Визитная карточка к уроку "Анализ стихотворения С. Я. Маршака "Дождь"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Материал к уроку содержит пример использования ассоциативно-семантического анализа лирического произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitnaya_kartochka.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карта урока литературы в 5 классе по теме
«Анализ стихотворения С. Я. Маршака «Дождь».
Программа: УМК под редакцией В.Ф. Чертова
Учебник Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016
Учитель русского языка и литературы высшей категории Сафронова Е. Н.
Образовательное учреждение: МБОУ «Лицей №87 имени Л. И. Новиковой» г. Нижнего
Новгорода
Цель деятельности учителя | Формирование навыков ассоциативно-семантического анализа лирического произведения |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать алгоритм ассоциативно-семантического анализа ; уметь применять данный алгоритм Повторить: стихотворный размер, ритм, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, повтор Метапредметные (приобретённая компетентность): овладение приёмами и способами применения анализа; умение вести самостоятельный поиск; развивать способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и работы с текстом; развитие навыков самоконтроля; Личностные: формирование позитивного отношения обучающихся к изучаемым на уроке понятиям; создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности; осмысление практической значимости приобретаемых знаний и умений; понимание роли слова в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности |
Методы и формы обучения | Наблюдение над особенностями текста; сопоставление, индивидуальная, фронтальная, проблемная |
Образовательные ресурсы | Презентация, текст стихотворения |
Оборудование | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, аудиозапись фрагмента из первой части I -го концерта С. В. Рахманинова |
Основные понятия | Образ, ассоциация, стихотворный размер, ритм, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, повтор |
Знакомство с методикой ассоциативно-семантического анализа можно начать с работы над стихотворением С. Я. Маршака «Дождь». Учащиеся получают более полное представление о композиции, особенностях ритмической организации и лирическом сюжете стихотворения. В ходе анализа приходим к пониманию композиционных особенностей стиха, особенностей ритмики, звукописи, определяем стихотворный размер, роль синтаксических средств, особенности использования выразительных средств языка. Все помогает понять основной смысл текста. Учащиеся создают творческие работы, иллюстрируя стихотворение. Выйти на уровень контекстного подхода помогает сравнение двух стихотворений Маршака («Дождь» и «Грянул гром нежданно, наобум…»). Необычность первого текста в его изменяющемся ритме. В нем описывается и "предгрозье", и начало грозы, и разгар дождя. Катится, как громовой раскат, звук р во втором стихе. Затихает и предвещает грозу тревожная тишина. И вдруг предчувствие страха не оправдывается. Его срывает, сметает начавшийся веселый, озорной дождь. Интересна пространственная организация текста. Дождь как бы "спускается" с неба на землю. Он слышен сначала где-то в вышине, потом обрушивается на железные крыши и в повторяющихся звуках м и н слышится его звон по металлу. Затем он спускается вниз и становится особенно слышным, веселым, когда стучит "по ведрам и по лейкам". Многократное повторение предлога по становится здесь смыслообразующим, потому что не только играет роль звукового фактора, но и становится показателем изменяющегося ритма. Дождь расходится и становится все сильнее и сильнее. Сам текст "звучит" как расходящийся дождь, в начале которого капельки медленные, отдельные, а потом уже все более частые и резкие. Если прочесть это стихотворение на фоне фрагментов из первой части I -го концерта С. В. Рахманинова, то впечатление усиливается вдвойне. В звучании музыки как бы рождаются эти дождевые волны, обрушивающиеся на слушателя, крупные капли становятся все более мелкими и частыми, что передает характер музыки. Второе стихотворение о дожде («Грянул гром нежданно, наобум…») более спокойное и размеренное, дождь шумит "негромко, нараспев", и своим мелодичным шумом-шепотом "смиряет буйный гнев с высоты сорвавшегося грома". Эта картина рисуется в воображении читателя не только содержанием текста, но более того ритмом.
Таким образом, эти два стихотворения С. Я. Маршака помогают учащимся воспринимать лирические тексты на фонологическом, композиционном и пространственном уровнях, вскрывая и крупные, и мелкие "слои" художественной структуры.
Пример использования ассоциативно-семантического анализа стихотворения
С. Я. Маршака Дождь» «Грянул гром нежданно, наобум…»
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем железным крышам,
По всем зеленым листьям,
По цветникам, скамейкам.
