Урок - проект «Викторина по теме «Фольклор».
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Монгуш Екатерина Михайловна

Научиться использовать приобретённые знания для составление заданий к викторине по теме "Фольклор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

 Урок-проект «Викторина по теме «Фольклор». №10.

Цель

Особенности художественной условности и отражение уклада жизни народа в бытовых сказках. Нравственные идеалы народа.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знание и понимание жанровых особенностей фольклора, умение придумывать вопросы и задания.

Расширить представления пятиклассников о жанрах фольклора, развивать творческие способности детей.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению литературы; развитие любви к слову, чтению художественной литературы.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Устное народное творчество. Фольклорные жанры.

Межпредметные связи

 Окружающий мир, речь, живопись.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация

 

Тип урока

Урок открытия нового знания. Урок контроля..

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель. Включение в деят-ть

Приветствие. Включение в деятельность – задание

Слайд 1.Тема: «Викторина по теме «Фольклор». 

Слайд 2. Ставим цели.

научиться пользоваться приобретенными знаниями для составления заданий к викторине по теме «Фольклор».

Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников.

Уметь работать в группе.

Учащиеся выбирают из списка, предложенного учебником, тему проекта.

Цели проекта.

Включение в учебный процесс

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

Как вы думаете, где могут пригодиться данные знания? (викторина)

Слайд 3.

Форма викторины.

Путешествие, «Как получить 5», конкурсы…

Сегодня у нас необычный урок – мы подводим итоги по теме «УНТ». УНТ – это начало всех начал. Сказки и былины, пословицы и загадки – не просто «преданья старины глубокой». С них начиналась мудрость всей будущей Литературы.

А как можно путешествовать по Фольклору?

  • Есть фольклорные жанры.
  • Сегодня мы отправимся с вами в необычную сторону – «Русскую народную…», погостим на ее станциях – фольклорных жанрах.

Внеклассные мероприятия.

Викторины к любому предмету.

Выбирают Путешествие по станциям.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. Делать выводы, обобщения.

III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

  • Назовите, какие мы изучили жанры? (анимация)

Выбираем участников викторины, обычно это две команды или больше.  

Название команды.

Девиз -     краткое изречение или слово, в котором выражается идея деятельности кого-либо.

Придумайте название, девиз  своей группе, чтобы оно было связано с темой викторины. (Можно подобрать песню)

Слайд 5.

Название команды. «Чудо-Юдо»

Девиз: «Удивительное рядом!»

Название команды «Потеха»

Девиз: «Делу время, потехе час!»

Определяем маршрут путешествия.

  • Фольклор. Загадки. Пословицы. Поговорки.  Сказки.
  • Выбираем жюри (Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении баллов (награды, мест) в викторине).
  • Каждое задание оценивается баллом.

                                                                                                               

Работа в группе.

Творческое задание по воображению.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом

 Цель -развитие читательских умений.

Составление вопросов.

Карточка ученикам.

Репродуктивные: Кто? Что? Где? Куда? Как?

Продуктивные вопросы (специальные):

  • можно ли считать (что-то) верным?
  • какие выводы можно сделать из…?
  • каковы мотивы поступков героев?
  • вопрос начинается с формулировки тезиса.

Продуктивные вопросы (разделительные):

  • если известно…, то…?
  • если…,  то почему…?
  • …или…?

Работаем совместно: учитель-ученик.

Личностные результаты:

1 самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация

Познавательные УУД:

1. работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Дайте определение фольклору? Загадке? Пословице? Поговорке?

Сказкам?

Чей это портрет?

Закончите пословицу, поговорку…

1.Судят не по словам, а по делам.

2. Мал золотник, да дорог.

3. Долог день до вечера, коли делать нечего.

4. Сколько волка не корми, а все в лес смотрит.

Работа в группе.

Использование книг.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения определять вид сказки

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа по тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

Сундучок наш непростой,

Фанты в нем лежат. Открой!

Кто загадку отгадает,

Тотчас фант тот получает.

(*Фант – от немецкого – вещь, отдаваемая после выполнения задания

1. На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток).

2. Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдет –

Там заметку кладет. (Карандаш)

3. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил (Мел).

  • (Фольклорный жанр. Помогает правильно и чисто проговаривть труднопроизносимые стихи и фразы (Скороговорки)

-Эх, я! Рубаха новая, голова садовая!

Надо же соображать: пора конкурс капитанов начинать!

Капитанам начинать «Бой скороговорок».

Остальных прошу молчать.

Кто три раза без запинки

Фразу вслух произнесет,

Тот и время сэкономит,

И очки своей команде

Непременно принесет.

Выполняют в группе.

Примеры.

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

Подведение итогов.

Подсчёт баллов.

Выведение мест.

Награждение.

Умение выбирать эпизод, аргументация выбранного эпизода.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

Провести викторину в в классе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок - проект Тема: «Викторина по теме «Фольклор».

Слайд 2

Цель. научиться пользоваться приобретенными знаниями для составления заданий к викторине по теме «Фольклор». Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников. Уметь работать в группе.

Слайд 3

Форма викторины. Игра-путешествие . Станции- фольклорные жанры . Загадки. Пословицы. Поговорки. Сказки.

Слайд 4

Участники викторины. Команды. Название команды. Девиз – краткое изречение или слово, в котором выражается идея деятельности кого-либо.

Слайд 6

Маршрут путешествия.

Слайд 7

Выбрать жюри. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении баллов (награды, мест) в викторине . Каждое задание оценивается баллом.

Слайд 8

Итак, в добрый путь, скатертью дорога!

Слайд 9

Составление вопросов. «Умный вопрос – уже половина знаний». Репродуктивные : Кто? Что? Где? Куда? Как? Продуктивные вопросы: можно ли считать (что-то) верным? какие выводы можно сделать из…? каковы мотивы поступков героев? вопрос начинается с формулировки тезиса. Продуктивные вопросы: если известно…, то…? если…, то почему…? …или…?

Слайд 10

Подведение итогов. Подсчёт баллов. Выведение мест. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая викторина. Растениеводство в фольклоре. Загадки.

Данная тематическая викторина создана в виде презентации в программе PowerPoint . Она содержит загадки о сельскохозяйственных растениях, орудиях и т.п. Викторину можно использовать как на уроках ...

урок-проект "Фольклор в творчестве этнографического ансамбля "Ивушка"

В наше время, пожалуй,  каждый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если  сам он не помнит ни одной частушки, наверное, слышал их на различных праздни...

Урок -проект по физике тема "Сила Архимеда и условие плавания тел"

Урок -проект следует проводить после изучения тем: «Сила Архимеда. Условия плавания тел», как заключительное повторение.Работа  рассчитана на 2-3 урока (уроки можно объединить, окончательное офор...

Конспект урока по литературе на тему "Фольклор"

Конспект урока по литературе на тему "Фольклор"...

Урок - проект: Игра-Путешествие. Тема: Я учусь в английской, немецкой, российской школе.

Игра проводится на языке между группами или классами. Каждая команда работает по проекту «Моя школа самая лучшая» и готовит задания для следующих игровых остановок.  В рамках этого проекта учащие...

Викторина "Знатоки русского фольклора"

В соответствии с указом Президента Российской Федерации в 2022 году в Российской Федерации проводится Год культурного наследия народов России.Предлагаем вам поучаствовать в викторине "Знатоки рус...