Урок - исследование по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок - исследование разработан в рамках новой технологии с развитием универсальных учебных действий. В приложении используется презентация "Записки охотника", история создания сборника, романс "Утро туманное".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк" | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Образ Бирюка» (И.С.Тургенев «Бирюк» 6 класс по учебнику Меркина)
Тип урока: урок-исследование
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, исследовательский.
Оборудование:
-Мультипроектор;
-Исследовательский дневник;
-Романс «Утро туманное»
-Тексты для исследования.
Цель:
1. Показать мастерство И.С.Тургенева в изображении главного героя через виды художественного описания: пейзаж, интерьер, портрет.
2. Формировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности;
3. Воспитывать чувство гуманизма, толерантности.
Задачи:
Обучающие: определить художественные средства при создании образа главного героя:
Развивающие: развивать исследовательские навыки, формировать логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать чувство уважения, сострадания к другим людям.
Ход урока:
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД | Формы. Методы работы на уроке |
1.Подготовка исследования | 1.Актуализация знаний. Мотивация. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк», который входит в сборник «Записки охотника». В сборнике 25 рассказов.(1,2 слайд презентации) В.Почему свой сборник И.С.Тургенев назвал «Записки охотника»? Рассказы между собой связаны героем-рассказчиком, дворянином Петром Петровичем, который любит охоту, много путешествует и рассказывает о случаях, которые произошли с ним. Дать толкование слова из словаря Д.Н.Ушакова (Бирюк – угрюмый, мрачный, нелюдимый, одинокий человек, имеющий хмурый, сумрачный вид) . 2. Звучит романс «Утро туманное» Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании фрагмента романса на стихи И.С.Тургенева? Что общего между романсом и рассказом? | Ответ: Их написал охотник, связаны одним героем- рассказчиком. О. Бирюк – одинокий, угрюмый, замкнутый человек (Зачитывают пояснение Тургенева) (Фома Кузьмич) Прослушивание фрагмента романса. Грустные ноты, печаль, пейзажные зарисовки. | Познава- тельные, регулятив- ные, личностные | Фронталь- ная работа, индивидуальная Словар- ная работа: |
2.Столкновение с проблемой | 1. Формулирование проблемы, цели, задач. Какова тема урока? О ком пойдет речь? Тема урока: «Образ Бирюка» записать на доске 2. Обратимся к рассказу «Бирюк». Бирюк – жертва сложившейся ситуации или хозяин? 3.Какие авторские приемы, виды художественного описания помогут вам раскрыть образ Бирюка? Цель урока: исследовать: Бирюк жертва или хозяин положения. | Тема урока: «Образ Бирюка» Составить кластер Бирюк (дети,мужик,крестьяне, рассказчик) Образ Бирюка будем исследовать через виды художественного описания: пейзаж, интерьер, портрет. | Познава- тельные Регулятив- ные | Словар- ная работа Фронтальная работа |
3.Выдвижение гипотезы (рабочей версии) | Источник информации – текст; определение метода исследования. | На основе текста вырабатывают рабочую гипотезу. Выбирают проблемно-поисковый метод и метод анализа литературного произведения | Регулятивные, личностные | Групповая, индивидуальная |
4.Исследование художественного текста через призму рабочей версии | Сбор, систематизация, анализ материала. Выдвижение рабочей гипотезы. Будем создавать образ Бирюка через выразительные средства языка: пейзаж, интерьер, портрет. Раздать задания для групп. | Работают в исследовательских дневниках. 1 группа Интерьер
2 группа Пейзаж
3 группа Портрет
4 группа Изобразительно-выразительные средства 1.Найдите в тексте средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры), которые помогают создать образ главного героя. | Коммуникативные, личност- ные | Групповая работа |
5.Выдвижение итоговой гипотезы | Учащиеся интерпретируют полученные данные, применяют в учебной деятельности |
Интерьер Убожество избы подчёркивают существительные и прилагательные: «изорванный тулуп», «груда тряпок», «два горшка», «лучина», «люлька», «фонарь». Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер Бирюка, его угрюмость, замкнутость, одиночество. За свою усердную службу он ничего не имеет. Он служит «не за страх, а за совесть». 2 группа Пейзаж в рассказе «Бирюк» передаёт отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет, очеловечивает природу. В рассказе природа плачет – идёт дождь. Гроза – символ, это не только явление природы; Бирюк – гроза воров; гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.
Портрет Портрет – одно из средств создания образа героя, часть его характеристики. Бирюк высокий, физически крепкий мужчина. Выражение лица его суровое и неприветливое. Чёрная борода закрывала половину его лица, глаза сияли смелостью и мужеством. Бирюк был немногословен. Он честно исполняет свои обязанности по охране леса. Чувство долга для него превыше всего. Лесник сам нищ, он понимает причину воровства. Чувство совести и сострадания борются в нём. Это наложило отпечаток на его характер. Выражение лица героя, речь и поведение помогают понять характер. Благодаря портрету мы представляем героем, глубже понимаем авторскую мысль.
Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) | ||
6.Подведение итогов исследования. Рефлек- сия. | Продолжите предложение «Этот рассказ заставил меня задуматься над…» Д/з Подготовить сообщение по теме: «Образы крестьянских детей в рассказе «Бирюк»» | Учащиеся делают вывод: Бирюк – жертва создавшейся ситуации, т.к. он такой же мужик, как и все остальные, только загнан в рамки кабалы, служению дела. Ничего не получает от добросовестного выполнения своего долга перед барином. «Этот рассказ заставил меня задуматься над…» | Личност- ные, коммуникативные |
Критерии исследовательской работы
Прогноз учителя | Реальный результат |
1. Владение навыками исследовательской работы над художествеными произведениями | |
% | % |
2. Умение работать над проблемой по нескольким источникам критической литературы | |
% | % |
3. Умение сравнивать, сопоставлять взгляды литературоведов, критиков, делать свои выводы | |
% | % |
4. Подбирать убедительные аргументы для доказательства своей точки зрения | |
% | % |
5. Умение грамотно составлять монологическое высказывание на заданную тему | |
% | % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование по рассказу Т. Толстой «Соня»
План-конспект урока литературы в 11 классе...
«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....
Урок-исследование по рассказу Дмитрия Бакина «Сын дерева»»
Урок-исследование по рассказу Дмитрия Бакина «Сын дерева»» Тип урока: комбинированный Предварительная работа: -чтение рассказа; -выполнение исследовательских заданий по текст...
Урок-исследование по рассказу И.А.Бунина "Холодная осень".
Рассказ И.А.Бунина "Холодная осень"входит в цикл "Темные аллеи". Здесь, как и других рассказах этой "самой совершенной по мастерству" книги, релизовано тематическое единство: любовь, жизнь, смерть. В ...
Урок-исследование по рассказу В. Тендрякова "Пара гнедых"в 11 классе
Урок может быть итоговым после изучения раздела "Коллективизация глазами писателей". Рассказ очень ёмкий, содержит интереснейший материал, иллюстрирующий одну из самых трагических страниц истории стра...
Урок – исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"....
Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация...