Элективный курс по биологии 5 класс "Тайны живого"
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по билогии 5 класс по ФГОС.Элективный курс"Тайны живого"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_biologii_5_klass.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фаначетская средняя общеобразовательная школа № 9»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Тайны живого»
5 класс
Срок реализации: 1 год.
Составитель:
Филиппова Галина Александровна
учитель биологии и химии
с. Фаначет, 2015.
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Тайны живого» рассчитана на учащихся 5 класса.
Курс расширяет умственный кругозор школьников, развивает их познавательные интересы. Более широкий круг биологических знаний, проникновение в сущность явлений живой природы должны способствовать успешному изучению биологии как очень интересного и увлекательного предмета. Учебный курс дает высокую ступень дифференциации обучения, поскольку учащиеся изучают углубленно этот предмет, с четко очерченной системой знаний, умений и навыков и приобретают их, как и на обязательных уроках, в определенной последовательности. Курс дает дополнительные знания учащимся, побуждает их прочитывать биологическую литературу, проявлять интерес к изучаемому предмету. В процессе углубленного изучения биологии необходимо осуществлять профориентацию их на биологические, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические специальности, которые всегда востребованы, особенно в сельской местности.
Цель: повысить интерес учащихся к изучению предмета «биология» через формирование углубленных знаний, исследовательскую деятельность.
Задачи:
- развивать стремление у учащихся получать дополнительные знания методом поиска информации;
- развивать творческие способности, умение самостоятельно мыслить, думать, выполнять практические задания;
- развивать критическое мышление, умение работать в парах, малых группах;
- вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями основ биологической науки;
-воспитывать любовь к природе, всему живому.
Место курса в образовательном процессе
Учебный курс «Тайны живого» позволит:
- углубить биологические знания учащихся;
- воспитать интерес к жизни растений и животных, бережное отношение к природе;
- ознакомить учащихся через экскурсии и опыты с сельскохозяйственными профессиями, что на данный период очень актуально;
- удовлетворить любознательность учащихся о живой природе;
- укрепить осознание роли человечества в дальнейшем совершенствовании всей жизни на нашей планете.
Преподавание курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Методика преподавания курса
Предполагается применение технологии критического мышления.
Используются общедидактические методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, обобщающие и другие.
Формы работы: парные, индивидуальные.
Творческая активность учащихся проявляется в следующих формах:
1. Постановка опытов.
2. Написание докладов, рефератов.
Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
Составление слайдового материала, презентаций.
Охрана природы родного края.
Обработка собранного материала.
Подготовка к участию в научных проектах.
Предполагаемые результаты. Основные умения учащихся.
В результате освоения курса учащиеся научатся:
- самостоятельно работать с источниками информации, оказывать помощь слабоуспевающим учащимся из группы;
- заниматься эффективными методами исследований растений и животных;
- принимать активное участие в предметных олимпиадах;
- собирать и систематизировать гербарный материал, фиксировать влажные препараты, проводить опытные образцы прививок в школьном саду.
Позиция педагога
Руководящая роль принадлежит ученикам, перед которыми учитель ставит задачу, а они находят поиск к решению этих задач. Учитель направляет работу учащихся в правильное русло, помогает если возникают трудности в основном выступает в роли « наблюдателя» тем самым давая возможность учащимся критически мыслить. Учитель намечает объекты для исследования, виды и методы работы. Результаты элективного курса зависят от того, как и в какой степени учитель сам занимается исследовательской работой, и как он сумел заинтересовать учеников. Он должен хорошо знать методику преподавания курса, уметь четко и грамотно проводить практические занятия.
Содержание учебного курса «Тайны живого»
Клетка и организм (2 часа).
Мир животных и растений как единое целое. Микроскопическое строение животной и растительной клетки. Группы клеток. «Клетки санитары». Тайны природы, открытие при помощи микроскопа.
От одноклеточного организма до человека (2 часа).
Возникновение жизни из неживого. Переход от простых форм к более сложным. Амебы, инфузории, полипы. Родословная человека и животных. Земная кора - грандиознейший музей, великая летопись живой природы.
Невидимый мир (3 часа).
Разнообразие водных простейших. Растения- невидимки. Польза и вред микроскопических водорослей. Грибки - паразиты. Разнообразие бактерий.
