Программа учебного курса по литературе для 8 класса « Тайный мир текста»
элективный курс по литературе (8 класс) по теме

Курс « Тайный мир текста» направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения.  Учебный  курс рассматривает  текст как речевое произведение и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции   восьмиклассников. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области. Курс « Тайный мир текста»  углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и  строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках  литературы с 5 по 7 классы.  Данный  элективный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаул

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 126»

«Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждаю»

на заседании МО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «СОШ №126»

/ Мезенцева Е.О.

/

/А.В. Загайнов

Подпись          /расшифровка

Подпись          /расшифровка

Подпись          /расшифровка

Дата  «___»___________2013

Дата  «___»___________2013

Дата  «___»___________2013

Приказ № ____________

Рабочая программа учебного  курса по литературе

«Тайный мир текста»

8 класс

Срок реализации программы 2013/2014 учебный год

Составитель

Михальчик Людмила Давыдовна,

учитель  русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Барнаул , 2013 г.

Программа  учебного курса по литературе

для 8 класса « Тайный мир текста»

Раздел I. Пояснительная записка

        Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура,  что предполагает сформировать  у учащихся  умения и навыки  литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие. При всей своей сложности процесс этот довольно увлекательный, поскольку позволяет погрузиться в мир  текста  – прекрасный и таинственный, наполненный особым смыслом, напряжёнными поисками, приобщением к творчеству. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в старшей школе.         Курс « Тайный мир текста» направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения.  Учебный  курс рассматривает  текст как речевое произведение и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции   восьмиклассников  в области речеведения. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области. Курс « Тайный мир текста»  углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и  строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках  литературы с 5 по 7 классы.  Данный  элективный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).

Существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету (стандарта) и отведённым временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. Нехватка времени для формирования практических умений с помощью углубленных теоретических сведений компенсируется на занятиях данного курса.         Актуальность программы курса заключается в том, что анализ  текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а  также способствует  развитию эмоциональной  и интеллектуальной сферы мышления учащихся.

        Содержание программы предполагает чтение и изучение  художественного произведения как произведение искусства слова, как явление культуры. Это некий алгоритм анализа, последовательность аналитических действий, который способствует продвижению к постижению глубины смысла произведения и богатства формы.

        Целью  курса является создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать   его  с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

        Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

         обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных  средствах   языка и его стилистических ресурсах;

        способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;

создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;

        развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;

        развивать  устную  и письменную речь,  ассоциативное мышление, воображение и творческие способности  учащихся;

        воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.

        Рабочая программа учебного курса включает пять  разделов: раздел «Пояснительная записка»; раздел II «Содержание  элективного  курса»; раздел III «Тематическое  планирование», Раздел IV «Урочно - тематический план»; раздел  V «Учебное и  учебно-  методическое обеспечение».

 Содержательный материал, положенный в основу программы, - это небольшие по объёму эпические и лирические произведения литературы XVIII-XX  вв. в ее лучших, классических образцах, предназначенные для обязательного изучения  и самостоятельного  чтения учащимися. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства,  призвана  научить  осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся  должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора. Через слово как знаковую единицу восьмиклассники учатся постигать глубинный смысл произведения, воспринимать духовный опыт человечества. В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова,  осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

        Для реализации программы и задач курса важно использовать многообразие коммуникативно-творческих форм и приёмов обучения, обозначенных как творческий практикум, поэтический семинар творческая лаборатория, творческая мастерская, эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция,  урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся. Характер и объём работы определяется в зависимости от особенностей текста, этапа обучения и уровня подготовленности учащихся. Разнообразные формы организации обучения позволяют обеспечить наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей школьников.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса  учащиеся  должны

знать разные виды анализа текста;

знать методику сбора материалов для анализа;        

знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

 знать индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов и писателей.

Учащиеся должны уметь

вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

 анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический  текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;

создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;

выполнять задания творческого характера;

работать индивидуально и в группе;

осуществлять лингвистический анализ текста;

создавать тесты по заданной спецификации;

создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему

Формы, способы  контроля уровня  достижений учащихся:

подготовка и защита проектов,  докладов, рефератов;

проведение семинаров, исследований, экспериментов;

проведение  творческих практикумов, мастерских, лабораторий;

самостоятельный  анализ   произведений и эпизодов;

конференции;

заочные экскурсии;

лекции, эвристические беседы;

презентации учащихся;

тестирование;

конкурс чтецов.

        Конечная цель  занятий курса - привить любовь и чуткость к  художественному слову, научить мыслить  самостоятельно, творчески.  Итоговой формой отчетности данного курса послужит презентация собственных проектов на свободную тему со своим собственным комментарием. Лучшие учащиеся будут отмечены дипломами и благодарностями.  Традиционная школьная отметка  в данном курсе не предполагается. Рекомендуемый список литературы может быть использован как учителями, так и учащимися, и стать предметом самостоятельного изучения.        

