Идеи Фридриха Ницше в повести А.А. Куприна "Поединок"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Конспект урока в 11 классе по творчеству А.И Куприна - анализ литературного произведения с опорой на постулаты известного учения Ф. Ницше, попытка философского осмысления художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_kuprina.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Идеи Фридриха Ницше в творчестве А.И. Куприна. Повесть «Поединок».
Цель:
- проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию в повести; показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни.
Задачи:
1) обучать анализу литературного произведения;
2) развивать творческую активность учащихся на этапе самостоятельной подготовки к уроку;
3) развивать умение самостоятельной работы в группах;
4) на примере литературного произведения воспитывать толерантность, эстетические чувства, любовь к русской литературе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал с выдержками из философского учения Ницше.
Предварительная запись на доске эпиграфа:
«Я люблю того, кто свободен духом и сердцем: ибо его голова есть лишь внутренность его сердца, но сердце влечёт его к гибели».
Ф. Ницше «Так говорил Зоратустра».
Предварительное задание для учащихся:
- Индивидуальное сообщение о философии Ницше.
- Задание для творческих групп:
Подготовить обвинительное и оправдательное заключение для некоторых офицеров полка:
А) капитан Слива (гл. 1, 10);
Б) Рафальский (Брэм) (гл. 12, 20);
В) Бек-Агамалов (гл. 1, 10, 8, 14)
Г) Осадчий (гл. 8, 14, 18)
Д) Стельковский (гл.15).
3. Составить характеристику главного героя повести по плану:
1. Портрет героя (гл.1)
2. Характер героя:
А) Ромашов – мечтательная, романтическая, наивная натура;
Б) душевная мягкость, доброта («Бить солдата бесчестно» гл.10)
3. Поступки героя, подтверждающие силу его характера.
А) заступничество за солдата-татарина (гл. 1);
Б) сцена в борделе (спасение Бека-Агамалова) (гл. 18);
В) отношение к Шурочке (гл. 22, 15)
Г) отношение к солдату Хлебникову (гл. 15)
4. Почему Ромашов пошёл на поединок, хотя его можно было избежать?
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- На вводном уроке к курсу литературы XX века мы уже говорили о том, что время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. Ощущение трагического состояния цивилизации было свойственно многим русским писателям и философам этой эпохи.
Известный немецкий философ Фридрих Ницше доказывал, что упадок связан с кризисом христианства. Он утверждал, что вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует старая мораль.
- Индивидуальное сообщение о философии Ницше.
- Анализ повести «Поединок»
- Слово учителя:
- Эти идеи о «сверхчеловеке», о сильной и слабой воле оказали огромное влияние на представителей литературной творческой интеллигенции. Вересаев, Белый, Андреев, ранний Горький, Куприн.
Но могла ли русская литература с её гуманистическими традициями буквально воспринять идеи Ницше о необходимости «уничтожить всех нищих», «толкнуть падающего»?
На этот вопрос мы постараемся ответить, проанализировав повесть А.И. Куприна «Поединок».
Какие цели ставил перед собой автор, начиная работать над повестью?
(Слайд №1)
- «Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всём, что я испытал и увидел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок всю царскую армию».
- Беседа по тексту повести.
- Каким изображён город, в котором происходит действие в повести Куприна? (гл. 2).
(Слайд №2)
(Перед нами заштатный городишко, где стоит армейский полк; кругом грязь, клубы «в жалком запущенном виде», вокзал – единственное место, куда обыватели ездят развлекаться, офицеры ходят в резиновых калошах «в полторы четверти глубиной», чтобы не увязнуть в грязи, подворачивают шинели).
- Как Куприн изображает офицеров полка? Как они относятся к службе, к солдатам?
(Слайд №3)
( Практически все офицеры полка ненавидят службу, относятся к своим обязанностям халатно, жестоко обращаются с солдатами, для офицеров единственное развлечение – пьянство, разврат, азартные игры).
- Литературовед Бабичева пишет:
(Слайд №4)
- «Офицеры полка имеют единое типовое лицо с чёткими признаками кастовой ограниченности, бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Вместе с тем в процессе развития сюжета каждый офицер, типичный в своём кастовом уродстве, хоть на момент показывается таким. Каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии».
- Вам предстоит выступить в роли обвинителей и защитников некоторых офицеров полка.
3. Работа в группах.
Слайд № 5.
- «Этот человек представлял собою грубый и тяжёлый осколок прежней, отошедшей в область предания, жестокой дисциплины, с повальным драньём, маршировкой в три темпа и кулачной расправой. …он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины…»
(Капитан Слива)
Слайд № 6
- «Всё своё время, все заботы и всё своё неиспользованную способность сердца к любви и к привязанности он отдавал свом милым зверям – птицам, рыбам и четвероногим…»
- (капитан Рафальский)
Слайд №7
- «Он скрежетал, потрясал перед собой кулаками и топал ногами. Лицо его сделалось малиновым, на лбу вздулись, как шнурки, две жилы, сходящиеся к носу, голова была низко и грозно опущена, а в выкатившихся глазах страшно сверкали обнажившиеся круглые белки».
- (Бек-Агамалов)
Слайд №8
- «Господа, я знаю, что вы из военных училищ вынесли золотушные, жиденькие понятия о современной гуманной войне. Но я пью.. Если даже никто не присоединится ко мне, я пью один за радость прежних войн, за весёлую и кровавую жестокость!»
(капитан Осадчий)
Слайд № 9
- «…странный человек: холостяк, довольно богатый для полка, очень независимого характера, державшийся, сухо, замкнуто… . В высшей степени обладал он терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью… .То, чего достигали в других ротах посредством битья… он спокойно добивался в один день».
