Конспект урока "Душа Печорина не каменистая почва".
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Наталья Николаевна Фролова

       Урок проведен по технологии воркшоп, в связи с этим продуманы   этапы урока, задания, формирующие   информационные, познавательные. коммуникативные и личностные компетенции.

       При разработке урока были учтены  следующие условия:    этапы урока построения системы знаний  были наложены на технологию воркшоп, тема воркшопа  известна участникам заранее.

       На этапе   мотивации  создана  живая  творческая  атмосфера. Прием «Анонс» нацелил обучающихся на создание активных групп, выбор модераторов, с помощью предложенных высказываний  был  спрогнозирован план работы на уроке и определена практическая значимость  романа для обучающихся. 

      На этапе  формулирования цели   с помощью подводящего диалога     обучающиеся  определяют  проблему урока, цели и задачи. Ценность этапа  в том, что   цель как прогнозируемый результат озвучена: выявить истинные причины несчастья Печорина.  С помощью приема «Яблоня ожиданий» выявляются потребности учеников.

       На этапе   анализа текущей ситуации идет поиск решения проблемы через анализ образа героя.  Под руководством  учителя   группы выбирают   один из нравственных критериев: дружба, любовь, поступки, отношение к жизни - и ищут   ответы на вопросы с помощью кроссенс.

        На этапе генерации   вариантов решения   модераторы собирают ответы и фиксируют на карточке  своей группы основные выводы.  Необходимо отметить активную творческую деятельность обучающихся   по поиску вариантов решения     

        На  этапе выбора и детализации вариантов решения представители каждой группы афишируют результат,  Групповой поиск решения поставленной задачи направлен на развитие творческого потенциала, раскрытие скрытых способностей и умений.

 

       На этапе подведения итогов   несколько рефлексивных приемов позволяют     оценить деятельность обучающихся    по  работе с нравственными критериями образа Печорина:

  • «Мозговой штурм» -  работа над выводами; 
  • «Синквейн» или «Ропалики»- включение выводов в  письменное  высказывание;
  • «Чемодан, мясорубка, корзина»-  выбор нравственных ориентиров  для себя лично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dusha_pechorina_ne_kamenistaya_pochva.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 90» Р.П.ЧУНСКИЙ

Открытый урок  в 9  «А» классе 

«Душа  Печорина не каменистая почва».

Урок разработала и провела для экспертов

Фролова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

           

Предмет, класс

Литература, 9 класс

Учитель

Фролова  Наталья  Николаевна

Тема урока, № урока по теме

«Душа Печорина не каменистая почва»

6  урок

Деятельностная цель

 формирование у учащихся  способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель

 Анализ образа главного героя романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова через его нравственные ценности и  отношение к окружающему миру, обобщение знаний в виде творческих работ.

Цель урока

Формирование умения анализировать прочитанные главы романа  с целью выявления мотивов и причин поступков главного  героя, развитие  речи, памяти, внимания,  раскрытие  мира  мыслей и противоречивых чувств главного героя.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Актуализировать знания учащихся на основе прочитанного произведения;

показать учащимся важность знания текстов художественной и критической литературы.

Развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими образа главного героя;

развитие способности анализировать художественный образ;

развитие умений групповой и творческой работы;

развитие коммуникативных компетенций.

Воспитывать нравственные ценности, чувство ответственности за свои поступки; активную жизненную позицию.

Планируемые УУД

Предметные: проанализировать образ Григория Александровича Печорина с целью выявления мотивов отношения к жизни и причин поступков.

Метапредметные:

 Познавательные УУД:  закрепление  умения работать с информацией,  умение ориентироваться в романе  по прочитанному материалу, отвечать на вопросы учителя, делать выводы.

Личностные УУД: формирование собственных моральных ценностей и  нравственных ориентиров через анализ образа Печорина.  

 Регулятивные УУД:  закрепление умения  понимать учебные задачи на уроке, составлять синквейны, оценивать свои достижения на уроке.

 Коммуникативные УУД: закрепление навыков слушания, умений  вести монолог и  диалог, работать в группах.

Технология :

Воркшоп

Тип урока:

 Урок  построения системы  знаний

Методы обучения и приемы

Проблемный метод, беседа,  приемы:  кроссенс, синквейн, ропалик, хрия,  «Чемодан, мясорубка, корзина»,  «Яблоня ожиданий», «Мозговой штурм».

Формы организации познавательной деятельности

Групповая , фронтальная , индивидуальная.

Образовательные ресурсы:

Текст романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»;

window.edu.ru,  www.syktsu.ru, medium.com, finewords.ru,  subscribe.ru, multiurok.ru, lektsii.org.

Оборудование:

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал:

Мультимедийный ряд: презентация на уроке, выполненная учителем, портрет Печорина, раздаточный материал в виде карточек с заданиями, вопросами.

Технологическая карта урока

Этапы урока:

Цели этапа

                       Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Формы организации взаимодействия на уроке:

Универсальные учебные действия:

1.Этап мотивации, создание живой творческой атмосферы

Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

 Прием  «Анонс».

Цель:  заинтересовать обучающихся, создать атмосферу сотрудничества

-Добрый  день! Я рада приветствовать всех участников воркшопа!  Обратите внимание на слова на экране:

1. «Я его скоро понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях».

2. «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями…»

- Кому принадлежат эти слова?

(Учитель переворачивает портрет Печорина, бывший на изнаночной стороне  на доске, на лицевую сторону).

-О ком говорит герой?

- А так ли уж важно в жизни разбираться в людях?

-А вы можете сказать о себе, что уже  отлично научились понимать  окружающих вас людей ?

-Как вы думаете, может ли художественная литература в целом и роман М.Ю.Лермонтова в частности научить вас понимать окружающих вас людей, их поступки, мотивы действий, давать им оценки?

  Вы правы, маленькая книга объемом всего в семьдесят  печатных листов уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных исследований и споров. Она не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Споры ведутся об образе Печорина, об идеях, о стиле. Но в одном все единодушны: это удивительный русский роман. Так чем же он может быть полезен нам с вами? Мы живем в обществе, где нет абсолютно похожих между собой людей. Разное воспитание, образование, взгляды на жизнь, принципы и взаимоотношения рано или поздно приводят нас к неизбежным  конфликтам друг с другом. Чтобы избежать их, необходимо научиться понимать людей, разбираться в них. Прекрасным материалом для этого может служить роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и непосредственно сам Печорин.

Тема для обсуждения: «Душа Печорина не каменистая почва». Эти слова принадлежат известному критику 19 века В.Г.Белинскому. И мы к ним  еще сегодня вернемся.

 -  А для дальнейшей плодотворной работы я прошу в группах выбрать модераторов.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, используя  в самостоятельном размышлении нужную информацию из текста, осознанно строят  своё высказывание в соответствии с коммуникативной задачей и  в соответствии с  грамматическими и синтаксическими нормами языка.

 Соотносят высказывания с собственной позицией

Учащиеся выбирают модераторов в каждой из 4  рабочих групп.

Фронтальная

Групповая.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, помощь в развитии  познавательной активности, интеллектуальных способностей

Личностные УУД:

самоопределение

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

                                                                                          2. Этап формулирования цели занятия.

                                                                 Актуализация  и фиксирование  места и причины затруднения.  Целеполагание.

Прием «Подводящий диалог».

Цель: с помощью наводящих вопросов подвести учащихся к самостоятельному формулированию проблемного вопроса и цели занятия.

Прием «Анонс».

Цель: подвести промежуточный итог началу занятия, нацелить учащихся на работу.

-А каков роман М.Ю.Лермонтова по жанру? ( Социально – психологический  философский роман )

- Тогда нам логичнее всего обратиться к словам  известного писателя, мастера иронично-психологических рассказов и психологических романов  Андре Моруа: « До тех пор, пока человек зависит от мнения других и от событий внешнего мира, он крайне уязвим и непременно несчастлив».

-Как вы считаете, зависит ли Печорин от мнения других?

-Предположим, что, отлично разбираясь в людях и не завися от их мнения, Печорин должен быть счастливым человеком. Но так ли это?

- А в чем несчастье Печорина, как вы думаете?

-Я вижу, мнения разделились. Тогда пусть этот вопрос останется для нас проблемным на сегодняшнем занятии.

Учитель открывает заранее заготовленный слайд с проблемным вопросом: «В чем несчастье Печорина?»

-Опираясь на тему и проблемный вопрос, сформулируйте, пожалуйста, цель занятия. (Проанализировать образ Печорина и понять, в чем причины его несчастья).