Чудеса живой природы (2 часа)
Самоисцеление или регенерация. Регенерация как степень развития организма. Самокалечение или аутотомия. Прививка или «сборное растение». Садовод Иван Владимирович Мичурин. Трансплантация тканей и органов.
Животные «Светлячки» (2часа).
Поверхность моря, микроскопические ночесветки. Погружение в море -медузы, светящиеся рыбы. Морское дно - светящиеся черви и моллюски.
Светящиеся животные-обитатели суши. Микроскопические организмы, которые излучают свет.
Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (2часа).
Строительное искусство водных животных. Строительный инстинкт птиц. Замечательные постройки насекомых. Два миллиона разных жизней. Замечательные постройки термитов.
Чадолюбивые отцы (2 часа).
Интереснейшие явления живой природы. Самец колюшки - задорное создание. Костяной крючок самца рыбы куртус. Роль самца жабы - повитухи.
Цветы и насекомые (2 часа).
Цветы и насекомые - два мира. Разнообразие насекомых-опылителей. Роль в природе и жизни человека.
Растения-хищники (1 час).
Странные растения. Роль ловчих снарядов насекомоядных растений.
Потомки вымерших деревьев (1 час).
Плаун - вымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Хвощи - накопители кремнезема.
Формы и краски в мире животных (2 часа).
Разнообразие организмов, особенности их строения и окраски. Мимикрия. Покровительственная окраска и защитная форма.
Соратники человека (1 час).
Разнообразие насекомых - помощников человека. Места обитания, жизненные циклы.
Шелковичные гусеницы (2 часа).
Жизненный цикл тутового шелкопряда. Болезни тутового шелкопряда. Дубовый шелкопряд.
Друзья и враги человека в сельском хозяйстве (3 часа).
Майский жук - жестокий бич деревьев. Разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства. Методы борьбы с ними. Пернатые друзья человека.
Непризнанные друзья (кроты, ежи, землеройки.)
Борьба и взаимопомощь в природе (2 часа).
Защитные приспособления растений. Защитные приспособления животных.
Симбиоз растений и животных. Взаимопомощь как надежное орудие за существование.
Регуляторы жизни (2 часа).
Роль желез внутренней секреции. Роль щитовидной железы в жизни человека и животных. Особые гормоны, вырабатываемые щитовидной железой.
Размножение животных и растений (2 часа).
Единство живой природы. Размножение у растений. Размножение у простейших. Размножение у животных.
Итоговое занятие (1 час).
Полученные знания - в жизнь. Парад знаний.
Тематический план курса «Тайны живого»
№ | Наименование темы | Виды деятельности | Форма контроля | Оборудование | |
Дата проведения | |||||
Клетка и организм (2 часа) | |||||
1 | Микроскопическое строение животной и растительной клетки | Рассказ учителя. Показ видеофильма. | Практическая работа | Видеофильм, проектор, ноутбук, микроскоп, готовые микропрепараты | |
2 | «Клетки санитары» | Работа с наглядным материалом | Сообщение. | Микроскоп, микропрепараты | |
От одноклеточного организма до человека (2 часа) | |||||
3 | Возникновение жизни из неживого | Частично-поисковый | Сочинение | ||
4 | Родословная человека и животных | Беседа | Составление схем | ||
Невидимый мир (3 часа) | |||||
5 | Растения - невидимки | Беседа. Работа с микроскопом | Сообщение | Микроскоп. Микропрепараты одноклеточных растений | |
6 | Разнообразие бактерий | Практическая работа. Беседа | Составление схем Бактерии в комнате и атмосфере | ||
7 | Грибки - паразиты | Работа с микроскопом, энциклопедией | сообщение | Микроскоп. Плесневый гриб мукор | |
Регуляторы жизни (2 часа) | |||||
8.-9. | Роль щитовидной железы в жизни человека и животных | Рассказ учителя. Частично-поисковый | Сообщение. Работа в малых группах. | ||
Животные «Светлячки» (2 часа) | |||||
10 | «Светлячки» - обитатели моря | Работа с дополнительной литературой. Рассказ учителя | Реферат. Работа в паре | Видеофильм, проектор, ноутбук | |
11 | «Светлячки»- обитатели суши. | Просмотр видеофильма | Сообщение. Работа в малых группах | Видеофильм, проектор, ноутбук | |
Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (2 часа) | |||||
12 | Искусство водных животных и птиц | Просмотр видеофильма, дополнительной литературы | Сообщение. Работа в парах. | Видеофильм, проектор, ноутбук | |
13 | Замечательные постройки насекомых | Частично-поисковый. | Реферат | ||
Чадолюбивые отцы (2 часа) | |||||
14 | Роль самцов рыб в воспитании потомства | Просмотр видеофильма | Сканворд | Видеофильм, проектор, ноутбук | |
15 | Интереснейшие явления в живой природе | Рассказ | Работа с энциклопедией | ||
Цветы и насекомые (2 часа) | |||||
16 | Два мира | Показ таблиц, видеофильма | Сообщение. Работа в парах. | Видеофильм, проектор, ноутбук. Таблицы «Насекомоопыляемые растения». | |
17 | Разнообразие насекомых опылителей | Беседа | Составление схем | ||
Растения-хищники (1час) | |||||
18 | Странные растения | Рассказ. Рассматривание таблиц | Реферат. Работа в паре | Иллюстрации, фотографии растений-хищников | |
19 | Потомки вымерших деревьев (1 час) | ||||
20 | Хвощи и плауны | Беседа. Работа с микроскопом | Сообщение | Микроскоп, хвощ, плаун. | |
Формы и краски в мире животных (2 часа) | |||||
21 | Мимикрия | Показ видеофильма | Изготовление таблицы. Работа группой | Видеофильм, проектор, ноутбук. | |
22 | Форма и окраска -инстинкт и повадки | Беседа | Составление кроссворда. Работа группой. | ||
Соратники человека (1 час) | |||||
23 | Насекомые-помощники человека | Рассказ | Составление схем | ||
Шелковичные гусеницы (2 часа) | |||||
24 | Жизнь тутового шелкопряда и уход за ним | Рассказ с показом готового наглядного материала. | Сообщение | Наглядный материал – тутовый шелкопряд. Таблица «Тутовый шелкопряд» | |
25 | Сибирский шелкопряд | Беседа, просмотр таблиц | Составление жизненного цикла. | ||
Друзья и враги человека в сельском хозяйстве (3 часа) | |||||
26-27 | Разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства | Экскурсия на школьный огород участок. Беседа с агрономом. | Сообщение о способах борьбы с вредителями. Работа в группах | ||
28 | Пернатые друзья, а также непризнанные друзья | Беседа. Просмотр слайдов | Наблюдение за птицами, кротовинами. | Видеофильм, проектор, ноутбук. | |
Борьба и взаимопомощь в природе(1 час) | |||||
29 | Защитные приспособления растений и животных. Симбиоз или взаимопомощь. | Экскурсия | Отчет об экскурсии. Презентация слайдового материала. | ||
Чудеса живой природы (2 часа) | |||||
31 | Все о регенерации животных | Рассказ. Просмотр слайдов | Реферат. Работа в группе. | Видеофильм, проектор, ноутбук. | |
32 | «Сборное растение» | Урок в школьном саду. | Практическая работа. «Прививка» | ||
Размножение животных и растений (2 часа) | |||||
32-33 | Размножение у растений и животных | Практическая работа по размножению растений на пришкольном участке. | Сообщение о размножении животных. | ||
Итоговое занятие (1 час) | |||||
34 | Парад знаний | Открытый урок | Презентация полученных знаний. Презентация слайдов, выполненных самостоятельно. | ||
35 | резерв |
Рекомендуемая литература
Околитенко Н. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 317 с.
Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 296 с.
Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 256 с.
Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. – М., ВАКО, 2009. – 192 с.
Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Место, где я живу".
Программа элективного курса "Место, где я живу". Региональный компонент....
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."
Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...
Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки". 10 класс.
Цель курса. Формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной р...
Программа элективного курса для 9 класса "Живой организм".
Программа нацелена на подготовку обучающихся к успешной сдаче ОГЭ по биологии за курс основной школы....
Элективный курс по биологии 6 класс "Физиология живых организмов"
Программа электовного курса по биологии "Физиология живых организмов" расширяет изучение учебного материала курса биологии 6 класса "Живой организм", позволяя более детльно изучить...
Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....