Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Презентация к уроку "Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satira_v_skazkah_saltykova-shchedrina_prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский сказочный эпос В.А. Жуковский А.С. Пушкин Л.Н. Толстой Н.С. Лесков В.Г.Короленко А.К. Толстой Д.Н. Мамин-Сибиряк А. Платонов и другие Авторские сказки Традиция русской литературной сказки
М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста» Три сказки написаны в 1869 году «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» «Пропала совесть» «Дикий помещик» В 1883-86 годах было написано 28 сказок
По содержанию и тематике сказки можно разделить: социально-политические философские «Деревенский пожар» «Дурак» «Бедный волк» «Чижиково горе» и др. «Христова ночь» «Рождественская сказка» «Пропала совесть» и др.
Проблема Сказки Самодержавие и угнетённый народ «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Коняга», «Кисель» Отношения мужика и барина «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Подлость буржуазии «Либерал», «Карась-идеалист» Трусость обывателя «Премудрый пискарь» Правдоискательство «Дурак», «Христова ночь» Проблематика сказок
Сатира автора сказок для «детей изрядного возраста» направлена против: бесправного положения и нищеты народа в России; пассивности и покорности русского народа по отношению к господствующему сословию; обывательски настроенной (либеральной) интеллигенции; бездуховности; всевластия «господ жизни», помещиков. То, что г.Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, его сказки - та же сатира и сатира едкая, направленная против общественного и политического устройства. Из отзыва цензора
Сказки Салтыкова-Щедрина по праву считались сатирической энциклопедией для простого народа
Сатирические приёмы Гипербола Аллегория Гротеск Перифраз Сарказм Метафора Фантастика Ирония Эзопов язык
Сатирическое изображение действительности на примере анализа сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Богатырь»
«В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила…» «…пустила на все четыре стороны: «Иди, Богатырь, совершай подвиги!»» Как называется традиционный элемент «В некотором царстве»? Какова роль этого элемента? Есть ли противоречие в том, что матерью Богатыря оказывается Баба-яга? Как это противоречие может разрешиться впоследствии? Дайте определение слову «подвиг». В чём заключена проблема выбора для Богатыря?
«Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился: видит, один дуб стоит – он его с корнем вырвал; видит, другой стоит - он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло – залез Богатырь в дупло и заснул». Какое чувство вызывает у читателей описание подвигов Богатыря? Какие последствия могут последовать после совершения подобных подвигов? Как, по-вашему, сюжет будет развиваться дальше?
У Салтыкова-Щедрина читаем: «… свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться. Чужие, в свой черед, опасаются: «Как бы он нам звону не задал, когда проснется!»» У Салтыкова-Щедрина читаем: «Пошла слава про Богатыря по всей земле». Совпали это продолжение с вашими ожиданиями? У Салтыкова-Щедрина читаем: «И свои, и чужие <…> не надивятся на него». Что удивляет «своих и чужих» в подвигах Богатыря? Чего больше в этой фразе: сарказма или иронии? Обоснуйте ответ.
«И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. А Богатырь всё спит, всё незрячими очами из дупла на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто вёрст пущает». Какие средства художественной выразительности использует М.Е. Салтыков-Щедрин в этой фразе? Какой цели помогают автору достичь эти средства художественной выразительности? Ответ обоснуйте.
«В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь!» А он, вместо того, в дупле проспал». «В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придёт Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел». «В таком-то году и города и селенья огнём попалило, не стало у людишек ни крова, ни одёжи, ни ежева; думали: «Вот придёт Богатырь и мирскую нужду исправит» - а он и тут в дупле проспал». «… и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам». Можно ли считать, что автор при создании образа Богатыря прибегает к сатире?
«Что ж это за Богатырь такой?» «Многострадальная и долготерпеливая была оная страна и имела веру великую и неослабную. Плакала — и верила; вздыхала — и верила. Верила…» Что (кто) скрывается в аллегорическом образе Богатыря? Как могли бы ответить на этот вопрос «дети изрядного возраста»? Какие черты русского народа подчёркивается автором, в том числе благодаря использованию лексического повтора? В каких произведениях Салтыкова-Щедриана и других авторов уже упоминалась это черта?
У Салтыкова-Щедрина читаем: «Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил - воняет; другой подошел - тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» - молвили супостаты и ринулись на страну». Как вы думаете, сбудутся ли надежды русского народа? Каким может быть финал сказки? Как помогают понять смысл этой фразы изречение мальчика – героя сказок Г.Х. Андерсена и Е.Шварца: «А король-то голый!»?
«Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком — смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели. Спи, Богатырь, спи!» Совпал ли финал сказки с вашими ожиданиями? Как вы понимаете заключительные слова произведения? Что добавляет к пониманию смысла произведения появление Иванушки-дурака (типичного образа русских народных сказок ?
Известен план сказки. В образе спящего Богатыря Салтыков-Щедрин сначала намеревался изобразить народ, пребывающий в состоянии пассивности. В окончательной же её редакции Богатырь с отъеденным гадюками туловищем - это самодержавие. В данном случае слову «богатырь», в противоположность его эпическому значению, писатель придал иронический смысл ради развенчания векового предрассудка, приписывающего монарху могущественную силу и доблести защитника слабых. Дополнительный материал Осознания чего, каких выводов добивался писатель-сатирик от «детей изрядного возраста» после прочтения этой сказки?
Исторический опыт, по убеждению сатирика, приведёт народные массы к сознанию, что от царя ждать помощи нечего, и тогда народ свергнет самодержавие. Реакция самодержавия «Богатырь» разделил цензурную судьбу трёх других сказок: «Медведя на воеводстве», «Орла-мецената», «Вяленой воблы» - при жизни сатирика эти произведения не были опубликованы.
Список использованной литературы Презентация разработана учителем русского языка и литературы средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Мексике М.В. Колокольцевым ©. 2018 год М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь» - http://ilibrary.ru/text/1265/p.1/index.html http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/skazki/bogatyr.htm http://inance.ru/2016/10/shedrin-skazki http://www.literaturus.ru/2016/11/kritika-saltykov-shhedrin-otzyvy-sovremennikov.html https://profilib.net/chtenie/29699/mikhail-saltykov-schedrin-skazki-73.php https://yandex.ru/images/search?text
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный ринг «Гений сатиры» по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Данное мероприятие было разработано к пямятной дате известного русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина....
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1. выявить детали «оружия» сатиры2. нарисовать это «оружие» 3. посмотреть, в кого и...
Сатира М. Е. Салтыкова- Щедрина
Данный материал можно использовать на уроке литературы при изучении сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина...
Конспект урока на тему: «Сатиры смелый властелин» (О пребывании М.Е. Салтыкова-Щедрина на Пензенской земле)
Урок литературного краеведения в 7 классе...
Презентация к уроку "Сатира" по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В презентации представлен материал о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Использован иллюстративный материал....
Презентация "Сатира Салтыкова-Щедрина"
Презентация "Сатира Салтыкова-Щедрина"...