Описание целевой аудитории:

Учащиеся 9 «А» класса.

Модераторы: Востьянова Марина, Иванов Денис, Грунюшкина Полина, Шмухлерова Марьям.

Дата и время  проведения мероприятия: 16.02.2019г.

Ожидаемый конечный результат:

Выявить истинные причины несчастья Печорина.

Оформление:

Кроссенс и синквейны, раскрывающие ответ на проблемный вопрос.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и формулируют проблемный вопрос занятия и его цель.

Учащиеся слушают учителя, участвуют в диалоге, совместно принимают решение о конечном результате урока

Учитель на слайде презентации определяет целевую аудиторию, модераторов, предполагаемый результат и способы его оформления

.

Фронтальная

Познавательные УУД:  понимание проблемы;  

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и

Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности  и планирование ее в группе

условиями коммуникации.

Прием «Яблоня ожиданий».

Цель: прояснения ожиданий и потребностей учащихся.

-  А что вы лично для себя  ждете от нашего занятия сегодня? Что конкретно хотели бы получить в свой личный багаж знаний или умений?

 На столах в каждой группе лежат карточки в виде яблок. Я прошу вас  на них написать, что вы  хотите  получить для себя от этого занятия,  о чем узнать, чему научиться.  Пока учащиеся пишут , учитель на доске рисует дерево с большой кроной, а затем эти «яблоки» с помощью магнитов прикрепляются  на дерево

Учащиеся делают записи на карточках-яблонях, отдают их модератору, который прикрепляет их к дереву.

Индивидуальная

Познавательные

УУД:  определение  своих потребностей.

Регулятивные УУД: уметь строить предположения.

                                        3.  Этап  анализа текущей ситуации. (Поиск решения проблемы через анализ образа героя).

                                    Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

5. Прием «Кроссенс».

Цель: систематизация знаний, полученных в ходе размышления над образом Печорина.

-Итак,  для  поиска ответа на проблемный вопрос приступаем к анализу образа Печорина. Но  личность этого героя многогранна.

- Как вы думаете, какие  нравственные  критерии мы должны с вами взять, чтобы охватить самое  важное?

-Конечно, это дружба, любовь, поступки, отношение к жизни.учитель одновременно прикрепляет вокруг портрета Печорина карточки с названиями: «ДРУЖБА», «ЛЮБОВЬ», «ПОСТУПКИ», «ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ».

- А сейчас я прошу модераторов выйти и забрать прикрепленные на доске карточки с заданиями для групп  и карточки для ответов.

Карточки с заданиями:

I.Отношение Печорина к дружбе

1.Проанализируйте ситуацию из  повести «Максим Максимыч» и ответьте: Почему обиделся Максим Максимыч на Печорина? В чем причины холодной встречи Печорина с Максимом Максимычем? Как отреагировал Печорин на явное желание Максима Максимыча обняться при  встрече?

2. Проанализируйте отношения Печорина и Грушницкого из повести  «Княжна Мери» и ответьте на вопросы:  Каковы отношения этих двух героев внешние и внутренние? В чем причина этих отношений?

3. Проанализируйте отношения Печорина и доктора Вернера из повести  «Княжна Мери» и ответьте на вопросы: что сблизило этих двух героев? Что отдалило? Как отреагировал Печорин на явное желание Вернера пожать на прощание ему руку?  

4.Сделайте общие выводы о том, как относится Печорин   к  дружбе, что он говорит по этому поводу и умеет ли он дружить?

II.Отношение Печорина к любви

1. Проанализируйте ситуацию из повести  «Бэла» и ответьте на вопросы: Любил ли Печорин Бэлу? Что он  сам говорил о своем отношении к ней? Как отреагировал на её смерть и о чем говорит эта реакция?

2. Проанализируйте  историю отношений Печорина и княжны Мери из одноименной повести. С какой целью Печорин ухаживал за княжной? Мог ли он предположить, что неискушенная в любви девушка поверит ему и полюбит? Как отнесся к этой любви?

3. Проанализируйте отношения Печорина и Веры из повести «Княжна Мери». Почему любовь Веры, несмотря на страдания, причиненные ей Печориным, не угасла со временем, а при встрече вспыхнула с новой силой? Каково истинное отношение Печорина к Вере?(Можно ли сказать, что он любит её так же без оглядки, как и Вера его? Почему?) Почему у этой любви не получается счастливого конца?

4.Сделайте общие выводы о том, как относится Печорин  к любви, что он говорит по этому поводу и умеет ли он  любить?

III. Отношение  Печорина к жизни.

1. Чем старался наполнить свою жизнь Печорин в первой молодости? (Смотри разговор Печорина и Максима Максимыча в повести «Бэла») Удалось ли ему найти смысл жизни тогда? Почему?

2. Почему сам Печорин считает себя несчастливым человеком?

3. В чем видит Печорин свое истинное наслаждение и как хочет победить скуку?

4. Как Печорин относится к предопределению судьбы  после встречи с Вуличем?

5. Сделайте общие выводы и оформите на карточке.

IV. Поступки Печорина

1. Проанализируйте организаторскую роль Печорина в краже Карагеза и Бэлы.  С какой целью он это делал? Испытывал ли сожаление потом  по отношению к Азамату и Казбичу? Какими чувствами или чувством руководствовался Печорин, организуя кражу Карагеза и Бэлы?

2.Проанализируйте дуэль Печорина и Грушницкого. Зачем Печорин идет на эту дуэль, зная о заговоре против себя?  Удается ли ему задуманное? Испытывает ли он сожаление от совершенного?

3.Проанализируйте  повесть «Тамань» и ответьте на вопросы: С какой целью Печорин ночью выслеживал слепого мальчика и ундину? Каким чувством руководствовался, когда пытался завязать отношения с девушкой и рассказал ей  о том, что узнал ночью?   Сожалел ли он о разоренном им гнезде честных контрабандистов?

4. С какой целью Печорин рискует жизнью, обезвреживая пьяного казака, зарубившего поручика Вулича? Каким чувством Печорин руководствуется в этот момент?

5.Сделайте общие выводы о том, каким чувством обычно руководствуется Печорин, совершая тот или иной поступок?

                  Карточка ответов для кроссенса:

I. Отношение Печорина к дружбе. (Основные выводы):

II. Отношение Печорина к любви. (Основные выводы):

III.Отношение  Печорина к жизни. (Основные выводы):

IV.Поступки Печорина. (Основные выводы):

Обучающиеся отвечают поставленные вопросы учителя.

Модераторы подходят к  доске и выбирают карточку с заданием для своей группы. Группа выполняет задание, отвечая на поставленные вопросы и делая необходимые записи в карточке ответов для   общего кроссенса.

Фронтальная.

Групповая

Познавательные УУД: поиск, сбор и выделение существенной информации,

Анализ, синтез. обобщение.

Регулятивные УУД определение учебных задач и способов их достижения,  планирование,  осознание обучающимися стремления к  новому

Коммуникативные УУД: уметь  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми

                                                             4.  Этап генерации вариантов решения.

 Прием  «Swot-анализ»

Цель :   собрать ответы и структурировать их

- Не забудьте сделать обобщающие выводы по своему критерию и занести ответы в карточку.

Модераторы собирают ответы и фиксируют на карточке  своей группы.

устанавливают логическую последовательность основных фактов; структурируют материал.

Групповая

Познавательные УУД: умение структурировать материал

Регулятивные УУД: умение  вносить необходимые дополнения и  корректировка  результата анализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, соблюдение правил речевого поведения.

                                               5.Этап выбора и детализации вариантов решения(афиширование)

                                                                Включение в систему знаний и повторение

Прием «Афиширование».

Цель: представить результат групповой работы в виде обобщающих выводов.

- А теперь я предлагаю выйти представителям групп и проафишировать полученный результат после совместного размышления над проблемой. Карточки с ответами прикрепите на место вопросительных знаков.

ДРУЖБА

           ?

ЛЮБОВЬ

           ?

Портрет Печорина

         ?

Поступки

        ?

Отношение к жизни

Модераторы выдвигают представителя или представителей групп, афиширующих результат групповой работы.

Учащиеся афишируют ответы на вопросы и задания карточек, прикрепляя их к кроссенсу.

Индивидуальная, групповая

Познавательные

УУД:

преобразование текста в схемы и таблицы

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать, отстаивая свою позицию

Личностные УУД:  саморегуляция

                                                                            6.Этап подведения итогов. Рефлексия

                                                                          Рефлексия учебной деятельности.

Прием «Мозговой штурм».

Цель: обобщить выводы, полученные в ходе размышления над образом Печорина по 4 нравственным критериям в устной форме.

