Творческий проект "Образ русалки в произведениях Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого"
проект по литературе (6 класс) по теме
Данная исследовательская работа помогает осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материалов в дополнительных изданиях, учит строить сообщения в устной и письменной речи, работать в группе, позволяет развивать творческие способности. Продуктом данного исследования является создание мультфильма творческой группой детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт исследовательского проекта по литературе | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. НОЯБРЬСК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
Муниципального бюджетного образования город Ноябрьск»
(МБОУ СОШ № 6)
Творческий проект
"Образ русалки в произведениях
Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого"
Автор: учащиеся 6-ых классов
Руководитель: Путинцева Н.М.,
учитель русского языка и литературы
г.Ноябрьск
2014 год
Паспорт проекта
Предметное направление |
Литература |
Возрастная категория |
6 класс |
Секция |
Гуманитарные науки |
Тип проекта |
Творческий |
Название проекта |
Образ русалки в произведениях Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого |
Цель проекта |
Сравнить художественный образ русалок в произведениях Г. Х. Андерсена и А. Н. Толстого, выявить особенности этого образа в данных произведениях |
Задачи проекта |
Изучить образ русалки в славянской мифологии, выявить характерные черты этого образа в сказках Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого, произвести сравнительный анализ |
Аннотация проекта |
Тема исследовательской работы актуальна тем, что развивает интерес к изучению литературы. Данная исследовательская работа помогает осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материалов в дополнительных изданиях, учит строить сообщения в устной и письменной речи, работать в группе, позволяет развивать творческие способности. |
Сроки работы над проектом |
Декабрь 2013-апрель 2014 |
Объект исследования |
Образ русалки |
Предмет исследования |
Образ русалки в мифологии и произведениях Г.Х.Андерсена, А.Н. Толстого |
Этапы работы над проектом |
Этап 1. Постановка темы проекта, целей, задач Этап 2. Реализация проекта - изучение темы - формулировка проблемы - определение целей и задач - составление плана работы и определение временных рамок - определение и распределение обязанностей в группе - сбор и анализ информации - обработка информации - разработка собственного варианта решения проблемы Этап 3. Представление проекта Этап 4. Подведение итогов |
Форма представление проекта |
Анимация |
Используемые информационные ресурсы: печатный и электронный материал |
Используемые информационные технологии и программные продукты |
Технологии работы с текстовой информацией (MS WORD) Сетевые информационные технологии и программные продукты (MS Internet Explorer) Технологии мультимедия (Киностудия Windows Live, звукозапись) |
Содержание
1. Представления о русалках в различных культурах ------------------------------------5
2. Образ русалки в славянской мифологи---------------------------------------------------5-6
3. Различные названия русалок----------------------------------------------------------------6-7
4. Происхождение русалок---------------------------------------------------------------------7-8
5. Места обитания русалок----------------------------------------------------------------------8
6. Внешний вид русалок-------------------------------------------------------------------------8-9
7. Образ русалки в произведениях Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого------------------10-11
8. Заключение----------------------------------------------------------------------------------------12
10. Библиографический список------------------------------------------------------------------13
11. Приложение (мультфильм, сборник лирических и прозаических произведений о русалках, написанных учащимися 6-ых классов)
Представления о русалках в различных культурах
Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух), связанное с водоёмами. Представления о подобных существах есть во многих культурах. Так, в Вавилоне это бог Оаннес и богиня Деркето, в Риме и Греции – Сирены, Нимфы, Тритоны. В Германии и Скандинавии – Ундины, Наре, Никсы. В Ирландии и Шотландии – Мерроу, Асраи. В Средней Азии – Су-кызлары. В Китае – Хэ-бо. В Бразилии – Иары. В России – Водяной, Водяниха, шутовки, чертовки, кудельницы, вельвы, вилы, лоскотухи, фаляроны и мемозины.В Украине и Белоруссии – Хитки, Мавки, Гречухи, Казытки
В мифологии древних греков русалки назывались сиренами, обладали прекрасным голосом и заманивали моряков песнями. Если моряки не могли устоять перед очарованием их голосов, то направляли свой корабль прямо на скалы и гибли. Поэтому сирен стали считать дурным знаком для моряков – встреча с ними кораблю не сулила ничего хорошего.
Сирены обычно были женщинами с рыбьими хвостами. Мужчины с рыбьими хвостами именовались тритонами, но, тем не менее, похоже, классифицировались греками как существа того же вида, что и сирены. Надо сказать, что античные мифы разделяют духов, живущих в морской воде, и духов, которые обитали в реках. У речных духов хвостов не было, а были обычные ноги. Назывались речные женщины нимфами, и они не были такими зловредными, как сирены.
У греков легенды о том, что сирены или нимфы тоскуют по душе, не было. Их проблемы загробного существования не волновали, потому что они могли жить вечно. . То ли дело русалки Средневековой Европы. Легенда о том, что эти существа страдают от невозможности получить душу, родилась именно там.
В Японии тоже есть легенды о русалках. Там эти существа называются нинге. Нинге выглядели страшновато – как помесь рыбы и обезьяны. Надо сказать, что славянские русалки несколько отличались от своих западноевропейских и японских сестер.
Образ русалки в славянской мифологии
Издавна народы интересовал необыкновенный образ особого мифологического существа - русалки. Откуда же взялось и как появилось такое странное и завораживающее слово «русалка»?
Название «русалка» старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по местожительству русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос у русалок), а также выводили от древних имен священных рек: Росса и Руса. Первое словопроизводство не объясняет окончание - алка. Второе не соответствует обычному представлению о русалках, у которых волосы не всегда русые, а большей частью зеленые.
Вернее словопроизводство от древнерусского названия праздника и игр: русалии; и теперь у малоросов кое-где первый день Петрова поста зовется русали. Источник этих слов западно-европейский: латинское rosalia, греческое средневековое - название праздника и игр. С запада заимствованы были русскими эти игры и праздненства, которые распространялись вместе с христианством. Христианские rosalia совпали на Руси, по времени, с древним языческим праздником в честь заложных покойников. К этому языческому празднику и привилось новое, христианское название: русали, Русальная неделя. Отсюда уже вполне естественное появление название: Русалки, то есть те существа, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе.
Различные названия русалок
Кроме слова «русалка», существуют также и другие названия русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста.
Слово купалка употребительно в белорусских купальских песнях. Купалка - девица, которую из своей среды избирают девицы же, участницы купальных забав, первенствующею или царицею плясок, бываемых в ночь перед днем Рождества Иоанна Крестителя.
Русалка - жена водяного, это поверье нужно признать общераспространенным в русском народе. Чертовка, по народному поверью, есть водяная женщина; она может быть красивой или некрасивой, доброй или злой, часто же безразличной. Живет она в воде и только изредка выходит на берег чесать золотым или медным гребнем свои прекрасные, черные, как смоль, и длинные волосы. В это время можно подкрасться к ней и выхватить гребень, который имеет магическую силу.
Слово «хитка», по-видимому, в ближайшем родстве с глаголом «хитить», похищать; название основано, вероятно, на том, что хитка топит людей в воде.
Лешачиха - жена лешего, имеющая вид обыкновенной женщины с распущенными волосами, в которые вплетены зеленые ветви. Лешихи - это души загубленных девушек, которые прокляты были родителями или подняли на них руку. По ночам они качаются на ветвях деревьев, а на день вместе с лешими уходят под землю, где живут во дворце.
Особняком стоят среди народных названий русалки: навка или мавка, ундины и вилы. Это не синонимы слова «русалка», а названия для особых разрядов русалок.
Мавки, навки, в восточнославянской мифологии злые духи (часто смертоносные). По украинским поверьям, в мавок превращаются умершие до крещения дети: имя мавки (навки) образовано от «навь» (воплощение смерти). Мавки спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности.
Ундины («волна») в мифологии народов Европы духи воды, русалки. Прекрасные девушки (иногда с рыбьими хвостами), выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением и красотой завлекают путников вглубь, могут погубить их или сделать возлюбленными в подводном царстве. Ундины могут обрести человеческую душу, полюбив и родив ребенка на земле.
В средневековой алхимии ундины - духи, управляющие водной стихией, подобно тому, как саламандры - духи огня и т.п.
Вилы, самовилы - в южнославянской мифологии женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одеты в волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись. Вилы могли летать как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озерами и обладали способностью "запирать" воды. Культ вилы и их связь с колодцами известны по болгарским источникам тринадцатого века. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные. Вилы закрывают их длинной белой одеждой. К людям, особенно к мужчинам, вилы относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Если разгневать вилу, она может жестоко наказать, даже убить одним своим взглядом. Вилы умеют лечить, могут предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны.
