РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (на материале повести М.Булкаты «Семь чёрных бумаг»)
план-конспект урока по русскому языку на тему
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с повестью М. Булкаты «Семь черных бумаг», проанализировать отдельные эпизоды повести согласно теме урока.
2. Привлечь внимание учащихся к проблеме выбора средств на пути достижения цели.
3. Продолжить совершенствование навыков исследовательской работы над текстом.
Оборудование:
1. Повесть М. Булкаты « Семь черных бумаг » ( Антология осетинской прозы, изд . « Ир »,
Орджоникидзе , 1983)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sem_chernykh_bumag_1_chas.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (на материале повести М.Булкаты «Семь чёрных бумаг») 05.05.2014 Учитель русского языка и литературы Метревели Н.Ш. |
Тема урока: Реализация идеи гуманизма в произведениях национально-регионального компонента
(на материале повести М .Булкаты «Семь черных бумаг»)
1-ый час
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с повестью М. Булкаты «Семь черных бумаг», проанализировать отдельные эпизоды повести согласно теме урока.
2. Привлечь внимание учащихся к проблеме выбора средств на пути достижения цели.
3. Продолжить совершенствование навыков исследовательской работы над текстом.
Оборудование:
1. Повесть М. Булкаты « Семь черных бумаг » ( Антология осетинской прозы, изд . « Ир »,
Орджоникидзе , 1983)
Оформление:
1 . Эпиграф.
«Особенно в то время , когда люди страдают , от всей души оказывай им помощь.
Ведь может случиться, что завтра подойдёт и твоя очередь страдать».
(Из «Зерцала мудрости»)
2. Изречения великих людей, записанные на доске:
« Тот добр, кто делает добро другим; если он страдает за добро, которое
делает, он очень добр; если страдает от тех, кому сделал это добро, то
доброта его как велика, что может увеличиться только с увеличением его
страданий, а если он умирает от этих страданий, то добродетель его
достигает в этом случае крайнего предела: она героична, она совершенна».
Ж. Лабрюйер
«Доброе дело не может быть сделано из ненависти, тем более из корысти.
Оно делается только из любви».
Дж. Рескин
«… добро никогда не умирает; зло умирает, жестокость, угнетение, себялюбие,
алчность – это всё умирает; но благородство, любовь, самопожертвование,
щедрость, истина, как бы незначительны они ни были, как бы ни трудно было
их распознать, - всё это не умирает, всё это вечно».
Ф. Норрис
Ход урока:
- Предварительное домашнее задание: Инсценировка « Разговор Бечыра с матерью » от слов « Как- то среди ночи …» до слов «Будем беречь, гыцци! » (с. 463 - 464).
2. Блиц – опрос.
- О каком времени идет речь в этом эпизоде?
- Как вы понимаете выражения «черная весть», «черный человек», « черный день» ? С чем ассоциируется у вас прилагательное «черный»?
- Что такое «черная бумага », о которой идет речь в повести?
3. Слово учителя.
Военное время. Тяжёлое и жестокое. Оно может убить в человеке все человеческие чувства, но оно может и возвысить человека. Об этом рассказывает нам М. Булкаты в своей повести. Сегодня уроке мы попробуем ответить на вопрос: « Можно ли в суровые дни испытаний сохранить в себе человечность, гуманность, сострадание и легко ли это сделать?»
4. Краткий пересказ эпизода «Путь в школу» (от слов « В зимнюю стужу и в пору больших снегов …» до слов « … нет ничего ужаснее этого голодного и жалобного воя»).
(с. 451.)
- Как вы думаете, для чего автор вводит в повествование описание волчьего воя?
Волчий вой пугает малыша.
-А как относится к нему Бечыр?
-Почему Бечыр, который не боялся волков,однажды отказался идти напрямик? Найдите ответ в тексте повести.
( « Малыш, ты не думай»… - с. 451)
-Понимал ли малыш всю глубину страданий старшего брата?
-Как об этом говорит автор?
(« Когда он смеялся …» - «…не мог смотреть ей в глаза » – с. 452.)
