Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся подготовиться к сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_zip_-_winrar_2.zip | 8.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Базарно – Карабулакского района Саратовской области.
Урок – итог
по литературе в 9 классе
«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина
Выполнила:
Галактионова Любовь Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
МБОУ «СОШ с. Алексеевка
Базарно – Карабулакского района
Саратовской области»
п. Базарный Карабулак
2013г
«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина
Цель урока: познакомиться с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставить точки зрения критиков, выявить смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулировать основные черты личности Печорина.
Ход урока:
1. Вспомнить всё, что известно об авторе романа, чтобы понять замысел и идейное содержание романа
- Когда был написан роман?
( с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)
- Какова проблематика произведения?
(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).
- В чем состоит композиционная особенность романа?
(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке)
- Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Назовите главы в хронологическом и сюжетном порядке.
- Почему в романе сюжет и фабула не совпадают?
Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя), а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица – самого Печорина).
2. Слово учителя.
-Как же был воспринят роман и его главный герой читающей публикой?
Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного.
Критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Критики стремились доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
Николай 1 дал убийственный отзыв о романе: «За это время я дочитал до конца «Героя» и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточают характер. И хотя эти кошачьи вздохи читаешь с отвращением, все-таки они производят болезненное действие, потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только из подобных личностей, у которых даже хорошие с виду поступки совершаются не иначе как по гнусным и грязным побуждениям. Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего существования на земле? Люди и так слишком склонны становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными писаниями возбуждать или развивать такие наклонности! Итак, я повторяю, по-моему, это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора. Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что он-то и будет героем наших дней, потому что в этом разряде людей встречаются куда более настоящие, чем те, которых так неразборчиво награждают этим эпитетом».
Но были и другие отзывы. Так, например, В.Г. Белинский отметил в романе “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
Мы должны разобраться, почему отзывы столь противоречивы. Поможет нам в этом «Предисловие» к роману.
Задание. Давайте прочитаем «Предисловие» к роману.
-Зачем Лермонтов написал его? Какова его задача? Какую цитату вы считаете самой важной для читателей?
(«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»).
Задача автора – указать болезнь! А общество должно с болезнью справиться. Печорин же – один из членов общества. Получается, что главный герой романа – отрицательный персонаж?!
Конечно, читатели обиделись, что им в пример ставят безнравственного человека!
А ведь дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится 6 его значений, два из которых наиболее употребительны.
Я предлагаю вам следующие определения.
1 - Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.
2 - Главное действующее лицо литературного произведения.
3 - Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.
- Какого значения не заметили критики, обрушившие на роман Лермонтова упрёки в безнравственности его героя?
(Третьего!)
Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение!
– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?
Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Потребность понять “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.
В 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Лермонтова, как представителя поколения 30-х годов 19 века интересуют человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.
Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашим урокам по изучению романа.
Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.
Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.
3. Основные черты личности Печорина.
Задание по карточкам.(работа в группах)
Выводы.
Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:
Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина — свобода, переходящая в индивидуализм.
Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
«Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
4. Итоги урока.
Дом.задание: Готовиться к сочинению на выбранную тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....
"Образ Печорина в эпизоде "Погоня" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок в 9 классе
На уроке "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" используются методические приемы: "Знаю-хочу узнать-узнал" и "Чтение с пометками", которые позволяют учащимся взглянуть на героя с разных точек з...
Урок литературы на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч"
Урок-размышление на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". На уроке использованы фрагменты телесериала "Печорин" (2006 г.), элементы техн...
Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.
Словарь: «… портрет, составленный из пороков всего нашего ...
Урок литературы "Загадка образа Печорина" (по роману М.Ю. Лермонтова "Геройнашего времени")
Урок посвящен анализу образа главного героя романа...
Презентация к уроку "Разгадка образа Печорина"
Презентация для урока литературы в 9 классе "Характкристика Печорина" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")....
Конспект урока "Душа Печорина не каменистая почва".
Урок проведен по технологии воркшоп, в связи с этим продуманы этапы урока, задания, формирующие информационные, познавательные. коммуникативные и лич...