиографической повестью; Дать понятия «романтизма», «романтического героя»; Развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями. | Развитие представлений об автобиографической прозе Герой-романтик Приём контраста | Различные виды пересказа Цитатный план | 1. Пересказ «Детство» ответить на вопросы стр.65 2. Составить цитатный план «Легенда о Данко», стр.74 №10 | |
43-44 | 22 неделя | И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы. Основные проблемы рассказа «Кукушка». | 2 | Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина; Познакомить с рассказом «Кукушка», его своеобразием; Выявить особенность героев рассказа; | Темы и мотивы в лирическом стихотворении Поэтический образ Художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте | Подготовка вопросов для дискуссии Выразительное чтение Различные виды пересказа | 1. Прочитать «Кукушка» и подготовит вопросы для дискуссии. 2. Пересказ. Вопросы стр.99-100 3. Прочитать «Куст сирени» Индив. Задание – сообщение о Куприне. | |
45 | 23 неделя | А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в пони мании автора и его героя. | 1 | Познакомить с творчеством А.И.Куприна и его рассказом «Куст сирени» | Рассказ Диалог в рассказе | Подготовка вопросов для дискуссии Отзыв на эпизод Составление плана ответа | 1.Живое слово стр.112 2. Презентация о творчестве и биографии В.В.Маяковского | |
46 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. | 1 | начать знакомство учеников с личностью Маяковского; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; дать предварительное понятие о футуризме; развивать навыки анализа поэтического текста. | Мотив Тема Идея Рифма Тропы и фигуры (гипербола Метафора) Синтаксические фигуры Интонация конца предложения | Выразительное чтение | 1.стр.121 вопросы 2.Живое слово 3.Презенация о творчестве С.А.Есенина | ||
47-48 | 24 неделя | С.А.Есенин. Тематика лирических стихотворений. Человек и природа в лирике С.А. Есенина | 2 | познакомить с классическими произведениями С.Есенина; повторить сведения о литературных направлениях; развивать умения видеть особенности стиля поэта; на примере стихотворений показать острое чувство любви поэта к родной природе, родине. | Образ-пейзаж Тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис) | Чтение наизусть Отзыв о стихотворении |
| |
49 | 25 неделя | В.Ч. Литературный гостиная «Мой Сергей Есенин» | 1 | Презентация о Шмелёве | ||||
50 | И.С.Шмелёв «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. | 1 | Познакомить с творчеством И.С.Шмелёва и его рассказом «Русская песня»; Раскрыть национальный характер в рассказе, определить проблематику и художественную идею произведения | Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза | Устный и письменный отзыв о прочитанном Работа со словарями | 1.Написать отзыв на рассказ «Русская песня» 2.Прочитать рассказ Пришвина «Москва-река». 3.Презентация по творчеству М.М.Пришвина | ||
51 | 26 неделя | М.М.Пришвин. «Москва-река» Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. | 1 | Познакомить с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Москва-река»; | Подтекст Выразительные средства художественной речи градация | Составление тезисов | Стр.147 Живое слово Задания по выбору Индив. Сообщение о Паустовском | |
52 | К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» Мир человека и природы; малая родина; образ рассказчика в произведении | 1 | познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского, раскрыть многогранность его таланта, показать любовь писателя к родному краю, донести до детей его призыв о бережном отношении к природе | Лирическая проза Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение Пейзаж как сюжетообразующий фактор | Изложение с элементами сочинения | 1.Подготовиться к изложению, составить план. | ||
53 | 27 неделя | Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу М.М.Пришвина «Мещерская сторона» | 1 | Уметь подробно и чётко излагать текст произведения; высказывать письменно свои мысли. | 2. стр.163 №11 3. Наизусть стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» | |||
54 | Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться» Тема стихотворения и его художественная идея. | 1 | Раскрыть понятия»духовность и духовный труд» как основное нравственное достоинство человека | Выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора) Морфологические средства (роль глаголов и местоимений) | Чтение наизусть Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике | Наизусть «Не позволяй душе лениться» | ||
