"Зачем творить добро? (по произведениям Х.К.Андерсена)"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Интегрированный урок литературы и ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.zachem_tvorit_dobro.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету: Литература и «Основы православной культуры»

Учитель: Тарасова София Владимировна.

Тема урока: Зачем творить добро? (по произведениям Х.КАндерсена)

Цель урока: привести учащихся к пониманию добра как нравственной христианской категории

Задачи: 1. Познакомить учащихся с Притчей о Божием суде

               2. Для решения поставленной цели использовать межпредметные связи: материал сказок Х.К.Андерсена «Русалочка» и «Снежная королева».

           3.Продолжить работу над понятиями милосердие, неосуждение, самопожертвование

           4. Воспитывать в учащихся нравственность, духовность.

                                                

                                                Ход урока

  1. Мы все старается быть добрыми, творить добрые дела, быть милосердными…

 Вы рисовали социальную рекламу, призывая делать добро. «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили», «Твори добро на благо людям», «Будь милосердным!» - эти рекламы вы можете увидеть в нашем уголке урока.

Зачем же люди стараются совершать добрые поступки?

II.        Вспомним «золотое правило этики», отраженное в Нагорной проповеди: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть еще особые причины для того, чтобы думать о других, делать для других, жить  для других, творить добро. Какие? Первая из них – вера в бессмертие души.

А кто из литературных героев, героев сказок Андерсена хотел иметь бессмертную душу?

«Русалочка» (прослушиваем запись диалога русалочки и ее бабушки). При каком условии русалочка могла обрести бессмертную душу? (если ее полюбит и на ней женится человек)

Напомните, чем закончился история с принцем. Что рассказывают русалочке дочери воздуха? (прослушиваем запись). Как они могут обрести душу? (заслужить добрыми делами). Что продлевает их срок скитаний на земле?

Христиане убеждены, что душа бессмертна, даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может тогда не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви в земной жизни человека. Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким. Царствие Божие еще нужно заслужить на земле своими добрыми делами – об этом и пишет в конце сказки «Русалочка» Х.К.Андерсен.

III.         Найдите в конспекте «Нагорная проповедь» заповеди, в которых есть обещание Христа, что судьба души зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь («Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно… подлежит суду»; «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»; «Не судите, да не судимы будете»; «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе»).

Что такое «сокровища на небе»?

С чем человек может представить перед Богом? С земными сокровищами: славой, богатством, со своей гордостью или с добрыми делами, скромностью, верой, смирением? Грехи или дела милосердия принесет он с собой?

IV.         Вспомните Притчу о Божием суде.

Смотрим видео-запись (текст притчи дети изучали ранее).

О Страшном суде Своем над всеми людьми, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»

Царь же скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?»

Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

За что Бог обещает поставить праведников по правую сторону, а грешников по левую? Ответ на этот вопрос оформим в виде схемы.

                                              БОГ

Грешники                                                        Праведники

 

не дали Мне есть            алкал Я                  вы дали Мне есть

не напоили Меня          жаждал Я               вы напоили Меня

не приняли Меня         был странником      вы приняли Меня

не одели Меня                был наг                   вы одели Меня

                                        был болен

не посетили Меня        и в темнице           вы посетили Меня

Словарная работа: Что такое алкать? (быть голодным, хотеть есть).  

Праведники награждены за дела милосердия. Какие?

Какую заповедь Нагорной проповеди выполнили праведники, со смирением вопрошающие Бога: «Когда мы сотворили добро Тебе?» («У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»).

Как же нужно творить добрые дела?

Христианин всегда помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Они же тоже будут уже приняты Богом. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню боль и СЕБЕ. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни. «В чем застану, в том и сужу», - говорит Христос. А если Он застанет человека в состоянии злобы, обиды на других, нежелании примириться? Как же придется судить такого человека?

Вспомните слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что такое милостыня.

«Милостыня заключается в том, чтобы мы не осуждали ближних, когда они согрешают, но миловали их…» Как вы понимаете эти слова? Есть милостыня – подать деньги, а есть духовная милостыня, например, простить человека.

Прочитаем стихотворения Э.Ахадова:

Не осуждайте никого,
Оставьте пыл  ожесточенья…
В тот миг, когда  больней всего,
Найдите силы для  прощенья.
Уймите ярость  грешных фраз,                                 

В сердцах отмщенья  не храните
И всем, кто не  прощает вас,
Их непрощение  простите...

