Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменной) и уроки по произведениям о Великой Отечественной войне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl._lit-ra_2_belenkiy_moiseenkova.docx | 55.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе
в 6 «Б» классе на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена учителем Моисеенковой Е.О. на основе Программы по литературе для образовательных учреждений (Литература 1-11классы). Авторы-составители программ для 5-11классов – Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого (М.,2001г.) Программа соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
- пояснительную записку,
- основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса,
-последовательность изучения тем и разделов,
-литература.
Основные цели и задачи обучения:
-пропагандировать художественную книгу;
-углублять интерес учащихся к чтению и к самим урокам литературы;
-продолжать совершенствовать технику чтения;
-научить выделять основные события произведения и устанавливать между ними связь;
-обучать восприятию произведений разных жанров;
-обогащать словарь школьников оценочной лексикой;
-формировать умение выражать свое отношение к героям и событиям произведений.
Содержание программы
( 136 часов )
Введение. О главном в литературе – 1 ч.
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.
Внеклассное чтение. О книге и чтении. Художник книги о книге -- 1 ч.
Устное народное творчество – 5 ч.
Для чтения и изучения О былине и её героях. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былина как один из видов устного народного творчества. Особенности построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Из литературы Древней Руси – 5 ч.
Для чтения и бесед
Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании. «Повесть временных лет» (отрывки: сказание о походе Олега на Царь-град, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
«Слово о погибели Русской земли».
Для чтения и изучения
«Евпатий Коловрат» ( из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отражённые в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Литература XIX века
Для чтения в классе
В.А. Жуковский – 2ч. «Лесной царь» (из И.-В. Гёте), «Светлана».
Л.Н.Майков – 1ч. «Емшан».
Понятие о балладе. Связь баллады с устным народным творчеством. Особенности сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.
А.К. Толстой – 1ч. «Канут»
А.С. Пушкин – 21ч. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Её балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворениях.
«Няне». Многогранность чувств, выраженных в стихотворении.
«Дубровский». Столкновение чести и достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство, власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
М.Ю.Лермонтов – 3 ч. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. Парус в стихах и рисунках поэта.
Для чтения и изучения
«Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин.
«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения.
«Тучи». Параллелизм в стихотворении. Намёк на судьбу поэта.
Стихотворные размеры.
Н.В. Гоголь – 8 ч. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана Головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
Для чтения и бесед
«Ночь перед Рождеством».
С.А.Аксаков – 2 ч . Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации. Для чтения в классе --- 3 ч .
Страницы поэзии
Н.П.Огарёв. «Дорога»; И.С. Никитин. «Ярко звёзд мерцанье…»; А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…», «Колодники»; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения (по выбору учителя).
Тема дороги, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов. Мотивы грусти, тоски, разгульного веселья, бесшабашной удали. Проникновенный лиризм стихотворений.
Углубление понятий об изобразительно-выразительных средствах языка: сравнении, эпитете, олицетворении.
А.П. Чехов – 5 ч. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Приёмы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовки героя. Острота комического сюжета.
В.Г. Короленко – 9 ч. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отозвавшиеся в повести «В дурном обществе».
Для чтения и изучения
«В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость.
Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Портрет литературного героя.
Н.Д. Телешов – 2 ч. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Домой». Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Человечность старика-каторжника. Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.
Литература XX века
А.П. Платонов – 3ч. Сведения из жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Песчаная учительница»
Для чтения и бесед
«Корова»
М.М.Пришвин – 6 ч. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Знание истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения. Пейзаж и его роль в сказке-были.
В.Г.Распутин – 3 ч. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Изображение человека в эпическом произведении.
Ю.М.Нагибин – 2 ч. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Старая черепаха». Тема верности и доброты в рассказе.
М.М. Зощенко – 3ч. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Не надо врать», «Бедный Федя». Создание автором комических ситуаций. Художественные приёмы в юмористических рассказах
Для чтения в классе -- 2 ч.
А. Яшин – 2 ч.
«Пустырь», «Люблю всё живое» и др. стихи.
Н.М. Рубцов – 3ч. Сведения о жизни поэта.
Избранные стихи
Тема Великой Отечественной войны в литературе XXвека
В.П. Катаев – 6ч. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
Повесть «Сын полка»
Б. Полевой – 5ч. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения «Повесть о настоящем человеке». Жизненная основа произведения
Из зарубежной литературы
Альфонс Доде -2ч. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Маленький шпион»
Дж. Олдридж – 2 ч. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
Для уроков внеклассного чтения
Былины о русских богатырях
А.С. Пушкин. Стихи
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
А.П. Чехов. Рассказы
А.П.Платонов. «Ещё мама», «Корова»
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла», «Защита Чика»
Стихи о Великой Отечественной войне
Литература
Для учителя
1. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова; под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
2. О.М.Хренова. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 класса: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2002.
3. Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 5 класса. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
4.М.С.Дубинская, Л.С. Новосельская. Русская литература в 4-5 классах. Из опыта работы, 1975.
Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова; под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 6 «Б» классе
на 2014-2015 учебный год
Учитель Моисеенкова Е.О.
Всего в году – 136 часов ( из расчёта 4 часа в неделю)
Из них - 17 часов на развитие речи; 20 уроков внеклассного чтения
Скорректи-рованные сроки проведения | Плановые сроки проведе-ния | № урока | Тема урока |
сентябрь | 1 | Вводный урок. О главном в литературе. Размышляя над прочитанным | |
2 | Внеклассное чтение О книге. Художник книги о книге | ||
3 | Внеклассное чтение «Любимые книги нашего класса» | ||
4 | Устное народное творчество. О былине и её героях | ||
5 | Р/Р Устное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | ||
6-7 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». О построении и языке былин | ||
8 | Р/Р Обучение выразительному чтению былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | ||
9 | Внеклассное чтение Былины о русских богатырях | ||
10 | Из литературы Древней Руси О древнерусском летописании. Просмотр видеофрагмента | ||
11-12 | Знакомство с отрывками из «Повести временных лет»: об Олеге; о княгине Ольге; о Святославе; о юноше-кожемяке; о белгородском киселе | ||
13-14 | Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово» как жанр литературы. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат». | ||
15 | Баллада как литературный жанр. И.В.Гёте. Баллада «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского | ||
16 | В.А. Жуковский. «Перчатка» А.Н. Майков. «Емшан» | ||
октябрь | 17 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана» | |
18 | А.К. Толстой. О поэте. Баллада «Канут» | ||
19 | Теория литературы. Статья «О рифме и строфе» | ||
20 | Внеклассное чтение. Баллады | ||
Из литературы XIX века | |||
21 | А.С.Пушкин. Сведения о поэте. Пушкин на юге. Просмотр диафильма | ||
22-24 | История создания баллады «Песнь о вещем Олеге». Чтение и обсуждение. Образы Олега и кудесника. Р/Р Обучение выразительному чтению «Песни…» | ||
25 | Как учить стихи наизусть | ||
26 | А.С. Пушкин в Михайловском. Просмотр диафильма. Чтение и анализ стихотворения «Няне» | ||
| 27 | Зимние мотивы в стихах А.С. Пушкина: «Зимняя дорога», «Зимнее утро» | |
28 | Внеклассное чтение Избранные страницы стихов А.С. Пушкина | ||
29-30 | Р/Р Анализ баллады А.С. Пушкина «Ворон к ворону…» | ||
31 | Статья «О романе». История романа А. С. Пушкина «Дубровский». Чтение и анализ 1 главы романа | ||
32 | Дубровский и Троекуров. Анализ глав 1-4 | ||
33 | История жизни Владимира Дубровского. Анализ глав 3-6 | ||
34 | Месть Владимира Дубровского. Бунт крестьян против Троекурова. Анализ глав 5-7 | ||
35 | Р/Р Обучающее устное изложение с элементами сочинения «Роль судейского чиновника Шабашкина в судьбе Дубровских» | ||
36 | Анализ 8 главы. «Забавы русского барина» | ||
ноябрь | 37 | Владимир Дубровский в доме Троекурова. Анализ глав 8-10 | |
38 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский. Анализ глав 11-16 | ||
39 | Чтение и анализ 17 главы. Два мальчика | ||
| 40 | Анализ 18-19 глав. Развязка романа | |
41 | Обобщение по теме «История жизни Владимира Дубровского». Р/Р Подготовка к устному сочинению | ||
42 | Р/Р Работа над устной характеристикой литературного героя | ||
43 | М.Ю.Лермонтов. О поэте. Чтение и анализ стихотворения «Парус» | ||
44 | Чтение и анализ стихотворения «Тучи» | ||
45 | Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Чтение и анализ стихотворений «Три пальмы», «Утёс», «На севере диком…» | ||
46-47 | Теория литературы. О стихотворных размерах. Двусложные и трёхсложные размеры стиха | ||
48 | Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» | ||
декабрь | 49-51 | Повесть «Майская ночь, или Утопленница». Обсуждение повести. Основные образы повести. Просмотр кинофрагментов из кинофильма по повести | |
52 | Работа над статьёй учебника «Читать и видеть» | ||
53 | Внеклассное чтение. О второй части книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» | ||
| 54-55 | Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение повести «Ночь перед Рождеством». Просмотр кинофрагментов из кинофильма «Ночь перед Рождеством». Реальное и фантастическое в повести | |
56 | Теория литературы. О повести | ||
57-58 | С.А.Аксаков. О писателе. Анализ рассказа «Очерк зимнего дня» | ||
59 | Р/Р « Попробуй сочинить очерк» (сочинение или изложение по очерку С. Аксакова) | ||
60-62 | «Родное». Анализ стихов в рубрике «Страницы поэзии» Р/Р Обучение выразительному чтению стихов | ||
63 | Внеклассное чтение Выявление читательских интересов учащихся Р/Р Сочинение «Мой читательский портрет» | ||
64 | А.П. Чехов. О писателе | ||
январь | 65 | Теория литературы. «О смешном в художественном произведении». Знакомство с ранними рассказами А.П. Чехова | |
66-68 | А.П. Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил». Приёмы создания комического эффекта. | ||
69 | Р/Р «Попробуй сочинить»: попытка написать юмористический рассказ | ||
70-71 | Внеклассное чтение Рассказы А.П. Чехова | ||
| 72 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. Короленко – публицист. Из воспоминаний В.Г. Короленко об отце | |
73 | Повесть «В дурном обществе». Чтение и анализ 1 главы. «Развалины» | ||
74 | «Я и мой отец». Чтение и анализ 2 главы. Изображение внутреннего мира героев | ||
75 | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей | ||
76 | Печальная судьба Маруси | ||
февраль | 77 | Васина дорога к правде и добру | |
78 | Теория литературы. Статья «Портрет литературного героя». Р/Р Работа над устной характеристикой Васи | ||
79 | Автор и рассказчик в повести | ||
80 | Р/Р Подготовка к сочинению по повести «В дурном обществе» | ||
81-83 | Внеклассное чтение. Жизнь детей на страницах русской литературы | ||
84-85 | Н.Д. Телешов. О писателе. Анализ рассказа «Домой». Обстоятельства и поступки. Герой в ситуации нравственного выбора | ||
| 86 | Повторение и обобщение изученного: рассказ, повесть, роман. | |
Из литературы XX века | |||
| 87-88 | А.П. Платонов. О писателе. Чтение и анализ рассказа «Песчаная учительница» | |
89 | Внеклассное чтение. А.П. Платонов. «Корова» | ||
90 | Р/Р Сочинение-рассуждение по рассказам А.П. Платонова | ||
91 | М.М. Пришвин. Писатель о себе. Чтение и анализ 1 главы сказки-были «Кладовая солнца». Знакомство с героями произведения. | ||
92 | Пейзаж в литературном произведении (работа со статьёй учебника). Роль пейзажа в сказке | ||
март | 93 | Анализ 1-2 глав. Особенности характера Насти и Митраши. Отношение автора к героям | |
94 | Анализ глав 3-6. Конфликт между детьми. Автор о путях «открывателей» и «осваивателей». Отношение человека к природе | ||
95 | Особенности жанра произведения. Смысл названия. Идейное содержание произведения | ||
96 | Р/Р Сочинение по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» | ||
«Движение весны». Страницы поэзии | |||
97-99 | Чтение и анализ стихов И.А. Бунина, И. Северянина, А.Т. Твардовского, А.П. Межирова | ||
100 | Р/Р Попробуй сочинить: рассказ на основе личных впечатлений с пейзажными зарисовками | ||
101-103 | В.Г.Распутин. Слово о писателе. Из интервью Распутина. Автор о рассказе «Уроки французского». Чтение и анализ рассказа | ||
апрель | 104-105 | Внеклассное чтение Рассказы об учителях в художественной литературе (А.П. Платонов, «Ещё мама»; В.П. Астафьев, «Фотография, на которой меня нет»; Ф. Искандер, «Тринадцатый подвиг Геракла», «Защита Чика») | |
106-108 | М.М. Зощенко. Слово о писателе. Произведения Зощенко для детей. Чтение и анализ рассказов «Не надо врать», «Бедный Федя». Создание автором комической ситуации. Художественные приёмы в юмористических рассказах | ||
109-110 | Ю.М.Нагибин. Из автобиографии. Чтение и анализ рассказа «Старая черепаха» | ||
Тема Великой Отечественной войны в литературе 20 века | |||
111 | В.П. Катаев. Слово о писателе. Знакомство с содержанием 1 главы повести «Сын полка» | ||
112-113 | Ваня Солнцев у разведчиков. Анализ 2-7 глав повести | ||
114 | Ваня Солнцев и ефрейтор Вознесенский. Анализ 8-15 глав повести. Просмотр кинофрагментов из кинофильма по повести | ||
115 | Мужество и патриотизм защитников Родины. Капитан Енакиев . Просмотр кинофрагментов из кинофильма по повести | ||
116 | Обобщение: история Вани Солнцева, значение в жизни мальчика дружбы с разведчиками | ||
117 | Б. Полевой. Слово о писателе. Жизненная основа «Повести о настоящем человеке». Чтение и анализ 1 главы повести | ||
118 | Знакомство Мересьева с жителями лесной деревни. Просмотр кинофрагментов из кинофильма по повести | ||
май | 119-120 | Анализ II части повести. Роль комиссара Воробьёва в судьбе Мересьева . Просмотр кинофрагментов | |
121 | Подвиг Мересьева. Смысл названия повести. Просмотр кинофрагментов | ||
122-123 | Внеклассное чтение Стихи о Великой Отечественной войне | ||
«Знай, человек, что ты не царь природы, / А только сын, её любимый сын». Страницы поэзии | |||
124-125 | А.Я. Яшин. Стихи. Чтение и анализ | ||
126-128 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Чтение и анализ стихов | ||
Из зарубежной литературы | |||
129-130 | Альфонс Доде. Слово о писателе. Чтение и обсуждение рассказа «Маленький шпион» | ||
131-132 | Дж. Олдридж. О писателе. Анализ повести «Последний дюйм». Просмотр кинофрагментов по повести | ||
133-135 | Резервные уроки | ||
136 | Итоговый урок. Подведение итогов за год. Рекомендации для летнего чтения | ||
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе (УМК Меркина Г.С.) 6 класс ФГОС 3 часа в неделю, 2 часа в неделю
Рабочая программа на 2013-14 учебный год и календарно-тематическое планирование ,6 класс, УМК Меркина Г.С. 3 часа в неделю, 2 часа в неделю...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе. 6 класс.Т.Ф.Курдюмова.68 часов
Данная программа по литературе 1 вида составлена для 6 класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, Программа: «Литература» 5-11 классы (базовый...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку. 6 класс. Т.А Ладыженская. 204 часа
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе 2 вида составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку для 6 класса, 140 часов, УМК «Английский с удовольствием». Биболетова, Н.Н. Трубанева
Планирование составлено на основе рабочей программы;Программы курса английского языка для 2-11 классов УМК «Английский с удовольствием». Биболетова, Н.Н. Трубанева. – Обнинск, Титул, 2010....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике. 7 класс. Л.Э. Генденштейн ( 70 часов; 2 часа в неделю)
Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна содержит перечень нормативных документов, используемых при составлении программы, пояснительную записку, содержание, структу...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 6 класса. УМК Кузовлев, Лапа, Перегудова. 3 часа в неделю
Данная рабочая программа включает в себя обязательный минимум содержания примерных основных общеобразовательных программ основного общего образования по иностранным языкам и предоставляет учащимся воз...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 8 класса. УМК Кузовлев, Лапа, Перегудова. 3 часа в неделю
Программа курса «Английский язык» предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы.Календарно-тематическое планирование для 8-го класса составлено по у...