Технологическая карта Тема: «Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее»
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Институт развития образования

г. Киров

Технологическая карта

Тема:

«Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее»

      Выполнил слушатель курсов:

учитель технологии

                                         Харин Николай Савватеевич

Технологическая карта

Урок технологии 6 класс, является четвёртым занятием по теме «творческие проекты».

Обучение ведётся по учебнику «Технология» - 6 кл. под редакцией В.Д. Симоненко.

Тема занятия:

«Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее»

Тип занятия: «урок развития творческих способностей и применения знаний на практике».

ОДЦ: «Создать условия для развития творческих способностей учащихся при выработке первоначальных идей. Развитие творческого мышления методом проектов».

ТДЦ: 

Познавательный аспект:

  1. Создать условия для усвоения учащимися отдельных приёмов мыслительной деятельности, их осмысления и применение в практической работе.
  2. Усвоение учащимися приёмов выработки первоначальных дизайн – идей на творческом уровне.
  3. Создать условия для формирования умения ставить цель, делать выводы, слушать и слышать друг друга, анализировать свою деятельность.

Развивающий аспект:

  1. Создать условия для формирования у учащихся пространственного мышления, творческого и критического воображения, познавательного интереса.
  2. Создать условия для развития графических навыков.

Воспитательный аспект:

Создать условия формирования у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса, уважение к мнению одноклассников. Сформировать у них креативное отношение к действительности, через выдвижение новых собственных идей.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

МО: исследовательский метод, проблемного изложения, частично – поисковый метод, репродуктивный метод.

(Метод придумывания «креативная педагогика» - метод фокальных объектов, эвристическая беседа, упражнения на развитие творческого воображения, обратная мозговая атака, мозговая атака, ассоциация).

Цели учащихся:

Знать: 1) Приёмы развития творческого мышления.

(нелогические связи, метод фокальных объектов).

  1. Понимать важность развития творческого мышления для успешного выполнения проекта.

Уметь: 1) Вырабатывать идеи, зарисовывать их и правильно располагать на дизайн – листах, создавать банк идей.

2) Используя «способы получения информации», проводить исследования.

3) Используя критерии оценки творческих работ, выбирать лучшую идею.

4) Используя «способы отражения информации», изображать итоги исследования на бумаге.

   

Прогнозируемый результат: 

  1. Дизайн – листы: «поиск новых зрительных образов» зад. 1.2;

«Нестандартные варианты использования предметов» зад. 3;

«Обратная мозговая атака» - дизайн анализ изделия зад. 4;

«Метод фокальных объектов» зад. 5;

«Выработка первоначальных идей» зад. 6;

«Исследование мнения людей» зад. 7.

2) Банк дизайн – идей для выполнения индивидуального творческого проекта.  


Структурные элементы

Цель

структурного элемента

Деятельность педагога

Методы обучения

ФОПД

Основные виды деятельности ученика

Результат деятельности

1

Организационный момент            

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на урок

Репродуктивный

(беседа, наблюдение)

Фронтальная

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность и настраиваются на урок

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

2

 Подготовка к основному этапу

Обеспечение мотивации и принятия  учащимися цели учебно- познавательной деятельности

Сказка «Зимовье зверей»

Репродуктивный (чтение)

Фронтальная

Воспринимают сообщения учителя

Готовность учащихся к активной  учебно-познавательной деятельности

А)

мотивация и целеполагание.

Вопрос: много ли у нас в жизни возникает проблем? Какие это проблемы?

Какие примеры решения проблем вы можете привести из вашей жизни?

- Мы приступили с вами к выполнению творческого проекта, который так же решает ваши проблемы

Эвристическая беседа

Фронтальная

Участвуют в эвристической беседе, отвечая на вопросы учителя

Перечисляют проблемы, существующие дома, с транспортом, в школе и т.д.

Делятся опытом эм. – ценного отношения к жизни. (приводят примеры решения проблем)

Вопрос: что вы понимаете под творческим проектом?

Каким людям под силу решать проблемы?

Ответ: творческий проект – это работа ученика под руководством учителя от идей до результата

Мы сегодня подошли к новому этапу выполнения творческого проекта. Давайте все вместе прочитаем тему урока.

«Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее»

Вывод:

Многие проблемы можно решить, если люди будут обладать творческим мышлением

Прочитав тему урока, зная, что проблему решить легче обладая творческим мышлением. Какие цели вы поставите для себя на уроке?

Ставят цели урока:

1) Научиться вырабатывать идеи;

2) Выбирать лучшие идеи;

3) Развить творческое мышление.

Если есть затруднения, то предлагаю выбрать одну из целей записанных на доске.

б)

Актуализация

(актуализация жизненного опыта)

Актуализация жизненного опыта на основе опорных знаний

Для того чтобы достичь поставленных целей давайте вспомним некоторые понятия и методы конструирования:

- Что такое идея?

- Как проводят интервью?

- Что мы понимаем под анализом изделия?

Репродуктивный

(беседа)

Фронтальная

Вспоминают или находят в тетради.

Идея – основная, главная мысль;

Интервью – задают вопросы одному, или нескольким людям, по какой – либо теме;

Анализ – это определение положительных и отрицательных качеств изделия

Готовность учащихся к активной  учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

- Какие способы получения информации вы знаете? Какие способы отражения информации вам известны?

Отвечают на вопрос. В случае затруднения  ищут ответ

-На уроках ОБЖ мы изучали различные психические процессы. Информацию о психических процессах (мышление, внимание, воображение, представление) приготовил в своём сообщении учащийся.

Индивидуальная

Учащийся выступает перед классом с сообщением «Психические процессы человека»

- Какой известный метод проектирования можно применить, чтобы разблокировать творческое мышление? Напоминает нам о нём учащийся.

Метод фокальных объектов.

Сообщение учащегося «Метод фокальных объектов»

3

 Основной этап

Освоение новых приёмов развития творческого мышления

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение восприятия,

осмысления и первичного

запоминания знаний и способов

действий, связей и отношений в

объекте изучения.

  Установление правильности и

осознанности усвоения нового

учебного материала; выявление

пробелов, неверных представлений

и их коррекция

Оказывается существует много приёмов разблокирования творческого мышления и с некоторыми из них мы сегодня познакомимся, а так же отработаем и известные нам приёмы развития творческих способностей

Частично-поисковый

Фронтальная

Активные действия учащихся с

объектом изучения; максимальное

использование самостоятельности в

добывании знаний и овладении

способами действий.

Усвоение сущности усваиваемых

знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация

ошибок и неверных представлений у

учащихся.

- Демонстрация выполненного задания у доски или с места

1. «Поиск новых зрительных образов»

Задание 1. 

- Учащимся на выбор предлагается простая геометрическая фигура

«Вспомните знакомые предметы в изображении которых она присутствует»

Частично-поисковый

Индивидуальная

Выполняют

 Задание 1.,

 выбирая геометрическую фигуру. 

- Предлагает показать выполнение

Демонстрируютвыполненне задания у доски или с места

Задание 2. На рисунке изображены неопределённые линии. Ваша задача – увидеть за ними предмет, животное, птицу, человека

Частично-поисковый

Индивидуальная

Выполняют  Задание 2., выбирая вариант задания 

2. «Нестандартные варианты использования различных предметов»

Частично-поисковый

Задние 3. Предложить различные варианты использования привычного предмета

Частично-поисковый

Индивидуальная

Выполняют  Задние 3.,

 выбирая вариант

- Предлагается демонстрация выполненного задания у доски или с места

Индивидуально демонстрируют по желанию выполнение задания

3. Дизайн – анализ изделия (обратная мозговая атака)

Исследовательский (обратная мозговая атака)

Задание 4.

Выбрав любое изделие (по желанию) изготовленное в мастерской определить недостатки и пути их устранения.

Парная, групповая

Выполняют задание 4. в группах, парах. Один из участников группы, пары представляет результаты работы.

4. «Метод фокальных объектов»

Задание 5.

Выбранное учащимися проектируемое изделие ставится в центр внимания – фокус. Перенести признаки нескольких случайно выбранных объектов на проектируемое изделие

Частично-поисковый

«Метод фокальных объектов»

Индивидуальная

Выполняют  задание 5., выбирая любые предметы, находящиеся в мастерской

Физкультминутка

4

Закрепление знаний и умений. Применение новых знаний.

Обеспечение усвоения новых

знаний и способов действий на

уровне применения в измененной

ситуации

Предлагает перейти к следующему этапу проектной деятельности «Выработка первоначальных идей».

Частично-поисковый

Фронтальная

Самостоятельное выполнение

заданий, требующих применения

знаний в знакомой и измененной

ситуации

Задание 6.

Даётся задание разработать различные варианты «доски разделочной», предоставив свои идеи в форме рисунков.

Частично-поисковый (мозговая атака, фейерверк идей)

Индивидуальная

Выполняют

 задание 6.

Выдают «фейерверк идей»

- После выполнения предлагается  Задание 7.

Провести исследование мнения людей. Информацию оформить, выбрав любые способы отражения информации

Для этого предлагается сформулировать вопросы потребителям

Исследовательский

Индивидуальная

Формулируют вопрос и проводят исследования. Оценка людей по критериям.

Обрабатывают информацию, выбрав способ отражения информации на бумаге.

При оценке идей предлагается использовать следующие критерии:

Критерии ∕Идеи

Идея 1.