5. Слово учителя.
Как видите, в повести представлены два временных плана. Автор как бы синтезирует детские впечатления и взрослую, осмысленную, оценку того, что с ним происходило в детстве. « Мне понравились лукавые ямочки на щеках брата», - пишет автор. Это детские впечатления. И продолжает: «… приходится скрывать что-то от мальчишки, глядящего на тебя с надеждой». В этих словах – осмысление взрослого человека. Может быть, в этом синтезе детского и взрослого взглядов на происходящее есть особый смысл? Взрослыми братьев назвать никак нельзя, ведь они ещё школьники. Но чувства их, особенно Бечыра, уже не детские.
6. Работа в тетради. Найдите в повести подтверждение тому, что Бечыр чувствует как взрослый, а поступает как ребенок. Отразите это в тетради в виде таблицы – сопоставления.
|
|
|
|
3.Бечыр играет с братом в героев (с. 460) | 3. Бечыр развлекает, успокаивает брата и мать. |
4.Бечыр любит слушать сказки дедушки (с. 460) | 4. Бечыр отвлекает брата разными вопросами от тяжких дум. |
Вывод: Бечыр чувствует всё очень по-взрослому, хотя он еще ребенок. И вести себя он тоже пытается по- взрослому, но пока это не очень получается.
-Как вы думаете, что заставило Бечыра так рано повзрослеть?
7. Работа в группах. Заполнение таблицы.
Задание:
1 группа. Перечислите такие качества характера, которые могут помочь любому человеку в минуту особой опасности сохранить человеческое лицо. ( Первая часть таблицы.)
2 группа. Перечислите качества характера народов, живущих на Кавказе, которые всегда помогали им сохранить человечность. (Вторая часть таблицы.)
Общечеловеческие ценности. | Этно – психологические особенности. | Авторская позиция. |
| 1.Честность. | |
| 2.Особое отношение к старшим, даже если разница в возрасте невелика. | |
| 3.Отзывчивость,взаимоподдержка и помощь как основное условие вежливости . | |
4 Забота о близких, семье. | 4.Особая забота о женщине , стремление уберечь ее от опасности. | |
5.Любовь к Родине. | 5. Любовь к Родине. | |
6.Гуманизм и сострадание. | 6.Гуманизм и сострадание. |
- Заполните примерами третью часть таблицы.
Выводы:
1. Осетинскому народу присущи те же качества характера, что и любому человеку, живущему в любой точке земного шара. Повесть М. Булкаты подтверждает это.
2. Автор показывает, как честность и понятие «честь» вступает в противоречие с гуманизмом, как идея гуманизма в определенных обстоятельствах становится выше честности. Поэтому Бечыр прячет «черные бумаги» от односельчан.
- Подведение итогов работы.
- Как вы считаете, то, что сделал Бечыр, это слабость или проявление гуманизма?
-Так что же такое гуманизм?
-Найдите среди изречений великих людей то, которое подтверждает истинность гуманизма Бечыра.
9. Домашнее задание:
1. Подготовить пересказ «Сказания о фандыре».
2.Найти в повести эпизоды, в которых говорится о детях и войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа на тему: "Концептосфера ранних произведений Н.В. Гоголя (на материале повестей «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством»)".
Дипломная работа посвящена анализу индивидуально-авторской концептосферы, основанной на национальном мировидении. Предлагаемое исследование может быть частично использовано на уроках литературы или ко...
Работа с учащимися 5 «Б» класса по созданию проекта «Поэтический голос моей малой родины» в рамках реализации национально-регионального компонента
Материалы представлены учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края Мироновой Валентиной Геннадиевной. Сначала несколько слов о том...
Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.
В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...
Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту « Художественная культура Урала»
Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту« Художественная культура Урала»Уральские промыслы.Чугунное художественное литьё...
Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.
Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1. Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...
Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"
Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"...
Реализация национально-регионального компонента на музыкальных занятиях
Реализация национально-регионального компонента на музыкальных занятиях - презентация...