Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся подготовиться к сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 8.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Базарно – Карабулакского района Саратовской области.
Урок – итог
по литературе в 9 классе
«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина
Выполнила:
Галактионова Любовь Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
МБОУ «СОШ с. Алексеевка
Базарно – Карабулакского района
Саратовской области»
п. Базарный Карабулак
2013г
«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина
Цель урока: познакомиться с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставить точки зрения критиков, выявить смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулировать основные черты личности Печорина.
Ход урока:
1. Вспомнить всё, что известно об авторе романа, чтобы понять замысел и идейное содержание романа
- Когда был написан роман?
( с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)
- Какова проблематика произведения?
(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).
- В чем состоит композиционная особенность романа?
(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке)
- Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Назовите главы в хронологическом и сюжетном порядке.
- Почему в романе сюжет и фабула не совпадают?
Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя), а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица – самого Печорина).
2. Слово учителя.
-Как же был воспринят роман и его главный герой читающей публикой?
Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного.
Критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Критики стремились доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
Николай 1 дал убийственный отзыв о романе: «За это время я дочитал до конца «Героя» и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточают характер. И хотя эти кошачьи вздохи читаешь с отвращением, все-таки они производят болезненное действие, потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только из подобных личностей, у которых даже хорошие с виду поступки совершаются не иначе как по гнусным и грязным побуждениям. Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего существования на земле? Люди и так слишком склонны становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными писаниями возбуждать или развивать такие наклонности! Итак, я повторяю, по-моему, это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора. Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что он-то и будет героем наших дней, потому что в этом разряде людей встречаются куда более настоящие, чем те, которых так неразборчиво награждают этим эпитетом».
Но были и другие отзывы. Так, например, В.Г. Белинский отметил в романе “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
Мы должны разобраться, почему отзывы столь противоречивы. Поможет нам в этом «Предисловие» к роману.
Задание. Давайте прочитаем «Предисловие» к роману.
-Зачем Лермонтов написал его? Какова его задача? Какую цитату вы считаете самой важной для читателей?
(«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»).
Задача автора – указать болезнь! А общество должно с болезнью справиться. Печорин же – один из членов общества. Получается, что главный герой романа – отрицательный персонаж?!
Конечно, читатели обиделись, что им в пример ставят безнравственного человека!
А ведь дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится 6 его значений, два из которых наиболее употребительны.
Я предлагаю вам следующие определения.
1 - Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.
2 - Главное действующее лицо литературного произведения.
3 - Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.
- Какого значения не заметили критики, обрушившие на роман Лермонтова упрёки в безнравственности его героя?
(Третьего!)
Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение!
– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?
Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Потребность понять “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.
В 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Лермонтова, как представителя поколения 30-х годов 19 века интересуют человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.
Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашим урокам по изучению романа.
Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.
Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.
3. Основные черты личности Печорина.
Задание по карточкам.(работа в группах)
Выводы.
Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:
Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина — свобода, переходящая в индивидуализм.
Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
«Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
4. Итоги урока.
Дом.задание: Готовиться к сочинению на выбранную тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

"Образ Печорина в эпизоде "Погоня" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок в 9 классе
На уроке "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" используются методические приемы: "Знаю-хочу узнать-узнал" и "Чтение с пометками", которые позволяют учащимся взглянуть на героя с разных точек з...

Урок литературы на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч"
Урок-размышление на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". На уроке использованы фрагменты телесериала "Печорин" (2006 г.), элементы техн...
Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.
Словарь: «… портрет, составленный из пороков всего нашего ...

Урок литературы "Загадка образа Печорина" (по роману М.Ю. Лермонтова "Геройнашего времени")
Урок посвящен анализу образа главного героя романа...

Конспект урока "Душа Печорина не каменистая почва".
Урок проведен по технологии воркшоп, в связи с этим продуманы этапы урока, задания, формирующие информационные, познавательные. коммуникативные и лич...

Образ Мцыри в литературной критике
В данный документ включены три критические статьи (отрывки), посвященные образу Мцыри. Материал можно использовать на уроке в работе с группами....