Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 5 классе «В мастерской художника слова. Крылов и его басни».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Позволяет расширить круг знаний о творчестве баснописца, продолжить формирование навыков работы с текстом. Для достижения данных целей используются следующие технологии: "Обучение в сотрудничестве", метод проекта. Групповая работа максимально раскрывает способности обучающихся, реализуя их творческий потенциал. Работа над текстом басен привлекает внимание учеников к авторской лексике. В этом помощь учителю оказывает методика смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_proekt_po_basnyam_i.a._krylova_v_5_klasse.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 5 классе
«В мастерской художника слова. Крылов и его басни».
Цель: Расширить круг знаний о Крылове как о мастере слова;
продолжить формирование навыков работы с текстом.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Технология: технология «Обучение в сотрудничестве», метод проекта.
Форма урока: групповая, коллективная, индивидуальная.
Оборудование :
- иллюстрации к басням;
- «путеводители» с заданиями для работы в группах;
- кроссворд - презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой на восприятие : инсценировки басен Крылова ( работа в группах): 1группа- басня «Квартет», 2 группа – «Стрекоза и муравей», 3 группа- «Кот и повар».
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Слово учителя: Стрекоза и Муравей, Волк, Ягненок, Кот …- басенные герои, иносказательные образы. А легко ли их создать? Что должен для этого знать создатель?
Ребята в группах обсуждают вопросы учителя, выдвигают версии (Писатель должен знать жизнь, прекрасно владеть словом).
Учитель акцентирует внимание в ответах учащихся на то, что слово - главное, что есть у писателя, его оружие.
III. Формулировка проблемы.
Учитель: Предлагаю вам, ребята, посмотреть, как работает слово у Крылова. А для этого отправимся в мастерскую баснописца, в мастерскую художника слова. Сегодня в ней три басни: «Волк и ягненок», «Волк и журавль», «Волк на псарне».
Художественное чтение басен ( групповая работа).
Учитель обращает внимание учащихся на то, что во всех баснях один из главных образов - Волк.
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вопрос: Какой человек скрывается за образом Волка? (Обсуждение в группах). Нам важно выяснить, как Крылов смог создать художественный образ, какие слова отбирал для создания портрета героя?
Создание мини - проектов.
У каждой группы свое задание , сформулированное в «путеводителе». Старший группы организует работу с учетом того, что члены группы не только должны принять участие в обсуждении, но и подготовить материал для тематического словаря (данная таблица заполняется членами каждой группы в процессе работы над проектами).
№ группы | Тематический словарь | Знаю слова- понятия | Внимателен к слову писателя | Пополняю свой лексикон |
1 группа | «Волк и ягненок» | |||
2 группа | «Волк и журавль» | |||
3 группа | Волк на псарне» |
V. Построение проекта .
1 путеводитель (1 группа):
Речь волка:
- Чем отличается речь Волка в данных баснях?
- Какие слова преобладают в речи Волка?
- Что в речи Волка выдает его волчью натуру?
- В каком бы тоне вы стали читать слова Волка?
2 путеводитель (2 группа):
Слова автора:
- Найдите глаголы, характеризующие поведение и поступки волка. Что общего между всеми этими глаголами?
- Какие ещё слова, кроме глаголов, передают авторское отношение к Волку?
- Понаблюдайте за речью Ягненка. Какие слова он употребляет? Как они звучат?
3 путеводитель (3 группа):
- Найдите в басне «Волк и ягненок» синоним к слову бегал. Как найденное слово характеризует Волка?
- Перечитайте сцену переполоха в басне «Волк на псарне». Найдите глаголы и докажите, что с помощью них характеризуется Волк.
- Найдите в басне «Волк и журавль» глаголы, характеризующие поведение и поступки Волк. Что общего между этими глаголами?
- Крылова называют мастером портретной живописи. Согласны вы с этим мнением? Если да, то приведите примеры из текста.
Работа над проектами , ребята делятся своими наблюдениями.
VI. Выводы. Итоги наблюдений.
Проблемный вопрос: Как работает И.А.Крылов над словом?
Варианты ответов:
- автор тщательно отбирает лексику;
- использует простые слова, но богатые лексическими оттенками;
- большую роль играют выразительные слова (экспрессивная лексика);
- автор подбирает нужные интонации.
От каждой группы выступает один ученик , дает словесный портрет Волка.
VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Стилистическая игра.
Учитель: Мы говорили о точности и выразительности языка великого баснописца, о богатстве лексических оттенков слова. Вот и определите, какое слово пропущено в цитатах из басни Крылова «Волк и Кот». Ввожу в ситуацию( краткое содержание начала басни).
« Волк рад бы в первые тут ___________ ворота (прыгнуть, шмыгнуть, юркнуть);
«Вот видит Волк мой на заборе Кота
И ______: «Васенька, мой друг…» (просит, молвит, молит);
«Сказал тут Васька Волку:
«Что вижу, кум: Ты всем в деревне ___________( насолил, навредил, надоел).
VIII. Домашняя работа (по выбору):
- Письменная литературная зарисовка. Её герои Волк и Заяц, и между ними царят мир и гармония;
- Кроссворд «Басни И.А.Крылова».
IX. Рефлексия.
- Расскажите, о чем мы узнали сегодня на уроке, побывав в мастерской великого русского баснописца И.А.Крылова? (Возможные варианты ответов: Внимание к басенному слову помогло нам правильно оценить поступки героев, правильно прочитать басню, научило быть внимательным к собственным высказываниям, проявить свои творческие способности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"
Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит приме...
Мастерская художника слова.
Урок литературы в 6 классе по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»....
"Входя в мир Чехова…» В мастерской художника слова. Особенности юмористических рассказов
Урок обобщающего повторения. Творчество А.П. Чехова...
"Входя в мир Чехова…» В мастерской художника слова. Особенности юмористических рассказов
Урок обобщающего повторения. Творчество А.П. Чехова...
"Входя в мир Чехова…» В мастерской художника слова. Особенности юмористических рассказов
Урок обобщающего повторения. Творчество А.П. Чехова...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Природа и художник. Золотая волшебница-осень»
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Природа и художник. Золотая волшебница-осень» ...