"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.
статья по литературе (11 класс) по теме

Зайцева Ирина Николаевна

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоциональное восприятие действительности  обучающимися и отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro-cel_zhizni.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория,

МОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»

Тимского района Курской области

        «ДОБРО ЕСТЬ ВЕЧНАЯ, ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ»

                                                       Как бы мы ни понимали добро,

                                                                   жизнь наша есть не что иное,

                                                                   как стремление к добру.

                                                                                               Л.Н.Толстой

    Сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. В.И.Даль в «Большом толковом словаре русского языка» не даёт определения духовности, но говорит о духе, «обитателе не вещественного, а существенного мира; относя это слово к человеку, иные разумеют душу его, а в «духе» видят искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному; сила души, крепость и самостоятельность, отважность и решимость». Духовность, по С.И.Ожегову и Н.Ю.Шведовой, - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Уроки литературы должны стать поистине «уроками нравственного прозрения».

    Программный материал для 11 класса (Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной)  представляет для этого большие возможности. Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность.

    Педагогическими условиями, способствующими активизации процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся старших классов на уроках являются:

  1. сочетание традиционных форм обучения с инновационными;
  2. учёт особенностей социокультурного окружения школы для построения социально-значимой деятельности старшеклассников;
  3. интеграция учебных и внеклассных форм деятельности (экскурсии, тематические вечера, встречи и т.п.)

    Особо остро на сегодняшний момент развития современного технологического общества встаёт вопрос о скором «умирании» деревни: сокращения численности населения, закрытие или реорганизация школ – культурных центров села, безработица. Эта проблема волей-неволей затрагивает жизненные интересы подрастающего поколения, молодых граждан села. Эта проблема волновала ещё в 60-90-е годы XX века таких писателей, как В. Распутин, В.Астафьев, В.Шукшин, давших миру очерки «деревенской прозы».

     Задачами изучения произведений данных писателей являются:

  1. раскрытие смыслового и системообразующего значения «деревенской прозы», способствование активному освоению учащимися лучших образцов отечественного искусства;
  2. представление ориентиров добра и истины в образцах культурных произведений и жизни на основе веры, надежды, любви, способности к сопереживанию;
  3. воспитание любви и уважения к родине, её народу и его святыням.

  Какими способами человек может познать себя? Их несколько? Это – сравнение себя с другими людьми, самонаблюдение и анализ (А.Мудрик 2001). Поэтому духовно-нравственное развитие личности обучающегося на уроках литературы – это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы школьника через осмысление художественного произведения с опорой на жизненный опыт и личные впечатления.

   Ориентиры добра, уважения к родине, её народу  и его святыням предлагается рассматреть на примере повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Диалогическое взаимодействие на учебном занятии успешно реализуется в процессе деловой дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом. Воспитывать духовно-нравственные ценности в детях нужно опираясь на содержание текста, толкование духовно-нравственных понятий.

С этой целью предлагается поразмышлять над вопросами по идее повести:

  1. Понятие души и совести. Можно ли объединить эти два понятия? Пословицы, поговорки, афоризмы о совести. Какие высказывания ближе вашим жизненным принципам?
  2. Анализ эпизода разорения кладбища. Свои и чужие. Уважение памяти предков.
  3. Образы-символы в повести: самовар – семейное единение, изба – храм, «царский листвень», Хозяин острова – живая душа природы.
  4. Подберите однокоренные слова к слову Матёра (мать, материк). Что значат эти слова в повести?
  5. Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли, сами по себе, - ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё, что смогли, а там «хоть потоп»?
  6. Пессимистична или философична повесть В.Распутина?
  7. Сопоставьте идею повести с современностью. Какие проблемы актуальны сегодня? Приведите примеры из СМИ, Интернета, собственного опыта.

 Красной нитью через всё учебное занятие должны пройти чувства сохранения памяти, корней, родословной, традиций. Художник, задумывающийся над жизнью глубоко и серьёзно, не пройдёт мимо опыта, оставленного ушедшими поколениями. В этом смысле человеческая память – как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений – играет первостепенную роль. А без ощущения человека связи с прошлым она, память, становится ущербной, неполной. «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит», - писал  великий Гёте.

   Главная тема русской литературы – противоборство двух раздирающих душу и сердце наших стремлений – к сокровищам небесным и сокровищам земным. Человек обречён на выбор между добром и злом. Такой выбор ставит перед своими героям В.П.Астафьев в повести «Царь-рыба».

  На уроке литературы, рассматривая одну из глав, например, «Царь-рыба», подводим обучающихся к определению главной проблемы через эпиграф, в качестве которого можно взять слова Ф. Логау: «Все боятся палача, совесть редкому страшна: он за явное казнит, а за тайное – она». Предлагаем провести сравнительный анализ внутреннего и внешнего облика главного героя главы – Игнатьича.