Работа по теме курса  «Тайный мир текста» предполагает следующий ожидаемый результат: изучение теоретического материала  приведет к ликвидации пробелов в данной области; овладение необходимыми теоретическими знаниями приведет к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике: умению глубоко анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы, умению самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.

Предлагаемый курс « Тайный мир текста» рассчитан на 34 часа в год (один час в неделю в течение учебного года). В программе указано примерное распределение учебного времени по темам курса, на занятиях  по объективным причинам возможно варьирование материала: углубление в отдельные вопросы, сокращение некоторых тем.

Базисный учебный план МБОУ « СОШ № 126»  отводит  на  учебный  курс по литературе   в 8 классе 34 часа,  один учебный  час в неделю.       

Раздел II. Содержание программы  учебного курса

8 класс

Введение в курс (2 ч.)

Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст  и читательский.

Теория литературного анализа (3ч.)

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.

Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.

Язык художественного произведения (14ч.)

Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.

Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

                Тропы.  Виды тропов:  аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.

                Поэтический синтаксис.  Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис.  Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора.

Тексты.   К.Бальмонт  « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский  «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице»,  «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад»,   «Чудный град порой сольётся…»,  Г.Р. Державин «Снегирь»,  М.Ю.Лермонтов  «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…»,  А. А. Фет « На железной дороге»,  А. Блок « На железной дороге».

Персонаж в  литературном  произведении (5 ч.)

                Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа:   имя, портрет,  речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

        Тексты. Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И.Фонвизин « Недоросль». А.де Сент - Экзюпери « Маленький принц».

Функция  детали в художественном произведении (3ч.)

Деталь как самая малая и неделимая  единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).

Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»

Символика в художественном произведении (3 ч.)

Символ –  предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

Тексты.  М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», « Сосед». М.Горький « Песня о Соколе».

Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)

 Эпизод - основной структурный элемент в  системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

Тексты. М.Горький « Старуха Изергиль», А. С.Пушкин « Капитанская дочка».

Обобщение изученного (1ч.)


Раздел III.  Тематическое   планирование курса

№ п /п

Разделы

Всего часов

1.

Введение в курс

2ч.

2.

Теория литературного анализа

3ч.

3.

Язык художественного произведения

14ч.

4.

Персонаж в  литературном  произведении

5ч.

5.

Функция  детали в художественном произведении

3ч.

6.

Символика в художественном произведении

3ч.

7.

Роль эпизода в художественном произведении

3ч.

8.

Обобщение изученного

1ч.

Итого

34 ч.


Раздел IV.  Урочно - тематический план  курса

Номер урока

Название разделов и тем

Всего часов

Формы и методы обучения

Формы контроля

 Тема  № 1.Введение в курс -2 ч.

1

Текст как знаковая система.

1

Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа

Конспект. Групповая рефлексия

2

Понятие контекста: авторский и читательский.

1

Лекция -  беседа

Эссе

 Тема № 2. Теория литературного анализа- 3 ч.

3

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.

1

Лекция учителя, конспектирование

Доклад на тему  «Виды анализа»

4

Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ.

1

Лекция - беседа

Формулировка вопросов  по теме

5

Интерпретация. Отличие интерпретации от анализа.

1

Беседа. Практическое занятие

Творческое задание. Интерпретация любимо стихотворения

Тема № 3 .  Язык художественного произведения- 14 ч.

6

Виды языка. Понятие поэтического языка. Звукопись. Звукоподражание.

1

Лекция- беседа

Самостоятельная работа. Подборка стихотворных текстов

7

 «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Звуковая сторона стиха. Усиление смысловой функции слов.

1

Творческая лаборатория

Письменный анализ  звукового строя стихотворения В.Маяковского

8

Звуковые средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

1

 Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарём

Выразительное чтение поэтических текстов. Конкурс чтецов.

9

Звукопись в стихотворении К. Бальмонта « Вечер. Взморье. Вздохи ветра».

1

 Поэтический практикум

Письменный анализ стихотворения

10

Тропы. Виды тропов и связи между ними.

1

Семинар

 Групповые презентации Составление литературоведческого словарика

11

Эпитет как средство живой выразительной речи.

1

Урок- исследование

Работа с  поэтическим тестом

12

Эпитеты в исторических песнях. « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице»,  «Пугачёв казнён».

1

Урок- практикум

Сообщения учащихся

13

Излюбленные эпитеты в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина.

1

Творческая мастерская

Творческие работы учащихся

14

Анализ стихотворений  Е.А. Баратынского «Водопад»,  «Чудный град порой сольётся…» Г.Р. Державина « Снегирь».

1

 Поэтический  практикум

Анализ стихотворения на выбор

15

Поэтический синтаксис. Интонация. Особенности поэтической интонации.

1

Семинар

Эссе

16

Фигуры речи как стилистический приём.

1

Лекция - беседа

Тестовый контроль

17

Анафора и эпифора в поэтическом тексте.

1

Урок- эксперимент

Наблюдение над поэтическим текстом

18

Роль выразительных средств языка в стихотворениях А. Фета, А. Блока « На железной дороге».

1

Урок- практикум

Анализ стихотворений

19

 Диагностика усвоения изученного по теме «Тропы и стилистические фигуры».