(капитан Стельковский).
- В чём же причина моральной деградации офицеров полка?
Слайд № 10
- Куприн показывает ни на чём не основанное высокомерие, извращённые представления о чести мундира и чести вообще, хамство, бессмысленную жестокость. Всё это следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия».
- Авторские идеалы выражают герои, противопоставленные основной массе. Это Ромашов и Назанский.
- В чём слова Назанского созвучны позиции автора?
(Ненавидит армию) (гл. 21)
Слайд 11
- «Сотни тысяч бездельников, развращённых, здоровенных лоботрясов, ненавидимых даже теми, кто в них имеет время от времени духовную потребность. И всё это покрыто внешней формой, шарлатанскими знаками касты, смешными выветрившимися обрядами… Они подобны жирным вшам, которые тем сильнее отъедаются на чужом теле, чем оно больше разлагается».
- Найдите в высказываниях Назанского отголоски идей Ф. Ницше. (гл. 21)
Слайд № 12
- «И вот, говорю я. Любовь к человечеству выгорела и вычадилась из человеческих сердец. На смену ей идёт новая, божественная вера, которая пребудет бессмертной до конца мира. Это любовь к самому себе. К своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств. (..) Вы – царь мира, его гордость и украшение. Вы – бог всего живущего. (…) не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам.»
Слайд №13
- «Ненавижу прокажённых и не люблю ближних. А затем, какой интерес заставит меня разбивать свою голову ради счастья людей 32 столетия?»
- «Настанет вера, и великая вера в своё Я осенит головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами».
- «И тогда-то не телячья жалость к ближнему, а божественная любовь к самому себе соединяет мои усилия с усилиями других, равных мне по духу людей».
- Можем ли мы назвать Назанского сильной личностью?
(Назанский сверхчеловек только на уровне слов, поэтому особенно одухотворён, когда пьян. Он слаб. Ему омерзительна окружающая его действительность - он уходит от неё и говорит, что ему дела нет до ближнего. Он раздавлен тем, что его разлюбила Шурочка. Ищет забвения в водке).
- А вот Шурочка на самом деле стильная личность не на словах, а на деле Прочитайте её высказывания и докажите.
Слайд № 14, 15
- «Я тянула мужа изо всех сил, подхлёстывала его, зубрила, вместе с ни репетировала, взвинчивала его гордость, ободряла его в минуту уныния».
- «»Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!»
- «Но я знаю, что я молода, умна, образованна. (…) … я сумею быть интереснее многих красавиц. (…) Я надругаюсь над собой, но сгорю в один миг и ярко, как фейерверк».
- Чем её слова близки идеям Ницше?
(Она умна, расчётлива, у неё сильная воля. Ради достижения своих целей она не остановится ни перед чем. В конечном итоге появился отрицательный тип двоедушной, хитрой, изворотливой женщины).
- Неужели Куприн согласится с такой трактовкой понятия «Сверхчеловека»? Ведь в повести есть ещё один персонаж, который близок по духу автору? Кто он?
(Поручик Ромашов).
- На первый взгляд, он никак не подходит под определение «сильная личность». Прочитайте мнение о герое его сослуживцев, Шурочки и его самого.
Слайд № 16
- «Институтка. Подержи коня, фендрик».
«Каким я, должно быть, кажусь жалким!»
«Пожалуйста, Ромочка, не воображайте о себе. Вы и не мужчина вовсе».
«Ромочка, зачем вы такой… слабый! (…)Но зачем вы такой жалкий!»
«Я смешной, я маленький, у меня бледное, некрасивое лицо, какое-то нелепое лицо, противнее всех лиц на свете».
- Но так ли жалок герой на самом деле. Как его характеризуют его поступки?
4. Характеристика героя по плану.
5. Слово учителя.
- Обратите внимание, что чувствует герой в самые критические моменты своей жизни?
- «Ромашов глядел в седое, красное, раздражённое лицо и чувствовал, как у него от обиды и от волнения колотится сердце и темнеет перед глазами… И вдруг, почти неожиданно для самого себя, он сказал глухо: «Это татарин, господин полковник. Он ничего не понимает по-русски…»
- «В голове его сделалось знакомое чувство невесомости, пустоты и свободы. Странная смесь ужаса и величия подняла вдруг его душу кверху, точно лёгкую пьяную пену. И вдруг пламенный поток безумного восторга, ужаса, физического холода, смеха и отваги нахлынул на Ромашова. (…) Ромашов крепко, с силой, которую он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки.»
- Чем руководствуется Ромашов: разумом или сердцем?
(Поступками героя руководит сердце. Он интеллигент на уровне инстинкта).
- Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока.
- Какой же должна быть сильная личность, по Куприну?
Слайд № 17
- Какого человека можно назвать по-настоящему сильной личностью?
- Это человек,
- - способный на сильные, смелые поступки;
- - сострадающий чужому горю;
- - искренне любящий;
- - преодолевший страх смерти;
- - в своих поступках руководствующийся только сердцем.
v. Итог урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование системы Фридриха Фрёбеля на уроках по математическим представлениям и конструированию с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (на материале повести М.Булкаты «Семь чёрных бумаг»)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с повестью М. Булкаты «Семь черных бумаг», проанализировать отдельные эпизоды повести с...
Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького. Ницше и Горький. (из опыта работы преподавателя) статья
У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопрос...
Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно
Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...
Статья Опыт организации международного школьного обмена в ГБОУ СОШ 303 им.Фридриха Шиллера
Статья об опыте организации международного школьного обмена...
Обучение анализу идеи эпического произведения на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Открытый урок-практикум «Конфликт и его роль в художественном произведении (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)» завершает серию уроков по изучению повести А.С....