Урок литературы на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч"
методическая разработка по литературе (9 класс)

Подловилина Светлана Валерьевна

Урок-размышление на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". На уроке использованы фрагменты телесериала "Печорин" (2006 г.), элементы технологии составления кластера.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч »

Слайд 2

Кроссворд 1 1 2 3 2 По вертикали: 1) автор романа «Герой нашего времени»; 2) центральный персонаж литературного произведения; 3) главный герой романа «Герой нашего времени». По горизонтали: 1) синоним слова «таинственный»; 2) изображение внешнего вида человека; 3) портрет, изображающий внутренний мир человека.

Слайд 3

Ответы к кроссворду

Слайд 4

Итак, анализируя взаимоотношения главного героя с другими персонажами романа М.Ю. Лермонтова , а также рассматривая психологический портрет Печорина , мы сегодня определим загадочность его образа в главах «Бэла» и «Максим Максимыч ».

Слайд 5

Какие черты характера придают таинственность главному герою романа М. Ю. Лермонтова? Как противоречия во внешности Печорина связаны с противоречиями в его характере ? Проблемные вопросы урока:

Слайд 6

… Этот человек не равнодушно , не апатически несет свое страдание : бешено гоняется он за жизнью , ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях … В. Г. Белинский Эпиграф к уроку

Слайд 7

в нутренний мир персонажа, то есть изображение способностей героя, эмоций, чувств, мыслей, переживаний, мотивации поступков . Психологический портрет -

Слайд 8

Домашнее задание 1 группа : подготовить письменный развернутый ответ на вопрос: как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с героями его «Журнала»? 2 группа : перечитав «Журнал Печорина», составить 8-10 вопросов, помогающих раскрыть характер Печорина. 3 группа : перечитать «Журнал Печорина» и подготовить пересказ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Печорина в начале романа «Герой нашего времени» Подготовили: Конишевская Екатерина, Белкова Анастасия , ученицы 9Б класса МБОУ СОШ № 44 г.Сургута

Слайд 2

Иллюстрации к роману «Герой нашего времени» Целями работы являются: • изучение внутреннего мира Печорина; • раскрытие его образа через взаимоотношения со второстепенными героями глав «Бэла» и «Максим Максимыч ».

Слайд 3

М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Михаил Юрьевич Лермонтов за свою непродолжительную жизнь сумел оставить большое творческое наследие в виде многих поэтических произведений и бессмертного романа «Герой нашего времени»

Слайд 4

Роман «Герой нашего времени» Роман “Герой нашего времени” был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя романа, типичный характер человека 30-х годов XIX века.

Слайд 5

Печорин в главе «Бэла» В главе «Бэла» повествование ведет Максим Максимыч , который рассказывает свою историю офицеру , встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела . Он становится косвенным виновником разрушения семьи князя (Бэла погибает от руки Казбича, Азамат навсегда покидает отцовский дом), именно Печорин виноват в несчастье самого Казбича.

Слайд 6

Отношения Печорина с горцами Отрицательные черты Таким образом, Печорин эгоистичен, самолюбив, пренебрежителен, пресыщен, беспечен, безответственен. Положительные черты Печорин целеустремлен, ловок, находчив, умеет расположить к себе людей, внимателен, глубоко переживает гибель Бэлы.

Слайд 7

С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить . Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча . Портрет дан глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказана попытка разгадать "внутреннего" Печорина через внешние "говорящие" черты . Печорин в главе «Максим Максимыч »

Слайд 8

Печорин и Максим Мксимыч У язвляет самолюбие Максима Максимыча та холодная встреча, какой «наградил» его Печорин после долгой разлуки. По мнению штабс-капитана , люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными. Между тем, Печорин вовсе не хотел обидеть Максима Максимыча - ему не о чем говорить с человеком, которого он никогда не считал своим другом . Поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание следует обратить на глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. Скорее всего, это тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного применения своим незаурядным способностям. Печорин чувствует себя одиноким в этом мире, никому ненужным и абсолютно бесполезным .

Слайд 9

Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (А. И. Герцен). Печорин личность неординарная и спорная . Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага . Выводы

Слайд 10

«Не герой, а только рассказчик случая, которого он был свидетелем. Человек решительный, алчущий тревог и бурь. Таинственный человек, с сильной волею, отважный, не бледнеющий никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и заполнить бездонную пустоту своего духа. В нём два человека: первый действует, второй наблюдает. Причины ссоры с самим собой очень глубоки и в них же кроется противоречие между глубиной души и мелкостью поступков. В самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в чёрных тучах, и он прекрасен и полон поэзии. Этот человек не пылкий юноша, который гоняется за впечатлениями и отдаёт себя первому из них, пока оно не изгладится и душа не успросит нового. Нет, он вполне пережил юношеский возраст, этот период романтического взгляда на жизнь… Он в состоянии рефлексии — а это значит, что человек распадается на два человека, из которых один человек живёт, а второй судит о нём. Душа Печорина — не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…» (В.Г. Белинский). В.Г.Белинский о Печорине

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Кроссворд




Предварительный просмотр:

Кроссворд с ключевыми словами к уроку.



Предварительный просмотр:

ГЕРОЙ - это человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

ГЕРОЙ - это главное действующее лицо литературного произведения.

ГЕРОЙ - человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

ГЕРОЙ - тот, кто привлек к себе внимание.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.



Предварительный просмотр:

                                                                             ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

                                                                                    ПОРТРЕТ

                                                                                 ПЕЧОРИНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....

Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»

Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских  поэтов; закре...

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Презентация к уроку литературы по повести М.Ю.Лермонтова "Максим Максимыч"

Презентация носит       сопроводительный характер на протяжении всего урока по повети М.Ю.Лермонтова "Максим Максимыч"...