Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.
методическая разработка по литературе по теме
Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?
(Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, развивая речевые, мыслительные способности
Цели урока:
- исследование отношений Базарова и Одинцовой желание выработать свое мнение; умение грамотно и красиво выстроить диалоговую форму общения;
- формирование творческого подхода в разрешении проблемных ситуаций;
- воспитание любви к прекрасному, вечному.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг (произведения Тургенева, критические статьи, дополнительная литература), иллюстрации к произведению, запись романсов на стихи И.С. Тургенева, фотовыставка кадров из кинофильмов, снятых по роману «Отцы и дети».
ТСО: фото и видеоаппаратура, компьютер, проектор
Эпиграф к уроку:
«… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование по творчеству И.С. Тургенева | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?
(Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, развивая речевые, мыслительные способности
Цели урока:
- исследование отношений Базарова и Одинцовой желание выработать свое мнение; умение грамотно и красиво выстроить диалоговую форму общения;
- формирование творческого подхода в разрешении проблемных ситуаций;
- воспитание любви к прекрасному, вечному.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг (произведения Тургенева, критические статьи, дополнительная литература), иллюстрации к произведению, запись романсов на стихи И.С. Тургенева, фотовыставка кадров из кинофильмов, снятых по роману «Отцы и дети».
ТСО: фото и видеоаппаратура, компьютер, проектор
Эпиграф к уроку:
«… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».
Ход урока.
Этот урок - итоговый по теме «Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети».
И посвятим мы его раскрытию ключевых понятий бытия человеческого, что есть «жизнь» и «любовь» для Тургенева, для героев его романа «Отцы и дети».
Почему Одинцова поцеловала умирающего от тифа Базарова? Что значил для нее этот поцелуй? Зарождение любви? Жалость? Или просто прощальный жест?
(звучит музыка.)
Преподаватель: Первая встреча решает многое. Так какою же была она для Базарова и Аркадия с Одинцовой?
Студенты:
- «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица» - (гл. 24).
- Базаров также обратил внимание на Одинцову: «Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа».
«Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа?».
Преподаватель: Шаг за шагом Тургенев дает почувствовать читателю, что в Базарове медленно назревают некоторые перемены. В герое зарождаются противоречивые чувства. На следующий же день после бала в гостинице при встрече с Одинцовой Базаров был досадно сконфужен. О чем же он тогда подумал?
Студент(ка):
«Вот тебе раз! Бабы испугался!» - подумал он и… заговорил преувеличенно развязно.
Преподаватель: Кто знает Базарова лучше всех? Кто первым обнаружил в нем перемены?
Студенты:
- Аркадий! Аркадия даже удивило то, что Базаров «говорил, против обыкновения довольно много и явно старался занять свою собеседницу».
- При расставании с Одинцовой Базаров даже покраснел, что еще больше удивило Аркадия. Сам Аркадий тоже увлекся Анной Сергеевной.
Преподаватель: А как же сам Евгений Базаров относится ко всему происходящему с ним?
Студенты:
- Он пытается прикрыть своё смущение иронией, развязностью. «Этакое богатое тело! ... - хоть сейчас в анатомический театр».
- В усадьбе у Одинцовой, в Никольском, Базаров пытается иронизировать по поводу аристократизма хозяйки. «Да, баба с мозгом! Тертый калач!».
В то же время, посоветовав Аркадию заняться Катей, младшей сестрой Анны Сергеевны, сам Базаров предпочитает общение с Одинцовой.
Преподаватель: Каким образом складывается взаимоотношения между Базаровым и Аркадием? Можно ли назвать их прежними?
Студент(ка):
Отношения между Базаровым и Аркадием начали меняться, приятели все реже встречаются. Базаров престал говорить с Аркадием об Одинцовой, бранить её «аристократические замашки».
Преподаватель: Так в чем же причина всех этих перемен?
Студент(ка):
Автор прямо отвечает: «Настоящей причиной всей этой новизны было чувство, внушаемое Базарову Одинцовой, - чувство, которое его мучило и бесило, и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничною бранью, если кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»
Преподаватель: Докажите, что теперь в Базарове уживаются два человека.
Студент(ка):
Один из них убежденный противник романтических чувств, духовной стороны любви. Другой - страстно и одухотворенно любящий, чего раньше за собой он не замечал.
«…он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда подтрунивал, что возмущало всю его гордость».
Преподаватель: Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? Что она за человек? Какова ее позиция, роль в романе «Отцы и дети?»
Студенты:
- Одинцова - изнеженная барыня, аристократка, не способная откликнутся на чувства Базарова женщина.
- Тургенев показывает иной аристократизм, дарованный ей русским национальным идеалом русской красоты. Анна Сергеевна царственно прекрасна, сдержанно страстна, величественна. Красота её женственно своенравна и не уступчива. Она требует к себе почтения, и даже преклонения.
Преподаватель: Евгений Базаров влюбился в Одинцову. Как он говорит ей о своей любви?
Студент(ка):
Спровоцированный Анной Сергеевной на объяснение Базаров с присущей ему прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «…я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Преподаватель: Какова реакция Одинцовой после такого признания? Что она почувствовала?
Студент(ка):
На рафинированную аристократку столь страстный порыв произвел пугающее впечатление. Одинцовой «стало страшно и жалко его». Анна Сергеевна спешит остановить героя: «Вы меня не поняли, - прошептала она с торопливым испугом».
Преподаватель: Каков же вывод?
Студент(ка):
Таким образом, умный и сильный Базаров терпит поражение в битве под названием любовь.
Преподаватель: Как повел себя волевой и сильный Базаров после того, как Одинцова отвергла его любовь.
Студент(ка):
Герой спасовал перед жизненной неудачей. Один из принципов Базарова: «Нравиться тебе женщина, - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась».
Преподаватель: Но так ли это?
Студент(ка):
Базаров нарушил этот принцип: знал что «толку» от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал. Полюбил он её, и очень сильно. Он все же надеялся, тешил себя надеждой, что мог обмануться в её холодности.
Преподаватель: Почему Базаров решил в третий раз попытать счастья?
Студент(ка):
Он верил и надеялся. Приехав в третий раз в Никольское, пробыл у Одинцовой недолго. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.
Преподаватель: Почему после фразы Б., произнесенной им на следующий день его приезда, лицо хозяйки имения «попеременно краснело и бледнело»? Что так подействовало на Анну Сергеевну Одинцову?
Студент(ка):
Речь идет о возможной помолвке Кати и Аркадия.
«Партия во всех отношениях хорошая, состояние у Кирсановых изрядное, он один сын у отца, да и отец добрый малый, прекословить не будет».
- Одинцова после этих слов покраснела, Базарова осенило: да ведь зря он тешил себя надеждой. Ему стало нехорошо от догадки, потому что выявил сокровенное в ней - культ денег, в какой-то мере и снобизм.
Преподаватель: Базаров понял Одинцову. Как развивались события в дальнейшем?
Студенты:
- «Прощайте, - заговорил он (Базаров) опять после небольшого молчания. - Желаю вам окончить это дело самым приятным образом…» Одинцова посмотрела на Базарова. Горькая усмешка подергивала его бледное лицо. «Этот меня любил!» - подумала она - и жалко ей стало его, и с участием протянула она ему руку. «Нет! - сказал он…- Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
- Живя с надеждой на лучшее, Базаров и не думал, что поражение будет таким горьким. Вот почему он не находит себе места.
- В последующих главах романа Базаров все более рассеян, невнимателен. Безответная любовь к Одинцовой занимает его мысли.
- Просто невозможно поверить, чтобы такой волевой, сильный человек, как Базаров, смог так глупо пораниться. В том-то и дело, что он постоянно думал о ней, о той, которая, должно быть, одной из первых женщин в его жизни заставила сильнее биться его сердце.
