Конспект урока по басням И. А. Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Аникеева Елена Константиновна

Конспект урока к презентации "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_5_klass_basni_i._a._krylova.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Открытый урок  по литературе 5 класс

Тема урока: Отражение исторических событий 1812 года    в басне И. А. Крылова «Волк на псарне»

  Цели урока:  

  •  закрепить теоретические сведения о басне, её признаках;
  • познакомить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;
  • обучать выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова;
  • продолжить работу над умением  анализировать литературное произведение (выявлять тему, идею, авторскую позицию, художественные приемы);
  • дать понятие художественных средств выразительности;
  • показать важность таких моральных качеств, как смелость, благородство, мудрость.

                                               

                                                           Ход урока.

                     1. Оргмомент.

                     2. Актуализация изученного.

     Какие проблемы решали на прошлом уроке? (1 слайд)

     Какие пути решения нашли?

       Я предлагаю вам выполнить небольшое задание по изученному материалу

        ( виторина «Угадай басню»)(2 – 7 слайд)

       Историческая основа басни(8 – 10)

 Что надо знать, чтобы хорошо справиться с заданием?

  1.  Повторение сведений о жанре басне.

- Что такое басня? (краткий, чаще всего стихотворный рассказ, высмеивающий кого-либо, а также какие-либо человеческие пороки)

- Назовите признаки жанра басни.

  1. Есть мораль – нравоучение.
  2. Основной прием – аллегория, т.е. иносказание (какое-либо абстрактное явление или понятие изображается не прямо, а посредством художественных образов: глупость - через образ вороны или обезьяны, хитрость, лесть – через образ лисы и т.д.)
  3. Использование олицетворения (героями басни могут стать и неодушевленные предметы, и животные, и насекомые)
  4. Написание басни вольным стихом, передающим разговорную речь

( 11 слайд)

- Самооценка

Я справился с работой полностью правильно или с незначительной ошибкой

Справился самостоятельно или с небольшой помощью. Кто помогал? В чём?

  1. Объяснение нового материала.

Как вы думаете, где баснописцы брали материал для своих рассказов? (из жизни)

  1. Постановка учебной проблемы.

В основу басен легли не только рассказы о пороках и недостатках людей.

Многие басни Крылова написаны по какому – нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

  1. Формулирование проблемы (12 слайд)

Я сейчас прочитаю басню, а вы послушайте и подумайте, какому историческому событию мог посвятить её Крылов. Написана эта басня была в 1812 году.

Походу моего чтения отмечайте незнакомые слова.(13 – 20 слайд)

( Ловчий, псарня, овчарня, хлев)

  1.      Анализ басни.

- Как вы думаете, каким образом сюжет басни связан с историей?

(21 слайд)

- Как автор применил приём аллегории?

 Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия.(22, 23 слайд)

 Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов. Это прием аллегории.

  1. Открытие нового знания, формулирование  темы, запись в тетради

Отражение исторических событий  1812 года в басне И. А. Крылова «Волк на псарне».

Запись в тетрадях:

   Волк - Наполеон; Ловчий – Кутузов (24 слайд)

 

3.Развитие умений  - применение нового знания

Работа с учебником (в парах)

1 ряд: Какими качествами наделяет Крылов Волка? Подтвердите примерами из текста. (Записать под именем Наполеона)

2 ряд: Какими качествами наделяет автор Ловчего? Подтвердите примерами из текста. (Записать под именем Кутузова)

3 ряд: Запишите, какие художественные приемы использует автор для создания образов героев.

Примечание: так как работа над определением художественных приемов непростая, можно дать заранее подготовленные вопросы, которые помогут учащимся разобраться в средствах выразительности (см. в приложении 1)

Проверка задания

1 ряд: (слайд 25)

  • Автор сам называет его забиякой, вором, хитрецом
  •  Волк вероломный, т.к. залез на псарню ночью
  • Но в то же время трусливый, т.к., когда его застают на месте преступления, «сидит,  прижавшись в угол задом»
  •  Волк еще и лицемерный обманщик. Когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь, меняет тактику поведения, начинает лгать и заискивать перед Ловчим:

Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я, не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад,

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я...

2 ряд: (слайд 26)

  • Ловчий наделен жизненным опытом, он мудр, поэтому не слушает слов Волка:

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

  • Это человек дела, он решителен и смел, а также прямолинеен, т.к. сразу же спускает на Волка «гончих стаю».

3 ряд: (слайд 27)

  • В основу изображения героев положен прием антитезы: Волк со своей трусливостью, лицемерием и вероломством противопоставлен Ловчему с его честностью, смелостью и мудростью.
  • Для создания образа Волка автор использует оценочные эпитеты: «забияка», «вор», «хитрец»
  • Речевая характеристика – еще одно средство обрисовки героев. Речь Волка заискивающая, характеризует его как лицемера и лгуна. Речь Ловчего прямолинейна, характеризует его как честного, мудрого человека.
  • Портретная характеристика помогает показать такое качество Волка, как трусливость. С помощью портрета образ Волка снижен.

- Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали! Как вы объясните такое поведение Кутузова?

Особенности басен И. А. Крылова (28 слайд)

Где стоит памятник  И. А. Крылову?

  1. Итоги.

- Какую басню мы сегодня прочитали? О чем она?

- Какое историческое событие положено в основу басни?

- Какие человеческие пороки высмеивает Крылов в этой басне?

- Какие художественные приёмы применил автор, чтобы точно раскрыть характеры героев?

Подведём итог нашего урока и поставим себе оценку за урок

  1. Я усвоил
  2. Я смогу отличить
  3. Я умею находить

  1. Дом. задание: письменный ответ на вопрос «Каким показаны в басне Наполеон и Кутузов?» (начать с истории басни, не забыть о художественных приемах) (слайд 30)

   

                       

             Открытый урок по литературе в  6 «А» классе.  

                              Учитель Аникеева Е. К.

   

Тема урока: «Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова «Волк на псарне»

     Цель урока: научить

       Задачи урока:

- развивать интеллектуальные умения через выполнение упражнений, работу с раздаточными материалами

  - развивать организационные умения через работу в парах

   -развивать оценочные умения

 - развивать коммуникативные умения через умения выслушивать мнение товарища

                   Основные этапы урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация изученного.

(Учащиеся выполняют задание по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой).

 3. Постановка учебной проблемы.

         (Система вопросов, выводящая на формулирование темы урока)

             4.  Формулирование проблемы.

        (Учащиеся формулируют учебную проблему , вступают в диалог с учителем)

             5.  Открытие нового знания, формулирование правила.

                       ( Учащиеся предлагают свою версию формулировки правила, по

                         окончании работы сверяют свой результат с правилом

                          учебника.)

                 

             6.  Развитие умений – применение нового знания.

                       ( Самостоятельное чтение про себя, объяснение и выполнение

                          с проговариванием

                          Работа с текстом)

               7. Итог урока

                     ( Обобщение, выводы, самооценка)

              8. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Изучение басни в 5 классе. Урок сопровождается презентацией...

урок по басням И.А.Крылова

Цель: систематизация и обобщение изученного по теме «Басни Крылова»; развитие творческих способностей учащихся; воспитание коммуникативных компетенций, умение работать в группе.     ...

План-конспект урока по басням И.А.Крылова

План-конспект урока по басням И.А.Крылова и их анализ...

Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 5 классе «В мастерской художника слова. Крылов и его басни».

Позволяет расширить круг знаний о творчестве баснописца, продолжить формирование навыков работы с текстом. Для достижения данных целей используются следующие технологии: "Обучение в сотрудничеств...

Конспект урока по басням И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"

Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. Данный урок  проводится ...