Происхождение русалок
Народ признает русалками заложных покойниц, то есть женщин, умерших неестественной смертью. Вместе с женщинами мы видим и детей, которые выделяются в особый разряд мавок.
По верованиям крестьян, в разных губерниях по-разному могли дать свидетельства о русалках.
Русалки - души некрещенных детей, утопленниц и вообще женщин и девиц, лишивших себя жизни и непогребенных.
Русалки-шутовки - это обыкновенные древние люди, на которых тяготеет родительское проклятие.
Русалки - девицы, пропавшие без вести.
Русалки - девушки, утонувшие в озере или в реке от неудавшейся любви или с горя.
Русалки - это похищенные у матерей дети, преимущественно некрещеные.
Русалки - людские дочери, «проклятые родителями еще в материнской утробе, умершие некрещеными», а также молодые утопленницы.
Места обитания русалок
Ответ на этот вопрос далеко не так прост. У нас издавна считают русалок речными девами, но русалки живут не в одном месте, а главным образом в водах, в лесах и полях; местожительство их не одинаково в разные времена года.
Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесившуюся, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.
В лесах русалки избирают преимущественно старые деревья. В лесу увидел русалку и тургеневский плотник Гаврила, который называет русалку словами: лесное зелье, лесная нечисть.
Качание на древесных ветвях - любимое времяпрепровождение русалок. Излюбленное их дерево - береза, о чем поется и в народных песнях. Иногда русалки посещают селения и дома, едва ли даже не живут здесь, также они приходят греться в бани, где они моются, парятся, причем смеются и шутят.
Чаще же всего, конечно, русалки живут в водах, в хрустальных дворцах, построенных на дне глубоких рек.
Но все это непостоянные местожительства русалок, это места их временного пребывания летом, преимущественно на Троицкой неделе. О месте нахождения русалок зимою имеются лишь смутные и неопределенные представления. После Семицкой недели в лесу уже не бывает русалок. Одни говорят, что они поднимаются вверх и живут на облаках; другие думают, что они скрываются под землею и спят там остальное время года; иные думают, что будто они переселяются в реки... Говорили еще, будто русалки, оставив лес, долго еще остаются на нивах и безмолвно катаются в водах нивы.
Внешний вид русалок
Русалок русский народ представляет себе обыкновенно в виде женщин, большей частью молодых и красивых. Есть, однако же, русалки старые и безобразные. Изредка видят русалок в образе мальчиков, а также в виде птиц и зверьков. Наружность русалок очень разнообразна. Одна из главных отличительных особенностей русалок - распущенные по плечам длинные волосы. Эта особенность роднит русалок с ведьмами и с представительницами нечистой силы, которые также никогда не заплетают своих волос, а всегда распускают их по плечам. Хотя можно предположить, что распущенные волосы могут быть и простым признаком девичества. Русалки ходят нагими, прикрываясь зелеными листьями, или в белых развевающихся сорочках без пояса. В некоторых русальных песнях поется о том, что русалки просят себе рубашек. Быть может, в ответ на эти самые просьбы русалок им жертвуют кое-где холсты и платки: в некоторых селениях в Русальную неделю и в ночь под Ивана Купала (когда русалки очень опасны для человека) «крестьяне для смягчения злобы русалок развешивают им по лесам и прибрежным кустарникам холсты на рубашки».
Русалки бывают благодарны за такого рода приношения, доказательством чего может служить следующий рассказ: собирая в лесу грибы, женщина увидела висящий на дереве большой кусок березовой коры, а на нем - спящего нагого младенца. Пожалев ребенка, она отвязала свой передник, прикрыла им спящего и отошла. Скоро ее нагнала русалка - нагая женщина с распущенными волосами - и прикоснулась к ее рукам со словами: «спор тебе у руки» (успех тебе в руки). С этого времени женщина начала так трудиться, что все удивлялись, откуда у нее берутся силы.
Нередко те русалки крадут у крестьянок холсты и пряжу.
Что касается общественной жизни русалок, то она, по-видимому, высоко развита. Молодые русалки почти всегда показываются и действуют обществом, кучей, скопом. Одиноко живут русалки постарше и вдовы.
Над русалками есть старший, который, сзывая их, трубит в трубу. Это царица русалок, выбираемая ими. Без позволения царицы русалки не могут не только погубить, но даже испугать человека. Есть также свидетельство, что русалки находятся во владении главного начальника злых духов, который варит их в котле, чтобы сделать каждую вечно юною красавицею.
Любимое занятие русалок - вредить людям или, заигрывая, заманить их в свои ловушки. Существует такая примета. Если в Русальную неделю человек сам прежде заметит русалок и скажет: «Чур моя!» - тогда русалки для него безвредны, а одна из них даже пойдет за ним в его дом и будет исполнять все домашние работы, как самая усердная работница; пить и есть не будет, а будет питаться только паром, выходящим из горшков. Так проживет она до следующей Русальной недели, а потом убежит в лес.
То есть образы по своему происхождению совершенно разные.
Образ русалки в произведениях Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого
Сравним заглавия сказок. Говорят ли они об отношении авторов к героиням?
Конечно, Андерсен любит свою русалочку, она ему мила. Отношение Толстого к его русалке неясно: само слово «русалка» нейтрально, не несёт в себе оценки.
Рассмотрим художественные особенности произведений. У Андерсена множество красочных описаний: пейзажи, портреты, интерьеры сказка проникнута глубоким лиризмом. У А.Н.Толстого всё предельно просто, ясно.
Русалочка Андерсена — младшая дочь морского царя. “Странное дитя была эта Русалочка”, — скажет о ней автор. И это действительно так. Русалочка решила уйти к людям тогда, когда призналась самой себе: “Как я люблю его ! Больше, чем отца и мать!..” Но не только к принцу тянулась Русалочка, была у неё на земле и другая цель: “только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу”. То есть любовь к принцу и желание иметь бессмертную душу у Русалочки стоят рядом. Чтобы попасть к людям, Русалочка должна была сменить свой хвост на человеческие ноги — “будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом”. Ей придётся отказаться от родной среды, отцовского дома, от сестёр, лишиться возможности когда-нибудь снова стать русалкой. Ещё Русалочка должна была отдать ведьме свой “чудный голос” в качестве платы за помощь. То есть Русалочка отдавала ведьме часть себя самой.
Жертвы Русалочки огромны, как физические (голос, ноги), так и психологические (отказывается от родной среды и от себя самой). Но истинная любовь всегда сопряжена с жертвами.
Сказать принцу о своей любви Русалочка не могла. Но принц нисколько в её любви не сомневался, потому что “глаза её говорили сердцу больше”. “Ты ведь так любишь меня”, — утверждал принц. Андерсен тоже убеждён в том, что настоящая любовь не нуждается в словах.
Русалка в сказке Толстого абсолютно обезличена: она не ищет любви, не мечтает обрести бессмертную душу. Героиня попадает в сети старика как добыча. Мужчина засунул ее в мешок и понес к себе домой, даже не подозревая, что это не рыба. Каково же было его удивление, когда в мешке оказалась настоящая маленькая русалка! Старик заботливо уложил красавицу на печку и стал дожидаться, когда та проснется. Она же разрушает жизнь деда: сначала он лишился имущества из-за капризов русалки, затем внука прогнал со двора, в конце концов, вынужден был убить своего единственного друга - старого кота. Время шло, русалка ежедневно требовала у мужчины новых украшений и одежды, которые он ей покорно приобретал. Влюбленный дед перестал видеть очевидные вещи, ведь девушка всего лишь манипулировала им в выгодных для себя целях. Любовь к мистическому существу была изначально разрушительной, ослепленный чувствами мужчина, не задумывался о том, чем может закончиться его влечение.
Любовь принца и русалочки оказалась также невозможна. Русалочка и принц принадлежали к разным мирам. Она — морю, он — земле. И жили разной жизнью. Она — духовной (вспомним её увлечения, интересы, устремления, особенно в сравнении с сёстрами). А принц жил в прямом и переносном смысле земной жизнью (мы встречаем его на корабле, празднующим день рождения, на прогулках, в заботах о женитьбе и других подобных делах).
Русалочка, несмотря на силу своей любви, ответной любви от принца не добилась и должна была, по предсказанию ведьмы, умереть. Этого не случилось «Русалочка» — ещё и сказка о великой силе родственной (сестринской) любви — той, которая не щадит даже самоё себя ради родного человека. Чтобы спастись, Русалочка должна была вонзить нож в сердце принца. Его смерть — это её жизнь. Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в волны, “которые покраснели, точно окрасились кровью”. В конце своего земного пути она пожертвовала всей своей жизнью, и не осталось у неё никакой надежды.
«Русалочка» — сказка о любви, но не в обычном значении этого слова. Она о любви как о смысле жизни, любви как дороге к Богу, любви, помогающей преодолевать безжалостность многих событий земной жизни.
Сказка же Толстого «Русалка» раскрывает очарование зловещего порока, который подчиняет. В конечном итоге, старик лишился самого драгоценного, жизни - получив максимальную пользу , бесчувственная русалка жестоко убила его. Автор учит своего читателя осторожно относиться к своим любовным чувствам, ведь очень часто они приводят к разрушению личности и погибели.
Русалочка Андерсена- это самоотверженность, ради любви она способна на жертвы, готова умереть за любимого человека. Русалка А.Н. Толстого - воплощённый эгоизм. Дед дал ей всё, что мог, и стал ненужным. Русалка укусила его за сердце – не сможет он её забыть даже и после смерти. Такие, как она, ни за что не упустят своей добычи, даже если та им уже не нужна, заставят принести себе жертвы, ничего не давая взамен, и , что самое странное и ужасное, всегда будут любимы, тогда как на долю подобных Русалочке Андерсена выпадают обычно только страдания.
Заключение
Мы пришли к выводу, что русалки в эти двух произведениях похожи только внешне (молоды и красивы). Мифологические истоки в этих двух произведениях разные. Так Г.Х. Андерсен берет в основу свой сказки легенду о русалке, которая ищет душу в любви со смертным. Также в основу сказки легли христианские мотивы. Мифологию Андерсен переосмысливает с точки зрения представлений о душе, о загробном мире, о жизни после смерти.
А вот Алексей Николаевич Толстой взял образ русалки из славянской мифологии. Происхождение образа русалки в славянских мифах связано с ее изначальной человеческой сущностью, т. к. она из человека путем насильственной смерти превращается в русалку. Женщина теряет человеческую сущность и становится существом потустороннего мира, живущим после смерти. Превратившись в русалку, это существо мстит людям за свою гибель. Для нас этим и объясняется конец сказки.
Русалочка Андерсена очень доброе, ласковое и самоотверженное существо. В сказке Толстого русалка злая, хитрая, так как автор заимствовал образ русалки из славянской мифологии. Произведение датского писателя наполнено ярким сказочным описанием, но проблемы, касающиеся главных героев, очень часто встречаются в жизни. Сказка Толстого, напротив, лишена красочного описания и более приближена к реальности, чем сказка Андерсена. Эти произведения совсем разные, но они сходны тем, что русалка в каждой сказке встречается с людьми и вступает с ними в сложные отношения.
Библиографический список
Интернет - ресурсы:
1.Орлова А. "Русалка как мифологический образ в сказках Г.Х. Андерсена "Русалочка" и А.Н. Толстого "Русалка"
http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/rusalka-kak-mifologicheskiy-obraz-v-skazkakh-g-kh-andersena-rusalochka-i-a-n-tolstogo
2. Голубенкова Е.С. "Сравнительный анализ художественных образов (на примере сказок Г.Х.Андерсена "Русалочка" и А.Н. Толстого "Русалка"
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/statya-sravnitelnyy-analiz-khudozhestvennykh-obrazov-na-primere-skazok-gkh
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0
4. Сказка "Русалочка" Г.Х. Андерсен
http://deti-online.com/skazki/skazki-andersena/rusalochka/
5.Сказка "Русалка" А.Н. Толстой
http://hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan33.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зачем творить добро? (по произведениям Х.К.Андерсена)"
Интегрированный урок литературы и ОПК...
Воспитательное мероприятие по произведениям Ганса Христиана Андерсена «Что за прелесть – эти сказки»
Воспитательное мероприятие расчитано на обучающихся 3-4 классов, проводится в виде конкурса....
Литературный турнир по произведениям Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого
Материал для проведения литературного турнира по произведениям Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого «Преступление и наказание» и «Война и мир»...
Тест по произведению Г. Х. Андерсена "Соловей"
Презентация...
Методическая разработка применения литературного произведения на уроке истории роман А. К. Толстого «Князь Серебряный»
Данная разработка содержит основную информацию о произведении, стилистике и сюжете. Разработаны разные типы заданий,которые можно использовать на всех этапах урока....
Конспект урока по произведению Г.Х.Андерсена "Дикие лебеди"
Данный конспект можно использовать на уроках внеклассного чтения...
Заключительный урок по произведению Х.К.Андерсена "Соловей"
Урок-сорвнование отлично подходит в качестве итогового урока по произведениям Андерсена....