К чему призывает поэт?

В какой день все христиане просят прощения друг у друга? Почему именно накануне Великого поста? Прощение – значит попытка неосуждения другого.

Что такое неосуждение? (различение оценки человека и его поступка)

Давайте представим себе такую жизненную ситуацию.

Трое друзей пошли на речку купаться. Миша заплыл слишком далеко и стал тонуть. Спасать утопающего бросился Коля, а Ваня испугался и просто смотрел, не зная, что делать. Миша поблагодарил Колю и коротко бросил Ване: «Ты предатель! Я тонул, а ты… Ты мне больше не друг». Коля же сказал Мише: «Да, Ваня поступил нехорошо, что не помог нам, но он очень испугался». Кто осудил Ваню, а кто дал оценку его поступку?

V.         А может ли бездействие человека стать дурным поступком? В этом нам поможет разобраться еще одна жизненная ситуация.

Притча «В больнице» (читаем распечатанный материал).

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.

— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

Оцените поступки двух героев.

VI.         В основе добрых дел обычно лежит самопожертвование.

Чем пожертвовал Христос ради спасения людей? – своей жизнью.

А чем может пожертвовать человек ради ближнего? – временем, достатком, жизнью. Вспомним героев Великой Отечественной войны, вспомним героев, отдавших свои жизни ради спасения детей сравнительно недавно:

Рассказ учителя:

1 сентября 2004 года террористы захватили школу в г.Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты. Бойцы из отрядов Альфа и Вымпел пожертвовали своими жизнями ради спасения детей: 10 из них погибли. 3 сентября 2005 года на мемориальном кладбище «Город ангелов», где были похоронены большинство жертв теракта, состоялось открытие памятника  «Древо скорби».

Какие заповеди исполнили те, кто отдал свои жизни ради спасения детей?

Христос учил, что в Его Законе главные заповеди:

Первая – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею».

Любить Бога - это, прежде всего, соблюдать Его заповеди.  «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

Вторая - «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

А кто такой ближний? Какая притча вам вспоминается? Чем жертвует самарянин ради спасения израненного разбойниками человека, ставшего ему ближним

VII.         Обратимся к сказке Андерсена «Снежная королева». Чем жертвует Герда ради спасения названого Кая?

Поступки и решения Герды

От чего отказывается Герда, принимая решение, что потребуется от неё

Просьба к реке вернуть названного братца

От новых красных башмачков

Решение плыть в лодке дальше по реке

Разлука с близкими, разлука с бабушкой

Побег от старушки

От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка

Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона

От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце

Отъезд из разбойничьего замка

Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница

Отъезд из дома финки

Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины

Какие еще художественные произведения вам вспоминаются, когда мы говорил о самопожертвовании?

Эстафета добра в мире не прекращается. Мы вспомнили евангельские притчи, сказки датского писателя Х.К.Андерсена, произведения русских писателей 19-20-века и современные произведения. Эстафета добра не прекращается в мире, и все зависит от вашего поколения. Давайте символически изобразим эту эстафету в виде игры, встанем, возьмемся за руки и по одной строчке прочитаем стихотворение «Добро творить спеши, мой друг».

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари

Мы завершим урок словами апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Мы понимаем, что полезнее всего в жизни идти дорогою добра. Этими словами мне бы хотелось закончить наш урок «Зачем творить добро?». Об этом поется и в известной вам песне «Дорогою добра».

Д.З: Нарисовать социальную рекламу на тему «Твори добро на благо людям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?

Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...

Разработка урока.Зачем творить добро?

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах....

Разработка урока по ОРКСЭ ( ОПК) "Зачем творить добро"

Урок по предмету ОРКСЭ ( Основы православной культуры)  направлен на развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личностиЗадачи:Разъяснить обуч...

Урок ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Урок разработан по учебнику Кураева "Православная культура" 4- 5 кл. Урок приближен к новым стандартам ФГОС, составлена технологическая карта. Будет интересен учителям ОРКСЭ....

Осколки доброты (Зачем творить добро)

Урок и презентация к уроку по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры)...

Зачем творить добро?

Разработка урока по духовно-нравственному воспитанию....