Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»
план-конспект урока (7 класс) на тему
В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_skazke_bazhova.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ВРАЗВИТИИ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27 г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект проведения
Урока внеклассного чтения в 7 классе
« Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»
Составила и провела
учитель – дефектолог
Черемных Т.А.
Братск, 2014
Цели: закрепить понятие «устное народное творчество»; жанры устного народного творчества; повторить и закрепить виды сказок;
Познакомить с литературной сказкой (сказом) П. Бажова «Серебряное копытце»; выделить особенности сказки;
Развивать мыслительные операции – синтез, анализ; совершенствовать активный и пассивные словари;
Воспитывать любовь и уважение к богатству народной культуры;
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Повторение.
- Объясните понятие «устное народное творчество»;
- Назовите жанры устного народного творчества;
Угадай жанр по описанию:
Жанр народного творчества, который сопровождает человека всегда: и в веселое застолье, и на рождение ребенка, в игре, в горестном событии, во время работы; (песня)
Жанр, в котором описывается то, что было на самом деле; рассказывается о подвигах народных героев; (былина)
Жанр, где добро побеждает зло, есть троекратные повторы, много необыкновенного;
(сказка)
Жанр, который учит уму разуму; имеет переносный смысл; (пословицы)
Народная задача, головоломка; (загадка)
- Назовите самый распространенный жанр устного народного творчества;
- Назовите виды сказок;
- Охарактеризуйте каждый вид сказки;
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы поговорим о литературной сказке. Цель наша – исследовать и выяснить в чем сходства и отличия литературной и народной сказок.
IV. Актуализация знаний.
Автор литературных сказок – Павел Бажов.
- Выступление учеников с сообщением о биографии Павла Бажова.
Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 3 декабря 1950) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.
Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве. Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.
Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.
Сказы «Малахитовой шкатулки» - своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).
Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».
Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.
Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.
Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
- Сказка П. Бажова «Серебряное копытце».
V. Словарная работа.
- Пособник
Барская рукодельня
Балаган
Очаг
Статочное дело
Угрузнешь в снегу
Солонина
Хризолиты - Назовите героев сказки;
- Чем занимался дед?
- Прочитайте описание жизненного уклада Коковани и Даренки;
- Что заинтересовало Даренку в рассказе деда?
- О какой черте характера говорит этот факт?
- Расскажите, какой был козел, найди этот отрывок в тексте, прочитайте;
- В чем его особенность?
- Почему дед хотел его увидеть?
- Произошла ли встреча? Как она произошла?
- Какие камни стали находить люди?
- Охарактеризуй Кокованю и Даренку;
VI. Расслабляющая пауза.
- Выявление сходства и различий сказки литературной и народной.
Сходства:
Герои, обладающие волшебством;
Троекратный повтор пытается увидеть козла;
Отличия:
Народная сказка | Литературная сказка |
Вымысел; | Описание занятий людей; |
Сказочные герои; | Есть автор; |
Волшебные предметы; | Обыкновенные люди; |
Занимательный рассказ; | Реальные события; |
Отсутствует автор; | Обычные предметы; |
VII. Подведение итогов.
- Нашей целью являлось – знакомство с литературной сказкой, сравнение с народной сказкой, выявление сходств и отличий.
- О чём главная мысль сказа Бажова?
Выбери самую точную формулировку.
А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
- Вопрос для самого внимательного:
О чем больше всего пожалела Даренка, когда снегом засыпало самоцветы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 5 классе сравнительный анализ авторской и народной сказки
Анализ сказки Г.Х.Андерсена " Стойкий оловянный солдатик"...
Урок внеклассного чтения "Какой ты след оставишь?" (По сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда")
Урок внеклссного чтения по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" нацелен на воспитание у учащихся чувства сострадания, милосердия. Построенный в форме игры-путешествия, он помогает ученикам понять, д...
Методический комментарий к проведению урока литературы (или урока внеклассного чтения) на тему «Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»)»
В статье дан методический комментарий к проведению урока внеклассного чтения по творчеству Л.С.Петрушевской....
Урок внеклассного чтения по произведению Ф. Кривина "Волшебная сказка".
Урок основан на Технологии развития критического мышления, а также в нем используются элементы тренинга скорочтения....
Материалы к уроку внеклассного чтения (5 класс). М. Пляцковский. Сказки о животных
В этом документе представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 5 классе. Тема - произведения о животных. В файле находятся 2 сказки М. Пляцковского: "Тюлентяй" и "Умка хочет летать", иллюстраци...
В.А.Жуковский."Спящая царевна". Сходные и различные черты сказки "Спящая царевна" и русских народных сказок
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализирован...
Урок внеклассного чтения "Конвенция о правах ребёнка и сказки" (5 кл.)
В ходе урока пятиклассники знакомятся со статьями Конвенции о правах ребёнка на примерах из русских народных сказок....