Преподаватель: До встречи с Одинцовой Базаров, видимо, по-настоящему еще никого не любил, и у него сложилось превратное мнение об этом чувстве, но вот пришла любовь (пусть и неразделенная), и сама жизнь заставляет его признать, хоть и с негодованием (нелегко отказаться от сложившихся представлений) силу и действенность любви.
Базаров полюбил Одинцову столь глубоко, столь сильно, даже получив отказ, продолжает думать о ней всегда, ни на минуту не забывая о своей любви. Даже медицинская практика (врачевание недугов больных отца) не помогает забыть образ Анны Сергеевны. Он рассеян… Вследствие чего, глупо и случайно поранившись, заболевает тифом.
Проследим последнюю встречу Базарова и Одинцовой в доме родителей Базарова. Как себя повела Одинцова у постели умирающего Базарова? Почему Одинцова поцеловала умирающего от тифа Базарова, хотя и испугалась за себя? Что это - прощание, жалость?
Студенты:
- Но и не любовь. Ведь Базаров сам просит её об этом поцелуе.
- Одинцова, скорее всего, пыталась этим поцелуем доказать, что Базарову не удастся еще раз восторжествовать над собою, как тогда, когда она «краснела и бледнела»…Ведь это её последний шанс утвердить душевное равновесие, нарушенное им.
Преподаватель: Дает ли такой шанс Базаров Одинцовой? Каковы предсмертные слова Базарова?
Студенты:
- Нет. Умирая, он, в свою очередь, не оставляет Одинцовой шансов на успех.
- «Прощайте… Послушайте… ведь я не поцеловал вас тогда… Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет…» Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым в предсмертной агонии.
Преподаватель: Читая роман «Отцы и дети», складывается впечатление, что Базаров и Одинцова ведут борьбу, цель которой, доказать: кто же сильнее?
Своеобразная дуэль на равных до последних минут. Базаров «споткнулся на Одинцовой, но и она без вторжения Евгения в ее тихую однообразную жизнь обречена на пассивность.
В конце романа автор рассказывает о судьбах героев «обреченных на счастье». Аркадий женился на Кате. Николай Петрович, его отец, на Фенечке (Федосья Николаевна). Одинцова вышла замуж за нестарого, умного к тому же человека, и обеспеченного. У них двое детей.
Павел Петрович уехал за границу, чтобы не мешать счастью брата.
Вот такая история. История любви. Понравился ли вам роман?
Почему главный герой умирает в конце романа? Прошел ли он испытание любовью? Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? Мы пытались ответить на эти вопросы. Почему автор, несмотря на симпатию к Базарову не оставляет его в живых.
Тургенев - дворянин, поэтому Кирсановы более близки и понятны ему, нежели Евгений Базаров, который неоднократно убеждался в незрелости, несостоятельности своих жизненных «принципов», да и в любви потерпел поражение…
Что касается Одинцовой, то она сразу дала понять, что не любит Базарова. Чувства, которые он в ней вызывает, можно расценить как интерес, увлечение, жалость, но не любовь. А вы, ребята, на чьей стороне? На ваш взгляд, как бы сложилась судьба героев романа, если бы они оказались нашими современниками, жили в наши дни, среди нас в 21 веке?
Любовь на страницах романа «Отцы и дети».
Викторина «А знаете ли вы?» - вопросы от творческой группы студентов.
1. Пара студентов танцует вальс. Вопрос к присутствующим на уроке: Где происходит сцена знакомства Базарова и Одинцовой? Назовите произведения классика русской литературы 19 века, в котором герои тоже знакомятся на балу? Ответ: Л.Н. Толстой «После бала», «Война и мир».
2. Что изображено на рисунке (Сфинкс)? О чем может рассказать данная художественная деталь произведения?
