Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению А. Фета "Весенний дождь"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цели урока:
Образовательные: выделение основной мысли стихотворения; наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; работа над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль стихотворения; знакомство с понятием «лирический герой».
Развивающие (когнитивные). Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Воспитывающие. Воспитывать любовь к родному краю и природе через лирику через лирику Фета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literatury_dlya_5_klassa_po_stihotvoreniyu.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению «Весенний дождь»
Цели урока:
Образовательные: выделение основной мысли стихотворения; наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; работа над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль стихотворения; знакомство с понятием «лирический герой».
Развивающие (когнитивные). Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
в) Воспитывающие. Воспитывать любовь к родному краю и природе через лирику через лирику Фета.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся рассказывают наизусть или читают выразительно стихотворение Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…».
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с жизнью и творчеством А. А. Фета. Сообщение учащегося.
Учитель сообщает учащимся о том, что на сегодняшнем уроке они познакомятся с новыми стихами замечательного мастера слова – Афанасия Афанасьевича Фета.
– Какие стихи А. А. Фета вы знаете, помните, любите?
– Что вы знаете о самом поэте?
– Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…
Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.
Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. Его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.
Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.
На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.
Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. Среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.
А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»
2) Беседа о впечатлениях о дожде.
– Попадали ли вы под дождь?
– Где это было?
– Когда это было?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?
– А как пахнет дождь?
– Похож ли шум дождя на музыку?
3) Работа над стихотворением
Учитель выразительно читает стихотворение «Весенний дождь».
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.
– О чем это стихотворение?
– Какие строчки вас особенно поразили, показались необычными?
– Какие чувства пробудило в вас это стихотворение?
– Каким настроением оно пронизано?
– Как нужно читать это стихотворение?
-Какие художественные средства использует автор?
-Определить размер стиха.
-Выразительно прочитать.
4) Итог урока. Рефлексия.
5) Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений «Весенний дождь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....
Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"
Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....
Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...