«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме
Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryuk_turgenev.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
г. Калининска Саратовской области»
Конспект урока по литературе
в 7 классе
«… что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский)
(урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Балдина Марина Ивановна
г. Калининск - 2012
Конспект урока
Тема урока: «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский)
(урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
Цель:
- познакомить учащихся с рассказом Тургенева;
- показать мастерство писателя в описании природы, интерьера, в создании портретной характеристики;
- формировать навыки исследовательской работы с текстом;
- развивать логическое мышление, наблюдательность,
- развивать и обогащать речь учащихся;
- воспитывать чувство любви к природе, к человеку
Оборудование
- словари;
- фонозаписи;
Используемые технологии:
- личностно-ориентированная;
- проблемно-поисковая
Лексическая работа
- Бирюк – «зверь, серый волк» в некоторых диалектах России (по словарю В.И.Даля);
1. Волк-одиночка (обл.) 2. перен. Нелюдимый и угрюмы человек (разг.) (по словарю С.И.Ожегова)
- Интерьер – (от фр. – внутренний) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.
- Исследование – научное изучение, выяснение.
- Пейзаж – (от фр. – ландшафт) – изображение природного окружения человека и образ незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении.
- Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
- Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Но что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
В.Г.Белинский
Ход урока
- Организационный момент.
- Создание эмоционального настроя урока (чтение учащимися отрывков из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»).
- Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (подготовленные учащиеся).
- Вступительная беседа. Анализ названия рассказа Тургенева «Бирюк»
– Каково значение слова «бирюк»? (работа с толковыми словарями)
– Как вы думаете, почему рассказ назван «Бирюк»?
– Какое впечатление у вас осталось после прочтения рассказа?
- Сообщение темы, цели урока.
В процессе урока вам необходимо ответить на проблемный вопрос: что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Что такое проблема? Проблема - это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Исследовать текст – значит изучать его с разных сторон. Для этого нам необходимо формировать навыки исследовательской работы с текстом, развивать логическое мышление, наблюдательность. Во время работы вы будете выступать в роли портретистов, пейзажистов, исследователей интерьера и исследователей художественного текста. Результатом работы и станет ответ на проблемный вопрос.
- Запись темы урока и первой части эпиграфа: «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский)
- Исследовательская работа в группах.
1) Задание группе портретистов:
– Что такое портрет? Для чего в произведении нужен портрет? Найдите портретные описания главного героя (чтение описания).
– Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?
– Почему лесник удостоился такого прозвища – Бирюк? Соответствует ли это прозвище герою? Что сделало его нелюдимым и угрюмым?
– Какие ещё портретные зарисовки есть в рассказе? Как портрет мужика-вора помогает понять и объяснить его поступок?
– Сопоставьте портрет Фомы с портретом пойманного крестьянина.
2) Задание группе пейзажистов:
– Каково значение слова пейзаж? Зачитайте и проанализируйте все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.
– Какова роль образа-символа грозы?
– Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?
– Какие чувства передает Тургенев в описании природы?
– В каком отношении к грозе находятся главный герой и рассказчик?
3) Задание группе исследователей интерьера:
– Что означает слово «интерьер»?
– Найдите в тексте описание жилища Бирюка. С каким чувством описывает охотник-рассказчик избу лесника? Как это описание помогает понять характер героя?
–Сделайте вывод о том, для чего нужно в этом рассказе описание избы (интерьера).
4) Задание группе исследователей художественного текста:
– Прочитайте выразительно фрагмент текста с описанием начала грозы. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? Какие части речи использует писатель?
– Какое настроение вызывает у вас этот пейзаж?
- Анализ проблемной ситуации
– Кто же такой наш бирюк? Когда мы смотрим на его портрет – любуемся и восхищаемся им. Когда переводим взгляд на то, что его окружает – почему-невольно стыдимся за увиденное. Почему возникает такое противоречие?
– Прослушайте фонозапись диалога Бирюка и крестьянина. Найдите в сцене разговора реплику, которая поможет ответить на вопрос.
– Есть ли в рассказе герои, которые тоже могут сказать, что они подневольные?
– Как же должны относиться крестьяне к Бирюку, если он такой же подневольный, как и они? Почему происходит иначе? За что они ненавидят Бирюка?
– И все-таки герой отпускает вора. Почему?
– Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? Может, не стоило ему враждовать с местными крестьянами, стоило бы, может быть, понимать лучше своего брата-мужика? («Я тоже человек подневольный: с меня взыщут»)
– В комментарии к изданию «Записок охотника» говорится: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания, вплоть до ссылки в Сибирь». А мужицкие угрозы «сжить со свету», то есть убить, могут быть исполнены? Вспомните рассказ «Бежин луг».
– Бывший крепостной Тургенева вспоминал, что бабушка и мать говорили ему о том, что все лица не выдуманные, а списанные с живых людей. Эти сведения нашли отражение в повести Ю.Гаецкого о юношеских годах Тургенева «Ранние метели» (чтение отрывка подготовленным учащимся).
– Каков же выход из этой ситуации? (Уничтожение крепостного права приведет к духовному и экономическому выздоровлению общества)
- Подведем итоги. Сделаем выводы.
– Против чего направлен рассказ Тургенева?
– Почему героем его произведений становится простой крестьянин? Что же может быть в нем привлекательного?
- Допишем эпиграф: «Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке». (В.Г.Белинский)
- Домашнее задание: продолжить наблюдение над языком и стилем Тургенева при чтении его «Стихотворений в прозе»
Список использованной литературы
- Афанасьев В.В., Боголепов П.К. Тропа к Тургеневу: Документально-художественная книга о жизни и творчестве И.С.Тургенева / Научн. ред П.Г.Пустовойт. М.: Дет. лит., 1983
- Гаецкий Ю.А. Ранние метели: Повесть о И.С. Тургеневе. – М.: Сов. Россия, 1982
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1989.
- Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. – Саратов: Лицей, 2006
- Коровина В.Я, Журавлев В.П., Коровин В.И.. Фонохрестоматия учебнику «Литература. 7 класс». М.: «Просвещение», 2009
- Маранцман В. Г. Литература. 7 класс. Методические рекомендации
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1989
- Тургенев И.С. Собрание сочинений: В 5т. Т1. Записки охотника. Повести и рассказы 1884-1881 годов. – М.: Русская книга, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)
Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"
Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...
Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».
Путь к мастерству в изображении жизни народа. (С использованием групповой формы работы)...
Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс
Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП. Презентация к уроку....
Урок литературы в 7 классе "Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С.Тургенева "Бирюк".
Урок литературы в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления через чтение....
"Изображение быта крестьян ,авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе Ивана Сергеевича Тургенева "Бирюк""
Презентация к рассказу Ивана Сергеевича Тургенева "Бирюк""...