РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (на материале повести М.Булкаты «Семь чёрных бумаг»)
план-конспект урока по русскому языку на тему

Метревели Нина  Шаликоевна

Цели урока:           

 1. Познакомить учащихся с повестью М. Булкаты  «Семь черных бумаг», проанализировать отдельные эпизоды повести согласно теме урока.

 2. Привлечь внимание учащихся к проблеме выбора средств на пути достижения цели.

 3. Продолжить совершенствование навыков исследовательской работы над текстом.

 

 

Оборудование:     

 1. Повесть М. Булкаты  « Семь черных бумаг » ( Антология осетинской прозы,  изд . « Ир »,

                                      Орджоникидзе  , 1983)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_chernykh_bumag_1_chas.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

(на материале повести М.Булкаты «Семь чёрных бумаг»)

05.05.2014

Учитель русского языка и литературы Метревели Н.Ш.


Тема урока:              Реализация идеи гуманизма  в  произведениях   национально-регионального компонента

(на  материале повести М .Булкаты «Семь черных бумаг»)

1-ый час

Цели урока:           

 1. Познакомить учащихся с повестью М. Булкаты  «Семь черных бумаг», проанализировать отдельные эпизоды повести согласно теме урока.

 2. Привлечь внимание учащихся к проблеме выбора средств на пути достижения цели.

 3. Продолжить совершенствование навыков исследовательской работы над текстом.

Оборудование:     

 1. Повесть М. Булкаты  « Семь черных бумаг » ( Антология осетинской прозы,  изд . « Ир »,

                                      Орджоникидзе  , 1983)

Оформление:   

        1 . Эпиграф.

«Особенно в то время , когда люди страдают , от всей души оказывай им помощь.

Ведь может случиться, что завтра подойдёт и твоя очередь страдать».

                                        (Из «Зерцала мудрости»)

        2. Изречения великих людей, записанные на доске:

      « Тот добр, кто делает добро другим; если он страдает за добро, которое

делает, он очень добр; если страдает от тех, кому сделал это добро,  то

доброта его как велика,  что может увеличиться только с увеличением его

страданий,  а если он умирает от этих страданий,  то добродетель его

достигает в этом случае крайнего предела: она героична, она совершенна».

                                                                                  Ж. Лабрюйер

       «Доброе дело не может быть сделано из ненависти, тем более из корысти.

Оно делается только из любви».

                                                                                       Дж. Рескин

«… добро никогда не умирает; зло умирает,  жестокость, угнетение, себялюбие,

алчность – это всё умирает; но благородство, любовь, самопожертвование,

щедрость,  истина, как  бы незначительны они ни были, как бы ни трудно было

их распознать, - всё это не умирает, всё это вечно».

                                                                                       Ф. Норрис

Ход урока:

  1. Предварительное домашнее задание: Инсценировка  « Разговор Бечыра с матерью »  от слов « Как- то среди ночи …» до слов «Будем беречь, гыцци! » (с. 463 - 464).

              2.  Блиц – опрос.

            - О каком времени идет речь в этом эпизоде?

            - Как вы понимаете выражения «черная весть», «черный человек», « черный день» ? С чем ассоциируется у  вас прилагательное «черный»?

            - Что такое   «черная бумага », о которой идет речь в повести?

 3. Слово учителя.

Военное время. Тяжёлое и жестокое. Оно может убить в человеке  все человеческие чувства, но оно может и возвысить человека. Об этом рассказывает нам М. Булкаты в своей повести. Сегодня уроке мы попробуем ответить на вопрос: « Можно ли в суровые дни испытаний сохранить в себе человечность, гуманность, сострадание и легко ли это сделать?»

       4. Краткий пересказ эпизода «Путь в школу» (от слов « В зимнюю стужу и в пору больших  снегов …» до слов « … нет ничего ужаснее этого голодного и жалобного воя»).

                                                                                                                (с. 451.)

- Как вы думаете, для чего автор вводит в повествование описание волчьего воя?

                      Волчий вой пугает малыша.

-А как относится к нему Бечыр?

-Почему Бечыр, который не боялся волков,однажды  отказался идти напрямик? Найдите ответ в тексте повести.

                   ( « Малыш, ты не думай»…    - с. 451)

-Понимал ли малыш всю глубину страданий старшего брата?

-Как об этом говорит автор?

          (« Когда он смеялся …» - «…не мог смотреть ей в глаза »   – с. 452.)

        5. Слово учителя.

            Как видите, в повести представлены два временных плана. Автор как бы синтезирует детские впечатления и взрослую, осмысленную, оценку того, что с ним происходило в детстве. « Мне понравились лукавые ямочки на щеках брата», - пишет автор. Это детские впечатления. И продолжает: «… приходится скрывать что-то от мальчишки, глядящего на тебя с надеждой». В этих словах – осмысление взрослого человека. Может быть, в этом синтезе детского и взрослого взглядов на происходящее есть особый смысл? Взрослыми братьев назвать никак нельзя, ведь они ещё школьники. Но чувства их, особенно Бечыра, уже не детские.

         6. Работа в тетради. Найдите в повести подтверждение тому, что Бечыр чувствует как взрослый, а поступает как ребенок. Отразите это в тетради в виде таблицы – сопоставления.

  1. Бечыр спускает с крыши кота с зонтом                                (с . 459)                                                                  

  1. Бечыр может смеяться только наедине с младшим братом.
  1. Бечыр   прыгает с крыши с двумя зонтами                             (с. 459)                                                            
  1. Бечыр избегает встреч с матерью, так как не может смотреть ей прямо в глаза.

      3.Бечыр играет с братом в героев

                                                    (с. 460)

      3. Бечыр развлекает,    успокаивает брата и мать.

      4.Бечыр любит слушать сказки дедушки                                       (с. 460)

      4. Бечыр отвлекает брата разными вопросами от тяжких дум.

               

Вывод:  Бечыр чувствует всё очень по-взрослому, хотя он еще ребенок. И вести себя он тоже пытается по- взрослому, но пока это не очень  получается.

-Как вы думаете, что заставило Бечыра так рано повзрослеть?

                 

7. Работа в группах. Заполнение таблицы.

Задание:  

1 группа. Перечислите такие качества характера, которые могут помочь любому человеку в минуту особой опасности сохранить     человеческое лицо. ( Первая часть таблицы.)

2 группа. Перечислите качества характера народов, живущих на Кавказе, которые всегда помогали им сохранить человечность.                                  (Вторая  часть таблицы.)


Общечеловеческие ценности.

Этно – психологические особенности.

Авторская позиция.

  1. Честность.

1.Честность.

  1. Уважение к старшим.

 2.Особое отношение к старшим, даже если разница в возрасте невелика.

  1. Отзывчивость.

   3.Отзывчивость,взаимоподдержка и помощь как основное условие вежливости .

      4 Забота о близких, семье.

4.Особая забота о женщине , стремление уберечь ее от опасности.

5.Любовь к Родине.

5. Любовь к Родине.

6.Гуманизм и сострадание.

6.Гуманизм и сострадание.

 

- Заполните примерами третью часть таблицы.

Выводы:

1. Осетинскому народу присущи те же качества характера, что и любому человеку, живущему в любой точке земного шара. Повесть М. Булкаты подтверждает это.

 2. Автор показывает, как честность и понятие «честь» вступает в противоречие с гуманизмом, как идея гуманизма в определенных обстоятельствах становится выше честности.  Поэтому Бечыр прячет «черные бумаги» от односельчан.

  1. Подведение итогов работы.

- Как вы считаете, то, что сделал Бечыр, это слабость или проявление гуманизма?

-Так что же такое гуманизм?

-Найдите среди изречений великих людей то, которое подтверждает истинность гуманизма Бечыра.

       9. Домашнее задание:

                 1. Подготовить пересказ «Сказания о фандыре».

                 2.Найти в повести эпизоды, в которых говорится о детях и войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему: "Концептосфера ранних произведений Н.В. Гоголя (на материале повестей «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством»)".

Дипломная работа посвящена анализу индивидуально-авторской концептосферы, основанной на национальном мировидении. Предлагаемое исследование может быть частично использовано на уроках литературы или ко...

Работа с учащимися 5 «Б» класса по созданию проекта «Поэтический голос моей малой родины» в рамках реализации национально-регионального компонента

  Материалы представлены учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края Мироновой Валентиной Геннадиевной.       Сначала несколько слов о том...

Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.

В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту « Художественная культура Урала»

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту« Художественная культура Урала»Уральские промыслы.Чугунное художественное литьё...

Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.

Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1.  Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"...

Реализация национально-регионального компонента на музыкальных занятиях

Реализация национально-регионального компонента на музыкальных занятиях - презентация...