технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Хабибуллина Ирина Николаевна

данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 1.

Хабибуллина Ирина Николаевна

Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе по программе Г.С. Меркина

Тема: А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»(отрывок)

Тип: урок «открытия» новых знаний

Задачи:

  • - сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст
  • - способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;
  • - способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;
  • - содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;
  • - совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

- умение анализировать литературное произведение;

- создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

- целеполагание и планирование своей деятельности;  

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать,  использовать ее в самостоятельной деятельности

- умение строить речевые высказывания

 

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

- использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).

Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение

      Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. учебник литературы, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику
  2. портрет автора,
  3. аудиохрестоматия по литературе 5 класса.
  4. карточки со словами, таблица (раздаточный материал),

Материально-технические:

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3. мультимедийная презентация.

Предварительное задание к уроку: 5 учащихся готовят сообщения на темы:

  1. Детство А.С.Пушкина.
  2. Образование А.С.Пушкина.
  3. Вступление в литературно-театральное сообщество «Зеленая лампа».
  4. Семья.

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Приветствуют учителя и слушают эпиграф.

Формулируют интерпретацию

высказывания А.С.Пушкина:

-

Приветствует учеников и читает эпиграф к уроку:

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.

А.С.Пушкин

- Как вы понимаете смысл высказывания А.С.Пушкина? (Л)

Актуализация познавательной деятельности

Учащиеся строят предположения и делают вывод: эпиграфа недостаточно для точного ответа.

Определяют связь между словами на карточках:

сказка   кот  Леший   дорожки    царевна    волк

Возможны разные варианты: сказка о царевне, волк на дорожке, Леший у кота, сказка про кота, волк и царевна и т.д.

- В эпиграфе поэт говорит о произведении, в котором будет описано много материалов из прошлого

- В произведении, которое называется поэма «Руслан и Людмила»

- Достаточно ли эпиграфа к уроку, чтобы понять, какова его тема? (Р)

- Для того чтобы понять, как связан эпиграф с темой нашего урока, обратимся к карточкам на ваших столах. Слова, написанные на них, служат разгадкой к определению темы нашего урока. (Р)

- Найдите в парах найти связь между словами. Ответить можно в виде словосочетания. (К)

- Работа в парах завершена. Поблагодарите друг друга за работу! (К)

- Как связан эпиграф со словами, данными вам? (Р)

- В каком произведении А.С.Пушкина повествуется  о Лешем, царевне, коте?(Р)

Определение темы и постановка целей урока

-Изучение отрывка из поэмы  А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Учащиеся формулируют цели урока:

- узнать об истории создания поэмы,

- уметь определять тему и идею произведения,

- развивать навыки анализа произведения.

- Сформулируйте тему урока. (Р)

- Исходя из эпиграфа и темы урока, определите цели, поставленные сегодня на уроке. Можно начать со слов:

- узнать…

- уметь…

- развивать… (Р) 

Организация познавательной деятельности

  1. Составьте вопросы на основе сообщений одноклассников.

Карточка № 1.

Вопрос

Ответ

Оценка (+)

1

Где родился А.С.Пушкин?

2

Как звали бабушку  по матери А.С.Пушкина?

3

В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин?

4

В каком году стихотворения юного поэта были впервые опубликованы?

5

В какое  литературно-театральное сообщество вступает А.С.Пушкин после окончания лицея?

-Серый волк, царевна, Баба Яга, кот ученый, Леший, русалка, избушка на курьих ножках, 30 морских  витязей и их  дядька, царь Кощей

-…

-Чудеса, которые там происходят

    V. Словарная работа. 

-Соедините линией слова и их определения.

Карточка № 2.

Слово

Значение

Оценка (+)

Лукоморье

Поэма

витязь

пленяет

видение

крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала 

излучина морского берега

призрак, привидение

воин, богатырь

берет в плен

Учащиеся сверяют ответы с эталоном на доске и оценивают свою работу.

VI. Выразительное чтение части пролога от начал  до слов «…налево – сказку говорит».

- читает 1 хорошо читающий ученик

VII. Беседа с учащимися по тексту стихотворения.

Дол –

-дядька –

-тужить

-Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для А.С.Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов. Киевские князья постоянно вели войны с лукоморскими половцами. «Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно указывают имена ханов и местность, где в 11-12 веках кочевали половцы, то есть  Лукоморьем названа территория Северного Приазовья. Таким образом, излучин между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым Пушкиным.

-мимоходом –

-эпитеты: неведомых дорожках,невиданных зверей, из вод ясных

VIII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…»  до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!».

IX. Работа со статьей учебника

-чтение статьи «Рифма»

  X. Работа с иллюстрациями.

-рассказывают об иллюстрациях  Н.А. Рамазанова , Г.Г.Гагарина, К.В.Изенберга, Р.Л.Белоусова, И.Н.Крамской, В.М.Васнецов, И.Я.Бибилин

-Обсуждение иллюстраций.

XI. Рефлексия. (Р)

Учащиеся называют цели, которых достигли.

  1. Работа по таблице. Выступления учащихся.

-  Для того чтобы достигнуть целей урока, нам необходимо больше узнать об авторе и об истории создания произведения. Ваши одноклассники подготовили сообщения на эти темы. Но здесь вам необходимо не просто слушать, но и самим выступить в роли учителя, составив по одному вопросу к каждому выступлению одноклассников. (П, Р)

- Молодцы! Теперь обменяйтесь карточками со своим другом по парте. Устно ответив на вопросы, запишите ответы в третью колонку. (П, К)

- Снова обменяйтесь карточками. Оцените ответы друг друга, поставив плюсы в четвертой колонке. Поблагодарите друг друга за работу! (Р, К)

Физкультминутка.

IV .Прослушивание выразительного чтения отрывка в электронном приложении.

- «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями и бытовыми фрагментами. Сюжет поэмы – сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем. «Руслан и Людмила»-это поэма, в которую тесным образом вплетены сказочные мотивы. «У Лукоморья дуб зеленый…» - вступление к поэме «Руслан и Людмила».

-Какие персонажи русских народных сказок  действуют в отрывке?

      -Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи.

     -Что вам запомнилось более всего в этих сказках?

   V. Словарная работа. (П,Р)

-Какие слова из пролога вам были не совсем понятны?

-Соотнесите слова из левого столбика и значение из правого.

- Проверьте себя. Внимание на доску. Оцените свою работу, поставив плюс, если ответ является верным.(Р)

VI. Выразительное чтение части пролога от начала  до слов «…налево – сказку говорит».

-

 VII. Беседа с учащимися по тексту стихотворения.(П,Р)

-Объясните значение слов: дол, дядька, тужить.

-Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете?

-Что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»?

-Что явилось источником для поэта при создании сюжета о сказочном дубе?

-Объясните значение слов: мимоходом, пленять.

-Выпиши эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. В каких произведениях встречаются такие эпитеты?

-Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень.

-Укажите чередование гласных и согласных звуков: злато, позолота, позлащенный, золотить, золотой; брег, побережье, прибрежный. 

-Используя словарь синонимов, продолжите синонимические ряды:

А)…кот ученый все ходит…; идет на право; леший бродит; ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой;

б)…песнь заводит; сказку говорит; сказку эту поведаю теперь я свету…

-Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина?

VIII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…»  до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!».

IX. Работа со статьей учебника

--Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле».

  X. Работа с иллюстрациями.

-ваши одноклассники подготовили материал по иллюстрациям к прологу «Руслан и Людмила», приглашаем вас на заочную экскурсию

- Обратите внимание на доску. Используя новые слова, определите, что или кого изображает каждая иллюстрация. (П,Р)

-сравните картины… и ….. Как художники нарисовали данный эпизод? В чем сходство? В чем различие?

  XI. Рефлексия. (Р)

- Вернитесь к целям урока. Каких целей урока вы достигли?

Я узнал (а)…

Я научился(ась)…

Я могу рассказать другу о …

Подведение итогов

-Автор восхищается историей своей страны

-Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощенного в сказках

-Автор проводит читателя через все, чему поверить  нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой.

- Как относится автор к изображаемому?

- Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

- Какой смысл приобретают финальные строчки пролога?(Р, Л)

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
  2. Подготовить выставку репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога»
  3. Лексическая работа: объясните значения слов: версты, родной, долгий.

Дополнительные индивидуальные задания: подготовить сообщение о романсе А.А. Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Сообщения учащихся

  1. Великий поэт, прозаик, драматург родился 6 июня 1799 года в Москве. Его отец был потомком нетитулованного дворянского рода.

В детстве Пушкин много времени, особенно летом, проводил у своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захаровка. Этот период сильно отразился на творчестве Пушкина.

  1. В 1811 году Александр Сергеевич начинает учится в Царскосельском лицее, а в 1812 году начинается война. В этот период Пушкина впервые оценили, как поэта. И уже в 1814 году стихи великого поэта впервые появляются в печати.

С началом такого развития начинается быстротечная жизнь Пушкина. Он и выступал перед Державиным, и его приняли в литературное общество «Арзамас». И вскоре Александр Сергеевич формирует свой основной жанр – элегия.

  1. В 1817 году Пушкин выпускается с лицея в чине коллежского асессора, после этого его отправляют в коллегию иностранных дел. Тогда у Пушкина начинаются перемены в жизни. Он активно проводит свой досуг, вступает в литературно-театральное сообщество «Зеленая лампа». В это время Пушкин очень много работает над своими произведениями.

В 1920 году Пушкина переводят на службу в Кишиневскую канцелярию из-за некоторых произведений, которые противоречат носителю государственного чина.

По дороге в Кишинев Александр Сергеевич заболевает воспалением легких, поэтому вместо службы он отправляется на лечение в Крым и на Кавказ. После этого он возвращается на новое место службы и был принят очень хорошо.

Через пару лет Пушкин пишет свой шедевр – поэму «Кавказский пленник», потом «Братья разбойники», «Евгений Онегин» и «Бахчисарайский фонтан». Позже, в связи с таким успехом, переводится в Одессу, потом и вовсе уходит со службы и его ссылают в имение Михайловское. Там Пушкин весьма плодотворно работает над своими произведениями.

В 1826 году Александр Сергеевич получает покровительство Николая I.

  1. В 1829 году Пушкин много думает о смерти, у него появились некие предчувствия на этот счет.

Через год Александр Сергеевич успешно сватался к Наталье Гончаровой. Его творчество процветает.

В 1831 году Пушкин венчается с Гончаровой. Тогда же Александр Сергеевич поступает на службу в качестве историографа, но это была лишь попытка добраться до архивов.

В 1833 году Пушкин приходится отцом четверых детей, а финансовое положение оставляет желать лучшего. Поэтому Александр Сергеевич решает пойти в отставку. И, хоть Повесть «Пиковая дама» приносит не малый гонорар, проблема не решилась.

В 1836 году Пушкин решает издать журнал «Современник», но он тоже не пользуется популярностью.

В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом, усыновленным сыном голландского посланника, произошел конфликт, на почве которого у них состоялась дуэль. На нем Александр Сергеевич получил смертельное ранение в живот, но Пушкин успел написать письмо Николаю I, который обещал обеспечить семью Пушкина достатком и выплатить все долги, что позже монарх и сделал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта на урок английского языка в 5 классе «В Лондонском зоопарке » (ФГОС второго поколения)

Цель урока: активизация и совершенствование коммуникативных умений учащихся в области чтения и говорения в контексте темы «Лондонский зоопарк» с использованием информационных технологий, совершенствов...

Конспект и технологическая карта открытого урока английского языка в 6 классе по теме Family в соответствии с требованиями ФГОС (УМК Комаровой Ю. А.)

Данный урок 5-й в разделе «Meet my family». Урок  разработан с учетом того, что обучающимся уже знакомы лексические единицы по теме. Данный урок построен таким образом, чтобы обучающиеся продемон...

Технологическая карта на урок английского языка в 3 классе " Давайте готовить!" (ФГОС второго поколения)

Тема урока: Давайте готовить!Основная цель урока: Формирование лексических навыков говорения.Базовый учебник: Горячева Н.Ю. Английский язык. 3 класс Москва, «Астрель», 2013 г.Цели: ·...

Технологическая карта открытого урока по математике в 6 классе по теме "Раскрытие скобок"( в соответствии с ФГОС). Технология деятельностного метода

Урок "открытия нового знания"составлен в соответствии с ФГОС, использую несколько технологий: системно-деятельностного подхода ,игровые,здоровьесберегающие ....

Технологическая карта к уроку английского языка в з классе по теме "Дом"_ФГОС

Технологическая карта к уроку английского языка в з классе по теме "Дом, милый дом"...

Технологическая карта к уроку физики в 8-х классах по ФГОС. Тема "Виды теплопередач"

Технологическая карта к уроку физики в 8-х классах по ФГОС. Тема "Виды теплопередач"...


 

Комментарии

Габидуллина Айзиряк Мунировна

Тема преемственности актуальна всегда. Учителям начальных классов подход учителя 5 класса к уроку помогает координировать свою работу. Ирина Николаевна, благодарю за интересный урок. Буду изучать подробно технологическую карту к уроку литературы.