Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._5_kl._buneev_2012.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании кафедры                                                                           «Согласовано»                                                         УТВЕРЖДЕНО

гуманитарного образования                                                                                        зам. директора                                                         приказом № ___

Протокол №                                                                                                                  /                     /                                                             «    » 09.2012 г.

«    » 09.2012 г.                                                                                                             «     » 09.2012 г.  

 

Рабочая программа учебного курса

по литературе 5 класс

                                                                                                                                         

                                                                                                                                             Составитель:

                                                                                                                                             Казанцева Клавдия Сергеевна,

                                                                                                                                             учитель русского языка

                                                                                                                                             и литературы

                                                                                                                                             высшей кв. категории

2012 год

Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного образования по литературе, авторской программы под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе,5-11 кл.(М.: Баласс, 2008.). Рабочая программа ориентирована на использование  учебника:  Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В. «Литература»,5 кл. 2 книги – М.: Баласс, 2006.

        Цель литературного образования  определяется авторской программой как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

        Основные учебные цели данной рабочей программы для 5 класса следующие:

  1. формирование личностного отношения к прочитанному;
  2. освоение литературы как словесного вида искусства в процессе творческой читательской деятельности;
  3. формирование навыков исследовательской, проектной работы.

      Цель литературного образования определяет его задачи: 

 1.  поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

   2.  обеспечивать освоение основных теоретико-литературных понятий (жанр, портрет, сюжет, композиция);

   3.  развивать чувство языка, умения и навыки связной речи;

   4.  обеспечивать овладение  приёмами работы с текстом, умениями  характеризовать, сравнивать героев, оценивать их    

        поступки, понимать позицию автора в художественном произведении, развивать читательское воображение;

   5.  формировать общеучебные компетенции: коммуникативные, интеллектуальные, информационные,  организационные.

             Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

             Особенностью курса является наличие «сквозных» персонажей, авторских текстов, проблемных и творческих заданий, что способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, готового к современной действительности. Особенность самостоятельного чтения заключается в том, что ученики читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия произведения.

             Ведущими принципами курса являются принципы: минимакса, кооперации, целостного восприятия художественного произведения, личностно ориентированный, деятельностно ориентированный, культурно ориентированный.

             При работе с текстами в учебном курсе используется технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая предполагает следующие методы и приёмы работы: диалог с автором, чтение с остановками,  комментированное чтение, интерпретацию, составление плана, работу с ключевыми словами, построение структурной модели текста, словесное рисование и т. д.  В рамках использования  проектной технологи ученики создают небольшие проекты, выполняют задания на формулирование и решение проблем, проводят небольшие исследования (наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент).

               На уроках применяются коллективные, групповые, индивидуальные формы работы.

               Данные  методы и формы учебной деятельности позволят осуществить компетентностный подход в обучении, формировать коммуникативные, интеллектуальные, информационные,  организационные компетенции.

            Запланирована работа над проектами:

  1. по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни»;
  2. по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца»;
  3. по произведениям фантастической и приключенческой литературы;
  4. по произведению А. Конан Дойла «Затерянный мир»
  5. создание сборника «Рассказы о животных».

        В ходе работы над проектами пятиклассники учатся коллективно и самостоятельно обдумывать и выстраивать пути достижения поставленных целей, анализировать полученный результат проделанной работы, представлять его одноклассникам. Выполняются проекты в группах и индивидуально, на уроке и дома. При выполнении творческих проектов (создание сборника «Рассказы о животных», написание дневника от имени героя по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни», создание сборника животного мира затерянной страны по роману А. Конан Дойла) ученики пишут сочинения о домашних животных в разных жанрах и оформляют сборник «Рассказы о животных», создают дневник героя, используя навыки сжатия авторского текста, рисуют и описывают придуманных животных для сборника «Затерянная страна».  Проект по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца» предполагает исследовательскую работу учащихся в группах по определению авторского отношения к героям, роли пейзажа в повести. Выполняя проект по произведениям фантастической и приключенческой литературы, используя знания о жанровых особенностях, доказывают, что произведение относится к определённому жанру. В ходе работы над проектами у пятиклассников формируются коммуникативные, интеллектуальные, информационные,  организационные компетенции.

    Учебное и учебно-методическое обеспечение:

         

-  Бунеев Р. Н,. Бунеева Е. В. Программа по литературе – М:Баласс, 2008;

-  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература. 5 класс, 2 книги, 2006;

-  Барова Е. С. Уроки литературы в 5 классе по учебнику «Шаг за горизонт»: методические    

   рекомендации для учителя.- М: Баласс, 2005;

-  Мещерякова И. Литература в таблицах и схемах.- М: Айрис, 2000

-  Меркин Г. С. и др. Развитие речи.- М: Русское слово, 2005;

- Архипова Н. П. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие. М: Планета, 2010

-  Оглоблина К. Н. Тесты по литературе. 5-11 классы [Текст] / П. Н. Оглоблина. - М.: ACT: Астрель, 2004

-  Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста [Текст] : кн. для учителя / П. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.

 -  Тодоров, Л. В. Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 [Текст] / Л. В. Тодоров, А. В. Фёдоров. - М.: Просвещение, 2011.

 -  Меркин Г. С. , Зыбина Т. М. Выразительные средства художественной речи. Москва, Русское слово, 2005

 -  Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва, Просвещение, 2000

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических  средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
  • уроки литературы (Кирилла и Мефодия);
  • большая детская энциклопедия по литературе;

         -   справочник школьника по литературе

Информационные ресурсы в Интернете:

     www.wikipedia.ru  Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»

www.mbricon.ru  Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru  Электронные словари.

www.gramota.ru  Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».

      www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".

     www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия

 http://www.Lermontov.info/biograf.shtml

      http://www.turgenev.org.ru          и др.

Результаты освоения учебного предмета
обучающимися 5  класса

Личностные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Метапредметные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Самоопределение

потребность в самовыражении и самореализации

готовность к самовыражению и самореализации

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Смыслообразование

осваивать и использовать новые способы действий

самостоятельно применять изученные  способы действий в учебных ситуациях

Познавательные

приёмам работы с текстом, приёмам исследовательской работы (наблюдения, сравнения, эксперимент), разным видам пересказа,    строить устные и письменные высказывания,  искать нужную информацию в разных источниках и представлять её,  создавать мини – проекты

самостоятельно проводить наблюдение, сравнение, эксперимент, строить высказывания в устной и письменной форме, искать нужную информацию в разных источниках и представлять её, создавать  проекты

Морально – этическая ориентация

развитие морального мышления и поведения

высказывать своё мнение в обсуждении конфликтных ситуаций, ситуаций морального выбора, моральных дилемм

Регулятивные

целеполаганию

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

ИКТ- компетентность

создавать презентации в электронном виде, искать  нужную информацию в Интернете

самостоятельно создавать презентации в электронном виде, искать нужную информацию в Интернете и преобразовывать её в  соответствии с поставленными задачами

Предметные результаты

Выпускник научится (базовый уровень)

Выпускник получит возможность научиться

(повышенный уровень)

-   выразительно читать и анализировать  художественное   произведение;

-   понимать позицию автора в художественном  произведении;

-  определять жанр, элементы сюжета, композицию  произведения;

-   понимать особенность организации стихотворной речи;

-   давать характеристику героев;

-   давать сравнительную характеристику  героев, сопоставлять  произведения, позиции        

    авторов в  разных  произведениях  

-  в совокупности усвоенных приёмов работы с текстом,

   теоретических понятий  сформировать целостную

   деятельность понимания текста

Учебно-тематический план

Разделы

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

Введение

1

Часть 1. От чего захватывает дух

53

8

1

Часть 2. Что можно увидеть с закрытыми глазами

16

2

Часть 3. В лабиринте событий

5

1

Часть 4. Я и другие

16

2

Часть 5. Мы не можем без них или они без нас?

11

1

1

Итого

102

14

2

Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности уч-ся

Введение (1часа)

1

Введение. Литература как искусство слова. Чтение и литература.

Книга и читатель. Новый учебник и его герои

Урок открытия нового знания

Беседа; записи в тетради; чтение по ролям ст. учебника; ответы на вопросы; пересказ прочитанных за лето пр-ий

Часть 1. От чего захватывает дух (53 часа)

2

Раздел 1. Жизнь по законам чести (10 ч.).

