Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк» (6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Даченкова Елена Викторовна

 Учащихся, исследуя самостоятельно и вместе с учителем текст произведения И.С.Тургенева, получают знания о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении, учатся анализировать данный внесюжетный элемент как один из путей постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения; совершенствуют умение анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, навыки характеристики героя; развивают умение создания собственного высказывания в жанре характеристики героя; совершенствуют навыки выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_i.s.turgenev_biryuk.doc812 КБ
Файл i.s.turgenev_biryuk.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование  по   рассказу  И.С. Тургенева « Бирюк».

Дата проведения: 15.03.2018

Класс 6А (присутствовало 24 чел)

Урок проведен в рамках Предметной недели гуманитарных наук

Даченковой Еленой Викторовной

Дети заранее распределяются на группы, им даются вопросы, над которыми они размышляют дома, т.е. дома должна быть проведена большая самостоятельная работа.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-поиск (урок-практикум).

Форма  урока : групповая, фронтальная.

Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; «собирание» «рассредоточенного» пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; словарная работа.

Цели  урока :

- развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа,

интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении,

- развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей

постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;

- совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-

литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний

- совершенствование навыков характеристики героя;

- развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;

- совершенствования навыков выразительного чтения;

Оборудование: портрет И.С. Тургенева,  рассказ  писателя « Бирюк », картина И.И. Шишкова «Перед грозой», теневой рисунок «Улита» Е.М. Бем, портрет И.Н. Крамского «Полесовщик», иллюстрация к  рассказу  « Бирюк » К.Лебедева

Эпиграф: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был – крепостное право». (И. С. Тургенев).

Ход  урока:

Ключевые слова: пейзаж, портрет-впечатление, интерьер, внутренний конфликт, идея произведения


I. Вступительное слово учителя

    На прошлом уроке мы с вами начали разговор об Иване  Сергеевиче Тургеневе и его сборнике рассказов «Записки охотника».
Вспомните, что вы знаете об этом писателе?

     Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасское- Лутовиново.
   Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения.

    В  1847 году был написан  первый рассказ («Хорь и Калиныч») из будущих «Записок охотника», принесших ему славу, а последний («Стучит»)  в 1874 году, то есть прошло почти 30 лет.


 
-Какова основная тема «Записок охотника»?

   Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

  - Как читатели встретили появление «Записок охотника»?

   Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, Белинским и Герценом, Некрасовым и Гончаровым.

    Но в правительственных кругах они вызвали осуждение. Было проведено специальное расследование по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское – Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный писателем в связи со смертью Гоголя, но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки – «Записки охотника».

    Скажите, ребята, а что рассказы содержат прямой протест против царя или крепостного права?

  Рассказы не содержит прямого протеста против крепостного права, однако они интересны тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика.

  Известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил". Цель нашего урока исследовать образ русского мужика, рассмотреть ту его сторону, на которую, по словам Белинского до Тургенева никто не обращал особого внимания.

   Образ русского мужика мы будем исследовать на примере героя рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «БИРЮК». Этот рассказ был написан в 1847, а напечатан в 1848 году в журнале «Современник». Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии.

   Вспомните, ребята, какие средства используют авторы произведений, чтобы раскрыть перед читателем образ персонажа.

 

   Авторы используют описание внешности персонажа, описывают место, где он живет, может присутствовать авторская характеристика, а может характеристика других персонажей, герой может раскрываться в поступках, в художественных деталях.

  При анализе  рассказа  « Бирюк » мы остановимся на тех, которые выделим как основные средства создания образа, которые играют важную роль: помогают составить целостное представление об образе литературного героя, понять главную идею произведения. Как вы считаете, какие из перечисленных средств являются основными в данном  рассказе?

    Способы выражения авторской позиции показаны через пейзаж, интерьер, портрет. Все остальные средства создания образа будут тоже так или иначе названы.

     Попробуем вместе с вами увидеть и понять душу русского человека.


Работа в группах


Первая группа. Роль пейзажа в рассказе Тургенева.


Задания группе "Пейзаж".

1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?

2. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы ("Гроза надвигалась... Дождь полил ручьями").

3. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?).

4. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

5. Какова роль образа - символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа "Бирюк"?

6. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

  -Итак, что такое пейзаж?

  Это изображение природы.
- С чего начинается рассказ? ( Охотника в лесу застала гроза).

А теперь прочитаем строки первой пейзажной зарисовки «Гроза надвигалась…Дождь  полил ручьями».
Сравните, что особенного в описании природы перед грозой и во время грозы?
  В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие. Употребляется много эпитетов (огромная лиловая туча, длинные серые облака, душный жар, влажный холод)

  С началом грозы краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления (ветер загудел, деревья забушевали, капли застучали, зашлепали, гроза разразилась). Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.

