ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС «ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предлагает для изучения произведения русской литературы второй половины ХХ века. Элективный курс по литературе предназначается для учащихся, проявляющих интерес к изучению литературы. Занятия ведутся с постепенным усложнением форм и методов учебной работы. Многообразие приемов и форм обучения - необходимое условие углубленного изучения литературы, источник развития литературных интересов и способностей учащихся.
Содержание уроков элективного курса литературы в старших классах - отдельные произведения, темы, авторы.
Цели:
- расширение и обогащение представления о действительности, нравственных исканиях людей;
- подготовка юношества к жизни, самоопределению в обществе, выбору жизненного пути;
- развитие нравственных чувств и суждений;
- формирование навыка работы с периодической и литературной критикой.
Задачи:
- расширять представление школьников о русской литературе;
- научить пользоваться словарями, справочной литературой, критическими статьями;
- развивать умение систематизировать и правильно оформлять материалы;
- формировать активную жизненную позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_literature_10_klass.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС
«ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предлагает для изучения произведения русской литературы второй половины ХХ века. Элективный курс по литературе предназначается для учащихся, проявляющих интерес к изучению литературы. Занятия ведутся с постепенным усложнением форм и методов учебной работы. Многообразие приемов и форм обучения - необходимое условие углубленного изучения литературы, источник развития литературных интересов и способностей учащихся.
Содержание уроков элективного курса литературы в старших классах - отдельные произведения, темы, авторы.
Цели:
- расширение и обогащение представления о действительности, нравственных исканиях людей;
- подготовка юношества к жизни, самоопределению в обществе, выбору жизненного пути;
- развитие нравственных чувств и суждений;
- формирование навыка работы с периодической и литературной критикой.
Задачи:
- расширять представление школьников о русской литературе;
- научить пользоваться словарями, справочной литературой, критическими статьями;
- развивать умение систематизировать и правильно оформлять материалы;
- формировать активную жизненную позицию.
Для успеха урока существенное значение приобретает знание и учет жизненных и читательских интересов школьников. Здесь в действие вступают различные факторы и побуждения: увлеченность чтением, психологический настрой, стремление к самообразованию, самовоспитанию, осмыслению цели жизни, интерес к общественным событиям.
Но восприятие произведения часто остается на уровне поверхностно-эмоциональных оценок, непонятными остаются идейно-художественные достоинства текста, творческое своеобразие писателя. Поэтому необходима целенаправленная аналитическая работа по углублению первоначального восприятия, осмыслению ведущих проблем произведения, стилевых, жанровых, композиционных особенностей, авторской позиции.
Формы работы:
- устные журналы, беседы;
- читательские конференции;
- исследовательская деятельность;
- лекции;
- практические занятия;
- диспуты.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1. Общественно-исторические проблемы в литературе.
2. Деревенская проза.
Жизнь деревни в произведениях В. Шукшина, В. Белова, В.Распутина.
3. Рассказы В. Шукшина.
«Меня больше всего интересует «история души».
4. Рассказы В. Белова. Любовь к родной природе.
5. В. Распутин. «Пожар». Пожар в человеческих душах.
6. В. Распутин. «Прощание с Матёрой». Природа и мы. Народ, его история, его земля, уважение к памяти потомков.
7. О сталинских репрессиях и лагерях.
В.Шаламов. «Колымские рассказы». Нравственные конфликты, порожденные сталинской эпохой. Палачи и жертвы.
8. А.Приставкин. «Ночевала тучка золотая». Сбережем наш общий дом.
9. Г.Владимов. «Верный Руслан». /История караульной собаки/. «Жестокая служба любви досталась Руслану…»
10. О Великой Отечественной войне. Реалистическое изображение войны в литературе.
11. В.Распутин. «Живи и помни». Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества. Нравственное величие женщины.
12. К.Воробьев. «Это мы, Господи!» Героика военных будней. Ненависть к фашизму.
13.В.Быков. «Сотников». Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальных условиях.
14. Война в Афганистане.
Св. Алексиевич. «Цинковые мальчики». Нравственные основы личности в трагических коллизиях войны. Художественно-документальный жанр в литературе о войне.
15. А. Проханов. «Кандагарская застава». Художественное исследование поведения человека в условиях войны.
16. О нравственных проблемах. Борьба добра со злом.
17. В.Астафьев. «Царь-рыба». Утверждение нравственных законов отношения человека к миру. Трудолюбие, благородство Акима. Значение образов природы.
18. О молодёжи.
Л.Разумовская. «Дорогая Елена Сергеевна». Психология «отчуждения» в литературе. Учитель… ученик… жизнь…
19. Л.Симонова. «Круг». На пороге самостоятельной жизни.
