урок в 4 классе. литературное чтение. Серебряно копытце. П.Бажов
план-конспект занятия (литература) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК В 4 КЛАССЕ. П.П.БАЖОВ «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»
Ход урока:
1.Организационный момент.
Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина.
На стульях сидят шалунишки,
Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости
Всех коснется к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
2. Актуализация опорных знаний.
У: ребята, как вы думаете, о чём сегодня у нас с вами пойдёт разговор?
У: а сказок вы, наверняка, знаете много-премного. А что же такое сказка?
З.Т. СКАЗКА – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло).
У: А знаете ли вы что такое литературная сказка? И чем она отличается от русской народной?
З.Т. – КЛАСТЕР
А в какой именно вы назовете, посмотрев отрывок мультфильма, и скажете его название и автора произведения, по которому создан мультфильм.
(Бажов «Серебряное копытце»).
3.Работа с портретом писателя. Слово об авторе.
У: Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Урал. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.
4. Словарная работа.
Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.
Во время чтения сказки нам встретились непонятные слова.
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь
Пособник – помощник
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня
Горюн – горевать
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Балаган – временная легкая деревянная постройка
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет
Душной – запах, идущий от животного
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
5. Тест на знание текста.
1. Как звали отца Даренки?
А) Григорий
Б) Георгий
В) Гаврила
2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) на левой передней
Б) на правой передней
В) на задней правой
3 . Кошка Муренка была
А) белая
Б) серая
В) бурая
4. Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?
А) 1
Б) 2
В) 3
5. На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?
А) голубого
Б) розового
В) зеленого
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Пусть быстрая оленья упряжка помчит нас в тундру, упражнение “Олени”.
- Представьте себе, что вы олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми.
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени. (Дети выполняют прыжки)
7. Работа с текстом.
А) Выборочное чтение.
- Рассмотри иллюстрации к тексту.
Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.
- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.
Б) Обобщающая беседа после чтения.
- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?
Уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни. А искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты.
- Какие они были по характеру?
В) Задание на карточке. Вам в помощь на доске записаны слова, которые могут вам пригодиться при характеристике героев. Можете их использовать:
Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.
Вспомните, какой была старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.
(жадной, алчной)
- Мог ли козлик показаться такой старухе?
- А кому из девочек – героинь сказки Одоевского “Мороз Иванович” мог бы показаться козлик Серебряное копытце? Почему? Объясните.( целую горсть серебряных пяточков, на память бриллиант косыночку закалывать).
+ Опишите волшебных животных.
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
Г) Далее выполняем задание. (запись на доске)
О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.
А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
8. Сравнение сказки и сказа.
- В начале урока мы с вами вспомнили, что такое сказка. Это не случайно.
Сказ – рассказ – сказка.
- Назовите еще слова с таким же корнем.
(сказочник, рассказывать, присказка, подсказка).
-Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.
Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа.
«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.
А) беседа
- Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)
- Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).
- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)
- Чем похожи сказка и сказ?
- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?
( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)
Б) Работа с карточками.
Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия.
Сказка | Сказ |
Вымысел | Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла |
Сказочные герои и события | Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала |
Сказочные предметы | Главные герои – рабочие, мастера, добытчики |
| Есть волшебные предметы |
| Есть сказочные герои и события |
| Рассказчик |
Отличие сказа от сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
Отличительные черты сказа:
- Герои – люди обыкновенные.
- Фольклорная первооснова.
- Присутствие рассказчика – человека из народа.
- Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Отличительные черты сказки:
- Волшебные герои - добрые или злые.
- Нет рассказчика.
- Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
- Не имеют реальной основы.
Подведение итогов.
- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.
- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?
( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)
Беседа о личности писателя.
Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: “Глядя, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!”
- Как вы поняли выражение “ потовая копейка”?
- Какой наказ дед дал внуку?
- Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов.
Объясните.
6. Итог урока.
- Какие качества людей привлекают автора?
- Кому открываться сокровища земли?
О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Богатство – не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.
Даренка | Кокованя |
1. Семейное положение. Сирота | 1. Семейное положение. Одинокий |
2. Внешность По шестому году, маленькая, носишка пуговкой. | 2. Внешность Старик большой да бородатый. |
3. Характер Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту. | 3. Характер Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту. |
4. Чем занимается В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать. | 4. Чем занимается Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать. |
Б) составить рассказ о Серебряном Копытце.
Задание на карточке.
Впиши нужные слова.
Козлик этот __________________. У него на правой ______________ передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .
Предварительный просмотр:
СКАЗКА________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СКАЗКА |
АВТОР - | АВТОР - |
ДАРЁНКА и КОКОВАНЯ.
Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.
СКАЗ. «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Богатство – не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.
СКАЗКА________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СКАЗКА |
АВТОР - | АВТОР - |
ДАРЁНКА и КОКОВАНЯ.
Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.
СКАЗ. «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Богатство – не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.
- Впиши нужные слова (для работы используй текст сказки).
Козлик этот __________________. У него на правой ______________ ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________, ножки _______________, головка _________________. А рожки у козлика на голове _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой____________ . Кормится он летом ______________ да__________________ , а зимой____________ подъедает.
- Письменно ответь на вопрос.
Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Впиши нужные слова (для работы используй текст сказки).
Козлик этот __________________. У него на правой ______________ ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________, ножки _______________, головка _________________. А рожки у козлика на голове _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой____________ . Кормится он летом ______________ да__________________ , а зимой____________ подъедает.
- Письменно ответь на вопрос.
Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (русский язык + литературное чтение + ИЗО + технология). ТЕМА: Весна в словах, красках и звуках.
Волшебные превращения происходят в природе. С большим интересом и любовью наблюдают люди за ними. Эти, поистине волшебные, представления вдохновляли поэтов и художников всех времен. ...
конспект урока-викторины по литературному чтению с использованием ЭОР
Викторина по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная Королева"...
Интегрированный урок музыки и литературного чтения 2 класс "Новогодняя быль"
конспект урока, презентация...
План-конспект урока по крымскотатарскому литературному чтению в 4 классе
План-конспект урока по крымскотатарскому литературному чтению в 4 классеМевзу. Баарьни мен пек севем!(1 слайд)Тема: Я очень люблю весну!Макъсат: баарь акъкъында талебелернинъ бильгилерини умумийлештир...
План-конспект урока по крымскотатарскому литературному чтению в 7 классе
Дерснинъ мевзусы: Эшреф Шемьи заде . «Озьбекистан балладасы»Дерснинъ макъсады: «Озьбекистан балладасы» поэмасыны талиль этмек , онынъ кинаели мана...
Конспект урока по предмету " Литературное чтение" по теме " "Кукушка" Ненецкая народная сказка"" 8.11.2017 г. 2 класс УМК "Перспектива"
конспект урока...
Технологическая карта открытого урока по предмету Литературное чтение для 6 класса коррекционной школы. Тема: Ф. Глинка «Москва». Стихотворение (в сокращении).
Конспект урока разработан в соответствии с особенностями учащегося коррекционного класса.Надомное обучение....