Конспект урока по басням И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Наталья Николаевна Фролова

Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. Данный урок  проводится в игровой форме и учитывает задания учебника (именно на их основе составлены авторские задания игры). Новизна разработки заключается в выборе вида игры («Морской бой»), что предполагает элемент неожиданности, интереса, даже азарта (например, возможность получения бонусного балла), а также в использовании компьютерных технологий. Возможности операционной среды MS Power Point позволяют нестандартно преподнести учебный материал, разнообразить урок иллюстративным материалом, использовать видеофрагменты. В то же время на уроке предполагается не только работа с презентацией Power Point , но и выполнение учащимися заданий на бумажных носителях («Найди пару», «Вставь пропущенные слова», «Узнай басню»).

 Учащимся предлагаются задания разного уровня: выразительное чтение либо чтение наизусть, в зависимости от степени подготовленности учащихся, знание текста и фактов биографии, восприятие и истолкование (узнавание морали басен), а также узнавание басни по иллюстрациям (развитие образного мышления).

 Работа на уроке основана на совместной деятельности учащихся в ходе повторения и обобщения учебного материала. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, который выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, и фактор саморазвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова

Фролова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка.

Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. В методических пособиях рекомендуется итоговый урок по басням И. Крылова проводить в игровой форме (например, в пособии Н.В. Егоровой «Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс» (Москва, ВАКО, 2009) предлагается урок-викторина). Учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой содержит такие вопросы и задания для учащихся:

какие термины нужно знать, чтобы понять басню?

вспомните басню и заполните пропуски.

определите, к какой басне относится вывод.

подготовьте инсценировку одной из басен.

Данный урок также проводится в игровой форме и учитывает задания учебника (именно на их основе составлены авторские задания игры). Новизна разработки заключается в выборе вида игры («Морской бой»), что предполагает элемент неожиданности, интереса, даже азарта (например, возможность получения бонусного балла), а также в использовании компьютерных технологий. Возможности операционной среды MS Power Point позволяют нестандартно преподнести учебный материал, разнообразить урок иллюстративным материалом, использовать видеофрагменты. В то же время на уроке предполагается не только работа с презентацией Power Point , но и выполнение учащимися заданий на бумажных носителях («Найди пару», «Вставь пропущенные слова», «Узнай басню»).

Учащимся предлагаются задания разного уровня: выразительное чтение либо чтение наизусть, в зависимости от степени подготовленности учащихся, знание текста и фактов биографии, восприятие и истолкование (узнавание морали басен), а также узнавание басни по иллюстрациям (развитие образного мышления).

Работа на уроке основана на совместной деятельности учащихся в ходе повторения и обобщения учебного материала. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, который выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, и фактор саморазвития.

Цель урока:

обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.

проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

воспитание культуры работы в группе;

воспитание интереса к классической литературе.

2 Цель урока:

-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Личностные:

* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

воспитание интереса к классической литературе.

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Форма урока: игра.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 5 класс

Вид урока: урок-игра

УМК:

— Литература.

— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011

— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

— раздаточный материал;

— технические средства обучения

Средства наглядности:

— раздаточный материал: карточки с названиями животных;

— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.

Тема: «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ…»

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Организационная структура урока:

Вхождение в тему урока.

Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.

РЕФЛЕКСИЯ:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Вы заметили, конечно, заходя в класс, что наш второй урок пройдет сегодня не совсем обычно. И если вдруг вы почувствовали себя немного неловко, я хочу сказать вам, что урок – это всего 40 минут, мое сердце с вами и все у нас получится! Итак, начинаем…

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Чей портрет вы видите? Кто такой И.А.Крылов? В тему урока вынесены слова: ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ…» Как вы думаете, кому они могут принадлежать?

А что означают эти слова?

Итак, о ком и о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне как литературном жанре и, надеюсь, порадуем друг друга хорошими ответами!

Актуализация знаний.

Чтение учителем стихотворения М. Исаковского «Кто не слыхал его живого слова?».

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

Учитель:

2 февраля этого года исполнится 245 лет со дня рождения И. А. Крылова, великого русского баснописца. Крыловские герои и фразы – афоризмы знакомы нам с детства. Талант писателя Крылова сродни врачебному таланту. Он точно ставит диагноз обществу и человеку и подсказывает пути искоренения болезни.Профессия учителя и врача схожа с профессией баснописца…

У: Сегодняшний урок я вам предлагаю провести в виде игры. …(Объяснение правил)

Для проведения игры класс делится на команды. Самый оптимальный вариант – три команды (по рядам). Игра начинается со слайда № 3. Это игровое поле «Морского боя», состоящее из 16 квадратов. Каждый квадрат – это гиперссылка:

на задание (их восемь);

на слайд «Мимо» (их пять), в данном случае ход переходит к другой команде;

на слайд «Бонус» (их три), что даёт команде дополнительный балл.

Ход игры

Команды по очереди называют квадраты. Случаи «Мимо» и «Бонус» описаны выше. Если выпадает слайд с заданием, то команде даётся право первого ответа. После выполнения всех заданий подводятся итоги.

Описание конкурсов.

1. Конкурс-разминка. ( по 1 баллу за каждый правильный ответ)

— Чьи корни подрывала свинья в поисках желудей? (Дуба)

— Кто все лето пропел, а спохватился о доме только зимой? ( Стрекоза)

— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)

— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)

— Что пленило лисицу? (Сырный дух)

— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

Дальше – «МОРСКОЙ БОЙ»

Конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

Например:

СЛОН – МОСЬКА, СТРЕКОЗА – МУРАВЕЙ, КУКУШКА– ПЕТУХ, КОТ– ПОВАР, ВОЛК– ЯГНЕНОК, СВИНЬЯ – ДУБ, ВОРОНА – ЛИСИЦА, ЛИСИЦА – ВИНОГРАД.

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

Угадай и запиши название басни по её морали.

Басня.

Её мораль.

Мораль

Название басни

#1054;дна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

2. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

3. Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие

4. В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Конкурс «Алло, мы ищем таланты».

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.

Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

«Конкурс Знатоков».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Например:

Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да _________________, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.

_______________ к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так __________, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за ____________, что за глазки!

Рассказывать, так, _________, сказки!

Для команды № 2

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах ___________ нет,

На _________ их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только _________.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с ___________ воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.

Для команды № 3

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза

Лето ___________ пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима ___________ в глаза.

__________________ чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой ______________

______________, голод настает;

Стрекоза уж не поет;

И кому же в ум пойдет

На _____________ петь голодный!

Конкурс «Блиц-турнир»

Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 5 минут.

Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

В басне используются:

диалог;

просторечная лексика;

особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

Конкурс «Знаете ли вы?».

Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова. (Литература. 5 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007. С. 85 – 87.)

Команде даётся право выбора вопроса. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 7 минут.

Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы:

Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?

На каком инструменте играл И. Крылов?

Что вы знаете о детстве И. Крылова?

Сколько басен создано И. Крыловым?

Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?

Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?

Конкурс «Картинная галерея»

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.

Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.

Конкурс «Угадай басню»

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню..

Цитаты:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

«А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, Щука и Рак»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

XII. Итог урока. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?(Слайд №21).

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты: Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Урок окончен, всем - спасибо!

Слайд № 32 – завершающий на уроке. После подведения итогов (на слайде появляется надпись «Молодцы!») учитель обращается к строкам П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

Детям задаются вопросы:

Как вы понимаете строки?

Согласны ли вы с автором?

Физкультминутка.

Вспоминаем устное народное творчество. (Учитель называет фольклорных героев. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван крестьянский сын, Чудо Юдо, Иван – царевич, Лихо одноглазое, Кощей Бессмертный, Марья – искусница, Кикимора, Змей Горыныч, Маугли. (Реакция на имя последнего героя выявляет невнимательных: Маугли не фольклорный персонаж, а герой произведений Р. Киплинга).

Домашняя работа: сочинить басню.

Алгоритм:

#1042;ыбираем порок, который будем освещать: жадность, глупость, невежество, лень,

2. Выбираем героев, помня об аллегории:

3. Придумываем сюжет.

#1047;аписываем мораль.

Например:

Карточки:

Конкурс «Найди пару» СЛОН – МОСЬКА, СТРЕКОЗА – МУРАВЕЙ, КУКУШКА– ПЕТУХ, КОТ– ПОВАР, ВОЛК– ЯГНЕНОК, СВИНЬЯ – ДУБ, ВОРОНА – ЛИСИЦА, ЛИСИЦА – ВИНОГРАД.

СЛОН

МОСЬКА

ВОРОНА

ЛИСИЦА

ЛИСИЦА

ВИНОГРАД

КОТ

ПОВАР

ВОЛК

ЯГНЕНОК

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

КУКУШКА

ПЕТУХ

СВИНЬЯ

ДУБ

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Угадай и запиши название басни по её морали.

Мораль

Название басни

#1054;дна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

2. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

3. Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие

4. В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Угадай и запиши название басни по её морали.

Мораль

Название басни

#1054;дна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

2. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

3. Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие

4. В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Угадай и запиши название басни по её морали.

Мораль

Название басни

#1054;дна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

2. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

3. Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие

4. В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Угадай и запиши название басни по её морали.

Мораль

Название басни

#1054;дна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

2. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

3. Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие

4. В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Рефлексия: «Оцени себя на уроке»(5 листов)

Урок

Я на уроке

Итог

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

Интересно

Работал

Понял материал

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

Интересно

Работал

Понял материал

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

Интересно

Работал

Понял материал

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

Интересно

Работал

Понял материал

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

СЛОН

МОСЬКА

ВОРОНА

ЛИСИЦА

ЛИСИЦА

ВИНОГРАД

КОТ

ПОВАР

ВОЛК

ЯГНЕНОК

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

КУКУШКА

ПЕТУХ

СВИНЬЯ

ДУБ

СЛОН

МОСЬКА

ВОРОНА

ЛИСИЦА

ЛИСИЦА

ВИНОГРАД

КОТ

ПОВАР

ВОЛК

ЯГНЕНОК

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

КУКУШКА

ПЕТУХ

СВИНЬЯ

ДУБ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Басни

Слайд 2

Одним из старейших жанров (от французского ganre – вид) литературы является БАСНЯ . БАСНЯ - короткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в иносказательной форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.

Слайд 3

Гесиод Эзоп Лафонтен Басня широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп. Много позже во Франции появился острослов Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

Слайд 4

В России в жанре басни писали: М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов.

Слайд 5

Первые басни как особый жанр появились в VI веке до нашей эры. Рождение басни приписывается Эзопу. О жизни Эзопа почти не сохранилось никаких сведений. Уже в средние века появилась придуманная биография Эзопа и даже роман о его жизни. В баснях была критика несправедливости жизни. Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей.

Слайд 6

Многие поэты и писатели переписывали и переводили басни Эзопа на языки народов всего мира. С древних времен их изучают в школе. Всем, например, известны басни о лисице и винограде, о вороне и лисице это басни Эзопа. Их пересказал для нас великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов.

Слайд 7

Иван Андреевич Крылов 1769 - 1844 Родился 2 февраля 1769 года в Москве в семье бедного армейского капитана. Детство прошло среди тревог и волнений походной жизни, во время Пугачевского восстания. Отец умер, когда Ивану Андреевичу было 11 лет, семья осталась без средств к существованию. Крылов был вынужден идти писцом в тверской суд.

Слайд 8

В свободное от работы время мальчик много читал, для совершенствования французского языка переводил басни Лафонтена, играл на скрипке. Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но великим баснописцем стал только в начале 19 века.

Слайд 9

Крылов выпустил девять книг, в которых было более двухсот басен. Многие из них вам известны с детских лет. Дедушка Крылов, так называли баснописца. Строки из басен И.А.Крылова давно вошли в нашу жизнь, стали привычными, общеизвестными, меткими и точными выражениями, превратились в пословицы и поговорки .

Слайд 10

«А Васька слушает, да ест» («Кот и повар») «А ларчик просто открывался» («Ларчик») «Хоть я и гнусь, но не ломаюсь» («Дуб и трость») «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и ягненок»)

Слайд 11

Жанр басни имеет ряд особенностей. В ней действуют предметы, животные, которым приписываются человеческие качества и переживания. Такой прием называется олицетворением. Басни высмеивают людские пороки через аллегорические образы животных.

Слайд 12

Аллегория ( от греческого – иносказание) – изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном художественном образе. Связь между значением и образом устанавливается по сходству. Например: Лев – сила, власть, царственность . Лиса – хитрость. Осел – упрямство. Сова – мудрость.

Слайд 13

Басни пишутся с целью нравоучения или воспитания. В конце или начале басни помещается мораль . Выражение «эзопов язык» стало нарицательным, так называют всякое иносказание, по имени греческого баснописца Эзопа.

Слайд 14

Мораль – нравоучение, вывод, художественной иллюстрацией которого является сама басня. «Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк». («Петух и жемчужное Зерно»)

Слайд 15

Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и показывает. Как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее. Узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Слайд 16

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. П.А. Вяземский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНКУРС ЗНАТОКОВ БАСЕН И.А. КРЫЛОВА

Слайд 2

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ В дружной работе – залог успеха! Вы команда, значит, работать должны все! Быстро и чётко распределяйте обязанности. Умейте выслушать товарища. Не расстраивайтесь в случае неудачи и не ищите виновного. Верьте: у вас всё получится!

Слайд 3

А Б В Г 1 2 3 4

Слайд 4

МИМО!

Слайд 5

БОНУС!

Слайд 6

БОНУС!

Слайд 7

БОНУС!

Слайд 8

БЛИЦ-ТУРНИР

Слайд 9

1 балл 2 балла 3 балла

Слайд 10

БАСНЯ Небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль. Основной художественный приём - иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные. В басне используются: - диалог; - просторечная лексика; - особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь ).

Слайд 11

МОРАЛЬ Поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление

Слайд 12

АЛЛЕГОРИЯ Иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

Слайд 13

КОНКУРС ЗНАТОКОВ

Слайд 14

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Слайд 16

АЛЛО! МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!

Слайд 18

НАЙДИ ПАРУ

Слайд 19

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…

Слайд 20

1 4 5 2 6 3

Слайд 21

Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?

Слайд 22

На каком инструменте играл И. Крылов?

Слайд 23

Что вы знаете о детстве И. Крылова?

Слайд 24

Сколько басен создано И. Крыловым?

Слайд 25

Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?

Слайд 26

Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?

Слайд 27

МОРАЛЬ СЕЙ БАСНИ ТАКОВА...

Слайд 28

УГАДАЙ БАСНЮ

Слайд 29

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… У сильного всегда бессильный виноват… А Ларчик просто открывался… А Васька слушает да ест…

Слайд 30

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт… И в сердце льстец всегда отыщет уголок…

Слайд 32

МОЛОДЦЫ! Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. П.А. Вяземский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Основная цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные учащимися о басне;          Учащиеся должны  развивать навыки работы в группах, умение выразительно ч...

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Презентация к обобщающему уроку по басням. И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать". Составлена учениками. Содержит вопросы, викторину, кроссворд....

Урок-проект по басням И.А.Крылова " Люблю,где случай есть, пороки пощипать..."

Урок литературы в 5(или 6) классе после изучения басен И.А.Крылова. Требует домашней подготовки учащихся. Может быть проведен в форме "Минуты славы"Содержит технологическую карту урока и презентацию. ...

Внеклассное мероприятие по литературе по творчеству И.А.Крылова «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ. Но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную муд...

Конспект урока по творчеству И.А.Крылова "Люблю, где повод есть, пороки пощипать..."

Урок разработан в соответствии с возрастными особенностями....

Конспект урока по литературе в 9 классе "Островский. "Бедность не порок". Особенности драматургии

Конспект урока содержит сведения о биографии писателя. На уроке рассматриваются особенности драматургии Островского на примере произведения "Бедность не порок"...

Конспект открытого урока "Люблю, где случай есть, пороки пощипать..."

Все басни своими корнями уходят в глубокую древность. Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг и впервые задумался о мире и себе. По существу он был озабочен ...