Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса по программе В. Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_6_klass_sdelano.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Вязовка
«Согласовано» Руководитель ШМО Фадеева Т А «__»________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с.Вязовка Барданова Е Ф «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ с.Вязовка Щербакова Н А. «__»________________20___г. |
Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса по программе В. Я. Коровиной
Составитель - Фадеева Т А учитель русского языка и литературы высшей категории
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Класс 6
Учитель Фадеева Татьяна Александровна
Количество часов 70
Всего 70 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков 2, тестов - 0
Административных контрольных - 0
Планирование составлено на основе программы В.Я. Коровиной
Учебник В.Я. Коровина и др.
№ | Тема урока | Кол. часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||
1 | В дорогу зовущие, или Литература открывает мир | 1 | 4.09 | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа) | ||||
2 | Календарно-обрядовые песни | 1 | 6.09 | |
3 | Пословицы и поговорки | 1 | 11.09 | |
4 | Р. р. В чем красота и мудрость русского фольклора? | 1 | 13.09 | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час) | ||||
5 | Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе» | 1 | 18.09 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (29 часов) | ||||
6 | А. С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И. И. Пущину» | 1 | 20.09 | |
7 | Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» | 1 | 25.09 | |
8 | Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» | 1 | 27.09 | |
9 | Поэты пушкинской поры. | 1 | 2.10 | |
10 | Р. р. Двусложные размеры стиха. | 1 | 4.10 | |
11 | Роман А. С. Пушкина «Дубровский» | 1 | 9.10 | |
12 | Образ «благородного разбойника» в романе А. С. Пушкина «Дубровский» | 1 | 11.10 | |
13 | Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой | 1 | 16.10 | |
14 | Сюжет и композиция романа «Дубровский» | 1 | 18.10 | |
15 | Р. р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») | 1 | 23.10 | |
16 | В. ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел» | 1 | 25.10 | |
17 | М. Ю. Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника | 1 | 30.10 | |
18 | Восточное сказание М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты | 1 | 1.11 | |
19 | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок» | 1 | 13.11 | |
20 | И. С. Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей | 1 | 15.11 | |
21 | Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг» | 1 | 20.11 | |
22 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф. И. Тютчев. Стихотворения. | 1 | 22.11 | |
23 | А. А. Фет. Стихотворения. | 1 | 27.11 | |
24 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». | 1 | 29.11 | |
25 | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» | 1 | 4.12 | |
26 | В. ч. Историческая поэма Н. А. Некрасова «Дедушка» | 1 | 6.12 | |
27 | Р. р. Трехсложные размеры стиха | 1 | 11.12 | |
28 | Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера | 1 | 13.12 | |
29 | Народ и власть в сказе о Левше. | 1 | 18.12 | |
30 | Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша» | 1 | 20.12 | |
31 | Урок контроля. Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова. | 1 | 25.12 | |
32 | В. ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». | 1 | 27.12 | |
33 | А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» | 1 | 10.01 | |
34 | В. Ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» | 1 | 15.01 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 час) | ||||
35 | А. А.Грин. Феерия «Алые паруса». | 1 | 17.01 | |
36 | А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». | 1 | 22.01 | |
37 | М. М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». | 1 | 24.01 | |
38 | Тропа Насти | 1 | 29.01 | |
39 | Тропа Митраши. | 1 | 31.01 | |
40 | Р. р. Сочинение - сравнительная характеристика Насти и Митраши. | 1 | 5.02 | |
41 | «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести | 1 | 7.02 | |
42 | В. ч. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный...» | 1 | 12.02 | |
43 | Р. р. Стихотворения о Великой Отечественной войне. | 1 | 14.02 | |
44 | В. П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» | 1 | 19.02 | |
45 | Р. р. Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой» | 1 | 21.02 | |
46 | В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» | 1 | 26.02 | |
47 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа | 1 | 28.02 | |
48 | Урок контроля. Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В. Распутина | 1 | 5.03 | |
49 | Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Срезал» | 1 | 7.03 | |
50 | В. ч. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители» | 1 | 12.03 | |
51 | Ф. А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | 14.03 | |
52 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А. А. Блок. Стихотворения. | 1 | 19.03 | |
53 | С. А. Есенин. Стихотворения. | 1 | 21.03 | |
54 | А. А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты. | 1 | 2.04 | |
55 | Н. М. Рубцов. «Тихая» лирика. | 1 | 4.04 | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12 часов) | ||||
56 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | 1 | 9.04 | |
57 | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе | 1 | 11.04 | |
58 | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» | 3 | 16.04 | |
59 | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» | 18.04 | ||
60 | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» | 23.04 | ||
61 | В. ч. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | 2 | 25.04 | |
62 | В. ч. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | 30.04 | ||
63 | И. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка» | 1 | 2.05 | |
64 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 1 | 7.05 | |
65 | В. ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | 14.05 | |
66 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | 2 | 16.05 | |
67 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | 21.05 | ||
68 | Повторение изученного в 6 классе | 1 | 23.05 | |
69 | Литературная викторина | 2 | 28.05 | |
70 | Литературная викторина | 30.05 | ||
Итого: | 70 |
Содержание тем учебного курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Список литературы
1. Ерёмина, О. Е./Поурочное планирование по литературе: 6класс./О. Е. Ерёмина. –М.: Экзамен, 2008;
2. Колокольцев, Е. Н./Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс./Е. Н. Колокольцев. - М.: Просвещение, 2005;
3. Коровина, В.Я./Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2ч. /В. Я. Коровина - М.: Просвещение, 2011;
4. Коровина, В. Я./Литература: Методические советы: 6 класс. / В. Я Коровина. И. С. Збароский. - М.: Просвещение, 2006;
5. Коровина, В.Я./Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я. Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2011) и программы общеобразовательных учреждений ...
Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс
Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс...
Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса
Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 5 классе
Программась ащи фкакс 5-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркина Е.И., Саранск, 2014к.Родной литературан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 6 классе
Программась ащи фкакс 6-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркина Е.И., Саранск, 2015к.Родной лите...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 7 классе
Программась ащи фкакс 7-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 8 классе
Программась ащи фкакс 8-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркин...