Календарное планирование по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Литература 5 класс. Под редакцией В.Я. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_planirovanie_po_literature_v_5_klasse.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по литературе в 5 «А» классе
Раздел, кол-во часов, тема урока | Тип, форма урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Практические работы | ИКТ |
Введение. (1 час) 1. Роль книги в жизни человека и общества. | Урок первичного предъявления новых знаний | Составить план статьи учебника. Выразительное чтение, личное отношение к прочитанному. | ||
2. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Виды сказок. Их особенности. | Урок формирования первичных предметных умений | Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок. Различение видов сказок, контрольные вопросы. | Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни. | |
3. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. | Урок применения предметных умений | Чтение, работа по тексту. Поиск незнакомых слов и определение их значения при помощи словарей и справочной литературы | Создание иллюстраций к сказке. | Презентация учителя, аудиозапись. |
4. Народные идеалы в сказке «Царевна – лягушка» | Урок применения предметных умений | Чтение, работа по тексту. Составление плана. Участие в коллективном диалоге. | Самостоятельная работа | Презентация учащегося. |
5. Волшебная героическая сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. | Комбинированный урок | Выявление в сказке разных видов художественных образов( образ человека, природы, образ животного, образ предмета). Нравственная оценка героев. | Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану. | |
6. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. | Урок применения предметных умений. | Сочинение собственной сказки. Устное иллюстрирование. | Сочинить сказку, соблюдая структуру жанра. | |
7. Возникновение древнерусской литературы. Летопись как жанр древнерусской литературы. | Урок формирования первичных предметных умений. | Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Пересказ сюжетов древнерусских летописей. | Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи фольклора. | |
8. М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру». | Комбинированный урок. | Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов по словарю. Участие в коллективном диалоге. | Анализ стихотворения по плану. | Презентация учащихся |
9. Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. | Урок формирования первичных предметных умений | Работа со словарем литературоведческих терминов. Составление вопросов к басне. Выразительное чтение басен ( в том числе по ролям и наизусть). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Участие в коллективном диалоге. | Составление таблицы «Рода и жанры литературы». | |
10-11.И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельности. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. | Уроки применения предметных умений. | Выявление особенностей басенного жанра. | Презентация учителя | |
12-13. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок». Осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости. | Уроки применения предметных умений. | Создание собственных иллюстраций и их защита. | ||
14-15. В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна». | Комбинированные уроки. | Устные ответы на вопросы. Восприятие и выразительное чтение сказки. | Сопоставление сюжета и героев народной и литературной сказки. | Презентации учащихся |
16. Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев. | Комбинированный урок. | Восприятие и выразительное чтение баллады. Участие в коллективном диалоге. | Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада. | |
17. Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». | Урок применения предметных умений. | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя) | Выразительное чтение наизусть. | Презентация (ученики) |
18-19. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | Уроки применения предметных умений. | Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. | Создание иллюстраций. | Просмотр клипа по прологу. |
20. Контрольная работа или тестирование. | Контрольный урок | Самостоятельная работа учащегося. | Тестирование по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | |
21-22. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. | Комбинированный урок | Составление вопросов к сказке. Составление устных и письменных характеристик героев. | Характеристика героев. | Просмотр отдельных эпизодов сказки. |
23. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и народной сказки. | Урок применения предметных умений. | Участие в коллективном диалоге. Сопоставительный анализ литературной и народной сказок. | Ответ на проблемный вопрос. | |
24. Мои любимые сказки А.С. Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. | Урок-игра | Игровые виды деятельности (игра). | Инсценирование фрагментов сказок. Составление викторин к сказкам. | Использование аудиозаписей, демонстрация иллюстраций к сказкам. |
25-26. Русская литературная сказка. Антоний Погорельский« Черная курица, или подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | Комбинированные уроки | Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. | Защита собственных иллюстраций. | Презентация учащегося |
27. В.М. Гаршин «Attalea Priceps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | Комбинированный урок | Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. | Составление отзыва о литературной сказке. | Презентация учителя. |
28. М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». | Урок применения предметных умений. | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения. | Обучение выразительному чтению стихотворения. | Презентация учащегося. Аудиозапись. |
29. «Бородино»: художественный анализ текста. | Урок применения предметных умений. | Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение наизусть. Поиск незнакомых слов и определение их значения при помощи словарей и справочной литературы. | Подбор цитатных примеров из стихотворения, иллюстрирующих понятия «эпитет», «метафора» и т.д. | |
30. Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место». | Комбинированный урок. | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. | Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов повестей (по выбору учителя) | Презентация |
31. Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место» | Урок применения предметных умений | Различные виды пересказов. Сопоставление реальных и фантастических эпизодов. Участие в коллективном диалоге. | Создание иллюстраций. | |
32-33. Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге». | Комбинированные уроки | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет». Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И.Е. Репин. «Бурлаки»). | Презентация |
34. Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос». | Урок применения предметных умений | Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. | Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Создание собственных иллюстраций к произведениям Н.А. Некрасова. | Аудиозапись (фонотека). |
35-36. И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятельности. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. | Уроки применения предметных умений. | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. | Инсценирование фрагментов повести | Презентация учащихся |
37. История отношений Герасима и Татьяны. | Урок решения практических и проектных задач. | Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев. | Проект: «словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков». | |
38-39. Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства. | Уроки Р/Р(подготовка к написанию сочинения). | Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования) и их письменная характеристика. | Контрольная работа. Письменный ответ на один из вопросов: 1.Каковы друзья и враги Герасима? 2. В чем вина и в чем беда барыни? | |
40-41. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | Комбинированные уроки. | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя). Участие в коллективном диалоге. Устные ответы на вопросы. | Подбор цитат по заданной теме. | Презентация учителя. Аудиозапись. |
42. Жилин и Костылин – два характера, две судьбы | Урок применения предметных умений. | Различные виды пересказов. Нравственная оценка героев рассказа. Составление плана. | Определение роли сравнений в рассказе. Обучение анализу эпизода рассказа. | |
43-44.Урок развития речи. Как работать над сочинением по рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник». | Урок Р/Р | Составление плана сочинения, подбор рабочих материалов. Составление плана характеристики героев. | Подбор цитат по выбранной теме. | |
45-46.Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы» | Контрольный урок. | Письменная работа. | Работа над сочинением.(К/С) | |
47-48.Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия». | Урок решения практических и проектных задач. | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя). Выразительное чтение рассказов ( в том числе по ролям). Участие в коллективном диалоге. | Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики). | Презентация учащихся |
49-50. Юмористические рассказы А.П.Чехова. | Комбинированные уроки. | Характеристика и нравственная оценка героев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | Инсценирование рассказов. Создание собственных иллюстраций к рассказу | |
51-52. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Лирика Ф.И. Тютчева. Образы природы в русской поэзии XIX века. | Урок- соревнование | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования). | Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. Обучение анализу стихотворения. | Презентация учащихся. Аудиозапись. |
53-54.Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова и др. | Комбинированные уроки | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования). | Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя. Аргументы своего мнения с помощью цитат. | Презентация учащихся. Аудиозапись. |
55-56. Обучение сочинению по анализу художественного текста (из русской поэзии 19 века) | Уроки Р/Р | Письменная работа. Обучение анализу стихотворения. | Д/С | |
57-58. И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе | Комбинированные уроки. | Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный рассказ о писателе. | Обучение анализу эпизода. | Прослушивание аудиозаписи. |
59-60. В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | Урок применения предметных умений. | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя). Выразительное чтение повести по ролям. Устные ответы на вопросы. | Подбор цитатных примеров, подтверждающих ответ на вопрос. | |
61.Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | Комбинированный урок. | Работа над коллективным учебным проектом. Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести | Проект: «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | |
62-63. Р/р Классное сочинение | Урок Р/Р. | Письменная сравнительная характеристика героев. Составление плана самостоятельного высказывания. | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2. Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи? 3. Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию? 4.Почему у Маруси и Сони два разных детства? | |
64-65.С.А.Есенин. Стихи о природе. | Комбинированные уроки | Анализ стихотворения по плану анализа лирики. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Работа со словарем литературоведческих терминов. | Обучение анализу стихотворения. Создание иллюстраций к стихотворениям. | Презентация учащихся. Аудиозаписи. |
66-67.П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы. Образ хозяйки медной горы. | Уроки применения предметных умений. | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя). Выразительное чтение повести по ролям. Устные ответы на вопросы. Анализ эпизода произведения. | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. Обучение анализу эпизода. | Презентация учителя. Аудиозапись |
68-69. К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | Комбинированные уроки | Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказов. Выявление черт фольклорной традиции в сказке. Участие в коллективном диалоге. | Анализ языка пейзажных фрагментов сказки. Выявление фольклорных образов сказки и определение их художественной функции. | |
70.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. | Урок применения предметных умений. | Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение художественной функции фольклорных образов. Различные виды пересказа. | Инсценирование фрагментов сказки. Сопоставление литературной пьесы-сказки и ее фольклорных источников. | Просмотр отрывков из мульт. Фильма. |
71-72. Художественные особенности драма-тической сказки Маршака. Юмор в сказке. | Контрольные уроки | Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки. Письменный ответ на вопрос. | Контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
| |
73-74. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | Комбинированные уроки | Подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев. | Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа. | |
75-76. В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. | Комбинированные уроки | Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Устные ответы на вопросы ( с использованием цитирования). | Подбор цитат, иллюстрирующих черты характеров героев. | Прослушивание аудиозаписи. |
77. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций. | Урок применения предметных умений. | Нравственная оценка героя рассказа. Защита своих иллюстраций и презентаций. Анализ различных форм авторской позиции. | ||
78-79. Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платонова, Астафьева) | Уроки Р/Р | Составление письменного ответа на проблемный вопрос. | К/С Письменный ответ на проблемный вопрос.
| |
80-81. Писатели улыбаются (1ч) Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». | Комбинированные уроки | Рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов. | Выявление способов создания комического в рассказах Саши Черного. | Прослушивание аудиозаписи. Презентация учителя и ученика. |
82-83. «Ради жизни на Земле…» (1ч) К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | Уроки применения предметных умений. | Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии. Выразительное чтение стихотворений ( в том числе и наизусть). Устный и письменный анализ стихотворений. | Обучение анализу стихотворений. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям. | Прослушивание аудиозаписи. |
84-85. Произведения о Родине и родной природе (1ч) Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина, Н.Рубцова, Дон-Аминадо. | Уроки решения практических и проектных задач. | Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть. | Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся. | Презентации учащихся. |
86. Стихотворения Д.Кедрина и А. Прокофьева. | Урок решения практических и проектных задач. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть. | Продолжение работы над проектом. Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В.М. Васнецова «Аленушка») | Презентация учителя Прослушивание аудиозаписи. |
87-88.Классное сочинение «Дети войны». | Контрольные уроки. | Составление письменного ответа на проблемный вопрос. | Контрольная работа. | |
89. Зарубежная литература. Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя. | Комбинированный урок | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя). Выразительное чтение . | Создание собственных иллюстраций. | |
90-91. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. | Уроки внекл. чтения | Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. | Составление викторины к произведению. | |
92-93. Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | Комбинированные уроки | Защита собственных иллюстраций. Характеристика героев по плану. | Инсценирование фрагментов произведения. | Просмотр отдельных эпизодов художественного фильма |
94. «В поисках Кая». | Урок-путешествие | Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. | Составление викторины к произведению. | |
95-96. Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте. | Уроки применения предметных умений. | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета ( под руководством учителя). Выразительное чтение . | Создание собственных иллюстраций . | |
97-98. М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя. | Комбинированные уроки | Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. | Создание собственных иллюстраций. | Просмотр отдельных эпизодов художественного фильма. |
99-100. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя. | Уроки решения практических и проектных задач. | Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. | Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям». | Прослушивание аудиозаписи. |
101-102. Итоговые уроки. | Уроки решения практических и проектных задач. | Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретенных в 5 классе. | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование по литературе для 5 класса (к учебнику Бунеевых)
Материал содержит календарное планирование по литературе для 5 класса к учебнику Бунеевых....
Учебная программа и календарное планирование уроков литературы в 9 классе коррекционного VII вида
Учебная программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы для 9 класса коррекционного VII вида рассчитана на 2 часа в неделю...
Календарное планирование по литературе 7 класс ФГОС
Календарное планирование по литературе для 7 класса (ФГОС)...
Календарно - планирование по литературе в 9 классе
Планирование к учебнику литеатуры под редакцией В.Я.Коровиной, 9 класс...
Рабочая программа и календарное планирование по литературе 8 класс
Рабочая программа и календарное планирование по литературе 8 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...