Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению А. Фета "Весенний дождь"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

 

Цели урока:

Образовательные: выделение основной мысли стихотворения; наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; работа над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль стихотворения; знакомство с понятием «лирический герой».

Развивающие (когнитивные). Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Воспитывающие. Воспитывать любовь к родному краю и природе через лирику через лирику Фета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению «Весенний дождь»

Цели урока:

Образовательные: выделение основной мысли стихотворения; наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; работа над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль стихотворения; знакомство с понятием «лирический герой».

Развивающие (когнитивные). Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

в) Воспитывающие. Воспитывать любовь к родному краю и природе через лирику через лирику Фета.

                                                               Ход  урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают наизусть или читают выразительно стихотворение Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…».

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с жизнью и творчеством А. А. Фета. Сообщение учащегося.

Учитель сообщает учащимся о том, что на сегодняшнем уроке они познакомятся с новыми стихами замечательного мастера слова – Афанасия Афанасьевича Фета.

– Какие стихи А. А. Фета вы знаете, помните, любите?

– Что вы знаете о самом поэте?

– Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…

Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.

Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. Его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.

На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.

Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. Среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.

А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»

2) Беседа о впечатлениях о дожде.

– Попадали ли вы под дождь?

– Где это было?

– Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

– А как пахнет дождь?

– Похож ли шум дождя на музыку?

3) Работа над стихотворением     

Учитель выразительно читает стихотворение «Весенний дождь».

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листям барабанит.

– О чем это стихотворение?

– Какие строчки вас особенно поразили, показались необычными?

– Какие чувства пробудило в вас это стихотворение?

– Каким настроением оно пронизано?

– Как нужно читать это стихотворение?

-Какие художественные средства использует автор?

-Определить размер стиха.

-Выразительно прочитать.

4)  Итог урока. Рефлексия.

 5) Домашнее задание:  подготовить выразительное чтение стихотворений «Весенний дождь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"

Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...