Конспект урока по произведению Г.Х.Андерсена "Дикие лебеди"
учебно-методическое пособие

Сукачева Евгения Викторовна

Данный конспект можно использовать на уроках внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Произведения зарубежных писателей.

Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».

Цели: – познакомиться  с произведением Х.К. Андерсена “Дикие

лебеди”;

– знакомство детей с построением литературного произведения:

– развитие внимательности, памяти, умения работать с

художественным текстом, производить его анализ и делать верные

выводы;

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы!

II. Введение в тему (Работа в группах)

– Я предлагаю вам разгадать кроссворд и самим определить тему нашего урока.

Работа в группах. Самопроверка.

– А кто такой Андерсен? (Х.К. Андерсен великий датский сказочник.).

– Над каким произведением Х.К.Андерсена мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).

– К какому жанру литературы относится данное произведение? (К сказкам.)

– Любите ли вы читать сказки?

– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит.)

– На какие группы можно разделить сказки? (Народные и литературные – авторские).

– А ещё? (Волшебные, бытовые, о животных).

– Определите, к какой группе относится сказка Андерсена «Дикие лебеди»? (Сказка литературная, авторская, волшебная).

– Сегодня мы с вами познакомимся  с  произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.

III. Проверка домашнего задания

– Какую работу по данному произведению вы проделали дома? (Читали сказку)

Фронтальная проверка

– Озаглавливая каждую часть сказки, вы составляли простой план. А девочки из нашего класса составили дома картинный план. Я предлагаю посмотреть и на эту работу.

IV. Работа над пройденным материалом

– Прочитайте слова: экспозиция, сюжет, завязка, диалог, развязка, кульминация, монолог, содержание. Может ли кто-нибудь объяснить значение этих слов?

– Как поступить нужно в таких случаях, когда встречаем слова, значение которых не понятно? (Воспользоваться словарём.)

– Я предлагаю вам поработать в группах. Вам необходимо найти в словаре толкование нужного слова, разобраться в нём и объяснить всему классу.

Работа в группах. Объяснение значений слов.

Эпилог – заключительная часть произведения.

Экспозиция – вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Сюжет – последовательность и связь описанных событий в произведении.

Развязка – заключительная часть произведения, концовка.

Монолог – речь одного лица, обращённого к слушателям или к самому себе.

Кульминация – точка наивысшего напряжения, подъёма, развития в произведении.

Завязка – начало каких-нибудь событий, действий, произведения.

Диалог – разговор между двумя людьми.

– Значение каких слов мы не находили в словаре? (Монолог, диалог).

– По какому признаку их можно отделить от остальных слов? (Формы речи.)

– Запишите эти слова в первую группу.

– Найдите в тексте сказки Андерсена монолог и прочитайте его. (с 123, 127)

– Найдите в тексте сказки Андерсена диалог и прочитайте его по ролям, работая в парах. Слова автора будет читать….(с 125, 127, 132)

– Вернёмся к оставшимся словам и установив их в правильной последовательности, построим композицию сказки Андерсена «Дикие лебеди».

– Где и с кем происходят события, описанные в сказке? (Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки. Дочь и 11 сыновей короля.)

– Что мы можем сказать о детях, о семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви.)

– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой. В литературе такое вступление называют экспозицией.

– Что следует дальше? (Завязка – начало событий.)

– С каких слов начинается завязка? Найдите и зачитайте.(с 120.)

– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья?

– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей.)

– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасными белыми птицами, благодаря их духовному богатству.)

– Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (Встреча со старушкой.)

– Найдите и прочитайте этот отрывок. (с 122 часть3).

– Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана.)

– Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?

– После завязки, следует развитие действий, что в литературе называют сюжетом.

– В какой момент вам было очень тревожно?

– Момент наивысшего напряжения в произведении называется кульминацией.

– Давайте посмотрим как этот момент показан в мультфильме.

Просмотр отрывка м/ф «Дикие лебеди»

– Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, сердце её не стало злым. Испытания Элиза выдержала достойно. До конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все трудности.

– И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность. Этот момент в литературе называют развязкой. Найдите и прочитайте развязку. (с 134)

IV. Домашнее задание

– Какая часть литературного произведения отсутствует в сказке Андерсена. (Эпилог.)

– Что называют эпилогом? (Заключительную часть произведения, которая следует после развязки.)

– Дома вам предлагается выполнить следующее задание – придумать эпилог к сказке Андерсена «Дикие лебеди».

V. Обобщение

– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям.)

– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть.)

VI. Итог урока

– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.

– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по произведению М. Горького «Детство» (отрывок)

Урок построен по принципу научности и доступности программного материала. Он систематизирует и упорядочивает знания обучающихся по изучаемому произведению; способствует более глубокому проникновению в...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...