Прием «Синквейн» или  «Ропалик».

Цель: обобщение выводов, полученных в ходе анализа образа главного героя, в письменной форме.

-Посмотрите на наш кроссенс. Какие выводы можно сделать, глядя на поступки Печорина, на его отношение к дружбе, любви, окружающим людям?

(Учитель записывает выводы, которые делают учащиеся, на доске).

-А теперь, пожалуйста,  сочините синквейн или ропалик, включив в него обязательно наши общие выводы.

Примерные ответы:

Синквейн:                       Печорин

                        Равнодушный, одинокий

             Не умеет дружить, ценит свободу, не способен  

                      на самопожертвование

             Не смог найти свое предназначение

                           Несчастливый человек.

Ропалик:                       Печорин

                          Эгоистичный, гордый

                          Бережет свою свободу

                         Не умеет ценить друзей

              Не смог найти свое предназначение

             Не способен жертвовать во имя любви.

-А  теперь, посмотрев на  кроссенс, на синквейны и ропалики,  давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и дадим на него ответ. Так почему же все-таки несчастлив Григорий Александрович Печорин?

Слово учителя: Известный критик 19 века В.Г.Белинский сказал  о Печорине:

«Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек!» - хором закричат, может быть, строгие моралисты. Ваша правда, господа… Вы предаете его анафеме не за пороки…, но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которой он говорит о них…В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них...»

- А что вы поняли для себя сегодня на уроке? Являются ли для вас дружба, любовь, человеческое достоинство, честность  нравственными ценностями? Как вы относитесь к  своим друзьям? И в чем полагаете свое счастье?

Учащиеся делают  обобщающие выводы.

Учащиеся  сочиняют синквейны или ропалики,включая в них выводы  

Учащиеся высказывают свое мнение, слушают других.

Фронтальная.

Групповая.

Индивидуальная.

Познавательные УУД: преобразование  информации в алгоритмические тексты, развитие мыслительных операций:

Регулятивные УУД: оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные УУД:  учет позиции партнера,  сотрудничество

Личностные УУД: самоопределение.,  нравственная самооценка

Домашнее задание

Напишите  мини-сочинение в виде хрии: ответ на проблемный вопрос урока.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Индивидуальная

Личностные УУД: самоопределение.,  нравственная самооценка

Познавательные УУД: преобразование  информации в алгоритмические тексты.

Прием «Чемодан, мясорубка, корзина».

Цель: самоопределение.

(На доске  прикреплены  изображения чемодана, мясорубки и корзины для мусора).

- Каждый час своей жизни человек  приобретает или положительный опыт (знания, энергию, эмоции), или отрицательный (стресс, бессонницу). Я прошу вас снять свои яблоки с дерева и переместить их в чемодан, если ваши ожидания оправдались, в мясорубку, если все услышанное вами сегодня и наработанное на занятии необходимо еще проработать. А в корзину отправляйте яблоки, если содержание урока ничего нового вам е принесло и в жизни не пригодится.

Учащиеся  снимают свои карточки-яблоки с дерева и перемещают их в чемодан, мясорубку или корзину.

После того, как яблоки перемещены в чемодан, мясорубку или корзину, модераторы в группах  обобщают  работу учащихся и высказывают свое мнение о полученных оценках.

Индивидуальная

Личностные УУД: самоопределение.,  нравственная самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Образование почв и их разнообразие"

Урок изучения нового материала о почвах в 8 классе...

конспект урока "Печорин глазами женщин"

данный урок предназначен для изучения романа Лермонтова "Герои нашего времени", в данном уроке использован нестандартный подход к изучению образа главного героя...

Конспект урока по теме "Охрана почв"

Конспект урока может быть использован в 8 классе при изучении темы "Почва и почвенные ресурсы"...

Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".

Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся  подготовиться к сочинению....

конспект урока по географии "Образование почв и их разнообразие",8 класс

Конспект урока по географии "Образование почв и их разнообразие",8 класс. Классическая линия....

Конспект урока "Печорин в системе женских образов"

Представленный конспект урока отражает особенности проблемного подхода к изучению классического произведения, урок проходит в форме групповой  дискуссии. Учащиеся выступают в роли разных героев р...

План-конспект урока. "Печорин как представитель «портрета поколения»".

Печорин как представитель «портрета поколения».(По  главе «Бэла» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени")....