урок литературы в 5 классе сравнительный анализ авторской и народной сказки
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Анализ сказки Г.Х.Андерсена " Стойкий оловянный солдатик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы в 5 классе | 26.74 КБ |
urok.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сравнительный анализ народной и авторской сказки.
Тип урока урок-исследование.
Цели урока: продолжить обучать сравнению народные и авторские сказки;
выяснить специфику авторских сказок Г. Х. Андерсена;
создавать условия для понимания сложного мира авторских чувств, впечатлений и переживаний;
развивать умение ориентироваться в тексте и анализировать его;
составлять и высказывать мнение о прочитанном.
Оборудование: презентация, музыка, карточки, сердечки, высказывания.
Этап урока | Работа учителя | Работа обучающихся |
I II 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. III 1. 2. 3. | Подготовка к работе над текстом. - Как называется глава, с которой мы работаем? - Как вы понимаете эти слова? - Какие чувства может испытывать человек в различных ситуациях? - Откройте учебник на с.117. Героев каких произведений вы узнали? - Что их объединяет? Работа по теме урока. - С каким произведением мы работали на предыдущем уроке? - Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена. (Сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются художественные и мультипликационные фильмы, ставятся спектакли. В честь его дня рождения – 2 апреля – проводится Международный день детской книги. В 1958 г. учреждена Международная Золотая медаль Г.Х. Андерсена, которая присуждается лучшему современному автору раз в два года.) - Итак, сказка «Стойкий оловянный солдатик». - О чём говорит это название? - А когда мы прочитали сказку, какой другой смысл появился у этого слова? - Определите вид сказки. - Зачитайте превращения. Расскажите про тролля. Сообщение цели урока. - Сегодня мы исследуем сказку ещё раз, но теперь будем искать сходства и различия её с народной. Это наша цель. Работа в паре (карточки) - Прочитайте слова и выражения на карточках. Разделите их на две группы. Исследуйте, какие элементы сюжета можно отнести к авторской сказке, а какие – к народной. Строгое построение сюжета Фантазия Законы выживания Мир чувств Герой обретает счастье Герой погибает - Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Обратимся к нашему консультанту – Бабе-яге (с. 170) Какой элемент из народных сказок прослеживается в авторской сказке? Выборочное чтение. - Зачитайте те отрывки, в которых говорится, через что ему пришлось пройти, и как он всё себя в это время. - О чём думал солдатик в те минуты, когда ему было страшно? Сопоставление главных героев народной и авторской сказки. - Итак, главный герой нашей сказки – оловянный солдатик. - Расскажите, как он появился на свет, как выглядели он и его братья. - Есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки. - Почему? - А что ещё? (Уход из дома не по своей воле. Проходит испытание. Побывал в чужом мире. Возвращение домой.) - Если бы наш солдатик был героем народной сказки и побывал бы в брюхе рыбы, он бы погиб? (Если бы герой прошёл сквозь животное, это помогло бы ему в дальнейшем, потому что зверь был бы ему волшебным помощником, а у оловянного солдатика рыба не является помощником.) Физминутка. Разговор о танцовщице. - А теперь пришло время поговорить об объекте его любви – танцовщице. Что общего у них? (Оба стоят на одной ноге, оба не принимают участия в ночном веселье кукол, они молча смотрели друг на друга. Танцовщица разделила судьбу солдатика, сгорев в огне. Оба не просто «стойкие», а умеющие глубоко чувствовать.) - А теперь попробуем создать мысленно картину их первой встречи. - Какой, по вашему мнению, была встреча? Чтение цепочкой последней части «Возвращение солдатика». - Можно ли назвать конец сказки счастливым? - Как вы думаете, народная сказка может иметь грустный конец? - Приведите примеры. Какие народные сказки мы читали в третьем классе, и как они закончились? - Что-нибудь говорилось о чувствах героев? - Почему? - А что лежит в основе сюжета сказки «Стойкий оловянный солдатик»? - Подтвердите словами текста. («Он чувствовал, что весь горит – то ли от огня, то ли от любви,- он и сам не знал». «Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику».) - Что важнее: любовь или огонь? Любовь или ветер? (Это связано с миром чувств, с их внутренней жизнью. Солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; танцовщица попадает в огонь не только из-за ветра, но и чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком.) Итог урока - Вернитесь к эпиграфу нашей главы. Прочитайте хокку. Подходит ли эпиграф к сказке? Почему? (Лирическому герою так понравился этот цветок, так ему полюбился, что он сохранил в сердце его образ.) - Скажите, а погибая, наши герои исчезают навсегда? Какой же вывод напрашивается? - Над чем же мы сегодня с вами работали? (Мы исследовали авторскую сказку. Нашли схожие и различные черты с народной.) - Как вы думаете, где брал сюжеты для своих сказок Андерсен? - А что помогло ему написать такие удивительные сказки? - Назовите отличительную черту его сказок. - Какой след оставила эта сказка в вашей душе? - Какие добрые слова вы бы хотели сказать Андерсену, если бы эта встреча состоялась? Напишите свои высказывания на сердечках. (Сердечки прикрепляются к доске вокруг слайда) | «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». Радость, печаль, счастье, горе, стыд, гордость, восхищение, сожаление, одиночество, ожидание, любовь, ненависть. Любовь и дружба. Г.Х. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик». Ответы детей, один делает небольшое сообщение. Слайд №1. Слайд №2. Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова, мягкого металла. Стойкий – значит, устойчивый, прочный. Стойкий – это сильный духом, упорный, не отступающий перед трудностями и испытаниями. Волшебная, т.к. происходит превращения и присутствует сверхъестественное существо - тролль. (Слайд №3) Выборочное чтение Рассказ ученика. Обосновывают свой ответ. Слайд №4 К народной К авторской К народной К авторской К народной К авторской Слайд №5. Закон выживания. Работа в паре. Слайды №№6.-10. Смерть надо встречать мужественно. Пересказ отрывка. Да, это ущербность. Ущербный – на одной ноге, как так не хватило олова. То же самое и в народной сказке. Слайд №11. Нет. Различие Ответы детей Дети закрывают глаза, учитель читает отрывок, звучит музыка. Очень трогательной. Слайд №12. Слайд №13. Нет, он грустный. Нет, заканчиваются свадьбой, а значит, счастливо. Нет. Любовь. Выборочное чтение. Слайд №14. Ответы детей Нет. Они перерождаются. Любовь бесследно никогда не проходит, она обязательно оставит что-то после себя. Из народных сказок. Фантазия и глубокие чувства. Они грустные. Ответы детей Слайд №15. |
Предварительный просмотр:
Тема: Сравнительный анализ народной и авторской сказки.
Тип урока урок-исследование.
Цели урока: продолжить обучать сравнению народные и авторские сказки;
выяснить специфику авторских сказок Г. Х. Андерсена;
создавать условия для понимания сложного мира авторских чувств, впечатлений и переживаний;
развивать умение ориентироваться в тексте и анализировать его;
составлять и высказывать мнение о прочитанном.
Оборудование: презентация, музыка, карточки, сердечки, высказывания.
Этап урока | Работа учителя | Работа обучающихся |
I II 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. III 1. 2. 3. | Подготовка к работе над текстом. - Как называется глава, с которой мы работаем? - Как вы понимаете эти слова? - Какие чувства может испытывать человек в различных ситуациях? - Откройте учебник на с.117. Героев каких произведений вы узнали? - Что их объединяет? Работа по теме урока. - С каким произведением мы работали на предыдущем уроке? - Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена. (Сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются художественные и мультипликационные фильмы, ставятся спектакли. В честь его дня рождения – 2 апреля – проводится Международный день детской книги. В 1958 г. учреждена Международная Золотая медаль Г.Х. Андерсена, которая присуждается лучшему современному автору раз в два года.) - Итак, сказка «Стойкий оловянный солдатик». - О чём говорит это название? - А когда мы прочитали сказку, какой другой смысл появился у этого слова? - Определите вид сказки. - Зачитайте превращения. Расскажите про тролля. Сообщение цели урока. - Сегодня мы исследуем сказку ещё раз, но теперь будем искать сходства и различия её с народной. Это наша цель. Работа в паре (карточки) - Прочитайте слова и выражения на карточках. Разделите их на две группы. Исследуйте, какие элементы сюжета можно отнести к авторской сказке, а какие – к народной. Строгое построение сюжета Фантазия Законы выживания Мир чувств Герой обретает счастье Герой погибает - Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Обратимся к нашему консультанту – Бабе-яге (с. 170) Какой элемент из народных сказок прослеживается в авторской сказке? Выборочное чтение. - Зачитайте те отрывки, в которых говорится, через что ему пришлось пройти, и как он всё себя в это время. - О чём думал солдатик в те минуты, когда ему было страшно? Сопоставление главных героев народной и авторской сказки. - Итак, главный герой нашей сказки – оловянный солдатик. - Расскажите, как он появился на свет, как выглядели он и его братья. - Есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки. - Почему? - А