- Есть ли ещё в рассказе пейзажные зарисовки?
  «Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака». Это происходит после грозы.
 
То есть образ грозы  можно считать ключевым . При вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.
 Гроза является образом-символом. Гроза не только в природе, она происходит в жизни

Бирюка, мы узнаем, что от него сбежала жена, оставив его с двумя детьми . Его терзает страх за детей. Бирюк – сам гроза для воров. «Лесник, не поймавший вора, предавался суду, либо сам возмещал стоимость порубленных деревьев, подвергался физическим наказаниям, ссылался в Сибирь», а дождь – это не только осадки, но и слезы детей, и ненастье не только в природе, но и в в жизни крестьян.

Вывод: Человек един с природой. Он ее охраняет, она его понимает. Пейзаж – средство создания образа. Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.

Вторая группа. Какую роль играет описание интерьера.

Задания группе "Интерьер".

1. Что такое интерьер?

2. Художественный пересказ (описание жилища Бирюка).

3. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

4. Какие слова в описании являются ключевыми?

Что такое интерьер?

Это внутреннее пространство помещения, определённым образом организованное и благоустроенное.

Через некоторое время вместе с автором войдём в избу лесника. Что же предстанет нашему взору? Перескажем близко к тексту описание избы  Бирюка .

 Какое впечатление это описание производит на вас?

Изба лесника производит тягостное впечатление: присутствующие скудные эпитеты подчеркивают бедность и неуют [Cлайд № 8.Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем]


Какие слова подчеркивают убогость жилища?


-Обратите внимание на одну художественную деталь, подчёркивающую убогость жилища. Найдите её.

Это лучина. «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». От лучины исходит скудный свет.

- Интерьер в рассказе подан «объективно» или «субъективно»? С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Обоснуйте свое мнение.

«Субъективно»: рассказчик передает свои впечатления, делится своими чувствами от увиденной картины. Он не остался равнодушен к увиденному: «Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика.

Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю нет, ушла жена, бросив двоих детей), изба показалась писателю «ещё печальнее прежнего». «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».

- Вывод. Какую роль играет интерьер в  рассказе ? (запись в тетрадь).

Вся обстановка говорит о том, что трудно, безрадостно живётся обитателям этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из всех углов. Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь  Бирюка  и вызывает чувство сострадания к его судьбе. Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер.
В описании избы зашифрована социальная характеристика героя.


Третья группа. Портрет.


Задание группе "Портрет Бирюка"

1. Художественный пересказ (описание внешности главного героя).

2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий ее, удостоился такого прозвища - Бирюк?

4. Что означает слово "бирюк" (по словарю В.И.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?


И среди этой убогости контрастно смотрится сам лесник Фома Кузьмич. На вопрос об имени лесник не только называет себя, но и добавляет своё прозвище –  Бирюк .

Что означает слово "бирюк" (по словарю В.И.Даля)?

 По Далю "бирюк" имеет несколько значений:

1) зверь, волк;

2) нелюдимый, угрюмый человек. "Русский народ на прозвища мастер".

Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Наш герой - действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество.

Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Жена его бросила, оставила ему двух детей. Поэтому Бирюк и озлобился. Но человек, близкий к природе, любящий и берегущий каждое деревце и кустик, не может быть плохим.
- Как в действительности звали героя? 

   Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне.

- Чьими глазами мы видим  Бирюка ? В чём особенность портрета лесника?

Глазами охотника-рассказчика мы видим человека. («Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза»).

[Слайд № 9. Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874]

- Какой вид портрета перед нами в  рассказе ?

Словесный. «Портрет-впечатление». Рассказчик описывает человека, встреченного впервые, описание передаёт его впечатление от случайного знакомого. Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим сказочным, каким-то богатырским видом,  Бирюк  представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе. Охотник много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчёркивало бы в герое «редкого молодца».
Портрет помогает выразить индивидуальные черты.
Перед нами не только словесный вид портрета, но и «рассредоточенный» портрет.

- Как характеризуют  Бирюка  окрестные мужики? За что они его ненавидят?

«…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». В вину ставится его честность.
Пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела», но и мастерство ставится ему в вину.
Темная грозовая ночь подарила автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие-нибудь звуки, в отличие от  Бирюка?  Бирюк  же обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий порубщик

- Прочитайте описание внешности порубщика. Какое чувство он вызывает у вас?

Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина-порубщика. «Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой…»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобья… При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…».

- Сравните с портретом  Бирюка. Как автор относится к порубщику? ( здесь нет любования этим героем, только жалость).
Каков Фома Кузьмич на самом деле? Что делает его бирюком?

             Внешние проявления

            Внутренние качества

Мрачный, нелюдимый, хмурый, грубый, немногословный, физически сильный, одинокий, бедный, покинутый.

Мужественный, совестливый, сострадательный, великодушный, добрый, отзывчивый, понимающий


-Вывод. Какую роль играет портрет в данном произведении?

 Он помогает раскрыть характер героя, Первое впечатление создается по внешнему виду.   Нелюдимый, скрытный, но мы понимаем, что это очень хороший человек, никому не показывающий своего лица. Сам живет в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе, сама жизнь заставила этого человека быть грозным и нелюдимым.

^ III. Беседа со всем классом.

-Итак, назовите центральный (кульминационный) эпизод  рассказа . Столкновение между мужиком и  Бирюком 
(внешний конфликт)

Рассказчик дает себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».
Почему же Тургенев в конфликте между  Бирюком  и крестьянином, все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается  Бирюком ?

Здесь особое внимание нужно обратить на
внутренний конфликт, который переживает  Бирюк .

-За что клянут  Бирюка , угрожают? За то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради».

- Может, не стоило  Бирюку  враждовать с местными крестьянами, стоило быть более снисходительным? Но на мольбу порубщика  Бирюк  отвечает: «Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут». В том-то и дело, что взыщут. В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».

- Как и любой крестьянин,  Бирюк  как лесник стоит перед выбором?

Во-первых, воровать – грех, к тому воровство-преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.

Потакать крестьянам – взыщут по всей строгости. Не давать «баловать» в лесу мужику – «добрые люди» сживут со свету.

- Находит ли внутренний конфликт разрешение?

Нет…Утихла гроза в избе лесника, но за окном все льет дождь, долго еще быть ненастью. Ненастье долго будет сопровождать жизнь крестьянина. Освобождение крестьянина пока что оставалось мечтой.

 Какой же выход из этой ситуации? 

Нужно создавать условия, в которых человеку не придется стоять перед выбором: исполнить свой долг профессионала или поступить по совести.


-Итак, все рассмотренные средства помогли нам создать образ крестьянина  Бирюка. Давайте вернемся к словам Белинского, которые были прочитаны нами в начале урока. Какую же сторону русского мужика раскрыл перед нами Тургенев?

  Тургенев показал крепостного крестьянина сильной личностью, Бирюк  смог в сложной ситуации, ценою собственного благополучия остаться человеком. Он показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика, умеющего сострадать, понимать и прощать.
Сравним свои выводы с выводами литературоведов и писателей.
М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что «Записки охотника» положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды…»[6]

Жорж Санд писала: «Какая мастерская кисть! Их будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян…У вас жалость и глубокое уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило…На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать» [1]

«Мужик должен быть освобожден от крепостного права» - таков лейтмотив  рассказа . Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, - становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным –  бирюком .

Контрольная карточка ученика

И.С.Тургенев в рассказе «Бирюк» показал…………………………………

Он боролся за отмену………………………………....

Он учил людей…………………………………………

Знаю, что пейзаж, портрет, интерьер – это средства создания  ……

Знаю новые понятия: ……………………………………………………


V. Домашнее задание на выбор:

1. Пересказать рассказ «Бирюк» от имени одного из персонажей.

2. Написать стихотворение о Бирюке.

И.Е.Репин Портрет И.С.Тургенева

Иван Иванович Шишкин «Перед грозой»

И.Н.Крамской «Полесовщик» 1874

        Теневой рисунок Е. М. Бем к рассказу «Бирюк»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.Е. Репин Портрет И.С.Тургенева

Слайд 2

И.С.Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил. В.Г.Белинский

Слайд 3

Родовое имение И.С. Тургенева Спасское - Лутовиново

Слайд 4

И.И. Шишкин «Перед грозой», 1884

Слайд 6

Бирюк 1. Зверь(волк-одиночка) 2. Человек,который ни с кем не знается, одинокий человек. ( словарь В.И.Даля)

Слайд 7

И.Н.Крамской «Полесовщик» 1874

Слайд 8

Михаил Голубович в х/ф «Бирюк»,1977 реж. Р.Балаян

Слайд 9

«Записки охотника» положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды... М.Е. Салтыков-Щедрин

Слайд 10

Какая мастерская кисть! Их будто действительно видишь, слышишь, знаешь — всех этих крестьян... У вас жалость и глубокое уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило... Жорж Санд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 7 классе по произведению И.С.Тургенева "Бирюк"

Тема урока И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Характеристика литературного героя.ТИП УРОКА : урок применения знаний, умений, навыковВИД УРОКА: комбинированныйЦЕЛИ УРОКА: Ι. образовательные:1)формиро...

Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)

Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк" (2ч) для 7 класса

В разработке представлены два урока плитературы по творчеству И. С. Тургенева. Первый знакомит нас с биографией писателя, с его сборником "Записки охотника". Второй урок посвящён анализу рассказа "Бир...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"...

Урок литературы в 7 классе. "Русь он понимает..." (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")

Урок-исследование дает учащимся возможность выявить особенности стиля писателя, определить роль средств языка в создании художественного образа. ...