Ответ: В молодости Павел Петрович был влюблен княгиню Р., ей он подарил перстень с изображением сфинкса, перед смертью она пишет ему прощальное письмо и с ним возвращает перстень с перечеркнутым накрест сфинксом.
3. Перед вами розы. Кто и при каких обстоятельствах говорит о своей собеседнице, что она лучшая из роз в букете? Что это: любовь или симпатия? Как в дальнейшем развивались события?
Ответ: Базаров в беседке застал Фенечку с охапкой свежих роз. Делает ей комплименты, так как чувствует взаимную симпатию. Невольно подслушав их разговор, Павел Петрович делает определенные выводы, считает своим долгом вступиться за честь брата и вызывает Базарова на дуэль.
К тому же Базаров раздражал П.П. Кирсанова.
4. Выносят черный ящик. Перед вами ящик, внутри него предмет, о котором Базаров говорит, как о ненужной, несовременной, бесполезной во всех отношениях вещи. Он советует Аркадию выбросить ее, заменив более полезной и интересной с его точки зрения вещью. Какое увлечение Николая Петровича Базаров считал ребячеством? Каким образом осуждал вкусы помещика, его романтизм?
Ответ: Томик стихотворений А.С.Пушкина. Игру на виолончели.
5. Звучит музыка. Вопрос: Скажите, кого из героев совместная игра на данном музыкальном инструменте сблизила? Назовите инструмент и героев?
Ответ: Фортепьяно. Катя и Аркадий.
6. Читают стихотворение на французском языке. Вопрос: А что связывает автора романа «Отцы и дети» с Францией? Кто такая Полина Виардо?
Ответ: Тургенев не отрицал того факта, что во Франции в одном из замков Виардо, он прекрасно себя чувствует, есть, где поохотиться, есть Фестиваль Партия партия папавремя для работы (будучи во Франции он писал в основном о России). А главное, рядом женщина, единственная и неповторимая, ее он любил по-настоящему. Хотя Полина Виардо была замужем, а Тургенев так ни разу и не женился.
22 августа 1883 года Тургенева не стало, случилось это в Париже, в местечке Буживаль. Позже прах писателя перевезен на родину и похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. Это было последней просьбой писателя.
Преподаватель: Итак, урок наш подходит к концу. И мы готовы распрощаться с героями романа «Отцы и дети». В завершении предлагаю послушать один из романсов на стихи И.С. Тургенева. Их, когда-то, любила слушать Полина Виардо…
Приложение к уроку:
Тургенев Иван Сергеевич (1818 -1883)
Краткая хроника жизни и творчества И.С. Тургенева.
28 октября 1818 г. - в Орле, в дворянской семье, родился Иван Сергеевич Тургенев.
1827-1829 гг. - обучение в частном пансионе в Москве.
1833 г. - начало обучения в Московском университете.
1834 г. - перевод в Петербургский университет. Первый литературный опыт - подражательная романтическая поэма.
1836 г. - первая публикация в печати.
1837 г. - окончил словесное отделение философского факультета университета.
1838- 1841 гг. - слушает курс лекций в Берлинском университете.
1843 г. - сближение с Белинским. Знакомство с Полиной Виардо.
1852 г. - публикация 20 очерков из «Записок охотника».
За статью-некролог о Гоголе, за антикрепостническую направленность «Записок охотника» был сослан в Спасское-Лутовиново под надзором полиции.
1856 г. - публикация романа «Рудин».
1859 г. - выход в свет романа «Дворянское гнездо».
1860 г. - написаны роман «Накануне», повесть «Первая любовь». Избрание И.С. Тургенева членом-корреспондентом Петербургской АН.
1862 г. - напечатан роман «Отцы и дети» (окончен в 1861 г.).
1867 г. - роман «Дым».
1876 г. - роман «Новь».
1877-1882 г. - «Стихотворения в прозе».
1880 г. - речь на открытие памятника А.С. Пушкину в Москве.
22 августа 1883 г. - смерть близ Парижа в местечке Буживаль. Прах писателя перевезен на родину и похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
Предварительная работа.
О романе «Отцы и дети».
Самостоятельная работа студентов.
К моменту появления романа автор был уже известным читательской публике писателем.
1.Чтение начала первой главы. Приезд Аркадия с приятелем к отцу в Марьино.
2. Почему роман назван «Отцы и дети», а не «Базаров»?
Тургенева интересует не просто новый герой в определенных социально-исторических условиях, а философская проблема смены старого новым. Новый герой в этом смысле - явление не только историческое, но и философское. Тургенев уже в заглавии заявил вечную тему, которая решается не только вне времени, но и в конкретных исторических условиях. В этом и актуальность романа, неослабевающий интерес к нему, стремление искать параллели с действительностью.
3. Восприятие романа «Отцы и дети» современниками. Мнения критиков разделились.
Но Тургенев отмечал необходимость уделить большее внимание философскому аспекту проблемы. В борьбе «отцов» и «детей» не может быть победителей и побежденных. Тургенев лишь подметил новое явление и показал его.
Современники также отметили особую популярность данного произведения. Статьи: «По поводу «Отцов и детей» (И.С. Тургенев), М. А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д. И. Писарев «Базаров», Н.Н. Страхов «И.С.Тургенев «Отцы и дети». Ю.В. Манн «Базаров и другие»
4. Почему роман так потряс современников, вызвав бурные споры в обществе? Разрыв «Современника» с писателем.
50-60-е годы 19 века. Роман появился в переломную эпоху для России: происходит не просто смена одного поколения другим, уходит безвозвратно влияние дворянства на жизнь общества.
5. Гл. 3, 12 - анализ пейзажа, датировка (1859) событий, изображение чиновников-либералов, образ Матвея Ильича Колязина, губернатора и других чиновников города - полнота представления социально-исторической эпохи в романе.
Вывод: Лаконизм и выразительность языка тургеневского произведения способствуют созданию запоминающихся образов. Автор подчеркивает, что чиновники «из молодых» не нарушат устои крепостничества, хотя и проведут реформу, ратуя на словах за прогресс. Сама жизнь породила такой тип людей, как Евгений Базаров - новый человек, новой эпохи, демократ-разночинец, но не революционер.
Как складываются взаимоотношения молодого Базарова с другими представителями общества? Для того чтобы лучше узнать героя, необходимо составить сопоставительную характеристику наиболее ярких героев романа: Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.
Характеристика героев: | Евгений Васильевич Базаров. | Павел Петрович Кирсанов. |
социальная принадлежность
|
Любовь на страницах романа И.С.
Тургенева «Отцы и дети».
Княгиня Р. - Павел Петрович Кирсанов.
Николай Петрович Кирсанов - Фенечка (Федосья Николаевна) - Павел Петрович Кирсанов (дуэль с Базаровым).
Базаров - Анна Сергеевна Одинцова - Аркадий Кирсанов.
Катенька - Аркадий Кирсанов.
Словарная работа.
Нигилизм - что это такое?
Найдите определение в философском словаре.
Дайте определение роману - эпическому жанру литературы.
Домашнее задание к уроку:
Исследовательская работа студентов.
1. Иллюстрации к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Кроссворды о творчестве, биографии И.С. Тургенева.
3. Презентация или рефераты на тему:
И.С. Тургенев - классик русской литературы второй половины 19 века.
Красота тургеневских произведений.
Тургенев - романист.
Тургенев и Полина Виардо.
Портреты И.С. Тургенева.
Спасское - Лутовиново - родовое имение Тургеневых.
4. Эпизоды из кинофильмов по роману «Отцы и дети».
5. Романсы на слова И.С. Тургенева.
6. Стихи о любви на французском языке.
7. Вальс.
9. Музыка и костюмы того времени.
