Статья Опыт организации международного школьного обмена в ГБОУ СОШ 303 им.Фридриха Шиллера
статья по немецкому языку
Статья об опыте организации международного школьного обмена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_opyt_organizatsii_mezhdunarodnogo_shkolnogo_obmena.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации международного школьного обмена ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера
Шеламагина Елена Петровна, учитель немецкого языка
В Стандарте основного общего образования отмечается, что в результате изучения иностранного языка ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-социальной адаптации;
-достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов;
-создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
-приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации ( участие в школьных обменах)
-ознакомления представителей других стран с культурой своего народа;
-осознания себя гражданином своей страны и мира.»
Результат изучения иностранного языка лучше всего проявляется в ситуации живого общения с носителями языка, в погружении в иноязычную среду, что в свою очередь позволяет школьникам узнать многое о культуре, традициях, истории, обычаях народа, которые неразрывно связаны с самим языком, его историческим развитием Такую возможность предоставляет международный школьный обмен, способствующий формированию личностных качеств , необходимых для успешной социальной адаптации, участия в диалоге культур. Международный школьный обмен дает возможность избавиться от стереотипов и предрассудков, которые мешают межкультурной коммуникации, помогает воспитанию школьников в духе взаимопонимания и толерантности.
Школа №303 имени Ф.Шиллера реализует программу международного обмена школьниками уже 30 лет. В рамках этой программы школа состоит в партнерских отношениях с тремя учебными заведениями Германии и Австрии.
Особое значение для нас имеют партнерские связи с реальной школой им. Анны Франк города Марбах в ФРГ, договор с которой был заключен в 1991 году. Благодаря этому обмену был создан школьный музей Фридриха Шиллера и с 2001 года наше образовательное учреждение носит имя великого немецкого поэта.
Практическая реализация программы школьного обмена стала возмож-
ной благодаря инициативе Валентина Соболевского, сына пленного рабочего трудового лагеря, семью которого в 1945 году укрывали в подвале своего дома две немецкие женщины – сестры Рёмер. Валентин Соболевский разыскал спасительниц своей семьи и во время поездки в Германию посетил Реальную школу имени Анны Франк, ученики и учителя которой ухаживали за могилами русских пленных . Он выступил с инициативой о партнерстве между немецкой и русской школами с целью установления и укрепления дружеских связей и сотрудничества в области изучения языков и культур. С той поры более 160 школьников приняли участие в программе этого школьного обмена .
В 1998 году по инициативе учителей немецкого языка и поддержке директора школы был заключен договор о сотрудничестве с начальной школой имени Аннедоре Лебер в г. Берлин. Этот обмен задумывался как первый шаг на пути знакомства наших учеников со страной изучаемого языка и ориентирован на детей 10-12 лет.
В поездке в город Штайнах принимают участие старшеклассники. Этот обмен с австрийской гимназией , где одним из обязательных предметов является русский язык, существует с 2010 года.
На данный момент можно говорить о сложившейся в нашей школе эффективной системе организации международного школьного обмена.
Реализация проекта начинается с организационного этапа,
который состоит из работы по формированию группы участников проекта и налаживанию переписки между российскими и немецкими щкольниками. Это позволяет детям и родителям хорошо подготовиться к поездке или приему: познакомиться, узнать о традициях и укладе гостевой семьи, обменяться фотографиями, установить теплые взаимоотношения, чтобы избежать таких трудностей , как моменты непонимания и даже неприятия, особенно в первый день пребывания в чужой стране.
Каждая поездка или прием имеют образовательные и культуроведческие цели, поэтому при составлении программы пребывания группы учитывается заинтересованность обучающихся и педагогов как в экскурсионно-культурной программе, так и в обмене опытом работы.
В каждом обмене школьники принимают участие в работе над совместным проектом, поэтому на данном этапе они изучают страноведческую информацию, готовят мультимедийные презентации и выступления по теме проекта.
Следующий этап- это поочередное пребывание группы учеников в другой стране в семье партнера по переписке. Оно как правило непродолжительно - от 8 до 10 дней , но подразумевает обязательное проживание школьников и учителей в гостевой семье, что дает полное погружение в иноязычную среду и культуру повседневной жизни немецкой или русской семьи, ознакомление с ее бытом и традициями, приобретение навыков межкультурного общения и толерантного отношения к иноязычной культуре, развитие умения сравнивать, анализировать и делать выводы. Личная симпатия и семейные взаимоотношения , которые часто возникают в процессе общения, способствуют разрушению стереотипов и предрассудков.
Во время посещение школы ребята непосредственно участвуют в образовательном процессе и знакомятся со школьной системой образования, системой оценок, расписанием уроков и т.д., а учителя с зарубежной методикой преподавания учебных дисциплин и особенностями организации учебного процесса.
Большой интерес как у немецких так и у российских школьников вызывает участие в мастер-классах, театральных постановках, квестах, фольклорных праздниках , что расширяет кругозор , дает возможность узнать о традициях и обычаях другой страны и лучше познать культуру своей страны.
Интересной и важной формой работы является проектная деятельность участников обмена.
Совместные творческие и исследовательские проекты на иностранных языках позволяют ребятам применить свои знания в сфере межкультурной коммуникации, улучшить свои языковые знания и повысить мотивацию к изучению иностранного языка. В процессе работы над проектами у российских, немецких и австрийских коллег возникают новые идеи для продолжения взаимоотношений и совместной работы в рамках международного школьного обмена.
Экскурсионно-культурная программа, которую мы готовим для наших гостей из Германии и Австрии включает в себя знакомство с историческими достопримечательностями и архитектурой С.-Петербурга и пригородов, посещение музеев, выставок, культурно-исторических заповедников.
Наши зарубежные партнеры также организуют для нас увлекательные и познавательные мероприятия. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение и дает школьникам возможность приобщиться к диалогу культур и ценностям мировой культуры.
Нередко приезд российской группы в Австрию и Германию освещается в местной прессе, делегацию нашей школы приглашают на встречу директор школы, бургомистр города , депутаты бундестага и здесь можно говорить об установлении контактов на уровне «народной дипломатии».
Третий этап – подведение итогов и планирование дальнейшей работы - включает в себя отчет о поездке или приеме группы в виде фотоколлажей, фотоальбомов, фотовыставок, рисунков, презентации результатов проектной деятельности, обмена впечатлениями и опытом. По возвращению из поездок многие учащиеся и их родители продолжают активно общаться друг с другом путем E-Mail переписки и скайпа, ездят друг к другу в гости. Навыки межкультурного общения и толерантного отношения к культуре и жителям Германии и Австрии часто становятся решающими при выборе немецкого языка своей профессией и принятии решения участниками международных школьных обменов после окончания школы продолжить обучение в высших учебных заведениях этих стран.
Заключение:
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть значение международного школьного обмена в образовательном процессе и системе воспитания нашей школы. Международный школьный обмен решает задачи обучения с погружением в языковую среду и воспитания средствами приобщения к культуре народа – носителя изучаемого языка в духе толерантности и уважения к культурным и этническим различиям, направлен на межкультурную интеграцию и содействует включению школьников в процессы освоения мировой культуры и формированию поликультурной личности учащихся, а также их успешной социализации в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Организация работы школьного спортивного клуба "Фаворит" ГБОУ СОШ № 538"
Организация работы школьного спортивного клуба "Фаворит". Секции. Педагоги....
Урок-деловая игра "Международные школьные обмены"
Методический замысел урока строится на основе межпредметных связей английского языка и информатики и спланирован с позиций системно-деятельностного подхода. Тип урока комбинированный с элементами...
Статья. Организация международного школьного обмена (из опыта работы).
Если Вы опытный учитель и уже не раз вывозили своих учеников заграницу, то Вы можете спокойно отложить чтение этой статьи. Моя целевая аудитория — это коллеги, только начинающие свою педагогичес...
Статья "Опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по предметам филологического цикла"
В статье представлен опыт работы в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку и литератур...
Статья "Опыт организации воспитательной деятельности в гимназии"
Исходя из понимания, что создание положительного опыта взаимодействия гимназии с субъектами воспитательного пространства города возможно при условии признания достижений гимназии этими суб...
Роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей
В статье рассмотрена роль международного школьного обмена в обучении и воспитании детей. Даётся краткая информация об оргацизации школьного обмена с партнёрской гимназией г. Бад Брамштедта....
ШКОЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ГБОУ СОШ №511 «ЮНОСТЬ СЛАВЯНКИ»: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
НЕМНОГО ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА ГБОУ СОШ №511 «ЮНОСТЬ СЛАВЯНКИ», А ТАКЖЕ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.....