конспект урока 6 класс по теме: "Фольклор в творчестве русских композиторов"
план-конспект урока (музыка, 6 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: « Фольклор в творчестве русских композиторов»
- Приветствие: - Здравствуйте ребята! Ученики: - Здравствуйте!
Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным путешествием в мир искусств, которые подарят вам много новых впечатлений и эмоций!
- Прежде чем начать новую тему урока давайте вспомним песню «Казань моя!»
- – запишите число и тему урока « Фольклор в творчестве русских композиторов»
Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
- обратите внимание на тему урока «Фольклор в творчестве композиторов», - как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фольклор – это народное творчество. Фольклор делится на две группы – Обрядовый и необрядовый.к обрядовому фольклору относятся:
Календарный ( это колядки, масленичные песни, веснянки)
Семейный фольклор ( это семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания).
Окказиональный фольклор (это Песни, заговоры, исполняющиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю – например Засухи, мора скота итд.)
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа нам помогает знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.они рассказывают нам о важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатлённых в различных обрядах и народных обычаях. Старинная русская свадьба представляет собой сложную цепь торжественных церемоний. «Свадебная игра» проходила, как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда и недель. Подразделялась она на две части. Первая часть посвящалась прощанию девушки с семьёй и разыгрывалась в доме невесты.
Смятение и тревога, переживаемое девушкой-невестой во время ожидания свадебного поезда, звучат в разных вариантах песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно..». Сочуствие невесте со стороны подруг слышится в напевных, проникнутых теплом песнях. Просто и безыскусно звучат мелодии свадебных песен. Благородно и возвышенно передают они душевное состояние человека, его чувства и мысли.
Вторая часть свадьбы – традиционный при, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками, катанием на лошадях, посещением родных.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной.
- Какое настроение создаёт эта песня?
- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
Слайд Обращаясь к произведениям русских писателей и русских композиторов, мы видим, что свадебный обряд нашёл в них яркое отражение. В произведениях А.С.Пушкина например - «Руслан и Людмила» , где показана свадьба Руслана и Людмилы; «Евгений Онегин» ,где няня рассказывает Татьяне о своём замужестве .
Слайд В повести «Дубровский» описывается замужество Маши;
Слайд церковный обряд показан в повести «Метель».
Слайд В романе Михаила Шолохова « Тихий Дон» говорится о сватовстве Мелехова и обряде венчания Натальи и Григория.
Слайд Мы также видим использование свадебного обряда в произведениях русских композиторов. Например в опере «Иван Сусанин» звучит свадебный хор «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам», эта песня близка к русским свадебным величальным песням. Торжественно и широко звучит величавый хор «Как во горнице-светлице, на честном пиру» из оперы «Русалка» Даргомыжского.
Хор «Ох, матушка, тошно мне» написана в характере свадебной песни, передаёт разгульное бесшабашное веселье.
Жизнь показывает, что нельзя забывать мудрые народные традиции и обычаи.
Слайд Наша Республика богата культурными традициями, где возрождаются фольклорные коллективы:
Этнографический коллектив «Искорка» из Лаишевского района является одним из немногих русских аутентичных певческих ансамблей, представляющих музыкальный фольклор русских старожилов, в репертуаре которого включены обрядовые свадебные песни.
Слайд Ежегодный праздник Каравон в с. Никольское Лаишевском районе стал доброй традицией, полюбившейся казанцам и жителям республики, где учавствуют русские народные коллективы со всей России, где также можно услышать старинные свадебные песни.
Видео фрагменты.
Разминка.
Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам.
Анатолий Константиннович Лядов – ученик известного русского композитора – сказочника Н.Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: Картинка к русской народной сказке «Баба-Яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».
Кикимора – это злоё дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная – злое, коварное, привиредливое существо, созданное воображением русского человека.
Литературной основой «Кикиморы» А.Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом – собирателем И Сахаровым. Именноего текстом композитор открывает партитуру своего произведения.
Звучит тихо музыка (Кикимора Лядов) –
«Живёт, растёт кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот -Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова –то у ней малым-малёшенька, со напёрсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую.Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.»
- Понравился музыкальный фрагмент?
И в заключении подведём итог нашего урока:
- Что такое фолькло?
- С каким русским обрядом вы сегодня познакомились?
- Какой музыкальный образ сказа запомнился вам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"
Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал....
Конспект урока по теме "Музыка Италии в творчестве русских композиторов"
Конспект урока по музыке для 4 класса....
Опросник по творчеству русских композиторов. 5 класс.
В целях подготовки к олимпиадам я подготовила Опросник по творчеству русских композиторов....
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"
Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...
разработка урока музыки для 5 класса по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов"
Данная разработка предназначена для использования учителями музыки на уроках в 5 классах...
Открытый урок Музыка 5-6 класс ОВЗ "Народная песня в творчестве русских композиторов"
Тема: Народная песня в творчестве русских композиторов. Композитор, дирижер, музыкант. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийВид: урок – размышлениеЦель:...
Конспект урока « Романтизм в музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка»
Тема урока: « Романтизм в музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка»Тип урока: комбинированыйДидактическое обеспечение: мультимедийная презента...