Идея 2.

Идея 3.

Идея 4.

1. Оригинальность формы

2.Красивый внешний вид.

3.Практическая польза

5

Контроль и

самопроверк

а знаний

Выявление качества и уровня

овладения знаниями и способами

действий, обеспечение их

коррекции

Акцентрирует внимание на том, что без анализа идей объективной оценки быть не может

Репродуктивный

(беседа)

Индивидуальная

Самопроверка, взаимопроверка

Получение достоверной информации

о достижении всеми учащимися

планируемых результатов обучения

6

Обобщение  и систематизация.

Формирование целостной системы

ведущих знаний по теме, курсу;

выделение мировоззренческих идей

Работаем с доской. Предлагает восстановить в памяти стадии проектной деятельности прошлых уроков и мысленно соединить со схемой, составленной по ходу занятия

Репродуктивный

(беседа)

Индивидуальная

Учащиеся просматривают дизайн листы двух занятий, восстанавливают деятельность:

1) формулировка проблемы; обоснование проекта.

2) краткая формулировка цели.

3) Выработка идей. Оценка и выбор лучшей идеи    

Активная и продуктивная деятельность

учащихся по включению части в целое,

классификации и систематизации,

выявлению внутрипредметных и

межкурсовых связей

7

Подведение итогов; Рефлексия.

Дать анализ и оценку успешности

достижения цели и наметить

перспективу следующей работы.

Мобилизация учащихся на

рефлексию своего поведения

(мотивации, способов деятельности,

общения); усвоение принципов

саморегуляции и сотрудничества

Задаёт вопросы:

Какие творческие задания помогли выработке первоначальных идей?

Репродуктивный

(беседа)

Фронтальная

Ответы:

«Поиск зрительных образов»; «Нестандартное использование предметов», дизайн – анализ изделия, метод фокальных объектов.

Адекватность самооценки учащегося

оценке учителя; получение

учащимися информации о реальных

результатах

Открытость учащихся в

осмысленности своих действий и

самооценке;прогнозирование

способов саморегуляции и

сотрудничества

Как оценивают лучшую идею?

По критериям.

Давайте посмотрим в тетради, выбранные вами цели. Достигли ли вы поставленных целей?

Какие трудности возникли в ходе выполнения заданий? Что вам понравилось на уроке?

Репродуктивный

(беседа)

Фронтальная

Отвечают на предложенные вопросы. Делятся впечатлениями о своём самочувствии.

С каким настроением вы идёте с урока?

Тем, кто не желает высказаться предлагает закончить фразу: «На сегодняшнем уроке мне понравилось…»

Репродуктивный

(беседа)

Индтвидуальная

рефлексия

8

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели,

содержания и способов выполнения

домашнего задания; проверка

соответствующих записей

Инструктирует учащихся

Репродуктивный

(беседа)

Фронтальная

По аналогии выбрать первоначальные идеи в соответствии с темой проекта. Провести исследования, оценив идеи, выбрать лучшую. Оформить дизайн папку.

Реализация необходимых и

достаточных условий для успешного

выполнения домашнего задания

всеми учащимися в соответствии с

актуальным уровнем их развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС второго поколения в основной школе: от идей к практике. Поиски. Пути. Решения. Семинар - практикум

С первого сентября 2012 года уже  осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений.План действий по модернизации общего образования «Наша н...

открытое занятие Понятие «Социальный проект». Метод работы в малой группе. Выработка идей».

Познакомить с процессом создания социального проекта от возникновения замысла (идеи) до получения полезного результата методом работы в малых группах....

технологическая карта урока по теме " Пути достижения биологического прогресса"

Принципиальным отличием стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не п...

Презентация опыта по теме "Стратегия смыслового чтения на уроках биологии" представлена на II открытый региональный фестиваль педагогических идей и инноваций «Оренфест» номинация «Лучшие методические находки»

II открытый региональный фестиваль педагогических идей и инноваций «Оренфест» номинация «Лучшие методические находки». Данная презентация опыта раскрывает важность обучени...

Технологическая карта урока обществознания "На пути к жизненному успеху" (6 класс)

Создать условия для формирования  у учащихся представлений о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха  1)познакомить учащихся со слагаемыми жизненного у...

Технологическая карта урока «Профессиональное образование. Пути освоения профессии»

Цели обучения:Образовательная: ознакомление учащихся с  новыми предметными знаниями в области профессионального образования, основными  понятиями: профессия, специальность, квалификация, сис...

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС «ПЯТЬДЕСЯТ ЛУЧШИХ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» НОМИНАЦИЯ «ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Обучающиеся и учителя-предметники национальных школ испытывают трудности при подготовке к республиканским олимпиадам по русскому языку и литературе, так как не хватает учебных пособий и практического ...