Заключительный урок по произведению Х.К.Андерсена "Соловей"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок-сорвнование отлично подходит в качестве итогового урока по произведениям Андерсена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

(До начала урока звучит “Мелодия” Глюка, демонстрируется презентация, созданная на основе иллюстраций к сказкам Андерсена.)

1. Организационный момент. Цели и задачи урока. Условия игры.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по сказке Х.К. Андерсена “Соловей” и проведём мы его в форме игры. Мы проверим ваше умение читать внимательно и – главное! – понимать прочитанное, ваше умение фантазировать, играть в команде. Условия игры: играют две команды (Оловянные солдатики и Дикие лебеди) друг против друга, я – ведущая и судья – оцениваю конкурсы по пятибалльной системе. Тетради, учебники, ручки на партах – вдруг пригодятся! А вот теперь послушаем, как любил говаривать Андерсен.

2. Сценарий игры.

Первый конкурс. “Приветствие”. Команды демонстрируют организованность, уверенность в своих силах. Бодро звучит девиз Оловянных солдатиков:

Ать-два!

 На плечах голова!

 Ать-два!

 В ранце книги!

 Ать-два!

 Сражаться хотим!

 Ать-два!

 Всех победим!

Дикие лебеди вовсе не смущаются: “Мы по всей земле летаем, сказки Андерсена знаем!”

Второй конкурс. “Разминка”. (Пять вопросов, за каждый правильный ответ по одному баллу. Команды отвечают сразу.)

Вопросы для команды “Оловянные солдатики”.

1. Во вступлении автор заявляет, что стоит послушать об этом деле. Почему стоит послушать об этом деле?

 (Потому что “дело было давно, но потому-то и стоит о нём послушать, пока оно не забудется совсем”.)

2. Отчего следует быть осторожным во дворце?

 (“Дворец весь был из драгоценного фарфора, – зато такой хрупкий, что страшно было дотронуться”.)

3. Почему первый приближённый никогда не слышал о соловье?

 (Вот его объяснение: “Она (птица) никогда не была представлена ко двору”.)

4.

5. Изобразите, как уличные мальчишки и сам император подпевали искусственной птице.

 (“Ци! Ци” Ци! Клюк! Клюк! Клюк!”.)

В игру вступает команда “Дикие лебеди”.

1. Кто, по мнению китайского императора, самый правдивый человек в мире?

 (Император Японии: “Но ведь эта книга прислана мне самым могущественным императором Японии, и в ней не может быть неправды”.)

2. Как объяснили придворные простую наружность соловья?

 (“Верно, он потерял все свои краски при виде стольких знатных особ”, – высокомерно заявляют они).

3. Что было написано на ленточке искусственного соловья?

 (“Соловей императора японского жалок в сравнении с соловьём императора китайского”).

4. Продемонстрируйте жест одобрения императора, когда он был чем-либо доволен.

 (“…поминутно кивал головой”).

5.

Третий конкурс. “Бюро находок. Предмет? Характер!”

(Приготовила четыре карточки-задания, раздаю каждой команде по две карточки. На подготовку ответа – две минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов. Очень трудное задание, ребята с ним справятся, если подобная работа проводилась на уроке).

Карточка  № 1

Колокольчики

В каком эпизоде упоминаются колокольчики?

Как колокольчики характеризуют тех людей, кто ими воспользовался?

(Колокольчики привязывали к самым лучшим цветам в саду, “звон их должен был обращать на цветы внимание каждого прохожего”. Придворные – глупые и бестолковые люди. Зачем украшать живое – мёртвым? Зачем украшать то, что и так прекрасно? Придворные – гордые и высокомерные – считают, что прохожие не способны увидеть красоту.)

Карточка  № 2

Книга

В каком эпизоде упоминается книга?

Как книга характеризует своего хозяина, обладателя?

(Из книги император узнаёт о соловье. Он человек учёный, образованный, сведения черпает из книг, и это, в общем-то, располагает к нему читателя.)

Карточка  № 3

Шёлковая ленточка

В каком эпизоде упоминается?

Как этот предмет характеризует тех, кто ею воспользовался?

(“Его оставили при дворе, отвели ему особую комнатку, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к нему двенадцать слуг; каждый держал его за привязанную к его лапке шёлковую ленточку. Большое удовольствие было от такой прогулки!” Император совершил преступление: похитил то, что принадлежит всем, лишил других людей возможности наслаждаться прекрасным. Он губит талант, ведь теперь свободная птичка не сможет петь. “Мою песню лучше слушать в зелёном лесу”,– несколько раз подчеркнёт соловей. Он поёт о море, о солнце, о проплывающих кораблях, о рыбаках и лесорубах – словом, об огромном прекрасном мире. О чём будет петь соловей, привязанный за лапку шёлковой ленточкой?)

Карточка  № 4

Вода (в чашке, в кувшине)

В каком эпизоде упоминается?

Как характеризует тех, кто ею (водой) особенным образом воспользовался?

(“– Вот самое очаровательное кокетство! – сказали придворные дамы и стали набирать в рот воды, чтобы она булькала у них в горле, когда они будут с кем-нибудь разговаривать. Этим они думали походить на соловья”.

 Придворных дам не тронула песня соловья, в его манере исполнения они увидели только кокетство (очевидно, по себе судят). Но соловей понравился императору, теперь серенькая невзрачная птичка в моде, поэтому придворные дамы усиленно осваивают его технику исполнения. Какой совет можно дать придворным дамам? Если вы хотите походить на соловья, будьте простыми, искренними, сердечными, как он.

Заключительный конкурс – творческий. Инсценировки, которые подготовили команды дома, занимают 5–7 минут.

Подсчитываем баллы, поздравляем команду-победителя. Оценки за урок выставляют друг другу сами ребята, учитывая активность каждого игрока. Учитель благодарит всех за урок.

Поделиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок по произведению "Кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе по программе Коровиной...

Заключительный урок по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 10 классе

Презентация к заключительному уроку по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 10 классе...

Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме: “In the Spotlight” (заключительный урок модуля)

Цели урока: Образовательные: активизировать в речи изученную лексику и грамматические структуры. Развивающие: совершенствовать коммуникативные действия, умения аудирования, говорения и чтения Воспи...