Методическая разработка применения литературного произведения на уроке истории роман А. К. Толстого «Князь Серебряный»
методическая разработка (7 класс)

Наталья Захарова

Данная разработка содержит основную информацию о произведении, стилистике и сюжете. Разработаны разные типы заданий,которые можно использовать на всех этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskiy_roman_a._k._tolstogo_knyaz_serebryanyy.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

исторический роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» Работу выполнила Студентка 5 курса ИФ 1402гр. Носова Наталья

Слайд 2

История создания произведения: Интерес А. К. Толстого к историческим песням о временах Ивана Грозного породил в нём желание написать роман о том времени, показать ужасы тирании и безмолвие народа . Осуществить этот замысел удалось после смерти Николая I, в либеральной обстановке. При работе над книгой Толстой использовал девятый том «Истории государства Российского »(Карамзин), а также монографию А. В. Терещенко «Быт русского народа». Вышедшее в свет в 1863 г. произведение хоть и повествовало об эпохе Ивана Васильевича Грозного, вызвало в обществе живой резонанс . Атмосфера смуты, ожидание грозных перемен, слежка и доносы, жестокие расправы, создание опричнины – всё это напоминало эпоху безвременья и реакции, через которую Россия прошла не так давно, и ту революционную ситуацию, в которой находилось государство в 60-х гг. Именно она и стала причиной отмены крепостного права, но жизнь крестьян это не облегчило. «Князь Серебряный» позволял современникам автора провести исторические, политические и даже нравственные параллели и осознать те уроки, которые преподаёт время обществу .

Слайд 3

Эпиграф произведения: А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателя в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих . Тацит. Летопись. Книга 16. А.К. Толстой создал исторически верную картину эпохи Иоанна Грозного. Страшно от всех кровавых деяний царя, человека, который управлял Россией. - Люди верили, что он послан им самим Богом. Они верили ему, они надеялись на него, но их надежды не оправдались. И восстать против него – значит восстать против самого Бога. - Рабское терпение – вот, что управляло людьми той эпохи. Очень трудно было в то время. Невозможно представить себе, что народ осмелился бы на какие-то решения.

Слайд 4

Герои романа Князь Никита Романович Серебряный — московский воевода Иван IV Грозный — московский царь Дружина Андреевич Морозов — московский боярин Елена Дмитриевна — жена Дружины Андреевича Малюта Скуратов — палач Грозного Максим Скуратов — вымышленный сын Малюты Скуратова Матвей Хомяк — стремянный Малюты Фёдор Алексеевич Басманов Алексей Данилович Басманов Борис Федорович Годунов Афанасий Иванович Вяземский — глава опричников Ванюха Перстень — атаман разбойников Коршун — старый атаман разбойников Хлопко — разбойник Митька — крестьянин-богатырь, у которого опричники увезли невесту Михеич — стремянный и воспитатель князя Серебряного Мельник Давыдыч — колдун Онуфриевна — престарелая мамка царя Ивана Василий Блаженный (угадывается в юродивом Ваське, дважды появляющемся в романе)

Слайд 5

Сюжет Сюжетная линия произведения состоит из двух частей в виде взаимоотношений главного героя князя Серебряного и его любимой женщины Елены, а также связи князя с государем Иваном Грозным, являющего центральной основой романа и представляющий образ жестокой, деспотичной власти в произведении . В романе рассказано о благородном воеводе, князе Серебряном, который по возвращении с Ливонской войны столкнулся с бесчинствующей шайкой опричников и понял, что в русском государстве творится что-то неладное. Вопиющие бесчинства он встречает при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе. Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю. Романтическая линия связана с суженой князя Серебряного, Еленой, в которую влюблён главарь опричников, Афанасий Вяземский. Желая положить конец его домогательствам, Елена вышла замуж за пожилого боярина Морозова. В условиях опричнины головы летят направо и налево. И муж, и преследователь Елены гибнут на плахе, сама она принимает постриг, князь Серебряный бросает царский двор и уезжает на войну, где гибнет в битве с татарами.

Слайд 6

Экспозиция-завязка-кульминация-развязка К экспозиции романа можно отнести первые семь глав («Опричники», «Новые товарищи», «Колдовство», «Дружина Андреевич и его жена», «Встреча», «Прием», «Александрова слобода»), которые знакомят читателя с участниками событий и обстоятельствами их жизни. Глава «Пир» соединяет воедино главных участников событий и во многом предопределяет их дальнейшее развитие. Ее можно считать завязкой романа. В романе мы не наблюдаем за прямыми словесными дуэлями этих героев. Однако особого напряжения их противостояние достигает тогда, когда князя Серебряного заточают в темницу . Он ждет пыток и казни, хотя его попытка защитить семью друга — боярина Морозова — вовсе не была, по его суждению, преступлением, а, скорее, исполнением долга. Именно в этом стремлении защитить невинных князь проявил себя как борец за добро против сил зла . Развязка казнь Морозова, Вяземского, подстиг Елены, смерть Серебрянного в б оях с татарами

Слайд 7

Проблематика: Феномен Опричнины (как политического режима, тирания, деспотия) Народ и власть (вседозволенность опричников, разрешенная им вольность, угнетение обычного люда) Проблема человеческого достоинства ( носителями чести, достоинства являются герои, которые могут противостоять жестокости, злу, безнравственности тиранической власти Грозного и его опричников) Проблема национального характера русского народа

Слайд 8

Стилистика В арсенале автора были сокровища русского фольклора. Язык «Князя Серебряного» – целая художественная система, пластически связывающая все элементы романа: описания, диалоги, характеристики . Использует эпитеты, метафоры, сравнения, преувеличения. Писатель сам был настолько озабочен, чтобы ни одна краска его не пропала, не была искажена, что даже предупреждал издателя романа и корректоров: да не вздумают они исправлять « богачество » на «богатство», «печаловаться» на «печалиться » Роман напоминает язык былин Выразительно написаны у А.К.Толстого диалоги между героями: тут видна рука прирожденного драматурга. Но в описании любовных чувств он гораздо слабее: здесь сказывается романтическая стилизация: «запылала радость в груди», «взыграло сердце» у Серебряного. Даже Вяземский, желая приворожить Елену Дмитриевну, говорит ей о каком-то «райском блаженстве » Говоря о своих произведениях, А.К. Толстой неизменно подчеркивал их этическую и нравственную направленности: «отвращение к произволу, ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся».

Слайд 9

Задания(7 класс): О каком герое идет речь? а) «То было скромное лицо, полное добродушия и отваги, одно из тех русских лиц, которые еще ныне встречаются между Москвой и Волгой, в странах, отдаленных от больших дорог, куда не проникло городское влияние ». б) «Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. В его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы невольную решительность, не позволявшую уму ни на миг задуматься в минуту действия. Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях. Но мягко и определенно изогнутый рот выражал честную, ничем непоколебимую твердость, а улыбка — беспритязательное, почти детское добродушие, так что иной, пожалуй, почел бы его ограниченным, если бы благородство, дышащее в каждой черте его, не ручалось, что он всегда постигнет сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом. Общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются ». в) «Темно-русые волосы с сильною проседью падали в беспорядке на умный лоб его, рассеченный несколькими шрамами. Окладистая борода, почти совсем седая, покрывала половину груди. Из-под темных нависших бровей сверкал проницательный взгляд, а вокруг уст играла приветливая улыбка, сквозь которую просвечивало то, что в просторечии называется: себе на уме. В его приемах, в осанистой поступи было что-то львиное, какая-то особенно спокойная важность, достоинство, неторопливость и уверенность в самом себе. Глядя на него, всякий сказал бы: хорошо быть в ладу с этим человеком! И вместе с тем всякий подумал бы: нехорошо с ним поссориться !» г) «Наружность его вселяла ужас в самых неробких. Лоб его был низок и сжат, волосы начинались почти над бровями; скулы и челюсти, напротив, были несоразмерно развиты, череп, спереди узкий, переходил без всякой постепенности в какой-то широкий котел к затылку, а за ушами такие выпуклости, что уши казались впалыми » д) «Правильно лицо его все еще было прекрасно; но черты обозначились резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем и на челе явились морщины, которых не было прежде».

Слайд 10

Задание по группам . Глава 8. При чтении главы отметить особенности : 1) портретных зарисовок героев, реальных исторических лиц: царя Ивана Васильевича, Бориса Годунова, Малюты Скуратова . Например. Портрет Ивана Грозного в романе . Особенности внешности: высок, строен и широкоплеч; глаза горели мрачным огнём; на челе появились морщины; черты обозначались резче; орлиный нос стал как-то круче; выражение лица совершенно изменилось. Сравнение: так изменяется здание после пожара: ещё стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе; улыбка очаровывала . Особенности одежды: одежда, «испещрённая узорами; подол с жемчугом и каменьями; ожерелье с изображением Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков; красные сафьяновые сапоги окованы серебряными скобами . Отношение героя: с такою счастливою наружностью Иоанн соединял необыкновенный дар слова; случалось, что люди добродетельные, слушая царя, убеждались в необходимости ужасных его мер и верили, пока он говорил, справедливости его казней. Почитание царя, удивление.

Слайд 11

Творческие задания: Ознакомитесь с описанием героев, попробуйте изобразить(нарисовать) их. (князь Серебряный, Морозов, Елена Дмитриевна) Аналитическое: Как вы считаете, с какой целью и для чего Автор описывает 7 часовое застолье так подробно, описывая все в мельчайших подробностях ( расположение столов, описание пищи, рассадка гостей)? Какова роль эпиграфа в данном романе? ( А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателя в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....

конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....

Урок литературы в 8 классе по роману А.К.Толстого "Князь Серебряный"

Интегрированный урок по предметам "Литература" (внеклассное чтение) и история. Проводится в нетрадиционноё форме "Урок - суд". Способствует привитию интереса к предметам гуманитарного и исторического ...

Выступление Проблема человеческого достоинства в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»

Современное положение общества характеризуется не только мировым кризисом, но и кризисом духовным.  Сказанные Ф.И. Тютчевым еще в 19 веке слова «не плоть, а дух растлились в наши дни»...

Урок-суд по роману А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Интегрированный урок по предметам "Литература" и история. Проводится в нетрадиционной форме "урок - суд". Способствует развитию интереса к предметам гуманитарного и исторического ц...

Проверочная работа по роману А.К. Толстого «Князь Серебряный». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих

Проверочная работа по роману А.К. Толстого «Князь Серебряный». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих...

Архаизмы и историзмы в романе А.К. Толстого " Князь Серебряный".

Материал, полезный на уроках литературы....