От чего захватывает дух. Романтика приключений в стихотворении Н. С. Гумилёва  из цикла «Капитаны»

Урок открытия нового знания

Беседа о личных впечатлениях; анализ стих-ия; словесное рисование; предположения об особенностях содержания пр-ий в разделе

3

А. Дюма и его роман «Три мушкетёра». Герои бессмертной книги

Урок открытия нового знания

Слушание рассказа об авторе и романе; записи ключевых слов; выборочное чтение отрывков  романа; диалог с автором; прогнозирование; беседа; работа со словарем; просмотр фрагмента фильма и обсуждение

4

Законы чести, по которым живут герои Дюма. «Три мушкетера».

Урок рефлексии

Чтение по ролям; наблюдение; диалог с автором; прогнозирование; обобщение; письм. ответ на вопрос: формулирование своих законов чести

5

 А. Дюма «Три мушкетера». Что такое дружба

       Урок рефлексии

Краткий пересказ 9-18 глав; беседа по 19 гл.; ответ  на проблемный вопрос; обобщение; письм. рассуждения о дружбе просмотр фрагмента фильма и обсуждение

6

Автор и герои в романе А. Дюма «Три мушкетера»

Урок рефлексии

Краткий пересказ  глав; наблюдение;  составление плана групповой характеристики героев; рассказ по плану; формулирование идеи пр-ия; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; письм. сочинение о впечатлениях от романа

7

Эссе как жанр литературы. Знакомство с эссе Н.Г. Долининой «Честь и достоинство»

Урок открытия нового знания

Работа со словарем; чтение с остановками эссе; интерпретация пр-ия

8

Утверждения и доказательства Н. Долининой в эссе «Честь и достоинство»

Урок открытия нового знания

Поиск в эссе утверждений и доказательств; выдвижение своих суждений и подтверждение их текстом пр-ия

 9 РР

РР Чтение и обсуждение домашних сочинений уч-ся в форме эссе

Развитие речи  

Чтение и обсуждение домашних сочинений уч-ся; корректирование по алгоритму

10

Жюль Верн – автор географического приключенческого романа «Дети капитана Гранта»

Урок открытия нового знания

Сообщение об авторе с использованием электронной энциклопедической статьи; чтение отрывков из романов Ж. Верна и обсуждение; работа с географической картой; предположения о жанре романа; прогнозирование событий по названиям глав; впечатления от романа

11

Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна в произведении «Дети капитана Гранта»

Урок рефлексии

Сжатый рассказ по плану, ключевым словам; формулирование пробл. вопроса; диалог с автором; ответ на вопрос: как проявил себя в трудной ситуации герой пр-ия; просмотр фрагмента фильма и обсуждение

12

Знаменитый географ в романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта»

Урок открытия нового знания

Просмотр и обсуждение фрагмента фильма; составление плана характеристики Паганеля; сжатый пересказ по плану; формулирование проблемных вопросов; ответ на вопрос: что вы можете сказать о Паганеле – ученом и человеке? просмотр фрагмента фильма и обсуждение

13

Роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта» - роман-учебник, роман-открытие

Урок общеметодологической  направленности

Сообщения уч-ся по теме урока; просмотр и обсуждение фрагмента фильма; комментирование своих рисунков к пр-ию; формулирование идеи пр-ия; выводы об особенностях  жанра приключ. пр-ия; док-ва о принадлежности романа Ж. Верна приключенческому жанру

14

РР

РР. Сочинение-рассуждение «Что значит жить по законам чести?»

Развитие речи

Составление плана; отбор материала; подбор аргументов к тезисам

15

Раздел 2. Шифры и клады.

К.Г. Паустовский. «Эдгар По». Понятие о литературном портрете

Урок открытия нового знания

Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе; выбор  ключевых слов; пересказ по ключевым словам;  работа со словарём; сопоставление очерка с биографической справкой; пересказ отрывков очерка; ответы на вопросы

16

Тайна золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук»)

Урок открытия нового знания

Сжатый пересказ эпизодов; диалог с автором; определение элементов сюжета рассказа, связей эпизодов; словесное рисование; слушание аудиозаписи с обсуждением

17

Что такое проект. Виды проектов. Как создать проект по фантастическим и приключенческим произведениям

Урок открытия нового знания

Коллективное планирование выполнения группового проекта

18

Р. Л. Стивенсон и неизведанные острова. ( по произведению  «Остров сокровищ»)

Урок открытия нового знания

Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе, выбор ключевых слов, пересказ по ключевым  словам; анализ стих-ия Стивенсона «Бери деревяшки…»; чтение статьи; диалог с автором;  прогнозирование событий; ответ на вопрос: почему автор этого стихотворения мог стать автором приключенческого романа?

19

Полный опасностей путь ( по произведению Стивенсона «Остров сокровищ»)

Урок открытия нового знания

Анализ 12. гл.; подробный пересказ; озаглавливание  эпизодов; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; сравнение героев разных пр-ий по плану

20

Цена честного слова ( по произведению Стивенсона «Остров сокровищ»)

      Урок рефлексии

Групповая: характеристика героев по плану; выступления групп.  Коллективная: формулирование и решение проблемы

21

Сложность и многогранность характера Сильвера (по произведению Стивенсона «Остров сокровищ»)

Урок рефлексии

Диалог с автором; наблюдение; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; предположение; анализ пиратских песен. Парная: составление плана характеристики Сильвера, устные ответы

22

Тайны повести А. Рыбакова «Кортик»

Урок открытия нового знания

Пересказ эпизодов; прогнозирование; обмен  впечатлениям; просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Кортик».  Парная: ответ на вопрос: какие тайны раскрываются в повести?

23

Приключения героев повести А. Рыбакова «Кортик»

Урок общеметодологической  направленности

Пересказ эпизодов; ВЫСТРАИВАНИЕ ЦЕПОЧКИ СОБЫТИЙ, выявление причинно  следственных связей;  просмотр фрагмента фильма и обсуждение; обобщающая беседа о жанре приключенческой лит-ры

24

РР

РР. Сочинение по разделу «Шифры и клады». Отзыв.

Развитие речи

Написание отзыва по плану

25

Раздел 3. Экстремальные ситуации. (5+1) Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона

Урок открытия нового знания

Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе, выбор ключевых слов, пересказ по ключевым словам; сообщения уч-ся об интересных эпизодах из жизни писателя; чтение отрывков из рассказов Д. Лондона; обсуждение экстремальных ситуаций в жизни Д. Лондона и его героев

26

Д. Лондон «Любовь к жизни». Что такое любовь к жизни?

     Урок рефлексии

Коллективная: ответ на проблемный вопрос; обозначение границ эпизодов; озаглавливание эпизодов; диалог с автором. Групповая:  анализ эпизодов, выступления

27

РР

Д. Лондон  «Любовь к жизни». Создание проекта «Дневник героя рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни»

Урок открытия нового знания

Коллективная:  обсуждение цели, задач проекта;  групповая: выполнение, защита проекта, рефлексия

28

Писатель Б. Житков и его рассказ «Механик Салерно»

Урок открытия нового знания

Сообщения о писателе; выборочный пересказ эпизодов (д/з); наблюдение над языком; эксперимент

29

Б. Житков. «Механик Салерно». Оставаться человеком при любых обстоятельствах

Урок рефлексии

Рассказы уч-ся по плану о герое; наблюдение над построением р-за; формулирование идеи пр-ия; ответ на вопрос: что значит: оставаться человеком при любых обстоятельствах?

30 РР

РР. Сочинение по разделу  «Экстремальные ситуации»

Развитие речи

Написание сочинения

31

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми. М. Твен и его маленькие герои

Урок открытия нового знания

Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе, выбор ключевых слов, пересказ по ключевым словам; обмен впечатлениями о прочитанном в 4 кл. о Т. Сойере; чтение отрывков из романа «Приключения Г. Финна»; просмотр фрагментов фильма; обмен мнениями

32

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Приключения - игра

Урок рефлексии

Пересказы уч-ся от лица героя; работа со словарём; составление таблицы; исследование

33

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Приключения – игра и жизнь

Урок рефлексии

Пересказы эпизодов; просмотр и обсуждение фрагмента фильма; чтение с остановками;  составление таблицы «Игра и жизнь»

34

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Приключения - жизнь

Урок общеметодологической направленности

Пересказ; анализ эпизодов;  наблюдение за героями; составление таблицы «Приключения – жизнь»; ответ на вопрос: чем отличаются приключения Тома Сойера и Гека Финна?

35

 «Белеет парус одинокий». В. Катаев и название его повести

Урок открытия нового знания

Ответы на вопросы по биографии писателя, прогнозирование и выстраивание  цепочки событий по названиям глав повести; слушание стих-я М. Ю. Лермонтова «Парус»; ответ на вопрос: что общего в стих-ии и повести?

