Конспект урока по литературе на тему "Фольклор"
план-конспект урока по литературе на тему

Троцюк Ольга Леонидовна

Конспект урока по литературе на тему "Фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_litra.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Фольклор

Цель: выявить используем ли мы  жанры фольклора в нашей повседневной речи.

Задачи:

1.Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о жанрах фольклора;

2.Развивающая:развитие навыков монологической речи, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материалом;

3.Воспитывающая: способствовать воспитанию у детей интереса к литературе, любовь к русскому устному народному творчеству.

Ход урока:

I. Организационный момент

-Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

II. Выявление темы и целей урока

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие. А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку

Он знаком вам с детских лет,

В нем есть чудо, есть и смех.

Он – смекалка, мудрость он.

В нем найдет себя любой,

Хоть певец он иль танцор,

Есть другие жанры в нем.

Или вами создан он,

Иль рукою дядь и теть.

Вы узнаете его

Очень быстро и легко.

Это же, конечно, он:

Детский, близкий вам …      (фольклор)

Звучит мелодия русской народной песни.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочное село Фольклорное. Путь будет дальним. Ждут нас остановки необычные. Тема нашего сегодняшнего урока « Фольклор».  Мы повторим знания о жанрах фольклора. И выявим, используем ли мы жанры фольклора в нашей повседневной речи.

III. Вступительное слово учителя

Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. Ведет свое начало от глубокой древности, когда люди еще не умели писать, поэтому была присуща устная форма выражения.

Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с вашего дома, с вашей улицы , вашего хутора. Вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое.

На уроке истории вы познакомились с далеким прошлым нашего народа, узнали , что собой представляло наше древнее государство, какие народы ее населяли , какова была их культура. Узнали и о том как тяжела и опасна была жизнь наших предков , так как войны опустошали Русскую землю. Но и в часы горя , и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты , верил в свои силы , в свое светлое будущее- все это находило отражение в его творчестве. А народ наш был поистине талантлив. Каких только песен , сказок , легенд не создал он ! Радости и печали , надежды и ожидания , мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков.  

Ребята, а что такое фольклор?

Это устное народное творчество.

А почему его называют народным?

Его создал народ.

 (Входят девочка и мальчик в роли хозяина и хозяйки)

Учитель: А вот и хозяева.

Хозяин. Удобно ли, вам, гости дорогие?

Хозяйка. Всем ли удобно?

Хозяин. Всем ли видно?

Хозяйка. Всем ли слышно?

Хозяин. Всем ли места хватило?

Учитель. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин. В тесноте да не в обиде.

Хозяйка. Давно мы вас ждали, поджидали, урок без вас не начинали.

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Учитель: Присаживайтесь, мы как раз начинаем наше путешествие

IV.Проверка домашнего задания

Но для путешествия нам нужен путеводитель, появится он у нас только тогда, когда проверим домашнее задание. Оно было у вас творческим, необходимо было составить книжки-малышки по устному народному творчеству.

Представление учащимися книжек – малышек

УЧЕНИК 1 : Я постарался оформить свою книжку – малышку так, как оформляют настоящие книги. Составитель и художественный оформитель Черкавский Станислав. Здесь указан и формат книжки, год издания. В моей книжечке две главы: загадки и шарады, об этом можно узнать из содержания книги. И я хочу представить ребятам несколько загадок из моей книжки – малышки.

Ученица 2: Свою книжку-малышку я сделала для своей младшей сестры. Ей 4 года. Книжку купить сейчас очень сложно, и я решила оформить ее своими руками. Я не только подобрала потешки для возраста своей сестры, но, чтобы ей интересно было ее смотреть, сделала к ним иллюстрации. Моя сестра была очень рада этой книжечке.  Послушайте некоторые из них…( Гаврилова Ирина).

А вот и наш путеводитель…Кто это?

Верно, это Емеля на печи. А с какой сказки этот герой? ( « По щучьему велению….»). Кто написал эту сказку? ( Народ).

Значит,оправимся мы на печи с Емелей.

V.Работа по теме урока

Учитель: А вот русский писатель Николай Гаврилович Чернышевский устное народное творчество назвал еще более емким понятием – народная поэзия и утверждал: “Народная поэзия мила для всякого, кто любит свой народ. А не любить своего родного невозможно. И мне хочется сказать, что великая любовь к народным песням, сказкам, былинным богатырям заполняет наши сердца с детских лет. Проходят через всю жизнь до самой глубокой старости”.

(Эпиграф написан на доске.)

Итак, в путь.

  1. Теоретический опрос.

А перед нами мостик Теоретический. Наверно, чтобы пройти через него, нам необходимо повторить теорию о фольклоре.

1. Назовите виды фольклорных жанров

Пословицы, поговорки, былины, сказки, частушки, шутки, прибаутки, загадки, обряды, песни

2.Что такое загадка?

Вопрос или задание, требующее ответа-разгадки. Часто используется в сказках, отражая смекалку героев.

3. Приведите примеры загадок

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

( Морковь)

4. Что такое пословица?

Краткое изречение, приноровленное к разным случаям жизни. Передаёт оценку определённого явления, события, человека..

5. Приведите примеры пословиц

Чужими руками легко жар загребать. (содержится вывод)

6. Что такое поговорка?

Близка пословице, но не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него.

7. Приведите примеры поговорок

Чужими руками жар загребать

8. Что такое сказка?

Это художественное произведение фантастического , приключенческого характера

9. Какие виды сказок вам известны?

Волшебные, бытовые, героические, о животных.

10. Приведите примеры на каждый вид сказок

«Василиса Премудрая», «Диво-дивное», «Иван- Крестьянский сын и Чудо-юдо», «Теремок»

11. Назовите непременные элементы сказок

Зачин, повторы, концовка

13. Приведите примеры

«Жили-были», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец». Вот и мостик перед нами, открыт путь.

  1. Былины

А это что за станция перед нами? Это станция Былинная.

Ребята, а что такое былина?

Былина-песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.

Каких былинных героев вы знаете?  ( Илья Муромец, Святогор, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

Настя ( Пивцова) подготовила презентацию о былинных героях
( Ученица показывает свою презентацию)

(Задание скрыто под вопросом)

Назовите постоянные эпитеты к словам, которые встречаются в былинах:

ПОЛЕ (чистое)

МЕСЯЦ (ясный)

МОЛОДЕЦ (добрый)

ДЕВИЦА (красная

СОЛНЦЕ (красное)

Отправляемся от станции Былинной

  1. Загадки

Ребята посмотрите, что это за  Яблонька, с какой сказки она? ( «Гуси-лебеди»). Наверно, яблонька поможет нам и укажет короткий путь к селу Фольклорное, только нам необходимо отведать её яблок.

( Ученики подходят и срывают яблоки, на обратной стороне из  написаны загадки)

Игра «Загадочное дерево»

1. В лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички.      (Ромашки)

2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

3.Ждали, звали, а показался- все прочь побежали.  (Дождь)

4. Висит сито не руками свито (Паутина)

5. Заря-заряница, красная девица

По полю ходила, слёзы обронила.

Месяц видел – не поднял.

Солнце увидало – подняло. (Роса)

Учитель :  Удивительное дерево! Каких только на нём загадок не выросло!

  1. Частушки

Посмотрите, ребята, какая красивая поляна, она называется Частушечная.

А что такое частушка?

Частушка- короткая рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе.

А вы знаете какие- нибудь частушки?

(4 девочки выходят и поют частушки)

1.Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире,

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

2.Начинаем петь частушки

Просим не смеяться.

Тут народу очень много –

Можем растеряться.

3.Мы с подружками вчетвером

Вам частушки пропоем,

Вам частушки пропоем

Про то, как в 5б живем.

4.На уборку как-то раз

Попросили весь наш класс.

Наши мальчики бредут,

Как на каторгу идут.

5.Есть у нас один товарищ,

Димою зовется,

Что угодно ему скажешь,

А он все смеется.

6.С неба звездочка упала

Мы в столовую спешим.

Булки, плюшки и сосиски

Непременно все съедим.

7.Вова вертится в буфете,

Пробирается вперед.

Пропустите, Вову, дети,

Дайте Вове бутерброд!

8.С неба звездочка упала

И послала яркий свет.

Все давно уж на уроке,

А мы ищем кабинет.

(Мальчик)

9.Эй, девчушки-хохотушки,

Продолжайте петь частушки!

Продолжайте веселей,

Что б порадовать гостей

10.Как уборка – Стасик болен.

Как дежурство – Стасик сник.

А когда он на футболе –

То здоровый, будто бык!

11.Полату горько и обидно –

Неудачный вышел матч!

Как, ребята, вам не стыдно

Отбирать у Полата мяч?

12.С неба звездочка упала

Прямо в школьный наш журнал.

Удивляется директор:

5б примерным стал.

13.все равно 5 наш б

Лучше всех на свете,

Потому что в этом классе

Только чудо-дети.

14.Мы частушки вам пропели,

Пели и старались,

Мы хотели, ой, хотели,

Чтобы вы смеялись.

Молодцы, много сочинили частушек.

  1. Сказки

А перед нами возник дремучий сказочный лес. Каких сказочных героев вы знаете?

Слушаем русскую народную сказку.

Жили-были дед да баба

Была у них курочка ряба

Снесла курочка яичко

Не простое, золотое.

(Начинается инсценировка сказки О. Высотской «Золотое яичко»).

Баба. Эй. Старик, проснись скорей!

Дед. Волки, что ли у дверей!

Ты чего шумишь старуха?

Баба. Да смотри, что я нашла.

Наша курочка-пеструшка

Под кустом яйцо снесла.

Дед. Ну, снесла, какое дело?

Что ты,  баба обалдела?

Баба. Да, яйцо-то не простое,

А гляди-ка, золотое!

Дед. Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба. Погляди, горит как жар

Дед. Не случился бы пожар.

Баба. Ох, горит, слепит глаза!

Дед. Чудеса!

Баба. Чудеса!

Дед. Ты в сундук запри его. ( Стук в дверь.)

Баба. Нету дома никого!

Ишь соседей, как назло

Ненароком принесло.

Дед. Ты пойди запри засов,

Да спустить  бы надо псов.

Баба. В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую,

До краев набью сундук.

Дед. Что ты мелешь небылицы?

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба. Наказанье с глупым мужем.

Что ты старый, не  блажи.

Мы живем других не  хуже

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед. Пусть смеются,  мне не жалко!

Баба. Да, уймись ты, не  кричи,

Вон упала на пол  скалка

Чугуны гремят в печи.

Ой, не мил мне белый свет!

Дед. Я хозяин или нет!

Баба. Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось.

Учитель. Что это за сказка? Кто главные герои? А о каких человеческих качествах говорится в сказке?

Учитель: Чувствуется, что сказка – один из любимейших ваших жанров. Сказка, о которой шла речь, написана давно, она вошла в различные сборники сказок и многим из вас знакома.

А можем ли мы сочинить русскую народную сказку?

 Сейчас прозвучит сказка, которую до вас еще никто не слышал, она пока никому не известна. Авторам её является ваша одноклассница Иванчук Наташа

Сказка «Городок в калькуляторе»

Какая чудесная вещь – калькулятор! Он может очень быстро выполнять все арифметические действия. И я всегда хотела узнать, как же он устроен. Однажды мне приснился сон, как я оказалась внутри этой машины. Я попала в страну цифр и знаков, которой правили четыре грозных короля – Сложение, Вычитание, Деление, Умножение. По первому сигналу жители королевства должны были немедленно явиться перед королями и выстроиться в строгом порядке. Слуги десятки строго следят за порядком в королевстве.

Пуще глаза они охраняли таинственную красную кнопку. К этой кнопке никого не подпускали. И мне хотелось узнать, в чем же здесь дело. Я дождалась ночи и пробралась к таинственной кнопке. Охрана меня не заметила. Только я коснулась этой кнопки, и все вокруг замерло и стало темно. В этот момент я проснулась. Теперь я знала, что красная кнопка выключает калькулятор.

Вам уже известно высказывание А. С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Какой «урок» дает нам народная сказка? Только ли поучительная, воспитательная цель ставилась перед сказкой? Для чего еще сочинялись сказки? Почему и сегодня сказочные, фантастические сюжеты привлекают к себе внимание читателей?

К какой группе сказок наиболее применимы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь...»? Почему особое распространение получили именно волшебные сказки?

Чем бытовые сказки и сказки о животных отличаются от волшебных? Действуют ли в них традиционные сказочные сюжетные ходы (вмешательство злых сил, нарушение запрета, испытание героя, волшебные предметы, сказочные помощники)?

Одним из главных героев русской народной сказки является Баба-Яга. Какие человеческие качества ей присуще? Является ли она образованной?

–Бабе-Яге в типографии сказок поручили оформить оглавление к сборнику русских народных сказок. В детстве ей не читали сказок, и она допустила ошибки всего в одну букву. Давайте исправим эти ошибки вместо.

«Гули-лебеди».

Кепка.

Лиса и мак.

Золотая рубка.

Шар-птица.

Полк и семеро козлят.

Кособок.

Двери в яме.

Чадо лесное.

Иван – солдатский сон.

Кот и киса.

Интересно очень в сказочном лесу, но нам пора отправляться дальше.