По ведрам и по лейкам
Весёлый дождь стучит.
Грянул гром нежданно, наобум -
Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронесся легкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.
Дождь шумел негромко, нараспев,
Поливая двор и крышу дома,
Шепотом смиряя буйный гнев
С высоты сорвавшегося грома.
небо | земля | ||
Лексическая цепочка с указанием худ. средств | ассоциации | Лексическая цепочка с указанием худ. средств | ассоциации |
Голубое Проехал грохот грома (аллитер. Г, Гр, Р)-метаф. Снова все молчит (ол.) | Свет Как Зевс на колеснице Затишье, ожидание | А миг спустя слышим Весело и быстро (эп.) По всем … (повтор) Железные крыши Зеленые листья Цветники Скамейки Ведра лейки Весёлый (эп.) дождь стучит (ол.) | Отклик на гром, неожиданность Легкость, оживление Усиление впечатлений (везде) Лето = солнце Радуга цвета Звуки от капель = перестук Радость барабан |
Вопросы и задания:
- Сколько частей в стихотворении? Как соотносятся части стихотворения? Почему три строки и семь строк? (Главное, ради чего автор написал стихотворение, происходит на земле, в обычном дворе дома)
- Почему возникает ассоциация с Зевсом на колеснице? (аллитерация помогает услышать). Как называли Зевса в мифологии? (Зевс-громовержец).
- Почему «всё молчит»? Всё – это что? кто? (все (природа, человек) замерло в ожидании: что будет? Замечали ли вы подобное ожидание в природе?
- Какие слова позволяют сказать, что гром не страшен?
- Какие глаголы помогает нам вслушаться в «музыку» дождя? С чем можно сравнить стук дождя?
- Определите стихотворный размер. Понаблюдайте за особенностями рифмовки. Почему автор использовал одинаковую рифму во 2-й части: «крышам»- «листьям»- «скамейкам»-« лейкам»? Как автору удалось показать, что дождь усиливается? (за счет рифмы внутри строки)
- Зачем автор использует повторы: «весело/весёлый; по всем»?
- Какую роль играют однородные члены предложения? Зачем автор перечисляет предметы, по которым барабанит дождь? Почему кажется, что дождь идет везде, во всем мире?
- Какое настроение передает читателю автор? (Ненастье скоро пройдет, и снова будет тепло и радостно)
- Послушайте, как звучит стихотворение на фоне музыки С. В. Рахманинова (фрагмент из первой части I -го концерта). Как музыка дополняет ваше впечатление? (Характер музыки передает, как рождаются эти дождевые волны, обрушивающиеся на слушателя, крупные капли становятся все более мелкими и частыми.)
- Проследите, как меняется ритм во втором стихотворении. (длина стиха более продолжительная (хорей с пиррихиями), стихотворение звучит размеренно, плавно; дождь идет спокойно).
Д/З: Опишите словами, какой вы видите картину летнего дождя (или нарисуйте иллюстрации к стихотворению).
Литература к уроку:
- Н. Беляева «Уроки постижения лирики». www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/poezia.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Визитная карточка
Визитная карточка Ф.И.О. Попсуевич Людмила АлексеевнаДата рождения 15 февраля 1960 годаОбразование, наименование учебного заведения, г...
Визитная карточка для конкурса "Учитель года"
в 2010 году я была участником коекурса "Учитель года " на муниципальном уровне. Там мной была предмтавлена следующая визитная карточка....
Создание визитных карточек в Paint
Урок может быть использован в качестве итогового при изучении программы Paint. В первой части урока рассказывается об истории создания и видах визитных карточек. Учащиеся создают эскизы карточек на бу...
Презентация "Визитная карточка ЦДТ"
В нашей презентации мы знакомим вас с нашими коллегами и деятельностью нашего Центра...
Визитная карточка для учителя математики
Творческое представление для учителя математики на профессиональных конкурсах...
Визитная карточка Японии
Интересные слайды по историческим местам...
Визитная карточка команды на турслёте
Разработка может быть использована для представления команды на туристическом слете, в походе. Сценарий в стихах, представление команды ФАНТ, представление завершается песней. Для учащихся 5-11 классо...