1

Тестирование

Зачёт по теме

 Тема № 4.  Персонаж в литературном произведении- 5 ч.

20

Человек как главный объект всякого искусства. Определение персонажа. Способы создания характера персонажа.

1

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

21

 Характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

1

Эвристическая беседа

Работа с текстом. Характеристика героини повести

22

Герои комедии Фонвизина. Говорящие фамилии и имена.

1

Урок- исследование

Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев пьесы»

23

Герой сказки А. де Сент - Экзюпери « Маленький принц».

1

Урок-исследование, творческая лаборатория

Презентация- характеристика Маленького Принца

  Тема № 5. Функция  детали в художественном произведении- 3 ч.

24

Деталь - малая и неделимая  единица предметного мира произведения.

1

Лекция- беседа

Сообщения учащихся

25

Роль детали в художественном произведении.

1

Творческая лаборатория

Самостоятельная работа. Работа с текстами

26

Роль трёх карт в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама».

1

Урок- исследование

Индивидуальные задания

 Тема № 6. Символика в художественном произведении- 3 ч.

27

Понятие о символе. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

1

Семинар

Доклады учащихся

28

 Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворений ««Пленный рыцарь»,  «Сосед».

1

 Поэтический практикум

Сообщения учащихся. Анализ стихотворений

29

М. Горький « Песня о Соколе». Символико- аллегорический смысл ««Песни…».

1

Эвристическая беседа

Анализ текста, выразительное чтение отрывка наизусть

 Тема № 7. Роль эпизода в художественном произведении - 3ч.

30

Эпизод - основной структурный элемент  произведения.

1

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

31

Анализ эпизодов из повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»

1

Практикум

Индивидуальная работа учащихся над  любым эпизодом повести

32

М.Горький « Старуха Изергиль». Сравнительно – сопоставительный анализ двух легенд.

1

Урок- исследование

Анализ эпизода   «Рассказ Изергиль о своей жизни»

Тема № 8 .Обобщение  знаний -1 ч.

33

Зачетная работа.

1

Творческая лаборатория.

Зачётная работа. Проекты, презентации учащихся

34

Итоговая читательская конференция.

1

Урок- конференция

Индивидуальные   и групповые выступления учащихся

ИТОГО

34ч.


Раздел V.Учебное и учебно-  методическое обеспечение

Литература

Альбеткова Р.И. От слова к словесности.- Журнал « Русская словесность», № 4, 2002.

Гинзбугг Л.Я. О литературном герое.- Л.,1979.

Гиршман. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. – М., 1981.

Голуб И.Б. Источники выразительности художественной речи. – Журнал «Русская речь», № 2, 1980.

Горбушин О.Ю. О лингвистическом анализе стихотворного текста на уроке. – Журнал « Русский язык в школе», № 3, 1991.

Горбаневский М. В. В мире имён и названий. – М.. 1988.

Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие 10-11 класс.- М.,1996.

Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии XIX-XX вв. - М.: Наука, 1985.

Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе.- М.-Л.,1966

Добин Е.О. искусство детали.- Л.,1975.

Иванов В.В. и др. Ещё раз о традиционной поэтической символике. - Журнал «Русский язык в школе», № 4,5, 1977.

Коганович С.Л.Технология обучения анализу поэтического текста.- Журнал « Русская словесность», № 1, 2003.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок.- Воронеж. Учитель, 2001.

Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2000.

Маймин Е. А. Опыты литературного анализа.- М., Просвещение,1972.

Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения. - Журнал  «Литература в школе»,  № 8, 1998.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

 Пащук Н.М. Учимся анализировать поэтический текст. - Журнал « Русская словесность», № 2, 1999.

Семёнов Я. Троп. – Журнал « Литературная учёба» , № 1, 1987.

Солганик Г.Я. Стилистика текста.- М., 2002.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом .-М., 1986.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

Штильман С.Л.. Живая вода интерпретации.- Журнал « Русская словесность», № 5, 2002.

Эпштейн М. О. О значении детали в структуре образа. – Журнал « Вопросы литературы»,  № 1, 1984.

 Интернет- ресурсы

http://www.gramota.ru/ 

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html.

 http://slovnik.hgsa.ru/ 

 http://www.slovari.ru 

 http://www.edu.ru

 http://www.profile-edu.ru

http://festival.1september.ru/articles/509353


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по литературе 11 класс

Элективный курс по литературе "Серебряный век: история, искусство, поэзия" предназначен для учащихся 11 классов, рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год) и позволяет  углубить знания учащихся ...

Программа элективного курса по литературе 11 класс

Программа элективного курса по литературе в 11 классе 34 часа (1 час /неделю)...

Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс

Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс...

Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса

Рабочая программа учебного курса по литературе 7   класса...

Элективный курс по литературе 11 класс

Программа элективного курса по литературе в 11 классе...

Элективный курс по биологии 5 класс "Тайны живого"

Календарно-тематическое планирование по билогии 5 класс по ФГОС.Элективный курс"Тайны живого"...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС «ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа предлагает для изучения произведения русской литературы второй половины ХХ века. Элективный курс по литературе предназначается  для учащихся, проявл...