55-56 57 | 28 неделя 29 неделя | Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского. А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин» Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – В.Ч. Встреча в литературной гостиной « Стихи и песни о войне поэтов XX века» | 2 1 | Познакомить с биографией и литературным творчеством А.Т.Твардовского. Выявить особенность композиции, поэтического синтаксиса поэмы «Василий Тёркин» | Композиция лирического стихотворения Поэтический синтаксис | Различные типы чтения Чтение наизусть | 1.Наизусть «На дне моей жизни» 2.Прочитать !Василий Тёркин» 3.Тезисный план двух статей стр. 185-189 Подготовить наизусть и выразительно стихи поэтов XX века. | |
58-59 | 30 неделя | Б.Л.Васильев. «Экспонат №…» Основные проблемы рассказа Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия в рассказе «Экспонат №…» | 2 | Кратко познакомить с творчеством Б.Л.Васильева и его рассказом «Экспонат №…» Раскрыть особенность названия рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения | Рассказчик и его роль в повествовании | Подготовка плана к диспуту Различные виды комментированного эпизода | 1.Прочитать «Экспонат №…» , ответить на вопросы с закладками в учебнике. | |
60 | В.Ч. В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» Внутренняя простота и нравственная высота героев. | 1 | Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина; Познакомить с рассказами «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум», их своеобразием; Выявить особенность «чудиков» и «чудаков»; | Способы создания характера | Составление словаря языка персонажей Письменный отзыв Сочинение-рассуждение | Написать сочинение-рассуждение на тему «Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу. 2. Герой рассказов Шукшина, который запомнится навсегда. | ||
61 | 31 неделя | «Мне о России надо говорить…» Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века. | 1 | Показать своеобразие темы России в стихах поэтов ХХ века. | Развернутая характеристика одного из поэтических текстов Чтение стихотворения наизусть | Наизусть | ||
Из зарубежной литературы – 6 часов | ||||||||
62 | У.Шекпир. Темы и мотивы сонетов. | 1 | Сделать акцент на вечных темах У.Шекспира (любви, жизни, красоты, смерти) | Твердая форма (сонет) Строфа (углубление и расширение представлений) | Чтение наизусть | Наизусть сонет по выбору | ||
63 | 32 неделя | Р.Бёрнс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору) Осиновые мотивы стихотворений | 1 | Познакомить с творчеством Р.Р.Бёрнса и его стихотворениями; Раскрыть в стихотворениях представления о добре и зле. | Лироэпическая песня Баллада аллегория | Стр.243 вопросы 1-5 | ||
64 | Ш.Петёфи. «В деревне» Тема стихотворения и позиция поэта. | 1 | Раскрыть вопросы смысла жизни, жизни и смерти в стихотворении Ш.Петёфи | Задание №4 стр.247 Прочитать «Остров сокровищ» стр. 270, составить тезисный план стр. 271-274 | ||||
65 | 33 неделя | Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» Приёмы создания образов. | 1 | Показать мастерство писателя в изображении характера героя; Раскрыть авторское отношение к героям, роль пейзажа. | Приключенческая литература | Чтение и различные способы комментирования | №3 стр.274 Чтение и пересказ стр.275 - 300 | |
66 | А.Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» | 1 | Раскрыть детективный смысл произведения | Детектив Художественная деталь | Задание №4 стр.301 Прочитать «Планета людей» А.Экзюпери. | |||
67 | 34 неделя | А.Сент-Экзюпери «Планета людей» Основные события и позиция автора | 1 | Познакомить кратко биографией А.Сент-Экзюпери, с такими понятиями как добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев Вызвать интерес к творчеству поэта | Лирическая проза Правда и вымысел | Тезисный план статьи «Искусство поэтического перевода» | ||
Повторение изученного – 3 часа | ||||||||
68 | Урок мудрости | 1 | Размышление над содержанием притч. Связь притч с прочитанными произведениями | Притча. Мораль | Чтение и обсуждение притч | Формулирование выводов. | ||
69 | 35 неделя | Защита презентаций по самостоятельно прочитанным произведениям | 1 | Познакомить одноклассников с прочитанным произведением (по выбору) | ||||
70 | Подведение итогов года. Литература на лето. | 1 | Познакомить обучающихся со списком литературы для летнего чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса по программе В. Я. Коровиной
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2011) и программы общеобразовательных учреждений ...
Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс
Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 5 классе
Программась ащи фкакс 5-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркина Е.И., Саранск, 2014к.Родной литературан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 6 классе
Программась ащи фкакс 6-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркина Е.И., Саранск, 2015к.Родной лите...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 7 классе
Программась ащи фкакс 7-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 8 классе
Программась ащи фкакс 8-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркин...