Урок:Исследование мастерства И.С. Тургенева (на примере «Записок охотника»)
план-конспект урока по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Исследование мастерства И.С. Тургенева (на примере «Записок охотника»)
Цели:
- Развитие исследовательских способностей учащегося;
- Совершенствование умений и знаний;
- Развитие творческих способностей;
- Воспитание любви к слову, литературе, живописи, народной песне.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, дидактический кейс, тексты «Записок охотника», презентация к уроку, словари, энциклопедии.
Словарь: цикл, рассказ, (словарь терминов), мощи.
Тип урока: обобщение изученного.
Форма урока: урок-исследование.
Форма работы: групповые, индивидуальные, дифференцированные.
Организация самостоятельной работы: групповая, парная.
Формы контроля: самоконтроль, контроль учителя.
Посадка учащихся: учащиеся делятся на 4 группы + 2 эксперта отдельно.
Распределение ролей в группе самостоятельно:
Теоретик (готовит комментарий литературоведческих понятий, работает со справочной литературой).
Стилист (отмечает особенности стиля автора).
Лингвист (делает языковой анализ речи персонажей произведения)
Историк (отслеживает хронологию написания рассказов, анализирует, сопоставляет с историческими событиями).
Литературовед (анализирует особенности композиции и портретной характеристики героя).
Художники, музыканты (рисуют иллюстрации, раскрывают роль пейзажа и народных песен).
Ход урока
Слайд 1
Портрет И.С. Тургенева-охотника ( титульный лист «Записок охотника». Эпиграф: Что можно сказать… о произведениях Тургенева? – что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется. М.Е. Салтыков-Щедрин
- Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! На предыдущих уроках вы уже знакомились со многими рассказами из цикла «Записки охотника»,которые принесли огромную славу автору, И.С. Тургеневу. Обратите внимание на эпиграф и попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке (о художественном мастерстве автора, об особенностях «Записок охотника»), над которыми автор трудился 27 лет.
- Молодцы. Давайте представим себя начинающими учеными-филологами и исследуем это уникальное произведение. Перед уроком я предложила вам самостоятельно сесть по группам. У вас на столах дидактические кейсы, в которых вы найдете памятки, опорные таблицы, листы самооценки, тексты произведений. Каждая группа получает маршрутный лист. На столах справочники, энциклопедии – все что поможет вам в работе. Ознакомьтесь.
- Но прежде, чем мы погрузимся в мир исследования, предлагаю вам самостоятельно распределить роли (карточки на ваших столах). Экспертов прошу занять места за отдельным столом (перед Вами задача наблюдать, анализировать и обобщать исследования группÞпостроить схему),дать оценку работы каждой группы.
- Ну а теперь в добрый путь! А сопровождать нас будет охотник-рассказчик.
- Слово охотнику: Дорогие юные исследователи! Хочу пожелать вам успехов. Уверен, что вы сумеете по достоинству оценить рассказы И.С. Тургенева.
- Итак, ребята, давайте сначала выдвинем гипотезу (предположение), которые должны будем доказать в ходе урока. Дети отвечают, а лишь затем на слайде появляется гипотеза.
Слайд 2
Гипотеза исследования
И.С. Тургенев-это
- Мастер-портретист, тонкий психолог.
- Мастер слова, художественной детали.
- Мастер- пейзажист.
- Реалист, антикрепостник.
- Я предлагаю каждой группе выбор один из рассказов для исследования(«Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Певцы», «Живые мощи). Проводя исследования вы можите опираться на содержания рассказов ранее изученных в 7-8 классе («Бирюк», «Бежин луг»), а так же прочитанных самостоятельно.
- Погрузимся в мир художественного произведения. Перед нами цикл рассказов «Записки охотника», который состоит из 25 рассказов. Что же такое цикл? Обратимся к теоретикам за помощью. Дайте определение этому понятию.
- работа со словарем, литературной энциклопедией, «Русской словесностью».
Учащиеся: зачитывают определение, затем они высвечиваются на слайде.
Слайд 3. Словарные статьи: цикл, рассказ или новелла.
_ Спасибо, действительно цикл- это не случайная подборка произведений одного жанра и общей тематики. Это поэтический организм, клеточки которого образуют более полное содержание.
Беседа по вопросам:
(пользуясь опорной схемой №1 учащиеся отвечают на вопросы)
- Скажите ребята, о ком говорится в рассказах которые вы прочитали? (о крепостных крестьянах, о помещиках)
- Какие темы и идеи автор раскрывает автор в «Записках охотника» (различные судьбы крестьян, крестьяне умны, добры, свободолюбивы, смиренны, талантливы)
- Какова позиция автора по отношению к угнетенному крестьянству? (сочувствие, любовь к каждому)
- В чем правдивость, реалистичность «Записок охотника»? (в том, что в них заключается идея необходимости освобождения крестьянства)
Учитель: Конечно, образы крестьян показаны отнють не однозначно, Тургенев видел в крестьянской среде не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно искалеченных и развращенных.
Слайд 4 картины с изображением крестьян
Учитель: образы крестьян волновали не только писателей. Многие художники создавали картины и иллюстрации к «Запискам охотника». Давайте обратим свои взоры на них.
Вопросы:
- Кого вы узнаете на этих иллюстрациях?
- Из каких рассказов эти персонажи?
- Какие чувства вызывают у вас эти художественные образы?(Сострадание и т.д.)
Работа групп:
- А какие же человеческие типы мы встречаем на страницах «Записок охотника»? (самые разные типы людей)
- Назовите главных героев, раскройте внешний облик, социальное положение, и психологический тип персонажа (пользуясь опорной схемой №2, учащиеся из каждой группы по очереди отвечают).
Учитель: достаточно, молодцы! А теперь давайте обобщим ваши исследования.
Вопросы:
- Замечаем ли мы какую то определенную манеру в описании внешности, или же писатель руководствуется характерными особенностями личности каждого персонажа?
- Стремится ли Тургенев к исчерпывающей полноте описания внешности героя или же выдвигает какую либо одну характерную черту?
- В каком месте произведения обычно дается портрет героя: в начале знакомства читателя с ним, или же в процессе действия?
- Вводит ли писатель в портрет жесты, манеру говорить, одежду? Подтвердите примерами, назовите рассказы («Бурмистр»- Пеночкин и Антип).
- Как связывает автор описание наружности героя с их характерами?
- Вводит ли он прямую характеристику в портрет?
- Один из излюбленных приемов автора- художественная деталь. В чем это заключено?
Примерный ответ 2 группы:
- В изображении портрета персонажей художественные детали играют особую роль. Так, например, в «Бурмистре», описывая «культурного» помещика Пеночкина, которому приходится отдавать приказ о порке крестьян. Тургенев добавляет, что Пеночкин «Только слегка стискивает зубы и кривит рот». Эти детали глубоко психологичны, помогают представить внутренний облик героя.
- Резкий контраст деталей - излюбленный прием Тургенева. Например, с одной стороны Пеночкин в бархатной куртке, а с другой - бедный крестьянин Антип, на коленях, в луже, в залатанной рубахе. Это позволяет и представить героя и почувствовать отношение автора к ним.
Особую нагрузку несет здесь глагол: «Мужики взглянули, не промолвили, прищурились, чаще стали дышать и др.». Основной принцип Тургенева – «Поэт должен быть психологом, но тайным». Психологическим состоянием героя Тургенев передает через реплики, обращается через жесты, позу героев.
- Мастерство автора в том, что он немногими словами мог выразить глубокий смысл. Лучше сказать о человеке, чем Тургенев, было трудно.
- Итак, в этом и заключается особенности раскрытия психологического портрета героя. А следовательно Тургенев - мастер-портретист, тонкий психолог.
Учитель: Создавая портретную галерею своих героев, Тургенев наделяет их ярким, выразительным языком. Перечитывая рассказы, мы не перестаем восхищаться и наслаждаться красотой русского языка. Так мог писать только тот человек, который с огромной силой любит русский язык. Давайте найдем подтверждение этому в речи героев рассказов.
Работа групп. Наблюдение над языком «Записок охотника»
- Учащиеся отмечаю живое просторечие города, деревни, усадьбы.
- Нередко встречаются диалектизмы орловского наречия: «площадя», «замолкни», «зеленя» - а это свойственно писателям натуральной школы.
- В названии рассказа автор использует оксюморон «Живые мощи»
Учитель: Теоретики дайте толкование слова «Мощи» (Мощи- высохшие остатки людей, в церкви считаются святыми. Даль.) Спасибо.
- Язык Хоря и Калиныча. Синтаксис рассказа, сочетание в нем книжных и народных элементов, музыкальность фразы (примеры зачитываются учащимися вслух)
- В речи крестьянки Лукерьи множество фольклорных оборотов (лежу-полеживаю, «да и был таков» и другие.)
- Отмечаются особенности лексики каждого персонажа(обороты речи, емкость, содержательность высказываний, способность по разному строить речь в зависимости от собеседника, многозначительные реплики, передающие состояния героя)
- Использование разнообразных средств художественной изобразительности: метафоры, эпитеты сравнения, образные выражения (зачитываются наиболее меткие, изящные, оригинальные)
Учитель: Как все это соотносится с творчеством Тургенева? Какую гипотезу подтверждает все вышесказанное?
- Безусловно, вы правы, Тургенев-мастер слова, и любовь его к русскому языку безгранична.
Учитель: эта же любовь Тургенева к русскому народу находит отражение и в народных песнях. Вы догадались о ком идет речь? Конечно, о Якове из рассказа «Певцы». Тургенев подчеркивает, что русские люди необычайно талантливые. Многие народные певцы исполняли песни, которые пели герои тургеневских рассказов. Это и Шаляпин, и Козловский, но на мой взгляд лучше других песню Яшки Турка исполнял Лемешев. Давайте послушаем эту песню.
Слайд 5 фото Лемешева в верхнем углу. На фоне пейзажа с дорогой высвечиваются слова песни, звучит «Дороженька» в исполнении Лемешева.
Вопросы:
- О чем говорится в песни? (о нелегкой долюшке крепостного крестьянина)
Учитель: я думаю, вы обратили внимание на слайд песни, фоном которого был пейзаж. И не случайно. Не одно из произведений Тургенева не обходится без него. Не зря В.Г. Белинский отмечал, что «в первых же очерках Тургенев прославился как художник, обладающий даром видеть и чувствовать природу».
Слайд 6 на фоне пейзажа высвечиваются слова Белинского
Учитель: ребята, давайте проанализируем роль пейзажа в рассказах Тургенева.
Работа групп:
Учащиеся из каждой группы зачитываю фрагменты описания пейзажа, и отмечают как это помогает раскрыть внутреннее состояние героя.
- Чьи традиции описания пейзажа продолжил Тургенев? (Гоголя в поэме «Мертвые души», «Тарас Бульба»)
- Я очень люблю живопись и прошу обратить ваше внимание на работы тех художников, которые иллюстрировали рассказы. Это Перов, Поленов, Бем.
Слайд 7 картины природы, картины меняются, звучат звуки леса, останавливается на картине степи.
- Прав был Зайцев, когда говорил, «что «Записки охотника»- это поэзия, а не политика». Только вслушайтесь в эти слова и звуки.
Учитель: читает фрагмент из рассказа «Лес и степь» (о степи)
Вопросы:
- Кто из донских писателей продолжил традиции Тургенева (Чехов в рассказе «Степь»)
- Скажите, ребята, как описание природы помогает раскрыть психологическое состояние героев.
- Что можно сказать об авторе и рассказчике (они любят русскую природу, Тургенев не только мастер слова, но и мастер пейзажа).
Учитель: а скажите пожалуйста, что объединяет все рассказы (рассказы объединены одним рассказчиком-охотником, который своей личностью организует весь текст).
- Давайте подробнее остановимся на роли рассказчика, ведь он не просто повествует об увиденном или услышанном, оценивает то, Что узнал. Он пытается докопаться до сути.
Работа групп по опорной схеме №3
- Рассказчик-охотник ненавязчиво, но вместе с тем настойчиво руководит читателем, приобщая к своей точке зрения.
- Рассказчик -только очевидец, наблюдатель, но не активный его участник. Он в контакте и с персонажами, и с читателями, он имеет право в любую минуту прервать повествование субъективными замечаниями, или начать рассуждать, общаясь с читателем.
- Рассказчик - охотник является «душою книги» (по словам Чечерина). Почему?
- Почему люди, с которыми он встречается, щедро с ним откровенны? (русский охотник- это странник, бродяга, отрешившийся от ложных ценностей, которые так разобщают людей. К такому тянуться и простые, и чиновничьи люди).
- Какие можно сделать выводы о сходстве Тургенева и рассказчика (на основе опорной схемы №3)
Учитель: Итак, ребята, мы с вами достаточно исследовали столь объемное произведение и аргументировано доказали гипотезу. А теперь слово экспертам. Попросим их обобщить и оформить результаты наших исследований.
Эксперты: Дают оценку работе каждой группы и представляют оформленные результаты в виде схем (на листе или на интерактивной доске)
Слайд 8. Схемы результатов исследований (1.художественные особенности 2. Мастерство Тургенева)
Учитель: Спасибо экспертам!
- Может быть мы и не отметили все аспекты, но тем не менее открыли для себя что-то новое, чему-то научились, по-новому взглянули на творчество Тургенева.
Творческая работа
- И теперь я предлагаю написать небольшое письмо автору «Записок охотника»(начать письмо 3-4 предложения), в котором вы можете высказать свои взгляды. Начнем работу здесь, а закончим дома.
Слайд 9. Картины природы. Тихая музыка.(«времена года»)
Учитель: Может быть эти воспоминания А. Островской помогут вам в оценке творчества Тургенева.
- Выходит охотник и на фоне тихой музыки говорит:
По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой Станции, вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне, двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли. «Позвольте узнать, — спрашивает один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» — «Я». — «Тот самый, что написал «Записки охотника»? — «Тот самый...» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кладемся вам, — сказал всё тот же, — в знак уважения и благодарности от лица русского народа». Другой, только молча ещё поклонился.
- Чтение 2-3 работ.
- Тест.(если останется время)
Учитель: ребята, я предлагаю вам фрагмент теста, чтобы проверить что мы знаем и определить что еще необходимо изучить
Слайд 10. Тест по творчеству Тургенева
Учитель:
- Ребята, давайте подведем итог урока, в этом нам поможет лист самооценки (заполняется лист).
- В какой половине больше +(в первой). Значит вы хорошо работали и многому научились.
- Уверена, что навыки, полученные на уроке помогут в дальнейшем изучении литературы, а так же в написании исследовательских работ.
- Как вас поблагодарить за ваши открытые души, сказать слова благодарности вашему учителю и подарить вам электронное приложение с материалом и тестом по творчеству Тургенева, которое вам поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе.
Д.З.
1. Закончить письмо автору «Записок охотника»
2. Проиллюстрировать рассказы «Записки охотника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....
Урок-исследование по новелле И.С.Тургенева "Бирюк"
Урок литературы, позволяющий учащемуся отследить основные этапы работы над исследованием в рамках одного урока...
Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация...
Урок - исследование по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"
Урок - исследование разработан в рамках новой технологии с развитием универсальных учебных действий. В приложении используется презентация "Записки охотника", история создания сборника, романс "Утро т...
Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.
Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? (Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, разв...
Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк» (6 класс)
Учащихся, исследуя самостоятельно и вместе с учителем текст произведения И.С.Тургенева, получают знания о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания об...
Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».
урок по литературному чтению...