Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Петренко Ольга Михайловна

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах;

                     2) расширить представление о выразительных возможностях словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_foneticheskie_sredstva_vyrazitelnosti.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс (УМК Львовой)

Тема: Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах;

                     2) расширить представление о выразительных возможностях словообразования.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания. Беседа.

Какую речь мы называем выразительной? (Это речь, в которой излагается не только информация, но и ярко, убедительно передаются чувства, переживания, мысли автора, его оценка того, о чем он пишет или говорит).

Как достигается выразительность речи? (Используются языковые средства).

Какие именно? (Фонетические: аллитерация, ассонанс. Словообразовательные: повторение слов одной морфемной модели, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Лексические. Морфологические. Синтаксические

  1. Фонетические средства выразительности 

Упр. 307. Прочитайте текст в упр. И определите настроение, которое усиливается использованием приёма звукописи. (Глубокая тоска, уныние, безысходность)

Определите роль звукописи (аллитерации на [р]) в поэтическом отрывке в упр. 308 (Использование этого звука помогает передать бодрое, радостное, мажорное настроение.

  1. Выразительные возможности словообразования

Упр. 310. Прочитайте выразительно текст в упр. Назовите ключевые строки («Словесность у него распахана, засеяна живым зерном») и объясните своё понимание этой развёрнутой метафоры. («Живым зерном» поэт называет доброе, ласковое, сердечное слово, которое прорастает в душах тех, к кому оно обращено, ответным чувством любви. Или Поэт называл «живым зерном» те частички слова (морфемы), которые помогают «вырастить» проникновенные, из глубины сердца идущие слова, обращённые ко всему живому на земле.

Записать ключевые строки в тетради, разделяя слова на морфемы и объяснить их написание:

Слов-ес-н-ость у него рас-пах-а-н-а, за-се-я-н-а жи-в-ым зерн-ом.

Подчеркните грамматическую основу; выпишите словосочетание со связью согласование.

Проведите морфемный разбор выделенных слов.

Упр. 310 (2)Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. помогает выразить основные черты характера русских людей – способность любить, сопереживать, помогает создавать напевность поэтических строк, наполняет их лиризмом.

Упр. 311. Определите мысль, которая объединяет эти отрывки (мысль о величии, широте родных русских просторов, о русском свободолюбивом характере, который, как и русская природа, подчас не признаёт никаких ограничений)

Приём использования в приведённых поэтических отрывках многоприставочных глаголов создаёт плавность, неторопливость, напевность звучания, помогает написать величественный образ русской природы, широких русских раздолий.

Упр. 311 (2) Спишите тексты, записывая глаголы поморфемно.

Упр.312 Приём повтора слов одной морфемной модели:

(заполыхала, закричала, заплясали)

Стилистическая роль использования глаголов с приставкой, обозначающей начало действия, - создание яркого образа разворачивающегося народного гулянья, динамично набирающего размах: всё вокруг наполняется звуками (закричала, завздыхала, зазвенели), движением (заходили, заплясали, закружились), красками (заполыхала, зацвели)

Упр.313 Светлое, радостное настроение от встречи с чудесной страной детства Михаилу Яснову удаётся передать с помощью индивидуально-авторских неологизмов – слов, которые создаёт сам поэт по  моделям, существующим в языке.

Словообразование является одним из основных источников пополнения словарного запаса языка

  1. Итог урока. Мы с вами должны помнить, что родное слово – это основа нашей культуры. Пусть о вас говорят: «Это культурный человек». А какой он, культурный человек? Это тот, кто умеет правильно, красиво и выразительно говорить, читать, писать.
  2. Домашнее задание. Упр.309 (1), 309 (2) или упр. 313 (2)

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Фонетические

                               Звукопись

    Аллитерация                             Ассонанс

повтор согласных                               повтор ударных

        звуков                                          гласных  звуков

 

Словообразовательные

  • повтор слов одной морфемной модели
  • повтор однокоренных слов

 (многоприставочные глаголы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

  • индивидуально-авторские слова

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Фонетические

                               Звукопись

    Аллитерация                             Ассонанс

повтор согласных                               повтор ударных

        звуков                                          гласных  звуков

 

Словообразовательные

  • повтор слов одной морфемной модели
  • повтор однокоренных слов

 (многоприставочные глаголы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

  • индивидуально-авторские слова

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Фонетические

                               Звукопись

    Аллитерация                             Ассонанс

повтор согласных                               повтор ударных

        звуков                                          гласных  звуков

 

Словообразовательные

  • повтор слов одной морфемной модели
  • повтор однокоренных слов

 (многоприставочные глаголы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

  • индивидуально-авторские слова

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Фонетические

                               Звукопись

    Аллитерация                             Ассонанс

повтор согласных                               повтор ударных

        звуков                                          гласных  звуков

 

Словообразовательные

  • повтор слов одной морфемной модели
  • повтор однокоренных слов

 (многоприставочные глаголы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

  • индивидуально-авторские слова

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Фонетические

                               Звукопись

    Аллитерация                             Ассонанс

повтор согласных                               повтор ударных

        звуков                                          гласных  звуков

 

Словообразовательные

  • повтор слов одной морфемной модели
  • повтор однокоренных слов

 (многоприставочные глаголы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

  • индивидуально-авторские слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"

Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...

Средства художественной выразительности

Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....

Домино "Средства языковой выразительности"

Данный игровой материал можно проводить в любом  классе, но больше подходит для учащихся 6 класса. Является дидактическим материалом подготовки к ГИА....

Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.

Презентация к уроку русского языку (7класса) по теме "Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования" ( По программе С.И. Львово...

Презентация к уроку русского языка для 7 класса "Фонетические средства выразительности"

Презентация помогает провести урок русского языка в 7 классе по УМК Львовых. Актуальность темы обозначена новыми стандартами изучения русского языка в школе....