Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»
план-конспект урока (7 класс) на тему

Черемных Татьяна Александровна

В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skazke_bazhova.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ВРАЗВИТИИ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27 г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект проведения

Урока внеклассного чтения в 7 классе

« Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»

Составила и провела

учитель – дефектолог

Черемных Т.А.

Братск, 2014

Цели: закрепить понятие «устное народное творчество»; жанры устного народного творчества; повторить и закрепить виды сказок;

Познакомить с литературной сказкой (сказом) П. Бажова «Серебряное копытце»; выделить особенности сказки;

Развивать мыслительные операции – синтез, анализ; совершенствовать активный и пассивные словари;

Воспитывать любовь и уважение к богатству народной культуры;

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Повторение.

  1. Объясните понятие «устное народное творчество»;
  2. Назовите жанры устного народного творчества;

          Угадай жанр по описанию: 

Жанр народного творчества, который сопровождает человека всегда: и в веселое застолье, и на рождение ребенка, в игре, в горестном событии, во время работы; (песня)
Жанр, в котором описывается то, что было на самом деле; рассказывается о подвигах народных героев; (былина)

Жанр, где добро побеждает зло, есть троекратные повторы, много необыкновенного;
(сказка)

Жанр, который учит уму разуму; имеет переносный смысл; (пословицы)

Народная задача, головоломка; (загадка)

  1. Назовите самый распространенный жанр устного народного творчества;
  2. Назовите виды сказок;
  3. Охарактеризуйте каждый вид сказки;

 III. Сообщение темы и целей  урока.

Сегодня мы поговорим о литературной сказке. Цель наша – исследовать и выяснить в чем сходства и отличия литературной и народной сказок.

IV. Актуализация знаний.

Автор литературных сказок – Павел Бажов.

  • Выступление учеников с сообщением о биографии Павла Бажова.

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 3 декабря 1950) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.

Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве. Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.

Сказы «Малахитовой шкатулки» - своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».

Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.

Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

  • Сказка П. Бажова «Серебряное копытце».

V.  Словарная  работа.

  • Пособник
    Барская рукодельня
    Балаган
    Очаг
    Статочное дело
    Угрузнешь в снегу
    Солонина
    Хризолиты
  • Назовите героев сказки;
  • Чем занимался дед?
  • Прочитайте описание жизненного уклада Коковани и Даренки;
  • Что заинтересовало Даренку в рассказе деда?
  • О какой черте характера говорит этот факт?
  • Расскажите,  какой был козел, найди этот отрывок в тексте, прочитайте;
  • В чем его особенность?
  • Почему дед хотел его увидеть?
  • Произошла ли встреча? Как она произошла?
  • Какие камни стали находить люди?
  • Охарактеризуй Кокованю и Даренку;

VI. Расслабляющая пауза.

  • Выявление сходства и различий сказки литературной и народной.

Сходства:
Герои, обладающие волшебством;

Троекратный повтор  пытается увидеть козла;

Отличия:

Народная сказка

Литературная сказка

Вымысел;

Описание занятий людей;

Сказочные герои;

Есть автор;

Волшебные предметы;

Обыкновенные люди;

Занимательный рассказ;

Реальные события;

Отсутствует автор;

Обычные предметы;

VII. Подведение итогов.

  • Нашей целью являлось – знакомство с литературной сказкой, сравнение с народной сказкой, выявление сходств и отличий.
  • О чём главная мысль сказа Бажова?
    Выбери самую точную формулировку.


А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

  • Вопрос для самого внимательного:

О чем больше всего пожалела Даренка, когда снегом засыпало самоцветы?

  • Выставление оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе сравнительный анализ авторской и народной сказки

Анализ сказки Г.Х.Андерсена " Стойкий оловянный солдатик"...

Урок внеклассного чтения "Какой ты след оставишь?" (По сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда")

Урок внеклссного чтения по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" нацелен на воспитание у учащихся чувства сострадания, милосердия. Построенный в форме игры-путешествия, он помогает ученикам понять, д...

Урок внеклассного чтения по произведению Ф. Кривина "Волшебная сказка".

Урок основан на Технологии развития критического мышления, а также в нем используются элементы тренинга скорочтения....

Материалы к уроку внеклассного чтения (5 класс). М. Пляцковский. Сказки о животных

В этом документе представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 5 классе. Тема - произведения о животных. В файле находятся 2 сказки М. Пляцковского: "Тюлентяй" и "Умка хочет летать", иллюстраци...

В.А.Жуковский."Спящая царевна". Сходные и различные черты сказки "Спящая царевна" и русских народных сказок

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализирован...

Урок внеклассного чтения "Конвенция о правах ребёнка и сказки" (5 кл.)

В ходе урока пятиклассники знакомятся со статьями Конвенции о правах ребёнка на примерах из русских народных сказок....