Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._5_kl._buneev_2012.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры «Согласовано» УТВЕРЖДЕНО
гуманитарного образования зам. директора приказом № ___
Протокол № / / « » 09.2012 г.
« » 09.2012 г. « » 09.2012 г.
Рабочая программа учебного курса
по литературе 5 класс
Составитель:
Казанцева Клавдия Сергеевна,
учитель русского языка
и литературы
высшей кв. категории
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного образования по литературе, авторской программы под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе,5-11 кл.(М.: Баласс, 2008.). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В. «Литература»,5 кл. 2 книги – М.: Баласс, 2006.
Цель литературного образования определяется авторской программой как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Основные учебные цели данной рабочей программы для 5 класса следующие:
- формирование личностного отношения к прочитанному;
- освоение литературы как словесного вида искусства в процессе творческой читательской деятельности;
- формирование навыков исследовательской, проектной работы.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
2. обеспечивать освоение основных теоретико-литературных понятий (жанр, портрет, сюжет, композиция);
3. развивать чувство языка, умения и навыки связной речи;
4. обеспечивать овладение приёмами работы с текстом, умениями характеризовать, сравнивать героев, оценивать их
поступки, понимать позицию автора в художественном произведении, развивать читательское воображение;
5. формировать общеучебные компетенции: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Особенностью курса является наличие «сквозных» персонажей, авторских текстов, проблемных и творческих заданий, что способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, готового к современной действительности. Особенность самостоятельного чтения заключается в том, что ученики читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия произведения.
Ведущими принципами курса являются принципы: минимакса, кооперации, целостного восприятия художественного произведения, личностно ориентированный, деятельностно ориентированный, культурно ориентированный.
При работе с текстами в учебном курсе используется технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая предполагает следующие методы и приёмы работы: диалог с автором, чтение с остановками, комментированное чтение, интерпретацию, составление плана, работу с ключевыми словами, построение структурной модели текста, словесное рисование и т. д. В рамках использования проектной технологи ученики создают небольшие проекты, выполняют задания на формулирование и решение проблем, проводят небольшие исследования (наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент).
На уроках применяются коллективные, групповые, индивидуальные формы работы.
Данные методы и формы учебной деятельности позволят осуществить компетентностный подход в обучении, формировать коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные компетенции.
Запланирована работа над проектами:
- по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни»;
- по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца»;
- по произведениям фантастической и приключенческой литературы;
- по произведению А. Конан Дойла «Затерянный мир»
- создание сборника «Рассказы о животных».
В ходе работы над проектами пятиклассники учатся коллективно и самостоятельно обдумывать и выстраивать пути достижения поставленных целей, анализировать полученный результат проделанной работы, представлять его одноклассникам. Выполняются проекты в группах и индивидуально, на уроке и дома. При выполнении творческих проектов (создание сборника «Рассказы о животных», написание дневника от имени героя по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни», создание сборника животного мира затерянной страны по роману А. Конан Дойла) ученики пишут сочинения о домашних животных в разных жанрах и оформляют сборник «Рассказы о животных», создают дневник героя, используя навыки сжатия авторского текста, рисуют и описывают придуманных животных для сборника «Затерянная страна». Проект по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца» предполагает исследовательскую работу учащихся в группах по определению авторского отношения к героям, роли пейзажа в повести. Выполняя проект по произведениям фантастической и приключенческой литературы, используя знания о жанровых особенностях, доказывают, что произведение относится к определённому жанру. В ходе работы над проектами у пятиклассников формируются коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные компетенции.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
- Бунеев Р. Н,. Бунеева Е. В. Программа по литературе – М:Баласс, 2008;
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература. 5 класс, 2 книги, 2006;
- Барова Е. С. Уроки литературы в 5 классе по учебнику «Шаг за горизонт»: методические
рекомендации для учителя.- М: Баласс, 2005;
- Мещерякова И. Литература в таблицах и схемах.- М: Айрис, 2000
- Меркин Г. С. и др. Развитие речи.- М: Русское слово, 2005;
- Архипова Н. П. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие. М: Планета, 2010
- Оглоблина К. Н. Тесты по литературе. 5-11 классы [Текст] / П. Н. Оглоблина. - М.: ACT: Астрель, 2004
- Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста [Текст] : кн. для учителя / П. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.
- Тодоров, Л. В. Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 [Текст] / Л. В. Тодоров, А. В. Фёдоров. - М.: Просвещение, 2011.
- Меркин Г. С. , Зыбина Т. М. Выразительные средства художественной речи. Москва, Русское слово, 2005
- Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва, Просвещение, 2000
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
- уроки литературы (Кирилла и Мефодия);
- большая детская энциклопедия по литературе;
- справочник школьника по литературе
Информационные ресурсы в Интернете:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»
www.mbricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия
http://www.Lermontov.info/biograf.shtml
http://www.turgenev.org.ru и др.
Результаты освоения учебного предмета
обучающимися 5 класса
Личностные результаты | Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) | Метапредметные результаты | Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) |
Самоопределение | потребность в самовыражении и самореализации | готовность к самовыражению и самореализации | Коммуникативные | формулировать собственное мнение и позицию | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
Смыслообразование | осваивать и использовать новые способы действий | самостоятельно применять изученные способы действий в учебных ситуациях | Познавательные | приёмам работы с текстом, приёмам исследовательской работы (наблюдения, сравнения, эксперимент), разным видам пересказа, строить устные и письменные высказывания, искать нужную информацию в разных источниках и представлять её, создавать мини – проекты | самостоятельно проводить наблюдение, сравнение, эксперимент, строить высказывания в устной и письменной форме, искать нужную информацию в разных источниках и представлять её, создавать проекты |
Морально – этическая ориентация | развитие морального мышления и поведения | высказывать своё мнение в обсуждении конфликтных ситуаций, ситуаций морального выбора, моральных дилемм | Регулятивные | целеполаганию | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи |
ИКТ- компетентность | создавать презентации в электронном виде, искать нужную информацию в Интернете | самостоятельно создавать презентации в электронном виде, искать нужную информацию в Интернете и преобразовывать её в соответствии с поставленными задачами |
Предметные результаты
Выпускник научится (базовый уровень) | Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) |
- выразительно читать и анализировать художественное произведение; - понимать позицию автора в художественном произведении; - определять жанр, элементы сюжета, композицию произведения; - понимать особенность организации стихотворной речи; - давать характеристику героев; - давать сравнительную характеристику героев, сопоставлять произведения, позиции авторов в разных произведениях | - в совокупности усвоенных приёмов работы с текстом, теоретических понятий сформировать целостную деятельность понимания текста |
Учебно-тематический план
Разделы | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы |
Введение | 1 | ||
Часть 1. От чего захватывает дух | 53 | 8 | 1 |
Часть 2. Что можно увидеть с закрытыми глазами | 16 | 2 | |
Часть 3. В лабиринте событий | 5 | 1 | |
Часть 4. Я и другие | 16 | 2 | |
Часть 5. Мы не можем без них или они без нас? | 11 | 1 | 1 |
Итого | 102 | 14 | 2 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности уч-ся |
Введение (1часа) | ||||
1 | Введение. Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои | Урок открытия нового знания | Беседа; записи в тетради; чтение по ролям ст. учебника; ответы на вопросы; пересказ прочитанных за лето пр-ий | |
Часть 1. От чего захватывает дух (53 часа) | ||||
2 | Раздел 1. Жизнь по законам чести (10 ч.). От чего захватывает дух. Романтика приключений в стихотворении Н. С. Гумилёва из цикла «Капитаны» | Урок открытия нового знания | Беседа о личных впечатлениях; анализ стих-ия; словесное рисование; предположения об особенностях содержания пр-ий в разделе | |
3 | А. Дюма и его роман «Три мушкетёра». Герои бессмертной книги | Урок открытия нового знания | Слушание рассказа об авторе и романе; записи ключевых слов; выборочное чтение отрывков романа; диалог с автором; прогнозирование; беседа; работа со словарем; просмотр фрагмента фильма и обсуждение | |
4 | Законы чести, по которым живут герои Дюма. «Три мушкетера». | Урок рефлексии | Чтение по ролям; наблюдение; диалог с автором; прогнозирование; обобщение; письм. ответ на вопрос: формулирование своих законов чести | |
5 | А. Дюма «Три мушкетера». Что такое дружба | Урок рефлексии | Краткий пересказ 9-18 глав; беседа по 19 гл.; ответ на проблемный вопрос; обобщение; письм. рассуждения о дружбе просмотр фрагмента фильма и обсуждение | |
6 | Автор и герои в романе А. Дюма «Три мушкетера» | Урок рефлексии | Краткий пересказ глав; наблюдение; составление плана групповой характеристики героев; рассказ по плану; формулирование идеи пр-ия; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; письм. сочинение о впечатлениях от романа | |
7 | Эссе как жанр литературы. Знакомство с эссе Н.Г. Долининой «Честь и достоинство» | Урок открытия нового знания | Работа со словарем; чтение с остановками эссе; интерпретация пр-ия | |
8 | Утверждения и доказательства Н. Долининой в эссе «Честь и достоинство» | Урок открытия нового знания | Поиск в эссе утверждений и доказательств; выдвижение своих суждений и подтверждение их текстом пр-ия | |
9 РР | РР Чтение и обсуждение домашних сочинений уч-ся в форме эссе | Развитие речи | Чтение и обсуждение домашних сочинений уч-ся; корректирование по алгоритму | |
10 | Жюль Верн – автор географического приключенческого романа «Дети капитана Гранта» | Урок открытия нового знания | Сообщение об авторе с использованием электронной энциклопедической статьи; чтение отрывков из романов Ж. Верна и обсуждение; работа с географической картой; предположения о жанре романа; прогнозирование событий по названиям глав; впечатления от романа | |
11 | Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна в произведении «Дети капитана Гранта» | Урок рефлексии | Сжатый рассказ по плану, ключевым словам; формулирование пробл. вопроса; диалог с автором; ответ на вопрос: как проявил себя в трудной ситуации герой пр-ия; просмотр фрагмента фильма и обсуждение | |
12 | Знаменитый географ в романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта» | Урок открытия нового знания | Просмотр и обсуждение фрагмента фильма; составление плана характеристики Паганеля; сжатый пересказ по плану; формулирование проблемных вопросов; ответ на вопрос: что вы можете сказать о Паганеле – ученом и человеке? просмотр фрагмента фильма и обсуждение | |
13 | Роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта» - роман-учебник, роман-открытие | Урок общеметодологической направленности | Сообщения уч-ся по теме урока; просмотр и обсуждение фрагмента фильма; комментирование своих рисунков к пр-ию; формулирование идеи пр-ия; выводы об особенностях жанра приключ. пр-ия; док-ва о принадлежности романа Ж. Верна приключенческому жанру | |
14 РР | РР. Сочинение-рассуждение «Что значит жить по законам чести?» | Развитие речи | Составление плана; отбор материала; подбор аргументов к тезисам | |
15 | Раздел 2. Шифры и клады. К.Г. Паустовский. «Эдгар По». Понятие о литературном портрете | Урок открытия нового знания | Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе; выбор ключевых слов; пересказ по ключевым словам; работа со словарём; сопоставление очерка с биографической справкой; пересказ отрывков очерка; ответы на вопросы | |
16 | Тайна золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук») | Урок открытия нового знания | Сжатый пересказ эпизодов; диалог с автором; определение элементов сюжета рассказа, связей эпизодов; словесное рисование; слушание аудиозаписи с обсуждением | |
17 | Что такое проект. Виды проектов. Как создать проект по фантастическим и приключенческим произведениям | Урок открытия нового знания | Коллективное планирование выполнения группового проекта | |
18 | Р. Л. Стивенсон и неизведанные острова. ( по произведению «Остров сокровищ») | Урок открытия нового знания | Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе, выбор ключевых слов, пересказ по ключевым словам; анализ стих-ия Стивенсона «Бери деревяшки…»; чтение статьи; диалог с автором; прогнозирование событий; ответ на вопрос: почему автор этого стихотворения мог стать автором приключенческого романа? | |
19 | Полный опасностей путь ( по произведению Стивенсона «Остров сокровищ») | Урок открытия нового знания | Анализ 12. гл.; подробный пересказ; озаглавливание эпизодов; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; сравнение героев разных пр-ий по плану | |
20 | Цена честного слова ( по произведению Стивенсона «Остров сокровищ») | Урок рефлексии | Групповая: характеристика героев по плану; выступления групп. Коллективная: формулирование и решение проблемы | |
21 | Сложность и многогранность характера Сильвера (по произведению Стивенсона «Остров сокровищ») | Урок рефлексии | Диалог с автором; наблюдение; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; предположение; анализ пиратских песен. Парная: составление плана характеристики Сильвера, устные ответы | |
22 | Тайны повести А. Рыбакова «Кортик» | Урок открытия нового знания | Пересказ эпизодов; прогнозирование; обмен впечатлениям; просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Кортик». Парная: ответ на вопрос: какие тайны раскрываются в повести? | |
23 | Приключения героев повести А. Рыбакова «Кортик» | Урок общеметодологической направленности | Пересказ эпизодов; ВЫСТРАИВАНИЕ ЦЕПОЧКИ СОБЫТИЙ, выявление причинно следственных связей; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; обобщающая беседа о жанре приключенческой лит-ры | |
24 РР | РР. Сочинение по разделу «Шифры и клады». Отзыв. | Развитие речи | Написание отзыва по плану | |
25 | Раздел 3. Экстремальные ситуации. (5+1) Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона | Урок открытия нового знания | Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе, выбор ключевых слов, пересказ по ключевым словам; сообщения уч-ся об интересных эпизодах из жизни писателя; чтение отрывков из рассказов Д. Лондона; обсуждение экстремальных ситуаций в жизни Д. Лондона и его героев | |
26 | Д. Лондон «Любовь к жизни». Что такое любовь к жизни? | Урок рефлексии | Коллективная: ответ на проблемный вопрос; обозначение границ эпизодов; озаглавливание эпизодов; диалог с автором. Групповая: анализ эпизодов, выступления | |
27 РР | Д. Лондон «Любовь к жизни». Создание проекта «Дневник героя рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» | Урок открытия нового знания | Коллективная: обсуждение цели, задач проекта; групповая: выполнение, защита проекта, рефлексия | |
28 | Писатель Б. Житков и его рассказ «Механик Салерно» | Урок открытия нового знания | Сообщения о писателе; выборочный пересказ эпизодов (д/з); наблюдение над языком; эксперимент | |
29 | Б. Житков. «Механик Салерно». Оставаться человеком при любых обстоятельствах | Урок рефлексии | Рассказы уч-ся по плану о герое; наблюдение над построением р-за; формулирование идеи пр-ия; ответ на вопрос: что значит: оставаться человеком при любых обстоятельствах? | |
30 РР | РР. Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации» | Развитие речи | Написание сочинения | |
31 | Раздел 4. Как мы становимся взрослыми. М. Твен и его маленькие герои | Урок открытия нового знания | Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе, выбор ключевых слов, пересказ по ключевым словам; обмен впечатлениями о прочитанном в 4 кл. о Т. Сойере; чтение отрывков из романа «Приключения Г. Финна»; просмотр фрагментов фильма; обмен мнениями | |
32 | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Приключения - игра | Урок рефлексии | Пересказы уч-ся от лица героя; работа со словарём; составление таблицы; исследование | |
33 | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Приключения – игра и жизнь | Урок рефлексии | Пересказы эпизодов; просмотр и обсуждение фрагмента фильма; чтение с остановками; составление таблицы «Игра и жизнь» | |
34 | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Приключения - жизнь | Урок общеметодологической направленности | Пересказ; анализ эпизодов; наблюдение за героями; составление таблицы «Приключения – жизнь»; ответ на вопрос: чем отличаются приключения Тома Сойера и Гека Финна? | |
35 | «Белеет парус одинокий». В. Катаев и название его повести | Урок открытия нового знания | Ответы на вопросы по биографии писателя, прогнозирование и выстраивание цепочки событий по названиям глав повести; слушание стих-я М. Ю. Лермонтова «Парус»; ответ на вопрос: что общего в стих-ии и повести? | |
36 | В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий». Море Пети и море Гаврика | Урок рефлексии | Просмотр и обсуждение фрагмента фильма; наблюдение; сравнение героев; пересказ эпизодов; выводы | |
37 | В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий». Большие события и маленькие дети | Урок рефлексии | Пересказ, наблюдение, сравнение героев (составление концептуальной таблицы) | |
38 | В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий». Путь Пети. | Урок открытия нового знания | Просмотр и обсуждение фрагмента фильма; составление цитатного плана с выводами («Путь Пети») | |
39 | В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий». Путь Гаврика. Дети становятся взрослыми | Урок рефлексии | Составление цитатного плана с выводами (Путь Гаврика»). Сравнение героев М. Твена и В. Катаева | |
40 | Мотив свободы в стих-ии М. Ю. Лермонтова «Парус». | Урок открытия нового знания | Чтение наизусть; анализ стих-ия; обсуждение иллюстраций к стих-ию; ответы на проблемные вопросы | |
41 РР | РР. Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми» | Развитие речи | Написание сочинения | |
42 | Раздел 5 Правда истории и вымысел. В. А. Каверин «Два капитана». Письмо штурмана Климова | Урок открытия нового знания | Знакомство с биографией писателя; прогнозирование событий романа; чтение и анализ эпизода; формулирование проблемы; ответы на вопросы | |
43 | В. А. Каверин «Два капитана». Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева | Урок рефлексии | Чтение и поиск в тексте ответов на вопросы; диалог с автором; ответ на вопрос: почему Саня заинтересовался судьбой капитана? | |
44 | В. А. Каверин «Два капитана». Старые письма | Урок рефлексии | Просмотр и обсуждение фрагмента фильма; пересказ эпизода, определение роли эпизода в пр-ии; формулирование и обсуждение проблемы, заключенной в письме; прогнозирование событий | |
45 | В. А. Каверин «Два капитана». «Я найду экспедицию!» | Урок рефлексии | Формулирование и обсуждение проблем романа, проблем героев; письм. ответы на вопрос: почему Саня хочет найти экспедицию? | |
46 | В. А. Каверин «Два капитана». Как была найдена экспедиция | Урок рефлексии | Просмотр и обсуждение фрагмента фильма; чтение с остановками, пересказы эпизодов, сообщение о Чкалове (презентация); изложение сод-ия пр-ия в одном предложении. Парная: доказательства прин-сти пр-ия жанру приключенческой литературы | |
47 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». «Ведь были ж схватки боевые…» | Урок открытия нового знания | Знакомство с историей создания стих-ия, просмотр фрагмента фильма с обсуждением; чтение; словесное рисование, работа с иллюстрациями | |
48 | Анализ стих-ия М. Ю. Лермонтова «Бородино». | Урок рефлексии | Чтение наизусть; определение размера; знакомство с мастерством поэта по фрагментам мультимедийного урока, анализ стих-ия; работа с тренажёром. Парная: наблюдение за языком в эпизоде | |
49 РР | РР. Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел» | Развитие речи | Написание сочинения | |
50 РР | РР. Защита проектов по произведениям фантастической и приключенческой литературы | Развитие речи | Групповая: защита проектов по произведениям фантастической литературы, рефлексия | |
51 | Раздел 6. Романтика неизведанного. Романтика неизведанного в стих-ии А. Блока «Ты помнишь?..» | Урок открытия нового знания | Коллективная: анализ-исследование стих-ия по плану | |
52 | Стихи о прекрасном и неведомом (Н. Гумилёв, В. Маяковский) | Урок рефлексии | Групповая: анализ-исследование стих-ий по плану, выступления | |
53 | Стихи о прекрасном и неведомом (М. Светлов, Д. Самойлов, В. Берестов) | Урок развивающего контроля | Индивидуальная: анализ-исследование стих-ий по плану. Чтение наизусть | |
54 | Что мы узнали о приключенческой литературе. Контрольная работа | Урок развивающего контроля | Беседа по вопросам; выполнение и самопроверка теста. Групповая: обдумывание своих сюжетов для приключенческих рассказов | |
Часть 2. Что можно увидеть с закрытыми глазами (16 часов) | ||||
55 | Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас. Наследие А.. Конан Дойла. | Урок открытия нового знания | Работа со словарём; слушание биогр. писателя; комментированное чтение; записи ключевых слов, рассказы по ключевыми словам. Парная: ответы на вопросы | |
56 | Конан Дойл. «Затерянный мир». Наука и полёт фантазии | Урок рефлексии | Чтение с остановками, «экскурсия в палеонтологический музей», выводы | |
57 РР | РР. Создание и защита проекта «Обитатели Затерянных миров» | Урок открытия нового знания | Индивидуальная: создание и защита мини-проектов, рефлексия | |
58 | Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика. А. Беляев. «Голова профессора Доуэля». Мари Лоран и голова профессора Доуэля | Урок открытия нового знания | Групповая: наблюдение за изменениями в поведении героев, выступления уч-ся | |
59 | А. Беляев. «Голова профессора Доуэля». Профессор Доуэль и профессор Керн | Урок рефлексии | Сравнение двух героев (составление концептуальной таблицы); рассказы по таблице; прогнозирование; формулирование нравственных проблем | |
60 | Рэй Брэдбери - гордость научной фантастики | Урок открытия нового знания | Пересказ эпизодов. Групповая: постановка вопросов и поиск ответов в эпизодах рассказа | |
61 | Рэй Брэдбери. «И грянул гром». Каждый из нас в ответе перед будущим | Урок рефлексии | Составление плана; интерпретация, анализ элементов сюжета; формулирование проблемного вопроса, идеи рассказа; изложение содержания рассказа в одном предложении | |
62 | Странное, причудливое, фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Портрет» | Урок рефлексии | Знакомство с биографией писателя, работа с ключевыми словами; чтение эпизодов с обсуждением | |
63 | Фантастическое и реальное в повести Н. В. Гоголя «Портрет» | Урок рефлексии | Составление таблицы (по вариантам); интерпретация фрагментов текста; составление схемы «Фантастика и реальность в повести» | |
64 | Н. В. Гоголь «Портрет». Характеристика художника Чарткова | Урок рефлексии | Составление плана характеристики героя; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; краткий рассказ по плану с привлечением текста; формулирование проблем рассказа | |
65 | Раздел 3. Сказка и фантастика. Жизнь и фантастика в «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина | Урок открытия нового знания | Просмотр мультфильма и выстраивание цепочки событий. Групповая: составление плана хар-ки царицы, царевны, поиск в тексте авторской хар-ки героинь. Коллективная: сравнение героинь (составление концептуальной таблицы); рассказы о значении других героев сказки | |
66 | Особенности жанра сказки (по «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина) | Урок рефлексии | Вставка эпитетов в деформированный текст; формулирование особенностей жанра литературной сказки и сравнение своих выводов с выводами в электронном пособии; сравнение литературной сказки с фольклорной сказкой и сопоставление своих выводов с выводами в электронном пособии; формулирование идей сказки. Групповая: наблюдение за языком сказки | |
67 | А. С. Пушкин и история создания первой поэмы «Руслан и Людмила» | Урок открытия нового знания | Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя; чтение вступления к поэме, просмотр и обсуждение фрагментов мультимедийного урока; составление цепочки событий поэмы | |
68 | А. С. Пушкин. Сказочное в поэме «Руслан и Людмила» | Урок рефлексии | Чтение наизусть отрывка; пересказ любимых эпизодов; комментарий к иллюстрациям; работа с тренажёром; Парная: словесное рисование героев | |
69 | А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Анализ эпизода «Бой Руслана с головой» | Урок рефлексии | Чтение эпизода с остановками; формулирование вопросов и поиск ответов на них в тексте; вставка эпитетов в деформированный текст; подбор примеров выражения отношения автора к своим героям; устные отзывы о поэме. Индиидуальная: письменный ответ на вопрос | |
70 РР | РР. Сочинение по 2 части учебника «Что можно увидеть с закрытыми глазами?» | Развитие речи Урок общеметодологической направленности | Обсуждение темы, названия, написание сочинения | |
Часть 3. В лабиринте событий (5 часов) | ||||
71 | Что такое детектив? Особенности композиции в рассказе А. Конан Дойла «Тайна Боскомской долины» | Урок открытия нового знания | Слушание детектива А. Конан Дойла; самостоятельные выводы об особенностях детектива; работа со словарём | |
72 | Истоки детективной литературы. Эдгар По. «Убийство на улице Морг» | Урок открытия нового знания | Наблюдения за композицией р-за; выводы о жанре; наблюдение за логикой Дюпена | |
73 | Знаменитый сыщик Шерлок Холмс в рассказе А. Конан Дойла «Горбун» | Урок рефлексии | Диалог с автором; краткий пересказ сод-ия р-за; выявление причинно – следственных связей | |
74 | А. Конан Дойл. «Горбун». Следствие знаменитого сыщика | Урок открытия нового знания | Обсуждения плана (д/р). Групповая: анализ эпизода. Индивидуальная: выводы об образе Ш. Холмса. Коллективная: выводы об особенностях жанра детектива | |
75 РР | РР. Сочинение детективной истории | Развитие речи | Сочинение детективной истории (или сочинение по разделу «В лабиринте событий») | |
Часть 4. Я и другие (16 часов) | ||||
76 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Драма Васи и его отца | Урок открытия нового знания | Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе, выбор ключевых слов, пересказ по ключевым словам; ответы на вопросы с привлечением текста, отбором эпизодов. Парная: анализ эпизода. Индивидуальная: письм. ответ на вопрос | |
77 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Драма Тыбурция и его детей | Урок рефлексии | Ответы на вопросы с помощью текста, отбора эпизодов. Групповая: анализ эпизода. Индивидуальная: письм. ответ на вопрос | |
78 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Уроки добра и справедливости | Урок рефлексии | Выборочное чтение эпизодов, ответы на вопросы, обсуждение. Рассказы уч-ся о своих уроках добра и справедливости | |
79 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Роль Тыбурция в жизни Васи и его отца | Урок рефлексии | Чтение главы с остановками; письменный ответ на вопрос; выполнение теста | |
80 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Смысл названия повести | Урок общеметодологической направленности | Знакомство с особенностью повести Короленко при просмотре фрагментов мультимедийного урока; обсуждение. Групповая: сравнение героев (составление концептуальной таблицы), выступления уч-ся; обобщающая беседа; выполнение теста электронного пособия | |
81 | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч | Урок открытия нового знания | Чтение электронной энциклопедической статьи об авторе, выбор из её сод-ия ключевых слов, пересказ по ключевым словам; диалог с автором; анализ эпизода; письм. ответ на вопрос | |
82 | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Тропа Насти | Урок рефлексии | Составление плана и рассказы по плану; интерпретация текста; выводы (письм. или устно) | |
83 | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Тропа Митраши. | Урок рефлексии | Составление плана и рассказы по плану; интерпретация текста; выводы (письм. или устно) | |
84 | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». «Великий храм природы». Смысл названия повести. | Урок общеметодологической направленности | Парная: составление схемы (силы добра и зла). Коллективная: отбор фрагментов текста для решения проблемной ситуации; формулирование вывода, идеи повести; выполнение теста | |
85 РР | РР.Мини-проекты по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Защита проектов | Развитие речи | Выполнение заданий в группах, защита проектов, рефлексия | |
86 | Жизнь и творчество Л. А. Кассиля | Урок открытия нового знания | Слушание автобиографии, запись ключевых слов, беседа. Индивидуальная: ответ на вопрос | |
87 | Л. А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания». Чего не выдумаешь в детстве! | Урок рефлексии | Индивидуальная по выбору (д/з): 1.пересказ смешного эпизода; 2. формулирование приёмов создания смешного; 3. рассказ о своей придуманной стране | |
88 | Г. Белых и Л. Пантелеев. «Республика Шкид». Республика Шкид и её проблемы | Урок открытия нового знания | Пересказ эпизодов; формулирование и записи проблемных вопросов, идеи повести, выводов; письм. ответ на вопрос | |
89 | В. Распутин. «Мама куда-то ушла». Ребёнок в окружающем его мире | Урок открытия нового знания | Беседа по сод-ию рассказа; выписывание ключевых слов из эпизода; рассказы по ключевым словам. Индивидуальная: пересказ сод-ия подготовленных р-зов о детях (д/з). Коллективная: обсуждение, обобщение | |
90 | Стихотворения о детях. (Д. Самойлов, В. Берестов, Н. Заболоцкий) | Урок открытия нового знания | Чтение стих-ий наизусть, оценивание ответов; анализ стих-ия Н. Заболоцкого; беседа по обобщающим вопросам | |
91 РР | РР. Сочинение по 4 части «Я и другие» | Развитие речи | Обсуждение названия сочинения, формулирование идеи сочинения, чтение плана (д/з), отбор материала, записи в тетрадях | |
Часть 5. Мы не можем без них или они без нас? (11 часов) | ||||
92 | Собачий мир в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» | Урок открытия нового знания | Знакомство с историей создания р-за; чтение ст. учебника; пересказ эпизодов; просмотр фрагмента фильма и обсуждение; составление плана | |
93 | А. П. Чехов. «Каштанка». Отношения человека и животного | Урок рефлексии | Групповая: решение проблемной ситуации с помощью наблюдения в тексте. Коллективная: обобщающие выводы; объяснение смысла финала рассказа | |
94 | «Всем кошкам кошка» в рассказе А. И. Куприна «Ю-ю» | Урок открытия нового знания | Групповая: отбор информации из сод-ия рассказа по заданиям учителя, выступления учеников | |
95 | Отношения людей и животных в рассказах А. И. Куприна («Барбос и Жулька», «Слон» и др.) | Урок общеметодологической направленности | Пересказы уч-ся сод-ия рассказов. Индивидуальная: записи при прослушивании по заданию учителя; рассказы о своих домашних животных | |
96 | Смешное и трогательное в рассказе Дж. Даррелла «Гончие Бафута» | Урок открытия нового знания | Индивидуальная: сообщения уч-ся по заданиям учителя, пересказы эпизодов (д/з). Коллективная: формулирование приёмов создания смешного. Парная: сравнение по плану особенностей изображения животных у разных писателей | |
97 | Э.Сетон – Томпсон. «Чинк». Друг, который никогда не предаст | Урок открытия нового знания | Рассказы о личных впечатлениях; чтение отзывов о пр-ии; анализ эпизода по плану, выявление роли эпизода в пр-ии. Индивидуальная: письм. ответ на вопрос | |
98 | Мир животных в стих-ях Б. Заходера, С. Есенина, В. Инбер | Урок открытия нового знания | Коллективная: чтение, анализ стих-ий; обсуждение выполнения проекта «Сборник рассказов о животных» | |
99 | Мир животных в стих-ях В. Маяковского, Н. Заболоцкого, И. Бунина | Урок открытия нового знания | Индивидуальная: чтение, анализ стих-ий | |
100 РР | РР Защита проекта «Сборник рассказов о животных» | Развитие речи | Чтение собственных рассказов о животных, обсуждение оформления продукта проекта, рефлексия | |
101 | Контрольная работа по курсу литературы 5 кл | Урок развивающего контроля | Выполнение теста с проверкой; ответы на вопросы викторины | |
102 | Обобщение по всему учебнику. Рекомендации чтения на лето | Урок общеметодологической направленности | Рассказы о запомнившихся пр-ях, прочитанных в 5 кл.; выразит. чтение отрывков пр-ий |
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Приложения к программе
№ 1. Список произведений для заучивания наизусть:
- М. Ю. Лермонтов. «Бородино», «Парус»
- Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф», М. Светлова «Я в жизни ни разу не был в таверне…», Д. Самойлова «Сказка» (по выбору учеников)
- А. С.. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- А. С. Пушкин Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
- Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» (или другое на выбор)
№ 2. Список произведений для чтения летом:
- В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Людмила», «Лесной царь»
- Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»
- А. С. Пушкин. Стихотворение «Бесы»; повести «Выстрел», «Дубровский»
- А. П. Чехов. Рассказы «Страшная ночь», «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»
- П. Мериме. Рассказ Венера Илльская»
- Ги де Мопассан. Рассказ «Орля»
- М. Метерлинк». Драма Синяя птица»
- В. Гауф. Сказка «Маленький Мук»
- Н. Д. Телешов. Сказка «Белая цапля»
- Т. А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король»
- Г. Х. Андерсен. Сказка «Русалочка»
- А. Н. Толстой. Сказка «Русалка»
- В. В. Вересаев Сказка «Состязание»
- Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и др.
- Легенды и мифы Древней Греции о Геракле
- Гомер. Поэма «Одиссей у циклопов»
- И. С. Тургенев «Муму»
- А. Грин. Рассказ «Четырнадцать футов»
- О. Генри. Рассказ «Последний лист»
- Басни Эзопа, И. А. Крылова («Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок» и др.)
- М. Е. Салтыков-Щедрин Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
- Джером К. Джером. Повесть «Трое в лодке, не считая собаки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса по программе В. Я. Коровиной
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2011) и программы общеобразовательных учреждений ...
Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса
Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 5 классе
Программась ащи фкакс 5-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркина Е.И., Саранск, 2014к.Родной литературан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 6 классе
Программась ащи фкакс 6-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркина Е.И., Саранск, 2015к.Родной лите...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 7 классе
Программась ащи фкакс 7-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 8 классе
Программась ащи фкакс 8-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркин...