Конспект урока по басням И. А. Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока к презентации "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_5_klass_basni_i._a._krylova.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе 5 класс
Тема урока: Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова «Волк на псарне»
Цели урока:
- закрепить теоретические сведения о басне, её признаках;
- познакомить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;
- обучать выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова;
- продолжить работу над умением анализировать литературное произведение (выявлять тему, идею, авторскую позицию, художественные приемы);
- дать понятие художественных средств выразительности;
- показать важность таких моральных качеств, как смелость, благородство, мудрость.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Актуализация изученного.
Какие проблемы решали на прошлом уроке? (1 слайд)
Какие пути решения нашли?
Я предлагаю вам выполнить небольшое задание по изученному материалу
( виторина «Угадай басню»)(2 – 7 слайд)
Историческая основа басни(8 – 10)
Что надо знать, чтобы хорошо справиться с заданием?
- Повторение сведений о жанре басне.
- Что такое басня? (краткий, чаще всего стихотворный рассказ, высмеивающий кого-либо, а также какие-либо человеческие пороки)
- Назовите признаки жанра басни.
- Есть мораль – нравоучение.
- Основной прием – аллегория, т.е. иносказание (какое-либо абстрактное явление или понятие изображается не прямо, а посредством художественных образов: глупость - через образ вороны или обезьяны, хитрость, лесть – через образ лисы и т.д.)
- Использование олицетворения (героями басни могут стать и неодушевленные предметы, и животные, и насекомые)
- Написание басни вольным стихом, передающим разговорную речь
( 11 слайд)
- Самооценка
Я справился с работой полностью правильно или с незначительной ошибкой
Справился самостоятельно или с небольшой помощью. Кто помогал? В чём?
- Объяснение нового материала.
Как вы думаете, где баснописцы брали материал для своих рассказов? (из жизни)
- Постановка учебной проблемы.
В основу басен легли не только рассказы о пороках и недостатках людей.
Многие басни Крылова написаны по какому – нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.
- Формулирование проблемы (12 слайд)
Я сейчас прочитаю басню, а вы послушайте и подумайте, какому историческому событию мог посвятить её Крылов. Написана эта басня была в 1812 году.
Походу моего чтения отмечайте незнакомые слова.(13 – 20 слайд)
( Ловчий, псарня, овчарня, хлев)
- Анализ басни.
- Как вы думаете, каким образом сюжет басни связан с историей?
(21 слайд)
- Как автор применил приём аллегории?
Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия.(22, 23 слайд)
Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов. Это прием аллегории.
- Открытие нового знания, формулирование темы, запись в тетради
Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова «Волк на псарне».
Запись в тетрадях:
Волк - Наполеон; Ловчий – Кутузов (24 слайд)
3.Развитие умений - применение нового знания
Работа с учебником (в парах)
1 ряд: Какими качествами наделяет Крылов Волка? Подтвердите примерами из текста. (Записать под именем Наполеона)
2 ряд: Какими качествами наделяет автор Ловчего? Подтвердите примерами из текста. (Записать под именем Кутузова)
3 ряд: Запишите, какие художественные приемы использует автор для создания образов героев.
Примечание: так как работа над определением художественных приемов непростая, можно дать заранее подготовленные вопросы, которые помогут учащимся разобраться в средствах выразительности (см. в приложении 1)
Проверка задания
1 ряд: (слайд 25)
- Автор сам называет его забиякой, вором, хитрецом
- Волк вероломный, т.к. залез на псарню ночью
- Но в то же время трусливый, т.к., когда его застают на месте преступления, «сидит, прижавшись в угол задом»
- Волк еще и лицемерный обманщик. Когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь, меняет тактику поведения, начинает лгать и заискивать перед Ловчим:
Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад,
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я...
2 ряд: (слайд 26)
- Ловчий наделен жизненным опытом, он мудр, поэтому не слушает слов Волка:
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
- Это человек дела, он решителен и смел, а также прямолинеен, т.к. сразу же спускает на Волка «гончих стаю».
3 ряд: (слайд 27)
- В основу изображения героев положен прием антитезы: Волк со своей трусливостью, лицемерием и вероломством противопоставлен Ловчему с его честностью, смелостью и мудростью.
- Для создания образа Волка автор использует оценочные эпитеты: «забияка», «вор», «хитрец»
- Речевая характеристика – еще одно средство обрисовки героев. Речь Волка заискивающая, характеризует его как лицемера и лгуна. Речь Ловчего прямолинейна, характеризует его как честного, мудрого человека.
- Портретная характеристика помогает показать такое качество Волка, как трусливость. С помощью портрета образ Волка снижен.
- Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали! Как вы объясните такое поведение Кутузова?
Особенности басен И. А. Крылова (28 слайд)
Где стоит памятник И. А. Крылову?
- Итоги.
- Какую басню мы сегодня прочитали? О чем она?
- Какое историческое событие положено в основу басни?
- Какие человеческие пороки высмеивает Крылов в этой басне?
- Какие художественные приёмы применил автор, чтобы точно раскрыть характеры героев?
Подведём итог нашего урока и поставим себе оценку за урок
- Я усвоил
- Я смогу отличить
- Я умею находить
- Дом. задание: письменный ответ на вопрос «Каким показаны в басне Наполеон и Кутузов?» (начать с истории басни, не забыть о художественных приемах) (слайд 30)
Открытый урок по литературе в 6 «А» классе.
Учитель Аникеева Е. К.
Тема урока: «Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова «Волк на псарне»
Цель урока: научить
Задачи урока:
- развивать интеллектуальные умения через выполнение упражнений, работу с раздаточными материалами
- развивать организационные умения через работу в парах
-развивать оценочные умения
- развивать коммуникативные умения через умения выслушивать мнение товарища
Основные этапы урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация изученного.
(Учащиеся выполняют задание по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой).
3. Постановка учебной проблемы.
(Система вопросов, выводящая на формулирование темы урока)
4. Формулирование проблемы.
(Учащиеся формулируют учебную проблему , вступают в диалог с учителем)
5. Открытие нового знания, формулирование правила.
( Учащиеся предлагают свою версию формулировки правила, по
окончании работы сверяют свой результат с правилом
учебника.)
6. Развитие умений – применение нового знания.
( Самостоятельное чтение про себя, объяснение и выполнение
с проговариванием
Работа с текстом)
7. Итог урока
( Обобщение, выводы, самооценка)
8. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Изучение басни в 5 классе. Урок сопровождается презентацией...
урок по басням И.А.Крылова
Цель: систематизация и обобщение изученного по теме «Басни Крылова»; развитие творческих способностей учащихся; воспитание коммуникативных компетенций, умение работать в группе. ...
План-конспект урока по басням И.А.Крылова
План-конспект урока по басням И.А.Крылова и их анализ...
Конспект занятия по басням И.А. Крылова.
Басня "Лебедь, щука, рак."...
Конспект урока литературы «Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука, Рак»
Знакомство с новым произведением....
Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 5 классе «В мастерской художника слова. Крылов и его басни».
Позволяет расширить круг знаний о творчестве баснописца, продолжить формирование навыков работы с текстом. Для достижения данных целей используются следующие технологии: "Обучение в сотрудничеств...
Конспект урока по басням И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"
Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. Данный урок проводится ...