Конспект урока по произведению Г.Х.Андерсена "Дикие лебеди"
учебно-методическое пособие
Данный конспект можно использовать на уроках внеклассного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Произведения зарубежных писателей.
Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».
Цели: – познакомиться с произведением Х.К. Андерсена “Дикие
лебеди”;
– знакомство детей с построением литературного произведения:
– развитие внимательности, памяти, умения работать с
художественным текстом, производить его анализ и делать верные
выводы;
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы!
II. Введение в тему (Работа в группах)
– Я предлагаю вам разгадать кроссворд и самим определить тему нашего урока.
Работа в группах. Самопроверка.
– А кто такой Андерсен? (Х.К. Андерсен великий датский сказочник.).
– Над каким произведением Х.К.Андерсена мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).
– К какому жанру литературы относится данное произведение? (К сказкам.)
– Любите ли вы читать сказки?
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит.)
– На какие группы можно разделить сказки? (Народные и литературные – авторские).
– А ещё? (Волшебные, бытовые, о животных).
– Определите, к какой группе относится сказка Андерсена «Дикие лебеди»? (Сказка литературная, авторская, волшебная).
– Сегодня мы с вами познакомимся с произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
III. Проверка домашнего задания
– Какую работу по данному произведению вы проделали дома? (Читали сказку)
Фронтальная проверка
– Озаглавливая каждую часть сказки, вы составляли простой план. А девочки из нашего класса составили дома картинный план. Я предлагаю посмотреть и на эту работу.
IV. Работа над пройденным материалом
– Прочитайте слова: экспозиция, сюжет, завязка, диалог, развязка, кульминация, монолог, содержание. Может ли кто-нибудь объяснить значение этих слов?
– Как поступить нужно в таких случаях, когда встречаем слова, значение которых не понятно? (Воспользоваться словарём.)
– Я предлагаю вам поработать в группах. Вам необходимо найти в словаре толкование нужного слова, разобраться в нём и объяснить всему классу.
Работа в группах. Объяснение значений слов.
Эпилог – заключительная часть произведения.
Экспозиция – вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
Сюжет – последовательность и связь описанных событий в произведении.
Развязка – заключительная часть произведения, концовка.
Монолог – речь одного лица, обращённого к слушателям или к самому себе.
Кульминация – точка наивысшего напряжения, подъёма, развития в произведении.
Завязка – начало каких-нибудь событий, действий, произведения.
Диалог – разговор между двумя людьми.
– Значение каких слов мы не находили в словаре? (Монолог, диалог).
– По какому признаку их можно отделить от остальных слов? (Формы речи.)
– Запишите эти слова в первую группу.
– Найдите в тексте сказки Андерсена монолог и прочитайте его. (с 123, 127)
– Найдите в тексте сказки Андерсена диалог и прочитайте его по ролям, работая в парах. Слова автора будет читать….(с 125, 127, 132)
– Вернёмся к оставшимся словам и установив их в правильной последовательности, построим композицию сказки Андерсена «Дикие лебеди».
– Где и с кем происходят события, описанные в сказке? (Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки. Дочь и 11 сыновей короля.)
– Что мы можем сказать о детях, о семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви.)
– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой. В литературе такое вступление называют экспозицией.
– Что следует дальше? (Завязка – начало событий.)
– С каких слов начинается завязка? Найдите и зачитайте.(с 120.)
– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья?
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей.)
– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасными белыми птицами, благодаря их духовному богатству.)
– Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (Встреча со старушкой.)
– Найдите и прочитайте этот отрывок. (с 122 часть3).
– Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана.)
– Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?
– После завязки, следует развитие действий, что в литературе называют сюжетом.
– В какой момент вам было очень тревожно?
– Момент наивысшего напряжения в произведении называется кульминацией.
– Давайте посмотрим как этот момент показан в мультфильме.
Просмотр отрывка м/ф «Дикие лебеди»
– Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, сердце её не стало злым. Испытания Элиза выдержала достойно. До конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все трудности.
– И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность. Этот момент в литературе называют развязкой. Найдите и прочитайте развязку. (с 134)
IV. Домашнее задание
– Какая часть литературного произведения отсутствует в сказке Андерсена. (Эпилог.)
– Что называют эпилогом? (Заключительную часть произведения, которая следует после развязки.)
– Дома вам предлагается выполнить следующее задание – придумать эпилог к сказке Андерсена «Дикие лебеди».
V. Обобщение
– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям.)
– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть.)
VI. Итог урока
– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по произведению М. Горького «Детство» (отрывок)
Урок построен по принципу научности и доступности программного материала. Он систематизирует и упорядочивает знания обучающихся по изучаемому произведению; способствует более глубокому проникновению в...
Дом там, где наше сердце. (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
Ц ель: привлечь внимание учащихся к проблеме значимости дома, семьи...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...
Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.
Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....
Конспект урока литературы «Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука, Рак»
Знакомство с новым произведением....
"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе
Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...