Урок литературы 9 класс "Произведения писателей 19 века"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Зименец Аделина Сергеевна

Урок литературы в школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorno_-_obobshchayushchiy_urok.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторно – обобщающий урок по теме: «Писатели XIX века»

 Цели:

Повторить произведения, изученные в данном разделе, определять жанр произведений, учить строить свой ответ самостоятельно по плану, данному учителем.

Работать над развитием внимания, памяти, устной связной речи.

Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование:

портреты писателей,

конверты с заданиями,

фишки

таблицы,

чтение (учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).

Ход урока

  • Вступительное слово учителя:
  • - Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: “Произведения русской литературы XIX века”.
  • На этом уроке мы должны вспомнить всё, что мы знаем о писателях золотого периода русской литературы, повторить все произведения, которые изучили в данном разделе. Определить их жанр.
  • Урок пройдёт в форме игры.
  • Ответы команды оцениваются по шкале:
  • “отлично” - красная фишка.
  • “хорошо” - синяя фишка.
  • “удовлетворительно” - зелёная фишка.
  • “за активность” - желтая фишка (она влияет на итоговую оценку, т.е. прибавляет баллы)

Организационный момент.

Разделитесь на 2 команды. Команда «Знатоки» и команда «Умники»

Сейчас мы должны настроиться на игру.

Для этого возьмитесь за руки.

Почувствуйте поддержку и дружеское тепло ваших рук.

Улыбнитесь друг другу!

Скажем хором:

Мы готовы к игре! Мы победим!

II. Разминка.

Уж коль мы заговорили о писателях 19 века, давайте вспомним, с кем из них мы познакомились?

А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, А.П. Чехов.

Разминка.  Перед вами портреты писателей. Рассмотрите их внимательно. Вспомните их имена и подпишите каждый портрет.

(на доске висят портреты – ученики должны приклеить соответствующие надписи под каждым)

III. Первый тур игры, второй тур, третий тур.

Зачитывается задание для каждой команды:

- Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, угадайте о произведениях какого поэта или писателя пойдёт речь.

Даётся время для обдумывания ответа.

Отвечает несколько человек из команды.

Оценивание ответа.

Задания для знатоков:

Конверт №1

Задание 1

По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.

“Поэт родился в Москве в начале июня, в тёплый солнечный день, когда по всему городу разносился запах сирени и цветущего тополя. Таким же ярким и солнечным, как день его рождения, стало творчество поэта, гения русской литературы”

(В 12 лет родители отдали сына учиться в Царскосельский лицей).

(А.С.Пушкин).

Вопросы:

- Какие произведения А.С. Пушкина мы изучали в 9 классе?

Определите жанр произведений:

“Руслан и Людмила ” (поэма)

“Барышня-крестьянка” (повесть)

- Докажите.

Поэма “Руслан и Людмила”

- Назовите главных героев поэмы. (Руслан, Людмила, Черномор,)

- Назовите претендентов на руку Людмилы. (Руслан, Рогдай, Ратмир, Фарлаф).

- Определите имя, какого из названных героев пропущено. Попробуй узнать каждого из них на иллюстрации. Обоснуйте своё мнение.

Когда ------------- неукротимый,
Глухим предчувствием томимый,
Оставя спутников своих,
Пустился в край уединённый… (Рогдай)
В то время доблестный -------------,
Всё утро сладко продремав,
Укрывшись от лучей полдневных,
У ручейка, наедине,
Для подкрепленья сил душевных,
Обедал в мирной тишине. (Фарлаф)
Узнай, ---------------: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощный обладатель гор. (Руслан)
______________ - молодой хазарский князь. (Ратмир)

Повесть “Барышня крестьянка”.

- Почему Лиза не хотела встречаться с Алексеем Берестовым? (Стр. 94)

- Почему Алексей не узнал Лизу? (стр. 95)

- Попробуйте закончить повесть за автора.

Задание 2

- По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.

“До 13 лет мальчик воспитывался в Тарханах – пензенском имении своей бабушки. Она делала всё для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернёров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским, немецким. Английским, читал по-латыни, играл на флейте, скрипке и фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи, прекрасно рисовал и лепил”

(Лермонтов М.Ю.)

Вопросы:

- В каком году М.Ю. Лермонтов написал стихотворение, которое сразу же сделало его известным. Назовите это стихотворение. (1837 год, Смерть поэта.)

- Во сколько лет и как погиб М.Ю. Лермонтов. (27 лет, на дуэли)

- Назовите произведения, которые вы изучали в 9 классе.

- Определи название и жанр произведения по данным строчкам.

“Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба открытая?” (“Тучи”Лирическое стихотворение)

“О счастье! Он жив, он скалу ухватил,
В руке ожерелье, но мрачен как был” (Баллада.)

“Видит: лежит на песке золотом
Чудо морское с зелёным хвостом” (“Морская царевна” Баллада.)

- Какие события описывает автор в балладах: выдуманные или исторические?

Приготовьтесь читать наизусть стихотворение “Тучи”

Конверт №2

Задание 1

- По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.

“Поэт родился в селе Новосёлки Орловской губернии. Своим отцом считал богатого помещика Афанасия Шеншина, но когда мальчику было 14 лет, открылась правда о его рождении.

Мальчик рос в имении приёмного отца, считая себя его настоящим сыном. Когда обман открылся, ему было предписано взять фамилию матери”

(А.А.Фет)

Вопросы:

- Назовите настоящую фамилию Афанасия Афанасьевича. (Фёт)

- Как фамилия Фёт превратилась в Фет.(ошибка наборщика в типографии)

- Когда начинает писать стихи? (будучи учеником немецкого пансиона, в Московском университете, став помещиком)

- Когда впервые появились сборники его стихотворений? (1880 году, ему 60 лет)

Приготовьтесь рассказать наизусть одно из стихотворений А.А.Фета.

Задание 2

- По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.

“Мальчик видел, как плакала мать, очень жалел и любил её. Она умерла рано. Став известным поэтом, посвятил ей несколько стихотворений, в которых вспоминал “печальный взор” матери, её “тихий шаг”, “бледную рука”, ласкавшую его”

(Н.А. Некрасов)

Вопросы:

- Назовите произведение, которое Н.А. Некрасов посвятил матери. В каком году оно написано? (Рыцарь на час.1862) Назовите жанр этого произведения.

Приготовьтесь читать выразительно, передайте при чтении глубокую печаль и тоску поэта.

Конверт №3

Задание 1

По данным строчкам определите, творчество какого писателя мы будем повторять.

“…родился в 1809 году на Украине в семье небогатого помещика. Детские годы писателя прошли в имении родителей недалеко от села Диканька, края легенд, поверий преданий.

(Н.В. Гоголь)

Вопросы:

- Какое произведение Н.В. Гоголя вы изучали на уроках? (Майская ночь, или Утопленница.)

- Подготовьте пересказ легенды, которую поведал Левко Ганне, от лица панночки.

Задание 2

-По данным строчкам определите, творчество какого писателя мы будем повторять.

“Родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. Жили тесно в небольшом доме на втором этаже. Внизу была лавка, где торговал всякой мелочью отец и, где приходилось работать его детям” (А.П. Чехов)

Вопросы:

- С какими видами деятельности сочетал А.П. Чехов профессию писателя?

(учёба в гимназии, уроки детям богатых родителей, учёба в университете, работа земским врачом в больнице, приём больных, бесплатно лечит крестьян, организует столовые, участвует во всеобщей переписи населения, создаёт в Таганроге библиотеку, снабжает её книгами)

- Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?

(врождённое остроумие, жизнестойкость, весёлость, искрящийся юмор, громкий смех)

- Прочитать отрывок рассказа “Пересолил” по ролям выразительно.

Страница 156-161.

ФИЗМИНУТКА.

Встать – потянуться, привести себя в порядок. Прочитать выразительно стихотворение в цифрах – какая команда лучше?

V. Четвёртый тур.

Выбор лучшего игрока (выбирает команда)

- Вы должны посоветоваться друг с другом и выбрать из членов своей команды лучшего игрока.

Задание:

- Соедини данные строчки стихов с портретом их автора

“Ветер по морю гуляет …
И кораблик подгоняет”

А.С. Пушкин

“ Белеет пару одинокой
В тумане моря голубом!”

М.Ю. Лермонтов

“Однажды в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.”

Н.А.Некрасов

“Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?”

Н.А.Некрасов

“Это утро, радость эта,
эта мощь и дня и света,
Это синий свод.”.

А.А.Фет

“Помню я: старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала…”

А.А.Фет

“Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид
Восстал он против мнений света”

М.Ю. Лермонтов

“Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила…”

А.С.Пушкин

- Лучший из знатоков тот, кто сделает правильно и быстро.

VI. Итог урока.

- Произведения, каких писателей мы сегодня повторяли?

- Назовите произведения этих писателей.

VII. Оценки.

- Подсчёт фишек. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей начала 18 века

Опыт использования новых технологий для повышения мотивации учащихся к чтению...

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет  понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)

Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...

Контрольная работа по литературе. «Творчество писателей первой половины 20 века». 5класс.

Задания с выбором ответа, с кратким ответом, направленные на выявление знаниия текстов произведений....

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...