36

В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий». Море Пети и море Гаврика

Урок рефлексии

Просмотр и обсуждение фрагмента фильма; наблюдение; сравнение героев;  пересказ эпизодов; выводы

37

В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий». Большие события и маленькие дети

Урок рефлексии

Пересказ, наблюдение, сравнение героев (составление концептуальной таблицы)

38

В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий». Путь Пети.

Урок открытия нового знания

Просмотр и обсуждение фрагмента фильма; составление цитатного плана с выводами («Путь Пети»)

39

В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий». Путь Гаврика. Дети становятся взрослыми

Урок рефлексии

Составление цитатного плана с выводами (Путь Гаврика»). Сравнение героев М. Твена и В. Катаева

40

Мотив свободы в стих-ии  М. Ю. Лермонтова  «Парус».

Урок открытия нового знания

Чтение наизусть; анализ стих-ия; обсуждение иллюстраций к стих-ию; ответы на проблемные вопросы

41

РР

РР. Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми»

Развитие речи

Написание сочинения

42

Раздел 5 Правда истории и вымысел. В. А. Каверин «Два капитана». Письмо штурмана Климова

Урок открытия нового знания

Знакомство с биографией писателя; прогнозирование событий романа; чтение и анализ эпизода; формулирование проблемы; ответы на вопросы

43

В. А. Каверин «Два капитана». Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева

Урок рефлексии

Чтение и поиск в тексте ответов на вопросы; диалог с автором; ответ на вопрос: почему Саня заинтересовался судьбой капитана?

44

В. А. Каверин «Два капитана». Старые письма

Урок рефлексии

Просмотр и обсуждение фрагмента фильма;  пересказ эпизода, определение роли эпизода в пр-ии; формулирование и обсуждение проблемы, заключенной  в письме; прогнозирование событий

45

В. А. Каверин «Два капитана». «Я найду экспедицию!»

Урок рефлексии

Формулирование и обсуждение проблем  романа, проблем героев; письм. ответы на вопрос: почему Саня хочет найти экспедицию?

46

В. А. Каверин «Два капитана». Как была найдена экспедиция

Урок рефлексии

Просмотр и обсуждение фрагмента фильма; чтение с остановками, пересказы эпизодов, сообщение о Чкалове (презентация); изложение сод-ия пр-ия в одном предложении. Парная: доказательства прин-сти пр-ия жанру приключенческой литературы

47

М. Ю. Лермонтов.  «Бородино». «Ведь были ж схватки боевые…»

Урок открытия нового знания

Знакомство с историей создания стих-ия, просмотр фрагмента фильма с обсуждением;  чтение; словесное рисование, работа с иллюстрациями

48

Анализ стих-ия М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Урок  рефлексии

Чтение наизусть; определение размера; знакомство с мастерством поэта по фрагментам мультимедийного урока, анализ стих-ия; работа с тренажёром. Парная: наблюдение за языком в эпизоде

49

РР

РР. Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел»

Развитие речи

Написание сочинения

50

РР

РР. Защита проектов по произведениям фантастической и приключенческой литературы

Развитие речи

Групповая: защита проектов по произведениям фантастической литературы, рефлексия

51

Раздел 6. Романтика неизведанного. Романтика неизведанного в стих-ии А. Блока «Ты помнишь?..»

Урок открытия нового знания

Коллективная: анализ-исследование стих-ия по плану

52

Стихи о прекрасном и неведомом (Н. Гумилёв, В. Маяковский)

Урок рефлексии

Групповая: анализ-исследование стих-ий по плану, выступления

53

Стихи о прекрасном и неведомом (М. Светлов, Д. Самойлов, В. Берестов)

Урок развивающего контроля

Индивидуальная: анализ-исследование стих-ий по плану. Чтение наизусть

54

Что мы узнали о приключенческой литературе. Контрольная работа

Урок развивающего контроля

Беседа по вопросам; выполнение и самопроверка теста. Групповая: обдумывание своих сюжетов для приключенческих рассказов

Часть 2. Что можно увидеть с закрытыми глазами (16 часов)

55

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас. Наследие А.. Конан Дойла. 

Урок открытия нового знания

Работа со словарём; слушание биогр. писателя; комментированное чтение; записи ключевых слов,  рассказы по  ключевыми словам. Парная: ответы на вопросы

56

Конан Дойл. «Затерянный мир». Наука и полёт фантазии

Урок рефлексии

Чтение с остановками, «экскурсия в палеонтологический музей», выводы

57

РР

РР. Создание и защита проекта «Обитатели Затерянных миров»

Урок открытия нового знания

Индивидуальная:  создание и защита мини-проектов, рефлексия

58

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика. А. Беляев. «Голова профессора Доуэля». Мари Лоран и голова профессора Доуэля

Урок открытия нового знания

Групповая: наблюдение за изменениями в поведении героев, выступления уч-ся

59

А. Беляев. «Голова профессора Доуэля». Профессор Доуэль и профессор Керн

Урок рефлексии

Сравнение двух героев (составление концептуальной таблицы); рассказы по таблице; прогнозирование; формулирование нравственных проблем

60

Рэй Брэдбери - гордость научной фантастики

Урок открытия нового знания

Пересказ эпизодов. Групповая: постановка вопросов и поиск ответов в  эпизодах рассказа

61

Рэй Брэдбери. «И грянул гром». Каждый из нас в ответе перед будущим

Урок рефлексии

Составление плана; интерпретация, анализ элементов сюжета; формулирование проблемного вопроса, идеи рассказа; изложение содержания рассказа в одном предложении

62

Странное, причудливое, фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Урок рефлексии

Знакомство с биографией писателя, работа с ключевыми словами; чтение эпизодов с обсуждением

63

Фантастическое и реальное в повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Урок рефлексии

Составление таблицы (по вариантам); интерпретация фрагментов текста; составление схемы «Фантастика и реальность в повести»

64

Н. В. Гоголь «Портрет». Характеристика  художника Чарткова

Урок рефлексии

Составление плана характеристики героя; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; краткий рассказ по плану с привлечением текста; формулирование проблем рассказа

65

Раздел 3. Сказка и фантастика. Жизнь и фантастика в «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина

Урок открытия нового знания

Просмотр мультфильма и выстраивание цепочки событий. Групповая: составление плана хар-ки царицы, царевны, поиск в тексте авторской хар-ки героинь. Коллективная: сравнение героинь (составление концептуальной таблицы); рассказы о значении других героев сказки

66

Особенности жанра сказки (по «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина)

Урок рефлексии

Вставка эпитетов в деформированный текст;  формулирование особенностей жанра литературной сказки и сравнение своих выводов с выводами в электронном пособии; сравнение литературной сказки с фольклорной сказкой и сопоставление своих выводов с выводами в электронном пособии; формулирование идей сказки. Групповая: наблюдение за языком сказки

67

А. С. Пушкин и история создания  первой поэмы «Руслан и Людмила»

Урок открытия нового знания

Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя; чтение вступления к поэме, просмотр и обсуждение фрагментов мультимедийного урока; составление цепочки событий поэмы

68

А. С. Пушкин. Сказочное в поэме «Руслан и Людмила»

Урок рефлексии

Чтение наизусть отрывка; пересказ любимых эпизодов; комментарий к иллюстрациям; работа с тренажёром; Парная: словесное рисование героев

69

А. С. Пушкин.  «Руслан и Людмила». Анализ эпизода «Бой Руслана с головой»

Урок рефлексии

Чтение эпизода с остановками; формулирование вопросов  и поиск ответов на них в тексте; вставка эпитетов в деформированный текст; подбор примеров выражения отношения автора к своим героям; устные отзывы о поэме. Индиидуальная: письменный ответ на вопрос

70

РР

РР. Сочинение по 2 части учебника «Что можно увидеть с закрытыми глазами?»

Развитие речи

Урок общеметодологической    направленности

Обсуждение темы, названия, написание сочинения

Часть 3. В лабиринте событий (5 часов)

71

Что такое детектив? Особенности композиции в рассказе А. Конан Дойла «Тайна Боскомской долины»

Урок открытия нового знания

Слушание детектива А.  Конан Дойла; самостоятельные выводы об особенностях детектива; работа со словарём

72

Истоки детективной литературы. Эдгар По. «Убийство на улице Морг»

Урок открытия нового знания

Наблюдения за композицией р-за; выводы о жанре; наблюдение за логикой Дюпена

73

Знаменитый сыщик Шерлок Холмс в рассказе А. Конан Дойла «Горбун»

Урок рефлексии

Диалог с автором; краткий пересказ сод-ия р-за; выявление причинно – следственных связей

74

А. Конан Дойл. «Горбун». Следствие знаменитого сыщика

Урок открытия нового знания

Обсуждения плана (д/р). Групповая: анализ эпизода. Индивидуальная: выводы об образе Ш. Холмса. Коллективная: выводы об особенностях жанра детектива

