урок в 4 классе. литературное чтение. Серебряно копытце. П.Бажов
план-конспект занятия (литература) по теме

Зебзеева Марина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebr_kopyttse_urok_v_4_klasse.docx26.7 КБ
Файл kartochki_4_klass.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК В 4 КЛАССЕ. П.П.БАЖОВ «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»

Ход урока:

1.Организационный момент.

Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина.
На стульях сидят шалунишки,
Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости
Всех коснется к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.

2. Актуализация опорных знаний.

У: ребята, как вы думаете, о чём сегодня у нас  с вами пойдёт разговор?

У: а сказок вы, наверняка, знаете много-премного.  А что же такое сказка?

З.Т. СКАЗКА – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло).

У: А знаете ли вы что такое литературная сказка? И чем она отличается от русской народной?

З.Т. – КЛАСТЕР

А в какой именно вы назовете, посмотрев отрывок мультфильма, и скажете его название и автора произведения, по которому создан мультфильм.

(Бажов «Серебряное копытце»).

 3.Работа с портретом писателя. Слово об авторе.

У: Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Урал. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.

4. Словарная работа.

Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.

Во время чтения сказки нам встретились непонятные слова.

Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)

Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь

Пособник – помощник

Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)

Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы

Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня

Горюн – горевать

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи

Балаган – временная легкая деревянная постройка

Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет

Душной – запах, идущий от животного

Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег

Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).

5. Тест на знание текста.

1.  Как звали отца Даренки?

А) Григорий

Б) Георгий

В) Гаврила

2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней

Б) на правой передней

В) на задней правой

3 . Кошка Муренка была

А) белая

Б) серая

В) бурая

4.  Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

А) 1

Б) 2

В) 3

5. На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней  какого цвета?

А) голубого

Б) розового

В) зеленого

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Пусть быстрая оленья упряжка помчит нас в тундру, упражнение “Олени”.

- Представьте себе, что вы олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми.

Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени. (Дети выполняют прыжки)

7. Работа с текстом.

А) Выборочное чтение.

- Рассмотри иллюстрации к тексту.

Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.

- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.

Б) Обобщающая беседа после чтения.

- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?

Уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни. А искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты.

- Какие они были по характеру?

В) Задание на карточке. Вам в помощь на доске записаны слова, которые могут вам пригодиться при характеристике героев. Можете их использовать:

Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.

Вспомните, какой была старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.

(жадной, алчной)

- Мог ли козлик показаться такой старухе?

- А кому из девочек – героинь сказки Одоевского “Мороз Иванович” мог бы показаться козлик Серебряное копытце? Почему? Объясните.( целую горсть серебряных пяточков, на память бриллиант косыночку закалывать).

+ Опишите волшебных животных.

Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

Г) Далее выполняем задание. (запись на доске)

О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

8. Сравнение сказки и сказа.

- В начале урока мы с вами вспомнили, что такое сказка. Это не случайно.

Сказ – рассказ – сказка.

- Назовите еще слова с таким же корнем.

(сказочник, рассказывать, присказка, подсказка).

 -Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа.

«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

А) беседа

- Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)

- Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)

- Чем похожи сказка и сказ?

- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?

( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)

Б) Работа с карточками.

Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия.

Сказка

Сказ

Вымысел

Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла

Сказочные герои и события

Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала

Сказочные предметы

Главные герои – рабочие, мастера, добытчики

 

Есть волшебные предметы

 

Есть сказочные герои и события

 

Рассказчик

Отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

  • Герои – люди обыкновенные.
  • Фольклорная первооснова.
  • Присутствие рассказчика – человека из народа.
  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

  • Волшебные герои - добрые или злые.
  • Нет рассказчика.
  • Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
  • Не имеют реальной основы.

Подведение итогов.

- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.

- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?

( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)

Беседа о личности писателя.

Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: “Глядя, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!”

- Как вы поняли выражение “ потовая копейка”?

- Какой наказ дед дал внуку?

- Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов.

Объясните.

6. Итог урока.

- Какие качества людей привлекают автора?

- Кому открываться сокровища земли?

О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Богатство – не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.

Даренка

Кокованя

1. Семейное положение.

Сирота

1. Семейное положение.

Одинокий

2. Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.

2. Внешность

Старик большой да бородатый.

3. Характер

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.

3. Характер

Веселый, ласковый,  добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

4. Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу  варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

4. Чем занимается

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

Б) составить рассказ о Серебряном Копытце.

Задание на карточке.

Впиши нужные слова.

Козлик этот __________________. У него на правой ______________ передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .



Предварительный просмотр:

СКАЗКА________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СКАЗКА

АВТОР -

АВТОР -

ДАРЁНКА и КОКОВАНЯ.

Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.

СКАЗ. «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Богатство – не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.

СКАЗКА________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СКАЗКА

АВТОР -

АВТОР -

ДАРЁНКА и КОКОВАНЯ.

Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.

СКАЗ. «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Богатство – не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.

  1. Впиши нужные слова (для работы используй текст сказки).

 Козлик этот __________________. У него на правой ______________ ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________, ножки _______________, головка _________________.             А рожки у козлика на голове _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой____________ . Кормится он летом ______________  да__________________ , а зимой____________ подъедает.

  1. Письменно ответь на вопрос.

Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Впиши нужные слова (для работы используй текст сказки).

 Козлик этот __________________. У него на правой ______________ ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________, ножки _______________, головка _________________.             А рожки у козлика на голове _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой____________ . Кормится он летом ______________  да__________________ , а зимой____________ подъедает.

  1. Письменно ответь на вопрос.

Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (русский язык + литературное чтение + ИЗО + технология). ТЕМА: Весна в словах, красках и звуках.

Волшебные превращения происходят в природе. С большим интересом и любовью наблюдают люди за ними. Эти, поистине волшебные, представления вдохновляли поэтов и художников всех времен. ...

конспект урока-викторины по литературному чтению с использованием ЭОР

Викторина по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная Королева"...

План-конспект урока по крымскотатарскому литературному чтению в 4 классе

План-конспект урока по крымскотатарскому литературному чтению в 4 классеМевзу. Баарьни мен пек севем!(1 слайд)Тема: Я очень люблю весну!Макъсат: баарь акъкъында талебелернинъ бильгилерини умумийлештир...

План-конспект урока по крымскотатарскому литературному чтению в 7 классе

Дерснинъ мевзусы:     Эшреф Шемьи заде . «Озьбекистан балладасы»Дерснинъ макъсады: «Озьбекистан балладасы» поэмасыны талиль этмек , онынъ кинаели мана...

Технологическая карта открытого урока по предмету Литературное чтение для 6 класса коррекционной школы. Тема: Ф. Глинка «Москва». Стихотворение (в сокращении).

Конспект урока разработан в соответствии с особенностями учащегося коррекционного класса.Надомное обучение....