- Организационный момент.
- Здравствуйте. Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто к сегодняшнему уроку прочитал вступительную статью в учебнике. - Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И.С. Тургенева. -Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку. -Молодцы, спасибо. | Слайд № 1 |
- Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.
- Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева, автора «Записок охотника») |
Слайд № 2 |
- Актуализация знаний
-Что это за «Записки охотника»? Почему они так называются? Где они были созданы? («Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева – Спасском - Лутовинове, это цикл лирических очерков и рассказов. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он видел) - Кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне) | Слайд № 3 |
- Мотивация
- Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик? Дома вы прочитали критическую статью в учебнике и должны были найти ключевое слово (в крестьянах он видел таинственность,) |
|
- Создание проблемной ситуации
- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну) -Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева) |
|
- Постановка проблемы и темы исследования
- Кто обычно раскрывает тайны? (следователь) - Мы сегодня тоже будем проводить своего рода следствие. Но назовем его несколько иначе. Подберите однокоренное слово к слову «следствие», чтобы понять, каким сегодня будет наш урок (УРОК - исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк») |
Слайд № 4 |
- Определение структуры урока-исследования.
-Как следователь проводит свое расследование? На доске и у вас на партах помещены структурные элементы расследования. Задание: расположить их в правильном порядке: - Выдвижение версий
- Поиск деталей, поясняющих ход дела
- Сопоставление и оценивание деталей
- Нахождение причины явления
- Раскрытие тайны
- В таком порядке мы и будем раскрывать тайну Бирюка. |
|
- Выдвижение гипотез
- У любого следователя в начале следствия обязательно должна быть или одна или несколько ВЕРСИЙ. - Какие есть у вас версии относительно того, в чем таинственность образа Бирюка? Вы можете посоветоваться друг с другом. (образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает) - Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали) |
|
- Постановка цели исследования
- Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите. - Имя
- Портрет
- Отношение Бирюка к работе
- Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
- Отношение самого Бирюка к мужику-вору
- Быт Бирюка, его семейное положение
- Итак, сейчас нам предстоит (по группам) заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его тайну. Ваша задача – найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание качеств характера Бирюка. |
Слайд № 5 |
- Работа в группах.
-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками. Группа 1. Деталь | Анализ детали | Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою | Имя | Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА | ни с кем не общается, угрюм, его не любят одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя | Вопросы – подсказки: - Каково настоящее имя Бирюка?
- Что обозначает прозвище - Бирюк?
- Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
- Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?
|
|
|
|
|
Группа 2. Портрет
| Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза | Суровый, мужественный, красивый | Вопросы – подсказки: - Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?
|
|
|
|
|
В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока. | Слайд № 6 |
Группа 3. Отношение Бирюка к работе
| Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест | Очень строгий, жестокий, добросовестный работник | Вопросы – подсказки: - Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?
- Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?
|
|
|
|
|
Группа 4. Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
| Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза) | Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему | Вопросы – подсказки: - Почему мужики ненавидят Бирюка?
- Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?
|
|
|
|
|
Группа 5. Отношение самого Бирюка к мужику-вору | Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы | Жестокий, но жалеет, понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя | Вопросы – подсказки: - Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?
- Жалеет ли вора Бирюк или нет?
- Кого накажут за срубленное дерево?
- Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?
|
|
|
|
|
Группа 6. Быт Бирюка, его семейное положение | Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая | жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей очень беден, несчастен, автор его жалеет | Вопросы – подсказки: - Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?
- Счастлив ли Бирюк?
- Почему от него сбежала жена?
|
|
|
|
|
11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис». - Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки: С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________, но с другой стороны, __________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________ С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету. - Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным). - Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.
| Слайд № 7 |
12. Поиск причины явления - Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать) - А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ) - Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина) |
|
13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис». - Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да) - Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова. Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят
| Слайд № 8 |
14. Авторская позиция - Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка? - Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле). - Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение. …что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке. | Слайд № 15 |
15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис». - Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру. -И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника») Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю. | Слайд № 16 |
16. Рефлексия. - Какие знания вы сегодня получили на уроке? - Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников? Какое у вас настроение от урока? |
|
17. Домашнее задание - Продолжить наблюдение над языком и стилем Тургенева при чтении его «Стихотворений в прозе», выучить одно наизусть.
|
|