75

РР

РР. Сочинение детективной истории

Развитие речи

Сочинение детективной истории (или сочинение по разделу «В лабиринте событий»)

Часть 4. Я и другие (16 часов)

76

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Драма Васи и его отца

Урок открытия нового знания

Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе, выбор ключевых слов, пересказ по ключевым  словам; ответы на вопросы с привлечением   текста, отбором эпизодов. Парная: анализ эпизода. Индивидуальная: письм. ответ на вопрос

77

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Драма Тыбурция и его детей

Урок рефлексии

Ответы на вопросы с помощью  текста, отбора эпизодов. Групповая: анализ эпизода. Индивидуальная: письм. ответ на вопрос

78

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Уроки добра и справедливости

Урок рефлексии

Выборочное чтение эпизодов, ответы на вопросы, обсуждение. Рассказы уч-ся о  своих уроках добра и справедливости

79

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Роль Тыбурция в жизни Васи и его отца

Урок рефлексии

Чтение главы с остановками; письменный ответ на вопрос; выполнение теста

80

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Смысл названия повести

Урок общеметодологической    направленности

Знакомство с особенностью повести Короленко при просмотре фрагментов мультимедийного урока; обсуждение. Групповая: сравнение героев (составление концептуальной таблицы), выступления уч-ся; обобщающая беседа; выполнение  теста электронного пособия

81

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч

Урок открытия нового знания

Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе, выбор из её сод-ия ключевых слов, пересказ по ключевым  словам; диалог с автором; анализ эпизода; письм. ответ на вопрос

82

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Тропа Насти

Урок рефлексии

Составление плана и рассказы по плану; интерпретация текста; выводы (письм. или устно)

83

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Тропа Митраши.

Урок рефлексии

Составление плана и рассказы по плану; интерпретация текста; выводы (письм. или устно)

84

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». «Великий храм природы». Смысл названия повести.

Урок общеметодологической    направленности

Парная: составление схемы (силы добра и зла). Коллективная: отбор фрагментов текста для решения проблемной ситуации; формулирование вывода, идеи повести; выполнение теста

85

РР

РР.Мини-проекты по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Защита проектов

Развитие речи

Выполнение заданий в группах, защита проектов, рефлексия

86

Жизнь и творчество Л. А. Кассиля

Урок открытия нового знания

Слушание автобиографии, запись ключевых слов, беседа. Индивидуальная: ответ на вопрос

87

Л. А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания». Чего не выдумаешь в детстве!

Урок рефлексии

Индивидуальная по выбору (д/з): 1.пересказ смешного эпизода; 2. формулирование приёмов создания смешного; 3. рассказ о своей придуманной стране

88

Г. Белых и Л. Пантелеев. «Республика Шкид». Республика Шкид и её проблемы

Урок открытия нового знания

Пересказ эпизодов; формулирование и записи проблемных вопросов, идеи повести, выводов; письм. ответ на вопрос

89

В. Распутин. «Мама куда-то ушла». Ребёнок в окружающем его мире

Урок открытия нового знания

Беседа по сод-ию рассказа; выписывание ключевых слов из эпизода; рассказы по ключевым словам. Индивидуальная: пересказ сод-ия подготовленных р-зов о детях (д/з). Коллективная: обсуждение, обобщение

90

Стихотворения о детях. (Д. Самойлов, В. Берестов, Н. Заболоцкий)

Урок открытия нового знания

Чтение стих-ий наизусть, оценивание ответов; анализ стих-ия Н. Заболоцкого; беседа по обобщающим вопросам

91

РР

РР. Сочинение по 4 части  «Я и другие»

Развитие речи

Обсуждение названия сочинения, формулирование идеи сочинения, чтение  плана (д/з), отбор материала, записи в тетрадях

Часть 5. Мы не можем без них или они без нас? (11 часов)

92

Собачий мир в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»

Урок открытия нового знания

Знакомство с историей создания р-за; чтение ст. учебника; пересказ эпизодов; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; составление плана

93

А. П. Чехов. «Каштанка». Отношения человека и животного

Урок рефлексии

Групповая: решение проблемной ситуации с помощью наблюдения в тексте. Коллективная: обобщающие выводы; объяснение смысла финала рассказа

94

«Всем кошкам кошка» в рассказе А. И. Куприна «Ю-ю»

Урок открытия нового знания

Групповая: отбор информации из сод-ия рассказа по заданиям учителя, выступления учеников

95

Отношения людей и животных в рассказах А. И. Куприна («Барбос и Жулька», «Слон» и др.)

Урок общеметодологической направленности

Пересказы уч-ся сод-ия рассказов. Индивидуальная: записи при прослушивании по заданию учителя; рассказы о своих домашних животных

96

Смешное и трогательное в рассказе Дж. Даррелла «Гончие Бафута»

Урок открытия нового знания

Индивидуальная: сообщения уч-ся по заданиям учителя, пересказы эпизодов (д/з). Коллективная: формулирование приёмов создания смешного. Парная: сравнение по плану особенностей изображения животных у разных писателей

97

Э.Сетон – Томпсон. «Чинк». Друг, который никогда не предаст

Урок открытия нового знания

Рассказы о личных впечатлениях; чтение отзывов о пр-ии; анализ эпизода по плану, выявление роли эпизода в пр-ии. Индивидуальная: письм. ответ на вопрос

98

Мир животных в стих-ях Б. Заходера, С. Есенина, В. Инбер

Урок открытия нового знания

Коллективная: чтение, анализ стих-ий; обсуждение выполнения проекта «Сборник рассказов о животных»

99

Мир животных в стих-ях В. Маяковского, Н. Заболоцкого, И. Бунина

Урок открытия нового знания

Индивидуальная: чтение, анализ стих-ий

100 РР

РР Защита проекта «Сборник рассказов о животных»

Развитие речи

Чтение собственных рассказов о животных, обсуждение оформления продукта проекта, рефлексия

101

Контрольная работа по курсу литературы 5 кл

Урок развивающего контроля

Выполнение теста с проверкой; ответы на вопросы викторины

102

Обобщение по всему учебнику. Рекомендации чтения на лето

Урок общеметодологической направленности

Рассказы о запомнившихся пр-ях, прочитанных в 5 кл.; выразит. чтение отрывков пр-ий

Формы работы: коллективная, групповая,  парная, индивидуальная

Приложения к программе

№ 1.  Список произведений для заучивания наизусть:

  1. М. Ю. Лермонтов.  «Бородино», «Парус»
  2. Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф», М. Светлова «Я в жизни ни разу не был в таверне…», Д. Самойлова «Сказка» (по выбору учеников)
  3. А. С.. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  4. А. С. Пушкин Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
  5. Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» (или другое на выбор)

№ 2. Список произведений для чтения летом:

  1. В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Людмила», «Лесной царь»
  2. Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»
  3. А. С. Пушкин. Стихотворение «Бесы»; повести «Выстрел», «Дубровский»
  4. А. П. Чехов. Рассказы «Страшная ночь», «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»
  5. П. Мериме. Рассказ Венера Илльская»
  6. Ги де Мопассан. Рассказ «Орля»
  7. М. Метерлинк». Драма Синяя птица»
  8. В. Гауф. Сказка «Маленький Мук»
  9. Н. Д. Телешов. Сказка «Белая цапля»
  10. Т. А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король»
  11. Г. Х. Андерсен. Сказка «Русалочка»
  12. А. Н. Толстой. Сказка «Русалка»
  13. В. В. Вересаев Сказка «Состязание»
  14. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и др.
  15. Легенды и мифы Древней Греции о Геракле
  16. Гомер. Поэма «Одиссей у циклопов»
  17. И. С. Тургенев «Муму»
  18. А. Грин. Рассказ «Четырнадцать футов»
  19. О. Генри. Рассказ «Последний лист»
  20. Басни Эзопа, И. А. Крылова («Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок» и др.)
  21. М. Е. Салтыков-Щедрин Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  22. Джером К. Джером. Повесть «Трое в лодке, не считая собаки»

             

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса по программе В. Я. Коровиной

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...

Рабочая программа учебного курса по литературе для 9 класса

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования (2011) и программы общеобразовательных учреждений ...

Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса

Рабочая программа учебного курса по литературе 7   класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 5 классе

  Программась ащи фкакс 5-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркина Е.И., Саранск, 2014к.Родной литературан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 6 классе

    Программась ащи фкакс 6-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркина Е.И., Саранск, 2015к.Родной лите...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 7 классе

             Программась ащи фкакс 7-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 8 классе

             Программась ащи фкакс 8-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркин...