Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе (УМК Меркина Г.С.) 6 класс ФГОС 3 часа в неделю, 2 часа в неделю
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа на 2013-14 учебный год и календарно-тематическое планирование ,6 класс, УМК Меркина Г.С. 3 часа в неделю, 2 часа в неделю
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Холмовская средняя общеобразовательная школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
______Н.Н.Петухова
Протокол №_______
«___»________201___г.
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
_________И.Л.Брынчик
«___»___________201__г
«Утверждено»
Директор МБОУ
________Т.В.Муравьева
Приказ№_____________
«___»__________201__г.
Рабочая программа
по литературе
в 6 классе
на 2013-2014 учебный год
Волосухина Ирина Яковлевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
2013год
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включенных в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образованияа также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, с авторской программой Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература»в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 6а классе -3 часа в неделю (102 часа), в 6б классе 2 часа в неделю (68 часов).
Раздел II. Основное содержание тем учебного курса.
1. Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
2. Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
3. Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
4. Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
5. Из литературы XVIII века.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность словаи образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
6. Из литературы XIX века
6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
6.2 А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
6.4 Н.В. Гоголь
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
6.6 Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
6.9 А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
7. Из литературы XX века
7.1 И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы:стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи:составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
Для заучивания наизусть. И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
7.2 А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзывоб эпизоде
7.3C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Для заучивания наизусть
С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
7.5 М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
7.6 Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
7.8 В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
8. Из зарубежной литературы
8.1Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
8.2 БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
8.3 ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Раздел III. Учебно-тематический план.
6б класс – 2 часа в неделю, 6а класс – 3 часа в неделю.
№ | Тема | Кол-во часов 6б класс | Кол-во часов 6а класс | Планируемые результаты |
1 | Введение | 1 | 1 | Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. |
2 | Из мифологии | 4 | 3 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений мифологии. |
3 | Из устного народного творчества | 3 | 2 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. |
4 | Из древнерусской литературы | 2 | 4 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
5 | Из литературы 18 века | 2 | 3 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. |
6 | Из русской литературы 19 века | 33 | 49 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
7 | Из русской литературы 20 века | 16 | 29 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
8 | Из зарубежной литературы | 7 | 10 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог. |
9 | Итоговый урок | 1 | 1 | Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковыхсредств в создании художественных образов литературных произведений. |
ИТОГО: | 68 | 102 |
Раздел 4. Перечень учебно-методического обеспечения основной и дополнительной литературы.
Основная литература
- Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012
- 2.Литература: 6 кл.: Учебник: В 2 ч./ Под ред. Меркина Г.С.. – М.: Русское слово, 2012.
Дополнительная литература
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М: Издательство «Экзамен», 2006.
- Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам. V – VIII классы. – М.: АРКТИ, 1998.
- И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2004.
- Руссова Н.Ю. Технология написания сочинения. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Соловьёва Ф.Е.. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
- Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
- Стародуб К.В. Литературное краеведение в школе. – М.: Дрофа, 2003.
Волосухина И.Я., учитель русского языка и литературы
Предварительный просмотр:
РазделV. Приложение
Тематическое планирование, литература , 6 а класс (3часа в неделю, 102 часа)
№ п./п | Дата | Основное содержание программного материала | Кол-во часов | Основные знания, умения, навыки | Теория литературы | Методические приёмы | Домашнее задание |
1 | О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека. | 1 | кратко повторить изученное в 5 классе; Развивать умение работать с учебником литературы; Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще. | Форзац, репродукция, литература | Беседа, викторина, работа с учебником | Составить тезисный план статьи учебника, посвященной Гомеру с. 15-19 | |
Из греческой мифологии – 3 часа | |||||||
2 | Миф «Пять веков» | 1 | Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника | Миф, мифология, мотив | Беседа, пересказ, тезисный план | Прочитать миф о Прометее с. 26-37, составить цитатный план мифа о Прометее. | |
3 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | 1 | Вспомнить известные древнегреческие мифы; Уметь передавать их содержание; Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии | Мотив Мифологический сюжет | чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения, беседа | Прочитать подвиги Геракла. | |
4 | Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид» | 1 | Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана | Беседа, пересказ, цитатный план | С. 43 вопросы 9-12 С. 26 вопросы | ||
Из устного народного творчества – 3 часа | |||||||
5 | Легенда «Солдат и смерть» | 1 | Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды, формирование исследовательских навыков учащихся | Легенда, классификация легенд | Пересказ, анализ легенды, исследовательская работа | Вопрос № 2 после уроков с. 57-58, перечитать «Одиссей на острове Циклопов» | |
6 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1 | Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее | Предание, нартский эпос | Беседа, работа с учебником, сопоставительный анализ | Прочитать сказку о молодильных яблоках и живой воде» с. 66-83, вопрос 6 стр 84 | |
7 | Сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности | 1 | Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции; Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной); Выявить художественные черты и условности волшебной сказки | структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. | сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки. | Тезисный план статьи с. 86-87, художественный пересказ «сказание о белгородских колодцах» | |
Из древнерусской литературы – 4 часа | |||||||
8-9 | «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 2 | показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников. | житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой. | различные виды пересказа, простой план. | Вопросы с. 103 | |
10-11 | «Поучение Владимира Мономаха» | 2 | Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения | поучение | Исследовательская работа с текстом | Вопрос 2 с. 108 | |
Из литературы XVIII века – 3 часа. | |||||||
12-13 | М.В. Ломоносов Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | 2 | Познакомить с биографией и литературным творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…; Рассмотреть особенности композиции и сюжета; | иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение | выразительное чтение. | Подготовить наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | |
М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий | 1 | Проверить выразительное чтение стихотворения наизусть. | Ода, рифма | Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа | Подготовить пересказ статьи о Жуковском с. 126- 131 | ||
Из литературы XIX века - 23часа. | |||||||
15 | В.А. Жуковский Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | 1 | Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»; | реальное, фантастическое; фабула; баллада. | выразительное чтение, экскурсия | Прочитать балладу «Светлана» Вопросы с. 143 - 144 | |
16-17 | «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. | 2 | Рассмотреть особенности композиции и сюжета | элегия | Анализ произведения, исследовательская работа | С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149 | |
18 | А.С. Пушкин Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга | 1 | Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей | Литературно-музыкальная композиция | Подготовить пересказ с. 145-147. Вопросы с. 149 | ||
19 | А.С. Пушкин «Деревня» | 1 | Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста | элегия | Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа | Письменный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» | |
20-22 | А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда». «Зимнее утро» Конкурс выразительного чтения. | 3 | Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений | Силлабо-тоническое стихосложение Стих стопа, двусложные размеры стиха | Анализ стихотворения, самостоятельная работа | Выучить наизусть стихотворение «зимнее утро» | |
23 | А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе. | 1 | Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа | роман | различные виды пересказа, цитатный план, | Вопрос 3 с 241 письменно в форме таблицы | |
24-27 | А.С. Пушкин «Дубровский» . 1.. Причины ссоры Дубровского и Троекурова 2.Отец и сын. 3. Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник .4. Дубровский и Маша Троекурова | 4 | Рассмотреть систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе; Вызвать интерес к творчеству поэта | авторское отношение к героям. | :выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения. | Составить цитатный план 6 главы; вопрос 2 с 141; Вопрос 3 10 с. 241 письменно Составить план устного рассказа: вопрос № 3 с 242 | |
28-29 | Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | 2 | Написать сочинение | ||||
