Проблематика и поэтика произведений В.Т. Шаламова
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок-исследование творчества писателя и поэта Варлама Тихоновича Шаламова. Представлены анализы стихотворений поэта и анализ рассказа "Последний бой майора Пугачёва".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problematika_i_poetika_proizvedeniy_v.t._shalamova.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе
Тема
Проблематика и поэтика произведений Варлама Тихоновича Шаламова
Цель: 1) Знакомство с личностью и с творчеством В.Т. Шаламова на примере его стихотворений и рассказа «Последний бой майора Пугачёва»
2) Развитие навыков аналитического прочтения произведений поэта, писателя
3) Пробудить у обучающихся желание обратиться самостоятельно к
произведениям В.Т. Шаламова
Методические приёмы: индивидуальное сообщение ученицы, беседа, работа над текстами стихотворений В.Т. Шаламова , анализ стихотворений и работа над рассказом «Последний бой майора Пугачёва»
Тип урока – формирование и совершенствование знаний
Форма (вид) – исследование с элементами взаимного обучения
Оборудование: интерактивная доска, презентация «В. Шаламов», документальный фильм «Острова. Шаламов», песни на стихотворения В.Т. Шаламова: «Я забыл погоду детства…», «Так вот и хожу…», «Я разорву кустов кольцо…», «Ты держись моя, лебедь белая…». Тексты рассказа «Последний бой майора Пугачёва», тексты стихотворений для учащихся.
Ход урока
Звучит отрывок из рассказа «Воскрешение лиственницы» в исполнении учителя. Всем присутствующим вручают конверты с надписью «Лично и доверительно», в конвертах – стихотворения В.Т. Шаламова и ветки лиственницы.
На интерактивной доске слайд с изображением В. Т. Шаламова и тема, которую озвучивает учитель: «Проблематика и поэтика произведений В.Т. Шаламова». Вдумаемся в слова проблематика и поэтика.
Дайте, пожалуйста, лексическое толкование слову проблематика.
Примерный вариант ответа: Сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования
Поэтика:1. Теория литературы, учение о поэтическом творчестве
- Поэтическая манера, свойственная данному поэту, направлению, эпохе.
Попробуйте, ребята, сформулировать цели сегодняшнего урока.
Эпиграфом к уроку взяты слова В.Т. Шаламова :
Я жив не единым хлебом
А утром на холодке,
Кусочек сухого неба
Размачиваю в реке.
Это поэтическое кредо человека, поэта Шаламова.
На столах перед вами стихотворения В.Т. Шаламова. Выберите понравившееся, прочтите и попробуйте их прокомментировать.
Предоставляем слово литературоведу Трофимовой Светлане. Заранее подготовленная ученица рассказывает о жизни и судьбе В.Т. Шаламова.
Варлам Тихонович Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Среднее образование получил в Вологодской гимназии. В 17 лет оставил родной город и отправился в Москву. В столице юноша сначала устроился дубильщиком на кожевенный завод, а в 1926 году поступил в Московский государственный университет на факультет советского права. Самостоятельно мыслящему юноше , как и всем людям с таким складом характера, пришлось нелегко. Совершенно справедливо опасаясь сталинского режима и того, что он может повлечь за собой, Варлам Шаламов занялся распространением «Письма к съезду» В.И. Ленина. За это молодой человек был арестован и приговорён к 3 годам заключения.
Филиппов Иван читает стихотворение «Я забыл погоду детства». Затем комментирует прочитанное по схеме:
1.Какова тема стихотворения?
2.Идея стихотворения?
3. Какие ИВС использует автор?
Давайте послушаем , как звучит это стихотворение в музыкальном оформлении. (звучит песня «Я забыл погоду детства…»)
Полностью отбыв срок заключения, начинающий писатель вернулся в Москву, где продолжил литературную деятельность: работал в небольших профсоюзных журналах. В 1936 году в журнале «Октябрь» был опубликован один из первых его рассказов – «Три смерти доктора Аустино».
Вольнолюбие писателя, читаемое между строк его произведений, не давало покоя властям, и в январе 1937 года его вновь арестовали. Теперь Шаламова приговорили уже к 5 годам лагерей. Освободившись, он снова начал писать. Но пребывание на свободе длилось недолго: ведь он обратил на себя самое пристальное внимание соответствующих органов. И после того, как в 1943 году писатель назвал И.А. Бунина русским классиком, его осудили ещё на 10 лет.
Какое стихотворение подходит по смыслу?
Володин Юрий читает стихотворение «Я разорву кустов кольцо…» Затем комментирует прочитанное по схеме:
1.Какова тема стихотворения?
2.Идея стихотворения?
3. Какие ИВС использует автор?
Давайте послушаем, как звучит это стихотворение в музыкальном оформлении. (звучит песня «Я разорву кустов кольцо…» и идёт показ презентации)
В общей сложности Варлам Тихонович Шаламов провёл в лагерях 17 лет, и большую часть этого времени - на Колыме, в жесточайших условиях Севера. Заключённые, измождённые и страдающие от болезней, трудились на золотодобывающих приисках даже при 40каградусном морозе.
Какое стихотворение подходит по смыслу?
Исрафилова Алёна читает стихотворение «Белое небо. Белые снега.…» Затем комментирует прочитанное по схеме:
1.Какова тема стихотворения?
2.Идея стихотворения?
3. Какие ИВС использует автор?
В 1951 году Варлама Шаламова освободили, но сразу выехать с Колымы не позволили: ещё 3 года ему пришлось работать фельдшером. Наконец, он поселился в Калининской области, а после реабилитации в 1956 году переехал в Москву. Сразу по возвращении из заключения родился цикл «Колымские рассказы», которые сам писатель назвал «художественным исследованием страшной реальности». Работа над ними продолжалась с 1954 по 1973 год. Созданные в этот период произведения были разделены автором на 6 книг: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка , или КР-2».
В основу прозы Шаламова лёг страшный опыт лагерей: многочисленные смерти, муки голода и холода, бесконечные унижения. В отличие от А.И. Солженицына, который утверждал, что такой опыт может быть положительным, облагораживающим, Варлам Тихонович убеждён в обратном: он утверждает, что лагерь превращает человека в животное, в забитое, презренное существо. В рассказе «Сухим пайком» заключённый, которого из-за болезни перевели на более лёгкую работу, отрубает себе пальцы – только бы его вернули в шахту. Писатель пытается показать, что нравственные и физические силы человека не безграничны. По его мнению, одна из главных характеристик лагеря – растление. Расчеловечивание, говорит Шаламов, начинается именно с физических мук – красной нитью проходит через его рассказы эта мысль.
Исрафилова Оксана читает стихотворение «Ты упадёшь на снег в метель.…» Затем комментирует прочитанное по схеме:
1.Какова тема стихотворения?
2.Идея стихотворения?
3. Какие ИВС использует автор?
Последствия экстремальных состояний человека превращают его в звероподобное существо. Писатель великолепно показывает, как лагерные условия влияют на разных людей: существа с низкой душой ещё более опускаются, а свободолюбивые не теряют присутствия духа. В рассказе «Шоковая терапия» центральным является образ врача-изувера, бывшего заключённого, прикладывающего все усилия и познания в медицине, чтобы разоблачить заключённого, который , по его мнению, является симулянтом. При этом он абсолютно безучастен к дальнейшей судьбе несчастного, ему приятно продемонстрировать свою профессиональную квалификацию. Совершенно иной по духу персонаж изображён в рассказе «Последний бой майора Пугачёва». Он о заключённом, который собирает вокруг себя таких же , как он, свободолюбивых людей и погибает при попытке побега.
- У вас на столах тексты рассказа «Последний бой майора Пугачёва». На доске слайды с вопросами: тема рассказа? Идея рассказа? Своеобразие повествования?
Беседа по вопросам:
- Почему Пугачёв и его товарищи готовят побег?
(Не хотят сменять живых мертвецов. Это другой тип людей – бойцов, которых война, плен научили, как действовать в исключительных обстоятельствах. Они борются за свободу)
- Эти люди способны вмешаться в свою судьбу, но только ли в свою?
( Они убивают дежурных, солдат, за побег наказано начальство)
- Все пугачёвцы погибают. О какой же свободе идёт речь?
( Они сделали свой выбор, перед смертью они спят свободным солдатским сном. Пугачёв обещал им свободу, они получили свободу)
- В чём смысл борьбы, сопротивления?
( Они боролись за свободу и умирали свободными. В душах беглецов поселилась надежда, и они перед смертью обрели свободу)
Ещё одной темой творчества В.Т. Шаламова является идея подобия лагеря остальному миру. «Лагерные» идеи только повторяют переданные по приказу начальства идеи воли… Лагерь отражает не только борьбу политических клик, сменяющих друг друга у власти, но культуру этих людей, их тайные стремления, вкусы, привычки, подавленные желания».
К сожалению, при жизни писателю не суждено было опубликовать эти произведения на родине. Даже во время хрущёвской оттепели они были слишком смелы для того, чтобы быть изданными. Но с 1966 года рассказы Шаламова стали выходить в эмигрантских изданиях.
Емельянова Алина читает стихотворение «Так вот и хожу…» Затем комментирует прочитанное по схеме:
1.Какова тема стихотворения?
2.Идея стихотворения?
3. Какие ИВС использует автор?
Сам же писатель в мае 1979 года переехал в дом инвалидов, откуда в январе 1982 года его отправили в интернат для психохроников – в последнюю ссылку. Но добраться до места назначения ему не удалось: простудившись, писатель умирает в пути.
«Колымские рассказы» в нашей стране впервые увидели свет лишь спустя 5 лет после смерти автора, в 1987 году.
Яковлев Александр читает стихотворение «Стихи – это судьба, не ремесло» Затем комментирует прочитанное по схеме:
1.Какова тема стихотворения?
2.Идея стихотворения?
3. Какие ИВС использует автор?
Безусловно, точку в сегодняшнем разговоре поставить нельзя. Ведь много вопросов, проблем поставлено автором Шаламовым в своих произведениях.
Но, надеюсь, никто не уйдёт равнодушным после сегодняшнего урока. Послушайте, пожалуйста, ещё песню на стихи В.Т. Шаламова «Ты держись, моя, лебедь белая…» (учитель исполняет песню под аккомпанемент гитары).
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: прочитать рассказы В.Т. Шаламова «Храбрые глаза», «Сентенция», «На представку» .Прокомментировать прочитанное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
Цель урока: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся». Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе. Поговорить о великой и вечной духовн...
Брюсов Валерий Яковлевич. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова.
Цель урока: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма; дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения «младосимволистов». Показать значени...
Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....
Рабочая программа "Поэтика художественного произведения"
Настоящая рабочая программа элективного курса «Поэтика художественного произведения» по бурятской литературе для 5-6 классов...
Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Урок построен с учетом требований ФГОС. При анализе сказки "Повесть о том, как один мужик...." проводится параллель с "Робинзоном Крузо" Д.Дефо. Детям предлагается ролевая игра &la...
Урок литературы в 11 классе по теме: В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».
Варлам Тихонович Шаламов – прозаик, поэт, автор знаменитых «Колымских рассказов», одного из самых поразительных художественных документов ХХ века, ставшим обвинительным актом советск...