Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" (По рассказам П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик")
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" составлен на основе анализа рассказов коми писателя П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик" с использованием групповой работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologiya.docx | 22.64 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО ГО «Воркута»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Воркуты
Урок литературы в 10 классе
Проблемы экологии в современной коми прозе
(По рассказам П. Столповского «Замор» и
«Заповедный путик»)
Харина Лидия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Воркута
Цели: 1) раскрыть экологические проблемы в рассказах П.Столповского,
показать соединение экологии природы с экологией души
человека;
2) воспитывать любовь к природе, стремление быть её защитником;
3) развивать умения анализировать текст, обобщать и делать выводы
Оборудование: тексты рассказов, инструкция для работы в группе, портрет
писателя П.Столповского, рисунки учащихся к рассказам,
запись романса Г.Свиридова, словарь В.И.Даля, эпиграф
на доске
Тип урока: комбинированный.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах.
Задания до урока:
- прочитать рассказы «Замор» и «Заповедный путик»;
- нарисовать озёра Эткаты и Зарнивад;
- индивидуальные задания:
- выразительное чтение наизусть стихотворения
«Боль Земли»;
- выразительное чтение наизусть стихотворения
Р.Рождественского;
- информация об авторе
Ход урока:
- Мотивационное начало урока.
Выходит ученица и на фоне музыки романса Г.Свиридова к «Метели» читает стихотворение.
Боль Земли Слайд №
Человек…Ты – велик.
Ты – венец мирозданья,
Повелитель стихий, полубог –
Гений знанья!
Ты возник из любви,
Из морской чистой пены,
Ты был слаб на заре
Перед оком Вселенной.
Ты к земле припадал,
Ты черпал свою силу –
Щедрым соком своим
Мать ребёнка вспоила.
Ты окреп. Ты прозрел.
Ты осилил науки.
Но опора ли ей
Твои сильные руки?
Так торопишься жить ты,
Который не вечен
И в сыновней любви
Так жесток и беспечен.
У природы взаймы
Ты берёшь без отдачи.
Та - прощает долги,
Беззащитная, плачет.
Плачет грязным дождём
Над истерзанным полем,
Плачет мутным ручьём,
Что искрился дотоле…
Вздулись в русле реки
Сбросов чёрные вены.
Что безжизненность рыб?
Серебро в чёрном иле.
Праздник жизни погиб
В вязкой водной могиле…
Праздник жизни твоей
Лик природы калечит.
Груз безумной любви
Лёг на хрупкие плечи…
Ты смеёшься, поёшь,
Вдохновенно играя…
Ты не слышишь Земли,
А она умирает…
- Слово учителя.
«Земля умирает»… Какой ёмкий и какой печальный образ создала в своём стихотворении ваша ровесница Виктория Купомова. Поэтические строки ярко отражают беспокойство и боль за природу, богатствами которой Человек привычно пользуется. Слайд №
Когда в 1866 году учёный Э.Геккель впервые употребил слово «экология», обозначив им науку о доме, о гармоничных взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой, он, конечно, даже не подозревал, что через полтора столетия это слово станет символом времени.
К сожалению, говорить сегодня об экологии – значит говорить не об
изменении, не об охране природы, а о её спасении.
Именно эта тема – тема защиты северной природы – нашла отражение в
рассказах коми писателя Петра Столповского «Замор» и «Заповедный путик», вышедших в 1988 году в сборнике «Заступник». Слайд №
Подготовленный ученик рассказывает об авторе и его творчестве.
- Беседа.
- К какому жанру относятся произведения П.Столповского?
- Охарактеризуйте рассказ как жанр. Слайд №
- Писатель Юрий Казаков заметил: «Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть … мгновенно и кратко… Беда ли это, счастье ли: мазок – и миг уподоблен вечности, приравнен к жизни. И слово каждый раз иное». Какой «миг уподоблен вечности» в рассказе «Замор»? А в рассказе «Заповедный путик»?
- Работа в группах. Слайд №
Инструкция для работы в группе №1
Рассказ «Замор»
- Природа в рассказе великолепна. «Соберите» в тексте детали описания северной природы.
- Хранитель этой красоты – главный герой Захарий. Что это за человек?
Расскажите, как он оказался один в лесной глуши.
- Докажите текстом, что Захарий «каждой своей жилкой чувствует лад, царящий вокруг него».
- Как он относится к природным богатствам? Приведите примеры
(лес, рыба, чаши, кот Рыжий, собака Найда)
Инструкция для работы в группе №2
Рассказ «Замор»
- Считал ли себя Захар хозяином в лесу? Почему? Подтвердите текстом.
- Как выглядит в представлении Захара «хозяин»?
(тот, кто пришёл «хапнуть»)
- Найдите в тексте примеры такого «хозяйничанья».
- По какому принципу, говоря словами Захара, живут эти «хозяева»?
(«Кто хватает, тому и хватает»)
Инструкция для работы в группе №3
Рассказ «Замор»
- Красивое озеро Эткаты. (Защита своего рисунка). Слайд №
- Почему ситуация на Эткаты так беспокоит Захара? Подтвердите текстом.
- Как в рассказе переплетается тема экологии природы с темой экологии человеческой души? («В душах у вас тхло… у грабителей»)
- В словаре В.И.Даля найдите определение слова «тхло». Почему Захарий так характеризует браконьеров?
- Какое символическое значение приобретает название рассказа «Замор»?
Инструкция для работы в группе №4
Рассказ «Заповедный путик»
- Выразительно прочитайте описание озера Зарнивад. Что это название означает в переводе на русский язык? (Защита своего рисунка).Слайд №
- Охарактеризуйте главного героя Пилимона. Чем он отличается от своего соседа Никэна? В чём сходство Пилимона и Захара из рассказа «Замор»?
- Образы буровиков. Что их роднит с браконьерами из рассказа «Замор»?
- Какое символическое значение в конце рассказа приобретает образ огня?
- Найдите в тексте «Заповедного путика» слова, отражающие авторскую позицию. («Лихолетье у нас, народ матерь свою забывает…»)
- Отчёты групп о работе.
Перед отчётом группы №4 - слово учителя. Слайд №
Как известно, материальное богатство ещё никого не делало нравственно богатым. Издавна мудрые люди искали пользу в добродетелях (например, в мужестве, справедливости) и красоте, т. е. в согласии с природой, в гармонии человека и всего мироздания. Эту мысль П.Столповский подчёркивает и в рассказе «Заповедный путик».
- Найдите в словаре В.И.Даля значение «заповедный» и «путик».
6). Обращение к эпиграфу. Слайд №
- Выходит, прав Р.Рождественский, заявляя: «Неужели и ты, Человек, тупиковая ветвь Природы?» Ведь поэт очень точно обрисовал в своём стихотворении экологическую обстановку в мире.
Подготовленная ученица читает наизусть стихотворение Р.Рождественского:
Кромсаем лёд,
Меняем рек теченье,
Твердим о том,
Что дел невпроворот.
Но мы ещё придём
Просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого
ПОКА…
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И земли без воды…
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды. Слайд №
- «Всё меньше – окружающей природы…» Об этом задумываются все
прогрессивные люди и в первую очередь, наверное, Н.Ф.Реймерс – доктор биологических наук, почётный профессор Международного независимого эколого-политологического университета, один из его создателей и первый декан экологического факультета, организатор и первый председатель
Экологического союза.
Из Экологического манифеста Н.Ф.Реймерса Слайд №
Отрывок читает подготовленный ученик.
Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство:
чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся
Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее
человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни, она же вечна
и бесконечна. Человек для неё – деталь. Она для него – всё. А потому:
не вреди!
7). Заключение. Выводы. Слайд №
Вернёмся к рассказам Петра Столповского. Автор как бы предостерегает:
не вреди, человек! И не зря он сборник своих рассказов назвал «Заступник».
Произведения П.Столповского – это предупреждение человечеству: не
спасём природу – не выживем и сами. Ведь разрушая природу, нарушая гармонию в мироздании, человек губит и собственную душу.
8). Домашнее задание. Слайд №
Написать сочинение на тему «Проблемы экологии в рассказах
П.Столповского»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек… Ты – велик. Ты – венец мирозданья, Повелитель стихий, полубог – Гений знанья! .. Ты смеёшься, поёшь, Вдохновенно играя… Ты не слышишь Земли, А она умирает … Боль Земли
Экология «Экология - наука о доме, о гармоничных взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой» Э.Геккель , немецкий учёный , естествоиспытатель, философ (1866 г.)
Рассказы «Замор» и «Заповедный путик» ( сборник «Заступник» , 1988 г.) Пётр Столповский (коми писатель)
Рассказ как жанр «Рассказ дисциплинирует своей краткостью , учит видеть … мгновенно и кратко… Беда ли это, счастье ли: мазок – и миг уподоблен вечности » (Писатель Юрий Казаков)
Работа в группах (с использованием инструкций по анализу текста) Группы № 1, 2, 3 - рассказ «Замор» Группа № 4 - рассказ «Заповедный путик»
Отчёт о работе группы № 1 Рассказ «Замор» Хранитель красоты северной природы, « Захарий каждой своей жилкой чувствует лад, царящий вокруг него» - Как он относится к природным богатствам? Приведите примеры (лес, рыба, чаши, кот Рыжий, собака Найда )
Отчёт о работе группы № 2 Рассказ «Замор» - Считал ли себя Захар хозяином в лесу? Почему? Подтвердите текстом. - Как выглядит в представлении Захара «хозяин»? - Найдите в тексте примеры такого «хозяйничанья». - По какому принципу, говоря словами Захара, живут эти «хозяева»? («Кто хватает, тому и хватает »)
Отчёт о работе группы № 3 Рассказ «Замор» - Защита своего рисунка «О зеро Эткаты » - Как в рассказе переплетается тема экологии природы с темой экологии человеческой души? - В словаре В.И.Даля найдите определение слова « тхло ». Почему Захарий так характеризует браконьеров? - Какое символическое значение приобретает название рассказа «Замор»?
Истинное богатство человека М атериальное богатство ещё никого не делало нравственно богатым. Издавна мудрые люди искали пользу в добродетелях (например, в мужестве, справедливости) и красоте, т. е. в согласии с природой, в гармонии человека и всего мироздания. Эту мысль П. Столповский подчёркивает в рассказе «Заповедный путик». - Найдите в словаре В.И. Даля значение слов «заповедный» и «путик».
Отчёт о работе группы № 4 Рассказ «Заповедный путик» - Защита своего рисунка «О зеро Зарнивад » - Что это название означает в переводе на русский язык? - Чем главный герой Пилимон отличается от своего соседа Никэна ? - В чём сходство Пилимона и Захара из рассказа «Замор»?
Отчёт о работе группы № 4 Рассказ «Заповедный путик» - Образы буровиков. Что их роднит с браконьерами из рассказа «Замор»? - Какое символическое значение в конце рассказа приобретает образ огня? - Найдите в тексте «Заповедного путика» слова, отражающие авторскую позицию (« Лихолетье у нас, народ матерь свою забывает…»)
«Неужели и ты, Человек, тупиковая ветвь Природы?» Обращение к эпиграфу (Р.Рождественский) « Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды … »
Из Экологического манифеста « Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни, она же вечна и бесконечна » ( Н.Ф.Реймерс )
Выводы Петр Столповский как бы предостерегает: не вреди, человек! Н е зря сборник рассказов н азван «Заступник». Произведения П.Столповского – это предупреждение человечеству: не спасём природу – не выживем и сами.
Домашнее задание Написать сочинение на тему «Проблемы экологии в рассказах П. Столповского »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"
Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...
Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс
Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....
План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...
План-конспект урока литературы в 7 классе по теме "Портрет в рассказах А.П.Чехова".
Цель: 1. Развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета....
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». в 5 классе
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс....
Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"
Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"...