30-34 | М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. Конкурс творческих работ. | 5 | Познакомить учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю.Лермонтова; Отработать отличия стиха от прозы; | трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. | выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. | 1.пересказ биографии М.Ю.Лермонтова 2. Вопросы на стр. 219. 3. Наизусть по выбору. | |
35-39 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 5 | Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя; Познакомить с повестью, её своеобразием; Выявить особенность героев повести; Учиться давать описание внешности героев; | героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). | изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод. | Исследовательская работа с текстом. Рассказ об Андрии и Остапе. Составить план рассказа о жизни Остапа, выписать из текста имена казаков. Написать небольшой рассказ. | |
«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя | |||||||
Андрий и Остап. | |||||||
Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | |||||||
40-41 | Р.Р Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица участника. | 2 | Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения; Дальнейшее развитие речи учащихся | Написать сочинение – рассказ участника событий о Тарасе, Остапе и Андрии. | |||
42-45 | И.С. Тургенев Тема любви в лирике. «В дороге». Рассказ «Бирюк» | 2 | расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева; показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения. | своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе | сложный план, цитатный план. | Составить цитатный план. Прочитать рассказ «Бирю»;Вопросы с. 328 | |
Внеклассное чтение. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. «Бурмистр», «малиновая вода» | 1 | ||||||
Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева | 1 | ||||||
46-47 | Н.А. Некрасов - Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». | 2 | расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотворным текстом, | трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет. | различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом). | 1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…» | |
48-49 | Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Левша» | 2 | |||||
50-51 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. | 2 | Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика; Показать учащимся душевную красоту русской женщины, | автобиографическая проза. | различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана | 1.Подготовить рассказы на основе 1-4 глав: об отце, о матери, о Карле Ивановиче. 2.Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны. | |
52-53 | Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди» | 1 | Художественные пересказ. Сочинение «Спешите делать добро | Стр 22 живое слово. | |||
54-58 | В.Г. Короленко Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. | 5 | начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его произведения; | повесть, художественная деталь, портрет и характер. | различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа. | 1 вопросы с. 64-65 2. живое слово с. 66 в. 1 3. сочинить рассказ о встрече повзрослевшихВалека и Васи | |
59-62 | А.П.Чехов Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе | 4 | Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова; Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности | юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (; деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. | выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; | Стр 92 вопрос 6; живое слово вопрос 1; с 93 после уроков вопрос 1 | |
63-64 | Мастерская творческого письма. Сочинение-повествованиена тему «Смешной случай из жизни» | 2 | Заинтересовать учащихся творчеством А.П.Чехова | Инсценировка одного из рассказов А.П. Чехова | Написать юмористический рассказ о случае из жизни | ||
Из литературы XX века - 16 часов. | |||||||
65-67 | И.А.Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 3 | Дать краткую характеристику творчества И. Бунина; Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием; Выявить особенность героев рассказа; | стили речи и их роль в создании художественного образа. | составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде. | Наизусть «Не видно птиц», прочитать рассказ «Белый пудель» озаглавить части. | |
68-70 | А.И. Куприн Детские годы писателя. «Белый пудель» | 3 | Познакомить с творчеством А.И.Куприна; выявление художественной идеи рассказа | Вопросы с. 142 – 143; прочитать рассказ «Тапер»; выписать ключевые слова характеризующие героев | |||
71-72 | А.И. Куприн «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. | 2 | Познакомить с творчеством А.И.Куприна; Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр» | различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде. | Стр.101-102, задания 1-5. Найти в сборниках С.Есенина стихи о животных. | ||
73-74 | С.А.Есенин Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. | 2 | поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. | поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. | Наизусть по выбору А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег даснег...»;Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Поростравой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица. ..», «Что в жизни мне всего милей...»;А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;Б.Л. Пастернак. «После дождя»;Н.А.Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...»,Я иду и радуюсь | ||
75 | В.Ч. Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: Н. Рубцов «Тихая моя родина» | 1 | Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов XX века | Приготовить иллюстрации о природе. Пересказ и конспект статьи о Пришвине М.М. на стр 174 - 175 | |||
76-79 | М.М. Пришвин Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Классное сочинениепо рассказу «Кладовая солнца» | 3 | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки анализа художественного произведения; | сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений). | сочинение-зарисовка, различные виды пересказа. | Вопрос 12 с 206; вопросы с 2204 205; цитатный план. | |
80-81 | В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности. | 2 | Показать отношение человека к животным | творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету | |||
82-83 | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; | 2 | показать значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны. | Наизусть о Великой Отечественной войне, стр. 224 вопросы | |||
84-88 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» | 1 | Выявление мотивов поступков героя, смысл названия | Вопросы с 243-244 Прочитать «васюткино озеро» | |||
89 | Внеклассное чтение В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | 1 | Пересказ с. 247-251 | ||||
Из зарубежной литературы - 7 часов | |||||||
90-91 | Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» | 2 | Знакомство с историей создания книги. Тематика и проблематика сказок | Составить план статьи учебника о братьях Гримм | |||
92-93 | Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина | 2 | Исследовательская работа в группах | менталитет | Прочитать рассказ «Вождь краснокожих» | ||
94-96 | О.Генри Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе | 3 | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа художественного произведения; | рассказ от другого лица. | Живое слово с. 281 | ||
97 | Х.К. Андерсен Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. | 1 | Вспомнить творчество Г.Х.Андерсена; Раскрыть понятие гордыни и сущности этого качества у людей. | литературная сказка (развитие представлений). | подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами рассуждения. | Подготовиться к изложению | |
98-100 | Дж. Лондон Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы | 3 | Раскрыть воспитательный смысл произведения | ||||
101 | М. Твен «Приключения Геккельберрифинна» | 1 | |||||
102 | Итоговый урок | Урок викторина. Рекомендации летнего чтения |
Предварительный просмотр:
Раздел V. Приложение
Тематическое планирование, литература , 6 б класс (2 часа в неделю, 68 часов)
№ п./п | Дата | Основное содержание программного материала | Кол-во часов | Основные знания, умения, навыки | Теория литературы | Методические приёмы | Домашнее задание |
1 | О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека. | 1 | кратко повторить изученное в 5 классе; Развивать умение работать с учебником литературы; Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще. | Форзац, репродукция, литература | Беседа, викторина, работа с учебником | Составить тезисный план статьи учебника, посвященной Гомеру с. 15-19 | |
Из греческой мифологии – 4 часа | |||||||
2 | Миф «Пять веков» | 1 | Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника | Миф, мифология, мотив | Беседа, пересказ, тезисный план | Прочитать миф о Прометее с. 26-37, составить цитатный план мифа о Прометее. | |
3 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | 1 | Вспомнить известные древнегреческие мифы; Уметь передавать их содержание; Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии | Мотив Мифологический сюжет | чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения, беседа | Прочитать подвиги Геракла. | |
4 | Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид» | 1 | Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана | Беседа, пересказ, цитатный план | С. 43 вопросы 9-12 С. 26 вопросы | ||
5 | Урок-игра «Олимпийские игры» | 1 | викторина | Прочитать легенду «Солдат и смерть» с 47-55, пересказ эпизодов | |||
Из устного народного творчества – 3 часа | |||||||
6 | Легенда «Солдат и смерть» | 1 | Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды, формирование исследовательских навыков учащихся | Легенда, классификация легенд | Пересказ, анализ легенды, исследовательская работа | Вопрос № 2 после уроков с. 57-58, перечитать «Одиссей на острове Циклопов» | |
7 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1 | Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее | Предание, нартский эпос | Беседа, работа с учебником, сопоставительный анализ | Прочитать сказку о молодильных яблоках и живой воде» с. 66-83, вопрос 6 стр 84 | |
8 | Сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности | 1 | Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции; Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной); Выявить художественные черты и условности волшебной сказки | структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. | сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки. | Тезисный план статьи с. 86-87, художественный пересказ «сказание о белгородских колодцах» | |
Из древнерусской литературы – 2 часа | |||||||
9 | «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 1 | показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников. | житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой. | различные виды пересказа, простой план. | Вопросы с. 103 | |
10 | «Поучение Владимира Мономаха» | 1 | Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения | поучение | Исследовательская работа с текстом | Вопрос 2 с. 108 | |
Из литературы XVIII века – 2 часа. | |||||||
11 | М.В. Ломоносов Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | 1 | Познакомить с биографией и литературным творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…; Рассмотреть особенности композиции и сюжета; | иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение | выразительное чтение. | Подготовить наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | |
12 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий | 1 | Проверить выразительное чтение стихотворения наизусть. | Ода, рифма | Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа | Подготовить пересказ статьи о Жуковском с. 126- 131 | |
Из литературы XIX века - 23часа. | |||||||
13 | В.А. Жуковский Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | 1 | Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»; | реальное, фантастическое; фабула; баллада. | выразительное чтение, экскурсия | Прочитать балладу «Светлана» Вопросы с. 143 - 144 | |
14 | «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. | 1 | Рассмотреть особенности композиции и сюжета | элегия | Анализ произведения, исследовательская работа | С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149 | |
15 | А.С. Пушкин Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга | 1 | Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей | Литературно-музыкальная композиция | Подготовить пересказ с. 145-147. Вопросы с. 149 | ||
16 | А.С. Пушкин «Деревня» | 1 | Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста | элегия | Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа | Письменный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» | |
17 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений | Силлабо-тоническое стихосложение Стих стопа, двусложные размеры стиха | Анализ стихотворения, самостоятельная работа | Выучить наизусть стихотворение «зимнее утро» | |
18 | А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе. | 1 | Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа | роман | различные виды пересказа, цитатный план, | Вопрос 3 с 241 письменно в форме таблицы | |
19 20- 21 | А.С. Пушкин «Дубровский» . 2.. Причины ссоры Дубровского и Троекурова 3. Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. 4. Дубровский и Маша Троекурова | 3 | Рассмотреть систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе; Вызвать интерес к творчеству поэта | авторское отношение к героям. | :выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения. | Составить цитатный план 6 главы; вопрос 2 с 141; Вопрос 3 10 с. 241 письменно Составить план устного рассказа: вопрос № 3 с 242 | |
22 | Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | Написать сочинение | ||||
23 -24 | М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. | 2 | Познакомить учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю.Лермонтова; Отработать отличия стиха от прозы; | трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. | выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. | 1.пересказ биографии М.Ю.Лермонтова 2. Вопросы на стр. 219. 3. Наизусть по выбору. | |
25 -26 – 27 - 28 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 4 | Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя; Познакомить с повестью, её своеобразием; Выявить особенность героев повести; Учиться давать описание внешности героев; | героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). | изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод. | Исследовательская работа с текстом. Рассказ об Андрии и Остапе. Составить план рассказа о жизни Остапа, выписать из текста имена казаков. Написать небольшой рассказ. | |
«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя | |||||||
Андрий и Остап. | |||||||
Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | |||||||
29 | Р.Р Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица участника. | 1 | Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения; Дальнейшее развитие речи учащихся | Написать сочинение – рассказ участника событий о Тарасе, Остапе и Андрии. | |||
30 – 31 - 32 | И.С. Тургенев Тема любви в лирике. «В дороге». | 1 | расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева; показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения. | своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе | сложный план, цитатный план. | Составить цитатный план. Прочитать рассказ «Бирю»;Вопросы с. 328 | |
Внеклассное чтение. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. «Бурмистр», «малиновая вода» | 1 | ||||||
Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева | 1 | ||||||
33 - 34 | Н.А. Некрасов - Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». | 2 | расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотворным текстом, | трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет. | различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом). | 1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…» | |
35 – 36 | Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Левша» | 2 | |||||
37-38 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. | 2 | Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика; Показать учащимся душевную красоту русской женщины, | автобиографическая проза. | различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана | 1.Подготовить рассказы на основе 1-4 глав: об отце, о матери, о Карле Ивановиче. 2.Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны. | |
39 | Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди» | 1 | Художественные пересказ. Сочинение «Спешите делать добро | Стр 22 живое слово. | |||
40 – 41 - 42 | В.Г. Короленко Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. | 3 | начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его произведения; | повесть, художественная деталь, портрет и характер. | различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа. | 1 вопросы с. 64-65 2. живое слово с. 66 в. 1 3. сочинить рассказ о встрече повзрослевших Валека и Васи | |
43 -44 | А.П.Чехов Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе | 2 | Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова; Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности | юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (; деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. | выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; | Стр 92 вопрос 6; живое слово вопрос 1; с 93 после уроков вопрос 1 | |
45 | Мастерская творческого письма. Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни» | 1 | Заинтересовать учащихся творчеством А.П.Чехова | Инсценировка одного из рассказов А.П. Чехова | Написать юмористический рассказ о случае из жизни | ||
Из литературы XX века - 16 часов. | |||||||
46 -47 | И.А.Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 2 | Дать краткую характеристику творчества И. Бунина; Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием; Выявить особенность героев рассказа; | стили речи и их роль в создании художественного образа. | составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде. | Наизусть «Не видно птиц», прочитать рассказ «Белый пудель» озаглавить части. | |
48 - 49 | А.И. Куприн Детские годы писателя. «Белый пудель» | 2 | Познакомить с творчеством А.И.Куприна; выявление художественной идеи рассказа | Вопросы с. 142 – 143; прочитать рассказ «Тапер»; выписать ключевые слова характеризующие героев | |||
50 | А.И. Куприн «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. | 1 | Познакомить с творчеством А.И.Куприна; Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр» | различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде. | Стр.101-102, задания 1-5. Найти в сборниках С.Есенина стихи о животных. | ||
51 | С.А.Есенин Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. | 1 | поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. | поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. | Наизусть по выбору А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица. ..», «Что в жизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;Б.Л. Пастернак. «После дождя»;Н.А.Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», Я иду и радуюсь | ||
52 | В.Ч. Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: Н. Рубцов «Тихая моя родина» | 1 | Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов XX века | Приготовить иллюстрации о природе. Пересказ и конспект статьи о Пришвине М.М. на стр 174 - 175 | |||
53 – 54 - 55 | М.М. Пришвин Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Классное сочинение по рассказу «Кладовая солнца» | 3 | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки анализа художественного произведения; | сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений). | сочинение-зарисовка, различные виды пересказа. | Вопрос 12 с 206; вопросы с 2204 205; цитатный план. | |
56 - 57 | В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности. | 2 | Показать отношение человека к животным | творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету | |||
58 - 59 | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; | 2 | показать значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны. | Наизусть о Великой Отечественной войне, стр. 224 вопросы | |||
60 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» | 1 | Выявление мотивов поступков героя, смысл названия | Вопросы с 243-244 Прочитать «васюткино озеро» | |||
61 | Внеклассное чтение В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | 1 | Пересказ с. 247-251 | ||||
Из зарубежной литературы - 7 часов | |||||||
62 | Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» | 1 | Знакомство с историей создания книги. Тематика и проблематика сказок | Составить план статьи учебника о братьях Гримм | |||
63 | Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина | 1 | Исследовательская работа в группах | менталитет | Прочитать рассказ «Вождь краснокожих» | ||
64 | О.Генри Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе | 1 | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа художественного произведения; | рассказ от другого лица. | Живое слово с. 281 | ||
65 | Х.К. Андерсен Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. | 1 | Вспомнить творчество Г.Х.Андерсена; Раскрыть понятие гордыни и сущности этого качества у людей. | литературная сказка (развитие представлений). | подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами рассуждения. | Подготовиться к изложению | |
66 | Дж. Лондон Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы | 2 | Раскрыть воспитательный смысл произведения | ||||
67 | М. Твет «Приключение Гекльберрифина» | 1 | |||||
68 | Итоговый урок | Урок викторина. Рекомендации летнего чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе. 6 класс.Т.Ф.Курдюмова.68 часов
Данная программа по литературе 1 вида составлена для 6 класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, Программа: «Литература» 5-11 классы (базовый...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике. 7 класс. Л.Э. Генденштейн ( 70 часов; 2 часа в неделю)
Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна содержит перечень нормативных документов, используемых при составлении программы, пояснительную записку, содержание, структу...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 6 класса. УМК Кузовлев, Лапа, Перегудова. 3 часа в неделю
Данная рабочая программа включает в себя обязательный минимум содержания примерных основных общеобразовательных программ основного общего образования по иностранным языкам и предоставляет учащимся воз...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 8 класса. УМК Кузовлев, Лапа, Перегудова. 3 часа в неделю
Программа курса «Английский язык» предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы.Календарно-тематическое планирование для 8-го класса составлено по у...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 9 класса. УМК Кузовлев, Лапа, Перегудова. 3 часа в неделю
Данная рабочая программа разработана для обучения английскому языку учащихся 9 класса. Рабочая программа составлена на основе: Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического ком...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Физическая культура" 5-9 классы (ФГОС ООО)
Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование пр предмету "Физическая культура" для 5-9 классов (ФГОС ООО) Дьякова Андрея Владимировича, учителя физической куль...