  1. Песня

А перед нами деревня Песенная

- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

Родился в семье ребенок,
Мама песню запоет,
И ребеночек под песню
Сладким, крепким сном уснет.

- Какие колыбельные песенки знаете вы?

Самая знаменитая колыбельная песенка…

(Прослушивают колыбельную песню -запись)

Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме

А запоёт мама  колыбельную песню, все в избе заслушаются. Уж больно она добрая да ласковая.

Зачем мамы колыбельные песни детям поют?

Не только чтоб дети быстрей засыпали, а чтоб быстрее ребёнок постигал родной язык, слушая ласковый мамин голос.

Ведь глагол баюкать возник от древнего слова баяти, т.е. рассказывать, заговаривать. А колыбель- от слов колыбать- укачивать.

Назовите русские народные песни, которые созданы народом давно, но до сих пор известны и любимы.

(«Валенки», «Барыня», «Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Светит месяц», «Во поле береза стояла», «Из-за острова на стрежень», «Ах, вы сени…», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице»…)

  1. Пословицы

Смотрите, какое красивое озеро. Емеля подсказывает нам, что озеро это называется Пословицыно-Поговоркина.

Пословицы  недаром  молвятся,

Без  них  прожить  никак  нельзя!

Они  великие  помощницы

И  в жизни верные друзья.

Порой  они  нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица  вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

 Сейчас  я  прочитаю  стихотворение,  а ваша  задача – найти  в  нем  пословицы и поговорки.

Подсчитайте, сколько  их  там  встретится.

Ну, кто  из  вас  не  согласится,

Что  без  труда   мечта  мертва;

Что  дело  мастера боится;

Что  жизнь  дана  нам  для  добра;

Что  друг  не тот, кто  медом  мажет,

А  тот,  кто правду  прямо  скажет;

Что  долог  день до  вечера,

Коли  делать  нечего;

Что  сам  себя  лишь  тот погубит,

Кто  других  совсем  не  любит?

Где  растяпа  да  тетеря,

Там  не прибыль, а потеря

И, конечно, без   труда

Не  вытащить и  рыбку  из  пруда.

Помни! Тот, кто  хочет  много  знать,

Тот  не должен  долго  спать.

Согласитесь: лень и плут

До  добра  не  доведут.

В. И. Даль говорил: «Пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа».

Ребята, а кто такой Даль?

Главным трудом В.И. Даля является « Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошли пословицы.

-Вековая мудрость, жизненный опыт, тонкое наблюдение, насмешка, шутка – все это отражается в короткой фразе.

Пословицы подразделяются на группы: «Природа», «Трудолюбие и лень», « Любовь к Родине», « Образование»

Запишите сегодняшнюю дату и тему урока.

Откройте учебники на странице 59 и выберите из ряда пословиц 5 тех, которые относятся к теме « Образования» Запишите эти пословицы себе в тетради.

Проверка.

 

( по времени)

Задание: продолжи пословицу и объясни её значение.

1 Без труда…

-хорошо всегда;

-не надорвёшься никогда;

-ни туда и ни сюда;

-не вытянешь рыбку с пруда;

2. На чужой каравай…

-гостей созывай;

-песню запевай;

-стол накрывай;

-рот не разевай;

3. Не зная броду…

-не суйся в воду;

-не садись на водводу;

-не ходи сроду;

-не топи воеводу;

4. Хлеб-соль кушай…

-никого не слушай;

-не затыкай уши;

-не бей баклуши;

-хозяина слушай.

VI.Систематизация знаний

А вот перед нами и село Фольклорное, но чтобы войти в него необходимо соотнести текст с жанром фольклора.

( Задание с ЦОРов).

Посмотрите, как здесь красиво.

VII.Подведение итога урока

Итак, ребята, скажите используем ли мы жанры фольклора в речи? В каких ситуациях?

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.

Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

Давайте еще раз перечислим те жанры, которые дарят нам радость, скрашивают жизнь, для этого вам нужно распутать этот плакат – путаницу, правильно соединить части слов, записанных на нем.

Скоро  шка

Иг       дка

Пес    лица

Зага     ра

Ска     нилка

Небы   ушка

Поте   говорка

Драз   талка

Част   ня

Счи   зка

VIII.Домашнее задание

Написать сочинение на тему: « По следам путешествия в село Фольклорное»

Сегодня во время нашего путешествия, вы заработали медали Знатоков устного народного творчества.

Ученик

Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч!

Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.

Благодарю всех за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...