10. Знание текста «Отцы и дети». Вопросы:
Почему умирает Базаров?
О «жизни, ничтожной перед вечностью», и «жизни бесконечной» в романе «Отцы и дети».
Любовь на страницах романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Любовь - радость, праздник.
Любовь - страдание.
Любовь - испытание.
Любовь- искушение.
Любовь - жертва.
Любовь - утешение.
Любовь - спасение.
Любовь - счастье.
1. Что было причиной перемен, происшедших в душе Базарова?
2. Как воспринял Евгений «явление» Одинцовой в его жизни?
3. Вспомните, каковы были воззрения героя на любовь?
4. Изменились ли они? Перечитайте сцену ночного свидания Базарова и Анны Сергеевны. Как ведут себя герой и героиня?
6. Кто виноват в том, что любовь не состоялась? А могла ли она состояться?
7. Почему Базаров не смог «утешиться» Фенечкой (Федосья Николоаевна)?
8. Автор заставляет своего героя пройти второй круг испытаний, повторив прежний маршрут: Марьино - Никольское - родной дом. В чем и каким образом изменилось поведение Базарова; почему он принимает вызов уездного аристократа и участвует в дуэли с ним (Павлом Петровичем)?
9. Почему нарастает его одиночество? Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как история Павла Петровича и княгини Р. помогает нам понять историю Базарова? Почему оба антагониста не находят счастья в любви? А как другие персонажи пытаются «справиться с любовью»? Счастливые браки в эпилоге - кому они дарованы? Как вы думаете, можно ли «дожиться до любви»?
10. Перечитайте сцену смерти Базарова. Его гибель - это досадная случайность или она предрешена всем ходом повествования? Каково отношение Тургенева к своему герою? Изменилось ли ваше отношение к Базарову? Нужны ли они России?
11. Павел Петрович Кирсанов - княгиня Р. Эту историю Базарову рассказывает Аркадий Кирсанов, племянник П.П. Кирсанова (гл. 7).
12. Знакомство Николая Петровича с Фенечкой. Как в доме относились к Фенечке и ее ребенку?(Митя - сын Николая Петровича) (гл. 8).
13. Знакомство Базарова с Фенечкой (гл. 9)
14. Николай Петрович вспоминает покойную жену - контраст с Фенечкой. (гл. 11)
15. Базаров и Аркадий в губернском городе, им предстоит побывать на балу в честь приезда Матвея Колязина. Встреча с Ситниковым и Кукшиной (пародии на нигилистов) - разговор о женщинах, об Анне Сергеевне Одинцовой (гл. 13).
Бал у губернатора. Встреча Базарова и Аркадия с Одинцовой А.С. (гл. 14). Продолжение знакомства в гостинице (гл. 15). В имении Одинцовой (Никольское). Общение Одинцовой с Базаровым. Знакомство Кати с Аркадием (гл. 16-17).
Базаров сообщает о том, что намерен уехать к родителям, перед отъездом признается в любви Одинцовой (гл.17-18). О том, как развивались отношения героев далее, продолжить исследование самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-исследования по природоведению по теме " Полезное ископаемое - нефть"
Урок-исследование по природоведению к теме «Строение Земли» в 5 классе "Полезное ископаемое - нефть". В урок включена презентация, имеется практическая часть, прослеживаются метапредметные ...
Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "
Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...
Методическая разработка урока-исследования по теме "Интерференция и дифракция света"
В разработке представлены полный конспект урока-исследования, задания группам, таблицы-заготовки, дополнительный материал к уроку....
Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"
урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...
Методическая разработка урока Жизнь и творчество И.С. Тургенева
Модульный урок. "Вся моя биография- в моих сочинениях"Помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; научить самостоятельно работать с учебной книгой....
Урок-исследование "Жизнь и творчество Г.Р.Державина"
Урок включает интерсную проверку домашнего задания и самостоятельную исследовательскую работу по новой теме....