Урок-исследование по литературе в 7 классе "Сравнительный анализ сцен боя в поэме А.С. Пушкина "Полтава" и стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок-исследование, на котором сравниваются две батальные сцены двух русских классиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование в 7-м классе «Авторская позиция в изображении сцен боя. (Сравнительный анализ поэмы А.С. Пушкина "Полтава» и стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино")
Цель: - формирование умения определять авторскую позицию в произведении, опираясь на мировоззрение автора.
Задачи: - научиться работать по этапам исследовательской работы с текстом
- научиться проводить сравнительный анализ стихотворных произведений, видеть различия и общие черты у разных авторов.
- научиться подводить итог исследовательской работе с текстом.
I. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Война… Когда произносишь это слово, невольно всплывают картины Великой Отечественной войны, такой далёкой от нас и такой близкой…Наша Родина насчитывает множество славных побед над захватчиками. Будь то Полтавское сражение, битва под Бородино или под Сталинградом….Сегодняшний урок мы посвящаем всем павшим российским воинам на полях всех сражений, - тем, кто ценой собственной жизни отстоял честь и независимость Родины.
На уроке мы сегодня будем исследовать два текста. Вспомним, в каком порядке вообще проводится любое исследование. (Учащимся предлагаются карточки с названиями – гипотеза, ключевое слово темы, цель, задачи, методы, план исследования, выводы. Учащиеся должны составить их по порядку проведения исследования)
- Ключевые слова темы – авторская позиция.
- Цель исследования - сравнивая и сопоставляя батальные сцены у разных авторов, мы должны будем выяснить, чему отдавали приоритеты Пушкин, Лермонтов в изображении войны, определим специфику их творческого метода.
- Задачи - научиться проводить сравнительный анализ стихотворных произведений, видеть различия и общие черты у разных авторов, научиться подводить итог исследовательской работе с текстом.
- Гипотеза - если сравнить тексты двух разных авторов по общей теме, то можно чётко увидеть авторскую позицию.
- Методы исследования – сравнение, анализ.
- План исследования (на доске):
- Способ изображения боя.
- Морфологические средства изображения батальных сцен.
- Звукопись сцен боя.
- Совпадения на уровне текста
- Итоги боя.
- Основная фигура героя-победителя.
7.Выводы
Сегодня на урок мы пригласили историков, которые дадут нам историческую справку о сражениях под Полтавой и Бородино, так как без этих сведений исследование будет неполным.
II. Сопоставительный анализ.
Вопрос по плану | Историческая справка | А.С. Пушкин «Полтава» | М.Ю. Лермонтов «Бородино» |
1Способ изображения боя. | Лермонтов написал стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинского сражения, когда еще были живы участники битвы, и, по всей вероятности, общался с ними. | У Пушкина описание боя ведется от лица автора | У Лермонтова – от лица старого ветерана, участника Бородинского сражения. Война показана изнутри, глазами солдата, поэтому представляется более достоверной. С точки зрения поэта, настоящими героями сражения были простые люди, народ. А вот историческая наука во времена Лермонтова славу великого сражения приписывала исключительно полководцам. |
2 Морфологические средства изображения батальных сцен. Выразительное чтение батальных сцен. | Швед, русский – колет, рубит, режет. | Вам не видать таких сражений!. . | |
Эти картины очень похожи. Они динамичны, так как оба поэта использовали множество глаголов движения. Это создает ощущение стремительности, скорости, натиска | |||
3.Звукопись сцен боя. | Бой барабанный, клики, скрежет, | Звучал булат, картечь визжала… | |
Повторяющиеся согласные (б, р, ж, н – у Пушкина – и з, ч, р, ж – у Лермонтова) создают эффект присутствия, ощущение близко звучащего боя. | |||
4.Совпадения на уровне текста |
|
| |
На Лермонтова, безусловно, оказала влияние поэма Пушкина, появившаяся девятью годами ранее стихотворения “Бородино”. Но здесь, конечно, нет плагиата. Просто оба поэта гениально точно увидели картины сражений и постарались их запечатлеть наиболее зримо, используя необходимый арсенал выразительных средств. | |||
5.Итоги Боя | Историческая справка: В Полтавском сражении шведская армия потеряла убитыми 9234 солдата и офицера, русская – 1345 воинов; В Бородинском сражении у французов убито и ранено 58 тысяч человек, у русских – 45 тысяч. | “И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи…” | “Немногие вернулись с поля…” |
6.Основная фигура героя-победителя | Поэт боготворил Петра как реформатора, который сумел поставить Россию на одно из первых мест в Европе, и именно после Полтавской битвы. | Пушкин выдвигает на первый план фигуру Петра I, отдавая ему всю славу победы в Полтавском сражении. Поэма “Полтава” была, по сути, героической поэмой о Петре. Поэтому он нарисован с нескрываемым восхищением автора. (Ребята приводят примеры). А солдаты описаны достаточно скупо: “ швед, русский…” | У Лермонтова на первом плане – простые люди, мы слышим их недовольные голоса при отступлении, видим, как обстоятельно, без суеты готовятся они к утреннему сражению. Мы слышим подлинную народную речь: враги – это “басурманы”, “у наших ушки на макушке”, “постой-ка, брат мусью”, “уж мы пойдем ломить стеною”. Поэт совсем не показывает фигуру Кутузова, мы видим только ближайших к солдатам командиров, разделяющих с ними всю тяжесть сражения. Заслуга Лермонтова в том, что истинным героем битвы он делает именно простого солдата |
Выводы | У обоих поэтов все-таки отдана дань славы русскому оружию и величию подвига. Ужасы и тяжесть войны отступают на второй план. Сам тон описания – торжественный, возвышенный: Пушкин: Тесним мы шведов рать за ратью, Лермонтов: Недаром помнит вся Россия про день Бородина! Авторы, зависимости от поставленной задачи, выдвигают разные приоритеты в изображении боя. У Пушкина успех Полтавского сражения целиком связан с гением Петра I. Рядовые участники битвы – на втором плане. У Лермонтова в центре внимания – рядовой солдат. Однако ужасы боя отступают перед задачей отдать дань славы русскому оружию. |
3. Заключение. Выводы.
Давайте вернёмся к гипотезе, выдвинутой в начале исследования. Мы в течение урока сравнили два текста и можем теперь чётко увидеть авторскую позицию.
Писатель рисует батальную сцену в зависимости от авторской задачи. В поэме “Полтава” тяжесть сражения ярче подчеркивает значимость Петра I, сумевшего разгромить непобедимых шведов. В стихотворении “Бородино” Лермонтов вызывает у читателя чувство гордости за славные страницы истории. Однако, навоевавшись в 1840 году на Кавказе, Лермонтов перестанет поэтизировать войну в любых ее проявлениях. В стихотворении “Родина” (1840 г. ) он напишет:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Л. Н. Толстой уже с самого начала своей писательской деятельности отказался от романтического взгляда на войну. В “Севастопольских рассказах” он раз и навсегда определил свой творческий метод: “Вы увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страхе..»
По пути Толстого пойдут писатели-фронтовики XX столетия: В. Кондратьев, В. Астафьев, К. Воробьев, В. Некрасов. Создавая летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, они покажут горькую, неприкрытую правду, потому что “война – это не любезность, а самое гадкое дело в жизни”, и вся тяжесть битвы лежит на плечах рядовых ее участников.
Д.з: написать сочинение на тему «Картины Полтавского боя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...
Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».
К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...
Открытый урок по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".
Материал для проведения открытого урока по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой"....
Урок-исследование на тему: Особенности изображения батальных сцен в произведениях А.С.Пушкина «Полтава», М.Ю. Лермонтова «Бородино», Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»
На данном уроке анализируется изображение батальных сцен в произведениях А.Пушкина, М.Лермонтова и Л.Толстого, определяется специфика их творческого метода....
Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...
Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"
Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....
Конспект урока литературы 10 кл "Анализ сцен споров Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова"
Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Анализ сцен споров Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова" (фрагмент урока)...