Урок-мастерская по стихотворению А.А.Фета "Весенний дождь"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока литературы в 5 классе по лирике А.А.Фета с использованием технологии творческих мастерских.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 5 класс.
Урок-мастерская по стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь»
Подготовила учитель МОУ Южно-Степная СОШ
Ковтун Римма Ивановна
Ход урока:
I этап – индуктор (подготовительный)
Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок с вопроса:
-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?
-А кто из вас любит дождь?
- Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре и идёт дождь. Какие ассоциации вызывает у вас слово дождь?
На доске заранее подготовлена таблица:
Зрительные образы краски звуки запахи
Ребята называют слова, которые ассоциируются у них с дождём, а учитель или 1 из учеников записывает их в соответствующую колонку (1и 2).
-Я предлагаю вашему вниманию небольшой звуковой фото-видеоряд, просмотрев и прослушав который, вы, возможно, что-то добавите к нашей таблице (презентация: слайды 2-10)
(Заполняют 2и 3 колонки)
-Мы сейчас создали с вами наш коллективный весенний дождь, который богат разнообразными зрительными образами, разноцветными красками, а также запахами и звуками.
-А теперь прослушайте стихотворение известного нам поэта XIX века А.А.Фета, которое так и называется «Весенний дождь».
(слайд 12 - чтение стихотворения учителем)
-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом?
-Какое настроение передаёт поэт читателям?
- Сегодня у нас необычный урок – это урок-мастерская, и даже не одна, а целых 4. Каждый из вас перед уроком выбрал ту мастерскую, в которой вам хотелось бы работать. Каждая мастерская получила своё задание. А теперь каждый из вас, прежде чем вы начнёте работать, должен поставить перед собой цель: чего вы хотите достичь своей работой, к какому результату вы хотите прийти в конечном итоге. Эту цель вы должны сформулировать и записать в диагностическую карту, которая лежит перед вами.
На работу отводится 10-12 минут, а сопровождать её будет замечательное произведение известного композитора Ф.Шопена, которое называется «Вальс дождя»! и которое, я надеюсь, придаст вам вдохновения. Итак, за работу! Желаю вам творческих успехов!
(Пока ребята работают, на слайде задания для всех 4-х мастерских и звучит мелодия «Вальс дождя» - слайд 12).
II этап: создание группового (индивидуального) творческого продукта.
Задания для мастерских – приложение 1.
Словарная работа – приложение 2.
III этап – социализация (предъявление созданного продукта всем участником мастерской).
Сочинения, стихотворения учащихся – приложение 4.
IV этап – рефлексия.
Заполнение диагностической карты – приложение 3.
V этап – домашнее задание:
Выучить стихотворение наизусть.
Приложение 1.
Задания для мастерских:
1.Литературоведческая мастерская: проанализировать стихотворение, выявить художественные особенности произведения, показать использование тропов. Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)
Анализ стихотворения:
- В каком году написано стихотворение?__________________________
- К какой лирике оно относится, почему?__________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какая картина изображена в первой строфе?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?
Светло, блещет, солнце – жёлто-золотой цвет.___________________________________________________________________________________________________________________________
5.Как меняется картина во второй строфе? Что означает слово завеса _________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие ощущения описаны в третьей строфе? Выписать в таблицу слова из текста.
звуки | запахи |
Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя. | Душистым мёдом тянет |
7. Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?
8. Сколько глаголов и глагольных форм использовал А.А.Фет в своём стихотворении? Выпишите их, подумайте, для чего поэт включил все эти слова в своё стихотворение?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении?
_____________________________________________________________________________________
Каким словом заменено слово дождь в стихотворении. Для чего?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?
метафора | эпитеты | сравнение | олицетворение |
Качаясь, движется завеса | Золотой пыли; Душистым мёдом; Свежим листьям | И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса | Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит |
ВЫВОД: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.
2.Художественная мастерская:
1.Создать коллективную картину – иллюстрацию к стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь».
2. Нарисовать рисунок на тему «Весенний дождь, каким я себе его представляю».
3.Творческая мастерская:
1.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений).
2.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы).
- Проектная мастерская:
Используя предложенные фотоматериалы, создать проект презентацию стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь»
Приложение 2.
Словарная работа:
Найти в словаре и записать в соответствующие колонки таблицы значения следующих слов:
Завеса |
|
Метафора | переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение. |
Эпитет | Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. |
Сравнение | изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. |
олицетворение | придание неживому предмету свойств живого существа. |
Словари:
1.Орфографический словарь.
2. Орфоэпический словарь.
3.Толковый словарь.
4. Краткий словарь литературоведческих терминов. (Учебник литературы для 5 класса, ч.1, стр. 307.)
Приложение 3.
Диагностическая карта:
1.Моя цель (Чего хочу добиться?)___________________________________________________________________________________________________________________________
2. Добился (лась) ли я поставленной цели?______________________________
3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности?___________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что я открыл(а) сегодня на уроке
В себе________________________________________________________
В тексте_______________________________________________________
В своих товарищах______________________________________________
5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок
_____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздаточные материалы для урока-мастерской по стихотворениям о родной природе поэтов 20 века (6 класс)
Материалы, помеченные цифрой 1, предназначены для более сильных групп учащихся, цифрой 2 - для тех, кто послабее...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению А. Фета "Весенний дождь"
Цели урока:Образовательные: выделение основной мысли стихотворения; наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; работа над художественными средствами стихотворения, к...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
Урок-мастерская "Дождь"
Данный урок составлен в соответствии с этапами педагогических мастерских...
Визитная карточка к уроку "Анализ стихотворения С. Я. Маршака "Дождь"
Материал к уроку содержит пример использования ассоциативно-семантического анализа лирического произведения....
Презентация к уроку "Анализ стихотворения С. Я. Маршака "Дождь"
В презентации представлен алгоритм ассоциативно-семантического анализа стихотворения С. Я. Маршака "Дождь"...
Комментарии
Использование технологии творческих мастерских на урокзх литера
Подобный урок - интегрированную мастерскую можно провести по лирике любых поэтов 19 или 20 века.