20. В.Распутин. «Женский разговор». Связь поколений.
21. Тема коллективизации в литературе.
В.Белов. «Кануны». Хроника конца 20 годов. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй-кормилицей.
22. С.Антонов. «Овраги». Тема деревни, её сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов.
23. О сталинских репрессиях. Обращение к трагическим страницам истории страны. Размышления о человечности и возможностях её проявления в бесчеловечных условиях.
24. А.Рыбаков. «Дети Арбата». «35-й и другие». Нравственные конфликты, порожденные сталинской эпохой, их влияние на последующую жизнь общества, на формирование народного сознания.
25. В.Тендряков. Рассказы «Параня», «Хлеб для собаки» и другие. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
26. А.Бек. «Новое назначение». Публицистическая направленность художественных произведений. Анализ административной системы в романе.
27. О Великой Отечественной войне. Война и духовная жизнь общества.
В.Некрасов. «В окопах Сталинграда». Военное лихолетье в народной истории. Душевная стойкость человека.
28. В.Астафьев. «Прокляты и убиты». Человек на войне, правда о нём.
29. Природа и экология.
Г.Медведев. «Чернобыльская тетрадь». Судьба народа и судьба природы. Философское осмысление проблемы технического прогресса и необратимого вмешательства в жизнь природы.
30. В.Маканин. «Где сходилось небо с холмами». «Кто не любит природы, не любит человека». /Достоевский/
31. О молодёжи.
С.Каледин. «Стройбат». Современная армия. Нравственная проблематика и художественные особенности произведения.
32. А. Лиханов. «Невинные тайны». Тема «отцов и детей» в повести.
33. В.Токарева. «Вместо меня», «Я есть. Ты есть. Он есть». Сложности человеческих отношений.
34. Итоговое занятие. Литература… жизнь… я.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ
К окончанию 10 класса учащиеся должны уметь:
- находить общие черты в произведениях определенного литературного периода;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- оценивать тематику произведения;
- давать оценку произведению в контексте времени;
- отличать преходящие и вечные ценности;
- соотносить авторский замысел и его воплощение;
- выявлять традиции и новаторство в творчестве писателя.
ЛИТЕРАТУРА
1. ВАЙЛЬ П., Генис А. Проза Т.Толстой//Звезда.-1990, №8.
2. Вуколов Л. Современная проза в выпускном классе. М Просвещение, 2002.
3. Генис А. Т.Толстая// Звезда.-1997, № 9.
4. Горн В. Василий Шукшин. М: Просвещение, 1993.
5. Емельянов Л. Василий Шукшин. Л., 1983.
6. Иванова Н. О прозе новой волны//Дружба народов, 1989, №7.
7. Коробов В. Василий Шукшин. М: Современник, 1988.
8. Кузнецов Ф. Самая кровная связь. Судьба деревни в современной прозе. М: Просвещение, 1987.
9.Липин С. Закон тайги// Человек глазами природы. М.: Сов. Россия, 1985.
10. Минохин М. Современная советская проза о подвиге народа. М.: Просвещение, 1982.
11. Панкеев И. Валентин Распутин. По страницам произведений. М.: Просвещение, 1990.
12. Попанов В. Литература на исходе столетия// Звезда.-1991, №3.
13. Сиротинская И. О.Варламе Шаламове// Литературное обозрение. 1990, №10.
14. Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы// Октябрь.-1991, №3.
15. Хвост ящерицы, или две попытки прочтения Л. Петрушевской//Дружба народов.- 1998, №4.
16. Шкловский С. Варлам Шаламов. М.: Знамя, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории Казахстана на тему "Народное образование и литература Казахстана во второй половине XIX века"
Интегрированный урок (история Казахстана и казахская литература) с применением технологии развивающего обучения....
Тест по теме «Литература второй половины XIX века и XX века»
Тест по теме "Литература второй половины XIX века и XX"Выявить усвоение темы....
Литература и искусство второй половины 19 века
В материале представлен иллюстративный материал для анализирования учащимися....
Использование проблемного метода обучения на уроках литературы (на примере урока по теме: Евгений Базаров - образ "нового человека" в русской литературе второй половины XIX века).
Разработка урока литературы в 10 классе....
Презентация к вводному уроку в 10 классе "Русская литература второй половины XIX века"
Основные принципы. Западники и славянофилы....
Культурное пространство империи во второй половине XIX века: русская литература (История России. 9 класс)
Тема: Культурное пространство империи во второй половине XIX века: русская литература (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я.Параграф 31 «Культурное прос...
Программа кружка «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» 11 класс
Данный кружок предназначен для учащихся 11 класса, призван дополнить основной курс литературы и расширить представление учащихся об историко-литературном процессе в России ХХ века.Программа круж...