   Игнатьич – человек, царь-рыба олицетворяет силы природы. «Так зачем же, зачем перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке. Пробил крёстный час, пришла пора отчитаться за грехи», - - говорит автор.  Проблема понятна, нужно вызвать интерес и желание в ней разобраться.

   Показывая муки совести главного героя перед лицом смерти, автор вновь и вновь поднимает вопросы отношения к памяти и опыту старших поколений, отношения к женщине, как хранительнице и продолжательнице рода человеческого, разумного использования человеком природных богатств. Так что же она, совесть, размышляем со старшеклассниками, не есть ли земная, ощутимая нами искра Божества, стремление к небесному? Через наблюдение, самоанализ приходим к выводу, что такие моральные качества и чувства, как:  благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд, не существуют в отвлечённом виде – они должны подтверждаться поступками, и, как известно, именно поступки, дела, а не слова и благие намерения доказывают, каков человек и каковы его принципы.  Обнищает человек, глухой к добру станет его душа, если возобладают в нём жадность и корыстолюбие. И только вечная, первобытная, величественная природа судит и наказывает тех, кому «удаётся спрятать себя, притаиться до поры до времени».

    Уже несколько лет в школьной программе для старшеклассников – рассказы В.М.Шукшина. Почти все рассказы Шукшина отличаются философским осмыслением жизни, многотемностью, особыми героями, которые нередко обучающимся кажутся примитивными, наивными. Отношение к ним порой у некоторых снисходительно-ироническое. В рассказах Шукшина мы сталкиваемся с героями необычного поведения. Что это за тема в творчестве писателя? Зачем она? Что хотел автор – позабавить, посмешить или, наоборот, побудить серьёзно относиться к таким людям?

Во время  чтения рассказа «Чудик» в классе улыбки, слышен смех – так милы и нелепы поступки Чудика. Следом за весельем у ребят наступает раздумье и появляются вопросы.

      Многие не воспринимают таких людей, как Чудик, серьёзно, потому что их действия выбиваются из привычного уклада, потому что, как правило, нет конкретных полезных результатов их действий. Но горячее стремление делать добро людям ничуть не меньше значимо, чем ощутимый результат поступка. Беседа об авторской позиции по отношению к своим героям выливается в разговор о перемене отношения к таким людям.

    Сегодня, когда мы говорим о возрождении духовности, на уроках литературы, русского языка, во внеурочной деятельности нужно вспоминать главную христианскую традицию – милосердие (готовность помочь  или простить ближнего из сострадания, человеколюбия). Так ненавязчиво обучающиеся должны постигать уроки нравственности, преподносимые образцами отечественной классики.  

  Обсуждение со старшеклассниками на уроках литературы вопросов совести, души, ответственности за свои поступки, любви к родине, дому, семье, заботы о ближнем, о бережном отношении к природе способствует укреплению нравственных принципов в сознании подрастающего поколения, помогает глубже проникнуть в художественное произведение, понять авторский замысел. Ведь доброе рождается только из доброго. И доброе мудрое слово писателя, учителя, наставника, нашедшее отклик в сердце ребёнка, подростка, не умирает, а всегда живёт в его памяти.

Литература:

  1. Крупина Н.А., Соснина Н.А.

Сопричастность времени: Современная литература в старших классах средней школы: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

  1. Русская советская литература 50-70-х годов: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ В.А.Ковалёв, А. И. Метченко, А.И.Хватов и др.; под ред. В.А.Ковалёва. – М.: Просвещение, 1981 г.
  2. Панкеев И.А.

Валентин Распутин. По страницам произведений. – М.: Просвещение, 1990 г. – (Школьникам о современных советских писателях).

  1. Лушникова О.Н.

Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы. pokrov-forum. ru «Лаборатория православной педагогики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"

Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение совре­менного качества образования на основ...

Дуэль: защитить честь или сохранить жизнь (на примере произведений А.С. Пушкина).

Урок литературы.Широко известно, что дуэль пришла в Россию с Запада, но в нашей стране претерпела изменения, приобрела русский колорит. В произведениях А.С.Пушкина широко представлена галерея поединко...

"Как слово наше отзовется..." (Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы)

В данной презентации рассмотрены различные формы работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Статья «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»)

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения...

Патриотическое воспитание на уроках литературы на материале произведений южноуральских писателей и поэтов

        Вопросы патриотического воспитания школьников сегодня очень актуальны.         Воспитание гражданина и патриота становится оп...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литературы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литератуы»...

Технологическая карта "Налоги, которые есть в нашей жизни"

Технологическая карта мероприятия по финансовой грамотности "Налоги, которые есть в нашей жизни" ....