что ещё? (Уход из дома не по своей воле. Проходит испытание. Побывал в чужом мире. Возвращение домой.) - Если бы наш солдатик был героем народной сказки и побывал бы в брюхе рыбы, он бы погиб? (Если бы герой прошёл сквозь животное, это помогло бы ему в дальнейшем, потому что зверь был бы ему волшебным помощником, а у оловянного солдатика рыба не является помощником.) Физминутка. Разговор о танцовщице. - А теперь пришло время поговорить об объекте его любви – танцовщице. Что общего у них? (Оба стоят на одной ноге, оба не принимают участия в ночном веселье кукол, они молча смотрели друг на друга. Танцовщица разделила судьбу солдатика, сгорев в огне. Оба не просто «стойкие», а умеющие глубоко чувствовать.) - А теперь попробуем создать мысленно картину их первой встречи. - Какой, по вашему мнению, была встреча? Чтение цепочкой последней части «Возвращение солдатика». - Можно ли назвать конец сказки счастливым? - Как вы думаете, народная сказка может иметь грустный конец? - Приведите примеры. Какие народные сказки мы читали в третьем классе, и как они закончились? - Что-нибудь говорилось о чувствах героев? - Почему? - А что лежит в основе сюжета сказки «Стойкий оловянный солдатик»? - Подтвердите словами текста. («Он чувствовал, что весь горит – то ли от огня, то ли от любви,- он и сам не знал». «Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику».) - Что важнее: любовь или огонь? Любовь или ветер? (Это связано с миром чувств, с их внутренней жизнью. Солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; танцовщица попадает в огонь не только из-за ветра, но и чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком.) Итог урока - Вернитесь к эпиграфу нашей главы. Прочитайте хокку. Подходит ли эпиграф к сказке? Почему? (Лирическому герою так понравился этот цветок, так ему полюбился, что он сохранил в сердце его образ.) - Скажите, а погибая, наши герои исчезают навсегда? Какой же вывод напрашивается? - Над чем же мы сегодня с вами работали? (Мы исследовали авторскую сказку. Нашли схожие и различные черты с народной.) - Как вы думаете, где брал сюжеты для своих сказок Андерсен? - А что помогло ему написать такие удивительные сказки? - Назовите отличительную черту его сказок. - Какой след оставила эта сказка в вашей душе? - Какие добрые слова вы бы хотели сказать Андерсену, если бы эта встреча состоялась? Напишите свои высказывания на сердечках. (Сердечки прикрепляются к доске вокруг слайда) | «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». Радость, печаль, счастье, горе, стыд, гордость, восхищение, сожаление, одиночество, ожидание, любовь, ненависть. Любовь и дружба. Г.Х. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик». Ответы детей, один делает небольшое сообщение. Слайд №1. Слайд №2. Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова, мягкого металла. Стойкий – значит, устойчивый, прочный. Стойкий – это сильный духом, упорный, не отступающий перед трудностями и испытаниями. Волшебная, т.к. происходит превращения и присутствует сверхъестественное существо - тролль. (Слайд №3) Выборочное чтение Рассказ ученика. Обосновывают свой ответ. Слайд №4 К народной К авторской К народной К авторской К народной К авторской Слайд №5. Закон выживания. Работа в паре. Слайды №№6.-10. Смерть надо встречать мужественно. Пересказ отрывка. Да, это ущербность. Ущербный – на одной ноге, как так не хватило олова. То же самое и в народной сказке. Слайд №11. Нет. Различие Ответы детей Дети закрывают глаза, учитель читает отрывок, звучит музыка. Очень трогательной. Слайд №12. Слайд №13. Нет, он грустный. Нет, заканчиваются свадьбой, а значит, счастливо. Нет. Любовь. Выборочное чтение. Слайд №14. Ответы детей Нет. Они перерождаются. Любовь бесследно никогда не проходит, она обязательно оставит что-то после себя. Из народных сказок. Фантазия и глубокие чувства. Они грустные. Ответы детей Слайд №15. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по литературе в 7 классе "Сравнительный анализ сцен боя в поэме А.С. Пушкина "Полтава" и стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Урок-исследование, на котором сравниваются две батальные сцены двух русских классиков....
Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»
В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок....
Конспект урока. Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин
Для учащихся 3 класса Программа ПНШ...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"
Методическая разработка по литературе "Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М.Пришвина ...
Конспект урока по чтению для уч-ся 2 класса школы 8 вида. Русская народная сказка "Мороз и Заяц"
Русская народная сказка "Мороз и Заяц"...