Брюсов Валерий Яковлевич. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.bryusov.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
- Лекция учителя.
-Вспомним, какое значение имеет выражение «серебряный век». Какова суть этой метафоры?
Понятие «серебряный век» относится, прежде всего к поэзии. Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм – литературно-художественное направление, считающее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание, в отличие от аллегории – однозначного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.
Многие художественные открытия и философские идеи XX века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900). Он верил в спасительную миссию Красоты. Посредником в достижении всеединства – воплощение вечно-женственного начала в мистических образах Души и Мира, Премудрости Божией, Софии. Вечная Женственность у Соловьева – объект платонического культа и созерцательного любования, а не действия, предполагающего ответное чувство. Соловьев был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение миров иных сквозь мнимую, иллюзорную действительность.
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете? (1892)
Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его последователей – символистов.
Творческие основы символизма дал Д.С.Мережковский (1866-1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям предстояло возродить литературу, совершив огромную переходную и подготовительную работу. Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В Москве в 1894 году вышло 3 сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные (экзистенциализм – философия существования – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф… Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами): Жизнь, Смерть, Бог.
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный их принцип – «искусство для искусства». Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (1895):
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
-Каковы особенности этого стихотворения?
Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; светопись: фиолетовый, лазоревый (красный); звукопись: ярко выраженную аллитерацию – созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков. Музыка для символистов – высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные приемы в поэзии. Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим, как постепенно создается образ творчества, заявленный в названии стихотворения – он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.
Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий.
Поэты – символисты ориентировались на особого читателя. Это не потребитель, а соучастник творчества, соавтор. Стихотворение должно было не только передавать мысли и чувства автора, но и будить в читателе его собственные мысли и чувства, обострять его восприятие, развивать интуицию, вызывать ассоциации. Поэты – символисты широко использовали мотивы и образы разных культур, художественные цитаты. Излюбленным источником художественных реминисценций служила греческая и римская мифология. Символисты не только обращались к готовым мифологическим сюжетам, но и творили собственные мифы – они считали это средством слить воедино жизнь и искусство. Это характерно для поэтики В.Иванова, А.Белого, раннего А.Блока, Ф.Сологуба.
В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младосимволисты» вдохновлялись трудами Ницше, Шеллинга, Соловьева. Символизм для них был не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни. Значение, по мнению младосимволистов, имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Язык этой новой поэзии – язык символов. Вячеслав Иванов писал6 «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине».
Наиболее ярко идеи младосимволистов выразил А.Блок. ранние стихи Блока (1901-1904) наполнены эпитетами в честь Прекрасной Дамы: Лучезарное виденье, Таинственная Дева, Величавая Вечная Жена, Святая, Царевна, Закатная Заря, Непостижимая:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нем множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычно музыкальна. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.
Поэзия В.Я.Брюсова (1873-1924).
II. Реализация индивидуального домашнего задания.
- Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических дарований, и Валерий Яковлевич Брюсов – одно из наиболее ярких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Это был «живой классик».
- Слушаем сообщение обучающегося о биографии Брюсова.
III. Лекция учителя.
Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было уточнить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.
В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного. Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличиях. Иногда – как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь,/Она в степях блуждает вольной серной…». Чаще – в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы. Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований,/Этот мир из серебра!;… Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства» («Отреченье»):
Довольно! Надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви.
Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству («Юному поэту»).
Брюсов требовал права поэта на свободу. Лирический герой свободно перемещается во времени и в пространстве, и в стихии творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает «сплетения роковые» мира, его противоречия, обретает новые «дали духа»:
Непоколебимой истине
Не верю я давно.
И все моря, все пристани
Люблю, люблю равно.
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я!
Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Нить Ариадны», 1902; «Антоний», 1905). Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, духа движения города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой – ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба города с людьми. Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалипсической гибели.
Стихотворение 1905 года содержит обобщенный, философский отклик:
На площади, полной смятеньем,
При зареве близких пожаров,
Трое, став пред толпой,
Звали ее за собой.
Первый воскликнул: «Братья,
Разрушим дворцы и палаты!!
Разбив их мраморы, мы
Увидим свет из тюрьмы!»
Другой воскликнул: «Братья,
Разрушим весь дряхлый город!
Стены спокойных домов –
Это звенья старинных оков!»
Третий воскликнул: «Братья,
Сокрушим нашу ветхую душу!
Лишь новому меху дано
Вместить молодое вино!»
Лирический герой жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает и свободу творчества («Кинжал», 1903). В «Кинжале» лирический герой – тоже горд, силен, уверен в себе: «Я – песенник борьбы,/Я вторю грому с небосклона». Брюсов – поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» - логичное развитие мысли, тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,/И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфа объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей:
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, - затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.
Соответствует высокому настрою стихотворения и лексика – возвышенная, звучная, торжественно-приподнятая. Интонации и синтаксические конструкции приближают «Кинжал» к высокой ораторской речи. Строгая организованность, гармоничность, стройность стихотворения типичны для творчества Брюсова в целом.
В современной жизни и в глубине веков поэт выявляет высокое, достойное, прекрасное и утверждает это в своей поэзии в качестве образцов, основ человеческого существования.
Задания по творчеству В.Я.Брюсова см. стр. 108 – 113.
Д.З. Выучить на выбор стихотворение К.Бальмонта, проанализировать его. Сообщение о биографии поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Валерий Яковлевич Брюсов. Лирика
Данная презентация предназначена для урока литературы в 11 классе при изучении творчества В. Брюсова...
Проблематика и поэтика произведений В.Т. Шаламова
Урок-исследование творчества писателя и поэта Варлама Тихоновича Шаламова. Представлены анализы стихотворений поэта и анализ рассказа "Последний бой майора Пугачёва"....
Урок "Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете".
Уроки литературы по творчеству Н.А.Некрасова в 5 классе...
Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»
Самоанализ урока Чтения в 5 классе, проведенного Монгуш Миланой Николаевной Тема урока: Священное (великое) слово Труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Тасп...
Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"
Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
Н.А. Некрасов...
Информационная карта урока по литературе для обучающихся с ОВЗ " А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Братья». «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике поэта".
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы с обучающимися с ОВЗ в период дистанционного обучения....